Лекции по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 21:06, курс лекций

Описание работы

1. Понятие бизнеса, его участники
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).

Файлы: 1 файл

biznes-planirovanie_shpory.docx

— 125.51 Кб (Скачать файл)

5) просчитать риски и  предусмотреть трудности, которые  могут помешать выполнению бизнес-плана.

10. Функции  бизнес- планирования

В современной практике бизнес- план выполняет пять функций.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес- плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Подготовка и эффективное использование бизнес- плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес- план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы.Что касается временного аспекта бизнес- планирования, то большинство фирм составляет планы на год.В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.Наряду с внутрифирменными функциями бизнес- планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне.Совокупность долгосрочных бизнес- планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. Таким образом, в наибольшей степени бизнес- план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов.Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

11. Особенности  составления бизнес- плана

В рыночной экономике существует множество версий бизнес- планов: по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес- планов в зависимости назначения: по бизнес- линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

Инициаторы бизнес- плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес- плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

Подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

1) заказчика бизнес- плана, являющегося самостоятельным инвестором  или использующего привлеченный  капитала, интерес которого —  реализация проекта и получение  дохода;

2) инвестора, интерес которого  — возврат вложенных средств  и получение дивидендов;

3) потребителей, использующих  продукцию, интерес которых —  удовлетворение потребностей в  товарах;

4) органов власти, определяющих  потребности и приоритеты развития  бизнеса, основная цель работы  которых — удовлетворение общественных  потребностей.

В бизнес- плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно- производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников.

Существуют определенные особенности при разработке бизнес- планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес- план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнесплана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес- плана, увязанные с инвестиционным проектом.

Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес- планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах (бизнес- единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес- план составляется соответственно.

12. Отличие  бизнес- плана от других плановых  документов

Бизнес- план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес- план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес- плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово- экономических аспектах бизнеса, в то время как научно- технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.

Бизнес- план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше.

Однако между бизнес- планом и стратегическим планом существует ряд различий:

1) в отличие от стратегического  плана бизнес- план включает не  весь комплекс общих целей  фирмы, а только одну из них  — ту, которая связана с созданием  и развитием определенного нового  бизнеса.

Бизнес- план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;

2) стратегические планы  — это обычно планы с растущим  горизонтом времени. Бизнес- план  имеет четко очерченные временные  рамки;

3) в бизнес- плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес- плана.

Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле. Бизнес- план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес- проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес- план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе делового планирования. Может также существовать бизнес- план организации, включающий планируемые результаты инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии. В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес- план предприятия, который регулирует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.

Таким образом, инвестиционный проект и бизнес- план могут быть близки по структуре. Структура бизнес- плана схожа с инвестиционным проектом.

13. Тит. лист, оглавление,  меморандум конфиденциальности, резюме б-п

Бизнес- план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:

1) наименование проекта;

2) место подготовки плана;

3) авторов проекта, название  и адрес предприятия, телефоны;

4) имена и адреса учредителей;

5) назначение бизнес- плана  и его пользователей.

На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Также титульный лист может содержать требование о возврате автору бизнес- плана. После титульного листа следует оглавление — формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.

Бизнес- план может содержать аннотацию, в которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес- плана (0,5—2 страницы). Аннотация может быть оформлена в последовательности, которая указана ниже.

1. Предприятие.

2. Адрес.

3. Телефон, факс.

4. Руководитель предприятия.

5. Суть предлагаемого проекта  и место реализации.

6. Результат реализации  проекта.

7. Необходимые финансовые  ресурсы.

8. Срок окупаемости проекта.

9. Ожидаемая среднегодовая  прибыль.

10. Предполагаемая форма  и условия участи инвестора.

11. Возможные гарантии  по возврату инвестиций.

В введении указываются задача составления бизнес- плана и круг лиц, которым он адресован.

Резюме (концепция бизнеса) — краткое изложение основных положений предполагаемого плана. Концепция составляется после написания всех разделов бизнес- плана, так как содержит самое основное из всех его разделов. Помимо выделения главной цели (целей) бизнес- плана, указывается, для кого он предназначен. Таким образом, резюме содержит следующие данные:

1) идеи, цели и суть проекта;

2) особенности предлагаемых  товаров (услуг, работ) и их преимущества  в сравнении с аналогичной  продукцией конкурентов;

3) стратегию и тактику  достижения поставленных целей;

4) квалификацию персонала  и особенно ведущих менеджеров;

5) прогноз спроса, объемы  продаж товаров (услуг, работ) и суммы  выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т. д.);

6) планируемую себестоимость  продукции и потребность финансирования;

7) ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок  окупаемости затрат;

8) основные факторы успеха.

14. Прогноз  прибылей и убытков

Прогноз прибылей и убытков отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период. Цель составления данного прогноза — представить в обобщенной форме результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Прогноз прибылей и убытков показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль, и, по существу, является прогнозом финансовых результатов. В бизнес- плане следует представить все виды налогообложения.

В прогнозе прибылей и убытков все значения приводятся без учета НДС, платежи по продажам и прямым издержкам отображаются на момент поставки продукции.

Прогнозный баланс характеризует финансовое положение предприятия на конец рассчитываемого периода времени и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования — с другой (пассив).

При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменения стоимости материальных запасов, вызванные, например, ростом объема продаж и др. В разделе «Пассивы» отмечаются планируемые займы, выпуск акций и т. д.

В прогнозе движения денежных средств содержится информация, дополняющая данные прогнозного баланса и прогноза прибылей и убытков в части определения притока денежных средств, необходимых для выполнения запланированного объема финансово- хозяйственных операций. Все поступления и платежи учитываются в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления их платежей, с учетом времени задержки оплаты реализованной продукции (услуги), времени задержки платежей и поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовыми платежами), а также условий формирования производственных запасов.

В прогноз движения денежных средств не включается амортизация, хотя амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, но они не представляют собой денежное обязательство.

В действительности начисленная сумма амортизации остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Все значения в прогнозе отражаются с учетом НДС, платежи по продажам и прямым издержкам отображаются на момент фактического совершения платежей.

Соответственно трем важнейшим сферам деятельности предприятия — операционной (или производственной), инвестиционной и финансовой — прогноз движения денежных средств состоит из трех разделов:

1) кеш- фло от текущей основной (производственной) деятельности;

2) кеш- фло от инвестиционной деятельности;

3) кеш- фло от финансовой деятельности.

 

 

 

15. Характеристика  объекта бизнеса организации  АПК

В разделе бизнес- плана «Характеристика объекта бизнеса организации» («Характеристика услуг и продукции») представляется описание продукции предприятия с позиции потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения:

1) потребности, удовлетворяемые  товаром;

2) показатели качества;

3) экономические показатели;

4) внешнее оформление;

5) сравнение с другими  аналогичными товарами;

6) патентная защищенность;

7) показатели экспорта  и его возможности;

Информация о работе Лекции по "Предпринимательству"