Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 21:06, курс лекций
1. Понятие бизнеса, его участники
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).
5) просчитать риски и
предусмотреть трудности, которые
могут помешать выполнению
10. Функции бизнес- планирования
В современной практике бизнес- план выполняет пять функций.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес- плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Подготовка и эффективное использование бизнес- плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес- план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы.Что касается временного аспекта бизнес- планирования, то большинство фирм составляет планы на год.В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.Наряду с внутрифирменными функциями бизнес- планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне.Совокупность долгосрочных бизнес- планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. Таким образом, в наибольшей степени бизнес- план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов.Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.
11. Особенности составления бизнес- плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес- планов: по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес- планов в зависимости назначения: по бизнес- линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Инициаторы бизнес- плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес- плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
Подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:
1) заказчика бизнес- плана,
являющегося самостоятельным
2) инвестора, интерес которого — возврат вложенных средств и получение дивидендов;
3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых — удовлетворение потребностей в товарах;
4) органов власти, определяющих
потребности и приоритеты
В бизнес- плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно- производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников.
Существуют определенные особенности при разработке бизнес- планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес- план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнесплана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес- плана, увязанные с инвестиционным проектом.
Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес- планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах (бизнес- единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес- план составляется соответственно.
12. Отличие бизнес- плана от других плановых документов
Бизнес- план, как никакой из других планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращается в своего рода товар, продажа которого должна принести максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития предприятия бизнес- план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. Кроме того, в бизнес- плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово- экономических аспектах бизнеса, в то время как научно- технические, технологические и социальные стороны представлены менее детально.
Бизнес- план является одним из ключевых элементов стратегического планирования. Как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно 3—5 лет, иногда больше.
Однако между бизнес- планом и стратегическим планом существует ряд различий:
1) в отличие от стратегического
плана бизнес- план включает не
весь комплекс общих целей
фирмы, а только одну из них
— ту, которая связана с созданием
и развитием определенного
Бизнес- план организации ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
2) стратегические планы
— это обычно планы с растущим
горизонтом времени. Бизнес- план
имеет четко очерченные
3) в бизнес- плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес- плана.
Инвестиционный проект целесообразно рассматривать во втором смысле. Бизнес- план организации иногда выступает по отношению к инвестиционному проекту как документ, представляющий собой планы разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес- проектов, не требующих значительных затрат и непродолжительных по срокам реализации, бизнес- план может заменить инвестиционный проект. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в предынвестиционной фазе делового планирования. Может также существовать бизнес- план организации, включающий планируемые результаты инвестиционного проекта, например, если инвестиционный проект реализуется на действующем предприятии. В этом случае инвестиционный проект может быть включен в бизнес- план предприятия, который регулирует порядок использования свободных средств предприятия и заемных финансовых ресурсов в рамках инвестиционного проекта.
Таким образом, инвестиционный проект и бизнес- план могут быть близки по структуре. Структура бизнес- плана схожа с инвестиционным проектом.
13. Тит. лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме б-п
Бизнес- план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:
1) наименование проекта;
2) место подготовки плана;
3) авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны;
4) имена и адреса учредителей;
5) назначение бизнес- плана и его пользователей.
На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Также титульный лист может содержать требование о возврате автору бизнес- плана. После титульного листа следует оглавление — формулировка разделов плана с указанием страниц и выделением наиболее важных пунктов в соответствии с особенностями конкретного проекта.
Бизнес- план может содержать аннотацию, в которой дается краткое описание цели и основных положений бизнес- плана (0,5—2 страницы). Аннотация может быть оформлена в последовательности, которая указана ниже.
1. Предприятие.
2. Адрес.
3. Телефон, факс.
4. Руководитель предприятия.
5. Суть предлагаемого проекта и место реализации.
6. Результат реализации проекта.
7. Необходимые финансовые ресурсы.
8. Срок окупаемости проекта.
9. Ожидаемая среднегодовая прибыль.
10. Предполагаемая форма и условия участи инвестора.
11. Возможные гарантии по возврату инвестиций.
В введении указываются задача составления бизнес- плана и круг лиц, которым он адресован.
Резюме (концепция бизнеса) — краткое изложение основных положений предполагаемого плана. Концепция составляется после написания всех разделов бизнес- плана, так как содержит самое основное из всех его разделов. Помимо выделения главной цели (целей) бизнес- плана, указывается, для кого он предназначен. Таким образом, резюме содержит следующие данные:
1) идеи, цели и суть проекта;
2) особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
3) стратегию и тактику достижения поставленных целей;
4) квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров;
5) прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т. д.);
6) планируемую себестоимость
продукции и потребность
7) ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;
8) основные факторы успеха.
14. Прогноз прибылей и убытков
Прогноз прибылей и убытков отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период. Цель составления данного прогноза — представить в обобщенной форме результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Прогноз прибылей и убытков показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль, и, по существу, является прогнозом финансовых результатов. В бизнес- плане следует представить все виды налогообложения.
В прогнозе прибылей и убытков все значения приводятся без учета НДС, платежи по продажам и прямым издержкам отображаются на момент поставки продукции.
Прогнозный баланс характеризует финансовое положение предприятия на конец рассчитываемого периода времени и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу и направлениям использования, с одной стороны (актив), и по источникам их финансирования — с другой (пассив).
При составлении прогноза баланса учитываются приобретения основных фондов, изменения стоимости материальных запасов, вызванные, например, ростом объема продаж и др. В разделе «Пассивы» отмечаются планируемые займы, выпуск акций и т. д.
В прогнозе движения денежных средств содержится информация, дополняющая данные прогнозного баланса и прогноза прибылей и убытков в части определения притока денежных средств, необходимых для выполнения запланированного объема финансово- хозяйственных операций. Все поступления и платежи учитываются в периоды времени, соответствующие фактическим датам осуществления их платежей, с учетом времени задержки оплаты реализованной продукции (услуги), времени задержки платежей и поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции (в кредит, с авансовыми платежами), а также условий формирования производственных запасов.
В прогноз движения денежных средств не включается амортизация, хотя амортизационные отчисления относятся к разряду калькуляционных издержек, но они не представляют собой денежное обязательство.
В действительности начисленная сумма амортизации остается на счете предприятия, пополняя остаток ликвидных средств. Все значения в прогнозе отражаются с учетом НДС, платежи по продажам и прямым издержкам отображаются на момент фактического совершения платежей.
Соответственно трем важнейшим сферам деятельности предприятия — операционной (или производственной), инвестиционной и финансовой — прогноз движения денежных средств состоит из трех разделов:
1) кеш- фло от текущей основной (производственной) деятельности;
2) кеш- фло от инвестиционной деятельности;
3) кеш- фло от финансовой деятельности.
15. Характеристика объекта бизнеса организации АПК
В разделе бизнес- плана «Характеристика объекта бизнеса организации» («Характеристика услуг и продукции») представляется описание продукции предприятия с позиции потребителя. С этой целью приводятся следующие сведения:
1) потребности, удовлетворяемые товаром;
2) показатели качества;
3) экономические показатели;
4) внешнее оформление;
5) сравнение с другими аналогичными товарами;
6) патентная защищенность;
7) показатели экспорта и его возможности;