Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 11:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мер по снижению внутренних предпринимательских рисков.
Основные задачи курсовой работы:
1 Изучение теоретического аспекта риска в производственном предпринимательстве;
2 Рассмотрение организационно-экономической характеристики хозяйства;
3 Оценка локальных рисков и влияния качества организации управления риском на финансовые результаты деятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ РИСКОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ 5
1.1 Сущность риска в предпринимательстве 5
1.2 Внешние и внутренние причины возникновения риска в предпринимательстве 9
1.3 Последствия негативного воздействия риска на производство 13
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика 18
2.2 Оценка локальных производственных рисков организации 25
2.3 Влияние качества организации управления риском на финансовые результаты деятельности 34
3 ПУТИ СНИЖЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
РИСКОВ 39
3.1 Сокращение организацией непредвиденных затрат 39
3.2 Меры по нейтрализации риска невостребованности произведенной продукции 46
3.3 Оценка партнеров по договорным отношениям и условий заключения сделок 52
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
К резервам относятся: нереализованные возможности улучшения результатов производства в следствие различных причин. При подсчете резервов особое внимание следует обращать на их реальность.
Практически во всех хозяйствах имеют место большие неиспользуемые внутрихозяйственные возможности (резервы) повышения эффективности производства. За счет их выявления и освоения может быть существенный прирост эффективности производства при незначительных затратах труда и средств.
Увеличение объема производства и, как следствие, объема продаж. Основными резервами увеличения объёма продукции растениеводства, является рост урожайности, посевных площадей за счет более полного использования земель и другие. В свою очередь резервы увеличения объёма валовой продукции за счет повышения урожайности складывается как результат ликвидации потерь при сборе урожая. Это возможно за счет подбора более удачных сортов пшеницы для этой местности. Средняя урожайность ЗАО «Куйбышевское» за три последних года составляет 9 центнеров с одного гектара, в 2012 году она равна 7,8 ц. Путем замены высеваемых сортов на более урожайные, можно повысить урожайность на 2-3 центнера. Так же за счет оптимальных сроков уборки можно сократить потери урожая. Существует ряд причин, по которым идет потеря и она может достигать 30% от урожайности.
Возможно применение специальных удобрений, например, «Тур» разработанный нашей Академией. Его применение способствует сохранению урожайности и уменьшению потерь на 2-4-центера с гектара при его стоимости 70 рублей на гектар. Обобщим полученные результаты.
Подсчет резервов увеличения производства продукции за счет уборки в оптимальные сроки.
Таблица 12 - Резерв увеличения производства продукции за счет уборки в оптимальные сроки
Культура |
Площадь убранная позднее оптимального срока, га |
Урожайность, ц/га |
Потери продукции, ц | ||
При уборке в срок |
При поздней уборке |
С 1 га |
Со всей площади | ||
Зерно |
1000 |
9 |
5 |
4 |
4000 |
В результате уборки урожая сельскохозяйственной продукции позднее агротехнических сроков ЗАО «Куйбышевское» потеряло 4000 ц продукции. При умножении на цену фактической реализации (зерно 720 за ц) получим 2880000 рублей. Отсюда следует, что резерв увеличения производства за счет уборки в оптимальные сроки очень существен, и следует его рассматривать.
Рассчитаем резерв увеличения объёма реализации продукции сельского хозяйства за счет применения более урожайного сорта.
Таблица 13- Резерв увеличения производства продукции за счет применения удобрений
Культура |
Площадь , га |
Урожайность, ц/га |
Прибавка урожайности, ц | ||
Фактич. |
Возможн. |
С 1 га |
Со всей площади | ||
Зерно |
9442 |
7,8 |
10,1 |
2,3 |
21717 |
В результате применения нового сорта получаем прибавку урожая сельскохозяйственной продукции 21717 ц продукции. При умножении на цену фактической реализации (зерно 720 за ц) получим 15636240 рублей. Резерв так же является довольно привлекательным.
3.2 Меры по нейтрализации риска
невостребованности
Риск невостребованности продукции возникает вследствие отказа потребителя от приобретения произведенной продукции. Риск характеризуется величиной возможного экономического и морального ущерба понесенного производителем по этой причине. Причин возникновения риска невостребованности произведенной продукции может быть много, но, как правило, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти причины по условиям возникновения можно разделить на внутреннне и внешние. Внутренние причины возникновения риска зависят от деятельности самого предприятия, его подразделений и отдельных работников.
Уровень риска невостребованности продукций зависит от уровня квалификации персонала предприятия, так как именно ошибки работников могут повлечь за собой возникновение данного риска. Например, неправильно составленный специалистами прогноз спроса на производимую предприятием продукцию приведет к диспропорции между объемом произведенной и объемом реализованной продукции, т. е. часть продукции не будет реализована. В результате подобной ошибки предприятие понесет убытки.
Несоответствие уровня квалификации рабочих, других категорий работников применяемой технологии производства продукции, низкая технологическая дисциплина, слабый контроль за качеством изготовления деталей, узлов, оборки могут привести к низкому качеству продукции, падению спроса на нее, что приведет к снижению цены продукции, уменьшению выручки и прибыли, а также к падению репутации предприятия, снижению его конкурентоспособности.
Организация производственного процесса также сказывается на уровне риска невостребованности продукции. Нарушения в технологическом цикле приводят к снижению качества производимой продукции, к явному или скрытому браку. Обнаружение скрытого брака потребителями наносит предприятию не только экономический, но и моральный вред. Возврат бракованной продукции потребителем приравнивается к невостребованной продукции, к тому же потребителю необходимо возместить причиненные убытки. Неритмичность работы подразделений предприятия, внеплановые остановки оборудования отражаются на себестоимости и качестве продукции. Чтобы перекрыть время простоев, предприятие часто прибегает к нарушению технологии, что отрицательно сказывается на конечных результатах [15].
Использование физически устаревших основных производственных фондов приводит к частым поломкам и остановке оборудования. В результате увеличивается время ремонта, повышаются затраты на производство продукции и снижается ее качество.
Причины несоблюдения технологического процесса на предприятии можно объединить в две группы:
1) зависящие от персонала
2) не зависящие от предприятия:
внезапное отключение электроэн
На уровень риска опосредованно влияют качество сырья и материалов, своевременность их поступления на предприятие. Замена необходимых материалов на другие может увеличить риск в том случае, если заменяющие материалы или дороже, или не соответствуют техническому уровню изготовляемой продукции. А это приводит к увеличению цены производимой продукции и падению спроса на нее даже при улучшении качества продукции.
Непосредственное влияние на уровень риска невостребованности продукции могут оказывать и другие внутренние факторы:
- организация сети сбыта и системы продвижения продукции к потребителю;
- выбор каналов сбыта - использование услуг оптовых и розничных посредников или самостоятельная реализация товаров конечному потребителю.
Возможность возникновения риска невостребованности продукции при неэффективной организации сбыта вероятна для следующих ситуаций:
- если производитель опирается на собственные каналы сбыта, руководство предприятия может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, в организации оплаты труда работников службы сбыта, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов;
- если предприятие в целях сохранения большей экономической независимости отказывается от услуг торговых фирм и создает собственную сбытовую сеть, издержки содержания которой вызывают снижение объема прибыли либо в расчете на единицу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продажной цены. Это может привести к снижению конкурентоспособности продукции и уменьшению объемов ее продаж;
- если предприятие
Внешние причины риска невостребованности продукции, как правило, непосредственно не зависят от деятельности предприятия, хотя в некоторых случаях такая зависимость существует. Например, из-за плохой организации документооборота уведомление о готовности заказа отравлено потребителю несвоевременно, в результате потребитель отказался приобретать заказанную продукцию.
Затоваривание - состояние рынка одного или нескольких товаров, при котором предложение этих товаров значительно превышает спрос. У предприятия риск «затоваривания» продукции может возникнуть из-за перенасыщения рынка сбыта продукцией, из-за резкого ухудшения качества продукции или снижения ее конкурентоспособности, из-за увеличения цены реализации по сравнению с другими предприятиями данной отрасли.
Риск «затоваривания» определяется соотношением темпов роста выручки от реализации продукции к темпам роста объемов ее производства. Этот показатель характеризует эффективность производства и продаж. Если контролируемое соотношение больше единицы, значит, продукция реализуется, если меньше — идет на склад. Самое главное, принимается в расчет не отгрузка продукции, а реальное поступление денежных средств, что позволит однозначно судить о востребованности продукции.
Рассчитаем риск «затоваривания» материально-производственными запасами для анализируемого предприятия:
Рзат. = Iвыр. / Iобъем пр-ва, где (5)
Рзат. – риск «затоваривания» МПЗ;
Iвыр. – темп роста выручки от реализации;
Iобъем пр-ва – темп роста объема производства.
Рзат. = (59544/62356)/(58980 /61649) = 0,955/0,957 = 0,99
Из расчетов видно, что в период с 2011 года по 2012 год показатель риска «затоваривания» продукции практически равен единице, что говорит о рациональной реализации продукции со склада. Следовательно, на исследуемом предприятии стабильно происходит реализация и продажа продукции. Однако не вся продукция реализуется сразу, часть ее идет на склад предприятия. Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие должно уделять внимание вопросу о риске «затоваривания» продукции, иначе однозначно судить о востребованности продукции ЗАО «Куйбышевское» будет трудно.
Как было сказано выше одним из главных факторов, влияющих на возникновение риска невостребованности продукции является увеличение ее цены и падение спроса на нее даже при улучшении качества продукции, что может возникнуть вследствие замены необходимых материалов на другие – либо дороже по стоимости, либо не соответствующие техническому уровню изготовляемой продукции и т.д.
Ниже рассмотрим мероприятие, позволяющее снизить на исследуемом предприятии себестоимость производимой продукции, что приведет к соответствующему снижению ее цены для того, чтобы в определенный период производимая продукция была востребована на рынке.
Одним из способов снижения себестоимости продукции может являться увеличение производительности труда на предприятии. Но увеличить производительность труда можно за счет внедрения нового высокопроизводительного оборудования и технологии и за счет работы высококвалифицированного персонала. К сожалению, исследуемое предприятие не использует такую технику и технологию, и поэтому у него нет соответствующих рабочих.
Так как на предприятии значительную долю во внеоборотных активах занимают основные средства можно предложить снижение себестоимости продукции за счет лучшего использования основных производственных фондов:
Эа = (За – (За×Ра)/Рф)×Т, где (6)
Эа – сумма экономии от снижения себестоимости в планируемом году за счет увеличения фондоотдачи, р.;
За – амортизационные отчисления на 1 р. товарной продукции в базовом году, р.;
Ра – отношение общей суммы амортизации в планируемом году к общей сумме начисленной амортизации в базовом году, %;
Рф – показатель фондоотдачи планируемого года к показателю фондоотдачи за базовый год, %.
Т – выпуск товарной продукции в планируемом году, р.
За = 7998/61649 = 0,13 р.
Информация о работе Оценка партнеров по договорным отношениям и условий заключения сделок