Организационно-правовые основы развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и перспектив развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов:
- факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе;
- виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе;
- отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства;
- права и обязанности предпринимателей;
- гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей;
- имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь;
- анализ деятельности субъектов малого бизнеса;
- предложения по развитию малого бизнеса;
- перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение.
1 Сущность предпринимательства
1.1 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
1. 2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
1. 3 Отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства
2 Организационно-правовые основы развития предпринимательства
2.1 Права и обязанности предпринимателей
2. 2 Гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей
2. 3 Имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности
2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
3 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь и перспективы его развития.
3.1 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь.
3.2 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса.
3.3 Предложения по развитию малого бизнеса.
3.4 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в РБ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

       Введение.

      Государственные предприятия в нашей стране, к  сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предпринимательской деятельности. Она может дать Беларуси необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

      Особенно  актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в  свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Кто же сейчас может поддержать белорусскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов. Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике Беларуси на последних этапах развития.

      Но  чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике Беларуси, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития предпринимательства в нашей стране.

      Развитие  мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь  старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и  для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.

      Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и перспектив развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов:

      - факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе;

      - виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе;

      - отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства;

      - права и обязанности предпринимателей;

      - гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей;

      - имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности;

      - организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

      - проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь;

      - анализ деятельности субъектов малого бизнеса;

      - предложения по развитию малого бизнеса;

      - перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

 

      

      1 Сущность предпринимательства 

      В хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики понятия ''предпринимательство" и "бизнес" тесно связаны между собою и практически взаимозаменяемы. Рассматривая предпринимательство и бизнес как вид экономической деятельности, отечественные и зарубежные исследователи процессов рыночной экономики считают, что эти термины означают свободное хозяйствование (кроме запрещенного законодательными актами), осуществляемое частными лицами, предприятиями или организациями с целью получения дохода, производства или приобретения и продажи товаров, оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги на основе взаимной выгоды для партнеров сделки.

      Однако  понятия "предпринимательство" и "бизнес" не могут считаться  синонимами при рассмотрении экономической  сферы их действия. Понятие "бизнес" гораздо шире, чем "предпринимательство". В зарубежных учебниках по рыночной экономике бизнес определяется как система производства для удовлетворения потребностей и желаний общества. Бизнес охватывает отношения между всеми участниками рыночной экономики и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, служащих государственных структур. В некоторой мере синонимами слова "бизнес" в этом случае являются такие понятия, как коммерция, торговля и др. В обобщенном виде бизнес - это деловая активность человека в системе рыночных отношений.

      Давая характеристику легального предпринимательства  как прогрессивного явления, следует особенно подчеркнуть его социальную роль в обществе. Предпринимательство рассматривается как проводник неудовлетворенности, нарастающей в любой общественной системе. Оно обеспечивает необходимый компромисс между различными социальными слоями, поскольку способствует следующему:

      •  увеличению производства социального  продукта и возможности его перераспределения между различными слоями населения в соответствии с господствующими нормами справедливости ("благосостояние для всех");

      •  снижению уровня безработицы; высвобождению  средств для неспособных к  труду или по объективным причинам непроизводительно работающих членов общества, чтобы обеспечить и для них уровень существования, воспринимаемый как достаточный;

      •  обеспечению стабильности покупательной  способности лиц с низкими  доходами;

      •   реализации основных  прав человека, особенно права на свободное развитие личности и на возможность равных шансов экономического развития;

      •  развитию и соблюдению групповых  интересов экономического и социального  характера, обеспечению координации интересов работодателей и работополучателей, производителей и потребителей, индивида и общества.

      Предпринимательская деятельность выступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О предпринимательстве" предпринимательство определяется как самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия). Таким образом, предприниматель - это энергичный, деловой человек, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела (бизнеса). Созданная им фирма (товарищество, организация, предприятие, общество) становится частью малого бизнеса, развивающегося в стране. В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность.

      Малый бизнес – этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами.

      •  Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

      •  Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

      •  При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого  из них.

      •  Взаимозаменяемость, перемена характера  труда, равно как и быстрое  изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. 

      1.1 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе 

      В мелком производстве, очевидно, главенствовать должен частный бизнес. Однако открыть  собственное дело и превратить его  в процветающее не так-то просто. И  тем не менее только за последние годы в мире возникли миллионы новых предприятий. Они создаются в любых условиях, несмотря на экономические спады, инфляцию, высокую плату за кредит, отсутствие необходимой инфраструктуры, неопределенность будущего и высокую степень риска. Открытию любой новой компании предшествует решение человека круто изменить свой образ жизни и стать предпринимателем. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации.

      Основными факторами, обусловливающими развитие предпринимательства, являются следующие:

      •   переход отраслей народного хозяйства  к рыночным отношениям и создание потребительского рынка. Это расширяет круг интересов и запросов, порождает потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера, более качественно и оперативно удовлетворять которые могут мелкие предприятия;

      • наличие правовых гарантий предпринимателя, гарантий со стороны государственных структур в отношении собственности предпринимателей, их прав и защиты экономических интересов;

      •   поддержка предпринимательства  со стороны государства путем  соответствующей налоговой, финансово - кредитной и амортизационной  политики;

      •  разгосударствление и приватизация государственных и муниципальных  предприятий и создание малых фирм;

      •  неизбежность банкротства низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;

      •  устойчивое социально-политическое положение  государства способствует привлечению иностранного капитала;

      •  благожелательное отношение со стороны общества;

      •   правильный выбор организационно-правовых форм предпринимательства;

      •  ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (различные инновационные центры, банки, биржи, страховые компании, рекламные агентства и т. д.).

      Ведущим побудительным мотивом для предпринимателей служит получение прибыли, необходимой для развития предпринимательской фирмы, расширения своего дела и стимулирования занятых работников. Однако, как показывает зарубежный опыт, это не определяющий мотив. Он как бы заранее обусловлен, ибо без получения прибыли предприниматель не сможет продолжить начатое дело, предприятие не сможет саморазвиваться. Наиболее существенными мотивами при организации собственного дела являются стремление человека улучшить свое экономическое, материальное и социальное положение в обществе, объективное желание жить лучше самому и его семье.

      Среди других мотивов предпринимательской  деятельности следует отметить: возможность самовыражения личности, включения в хозяйственный процесс части финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов; желание граждан законным путем повышать свои доходы; возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности. 

      1. 2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе 

      Различают следующие виды предпринимательства в малом бизнесе:

       по направленности  деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;

      •  по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;

Информация о работе Организационно-правовые основы развития предпринимательства