Организационно-правовые основы развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и перспектив развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов:
- факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе;
- виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе;
- отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства;
- права и обязанности предпринимателей;
- гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей;
- имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь;
- анализ деятельности субъектов малого бизнеса;
- предложения по развитию малого бизнеса;
- перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение.
1 Сущность предпринимательства
1.1 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
1. 2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
1. 3 Отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства
2 Организационно-правовые основы развития предпринимательства
2.1 Права и обязанности предпринимателей
2. 2 Гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей
2. 3 Имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности
2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
3 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь и перспективы его развития.
3.1 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь.
3.2 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса.
3.3 Предложения по развитию малого бизнеса.
3.4 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в РБ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

     3.1 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь.

      Чтобы определить причины, влияющие на способность  фирм к выживанию и развитию,  были выделить основные сдерживающие факторы (таблица 1).  

        Таблица 1 - Основные  препятствия  развитию  деятельности  малых предприятий

        (в  % к действующим фирмам)

Препятствие Через 6 месяцев  после начала деятельности Через 2 года после начала деятельности На момент

обследования

Финансы 74 80 78
Поиск рынка 46 59 67
Помещения 56 46 38
Оборудование 46 37 30
Кадры 33 25 13
Информация 24 22 32
Прочие 1 2 8
Кол-во ответов 121 95 148
 

      Данные  таблицы 1 свидетельствуют о том, что самой острой проблемой в различные периоды деятельности является ограниченность финансовых ресурсов (ее отмечают 74-80% всех действующих фирм). Это и общая нехватка средств на начальном этапе становления, и недостаток текущих активов, который может усиливаться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты развития фирмы: доступ к необходимым производственным площадям, оборудованию, возможность выпускать новые продукты и подбирать персонал соответствующей квалификации.

      Анализируя  основные источники финансирования на начальном этапе развития фирмы, можно отметить весьма низкий уровень внешней поддержки белорусских предпринимателей. Личные сбережения были практически единственным источником финансирования на этапе создания большинства фирм. Это отметили 74% всех обследованных белорусских фирм. Приватизированная госсобственность отмечена как второй источник финансирования на стадии создания малого предприятия (9%). Интересным результатом обследования является очень малое количество фирм, получивших банковские займы или помощь в какой-либо форме из внешних источников (8%). Не считая предприятий, созданных с помощью приватизации госсобственности, только 17% фирм отметили, что на начальной стадии своего развития они пользовались помощью из внешних источников финансирования наряду с собственными сбережениями или сбережениями родственников. Несомненно, это говорит об ограниченных возможностях получения внешней помощи из официальных коммерческих источников. И пока единственной возможностью для начала деятельности малых фирм в Беларуси остаются самофинансирование и внешняя поддержка из неофициальных источников. Неспособность банков и специальных фондов обеспечить финансовыми ресурсами малые частные предприятия является основным сдерживающим фактором на пути их развития, что ограничивает вклад малых предприятий в экономический процесс и увеличение занятости.

      Второй  наиболее распространенный барьер обусловлен проблемами рынка и спроса. Это недостаточный спрос на национальном рынке наряду со слабой квалификацией персонала фирм. К примеру, лишь немногие белорусские предприниматели имеют представление об использовании методов маркетинга. Среди других препятствий, отмеченных менеджерами, можно назвать следующие: проблемы, связанные с закупкой требуемого оборудования, поиск помещений, нехватка персонала соответствующей квалификации и необходимой информации. Необходимо отметить, что эти проблемы существуют на всех этапах развития фирмы.

      Наблюдаются некоторые различия в препятствиях, выделенных менеджерами фирм на различных  стадиях их развития. Они отмечают, что на этапе создания фирмы весьма актуальной является проблема поиска соответствующих рынков, а на этапе становления фирмы - сохранения существующих покупателей и завоевания новых. По мере развития фирма, чтобы удержаться на рынке, должна увеличивать объемы продаж. И если она действительно стремится к выживанию и дальнейшему росту, использование маркетинговых стратегий особенно необходимо. Ухудшение общей макроэкономической ситуации в Беларуси в 90-е годы, в свою очередь, повлияло на недостаток совокупного спроса на национальном рынке. Кроме того, все ухудшающееся отношение части общества к малому частному бизнесу в Беларуси способствует появлению «дополнительных» препятствий, таких, как бюрократия, государственный рэкет и коррупция.

      По  мере становления фирм все реже упоминаются  трудности, связанные с поиском помещений и оборудования. Сопоставление полученной информации с другими обследованиями малых и средних предприятий, проведенными в странах с переходной экономикой, позволяют сделать вывод, что проблемы подбора персонала не играют для местного предпринимательства столь значительной роли, как в странах со зрелой рыночной экономикой, где менеджеры малых предприятий испытывают огромную потребность в определенных навыках и умениях. Интересно, что в Польше, где успешно проводятся рыночные преобразования, менеджеры стали все чаще отмечать в качестве барьера для развития проблемы подбора кадров.

      Перечисленные обстоятельства позволяют говорить о некой иерархии препятствий  развитию предпринимательства. В краткосрочном  периоде – это  барьеры на пути выживания и роста фирм, в долгосрочном периоде - проблемы, связанные с влиянием малых предприятий на развитие экономики в переходный период. Их решение должно включать следующие меры:

      •  создание благоприятных условий  для развития рынка труда и  формирование политики, которая заставила бы фирмы относиться к рабочей силе как к потенциальному фактору роста конкурентоспособности;

      •  развитие инфраструктуры для поддержки  инноваций и улучшения качества продукции, обеспечение необходимой информацией, консалтинговыми услугами и тренингами по менеджменту.

      Эти меры эффективны в комплексе и  если они осуществляются надлежащим образом. Неудивительно, что в условиях неблагоприятной внешней среды и отсутствия действенного политического вмешательства в рыночные реформы владельцы и менеджеры белорусских предприятий выделяют наиболее насущные проблемы, с которыми они сталкиваются, чтобы выжить в столь сложной и нестабильной ситуации.

      Подводя итоги опроса предпринимателей, можно  сделать некоторые выводы. Во-первых, в Беларуси проводятся рыночные реформы, но недостаточно системно и последовательно решаются проблемы развития предпринимательства. Во-вторых, нестабильность законодательства не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, чтобы привлекать кредиты и инвестиции, что приводит к свертыванию их деятельности. Кроме того, нежелание большей части чиновничества видеть в частном предпринимателе активного участника процесса рыночных преобразований тоже может препятствовать развитию малого бизнеса. Предприниматель, не имея существенных преимуществ в таможенной защите или налоговых льгот, стремится утвердиться в торговле и посредничестве, поскольку деятельность в сфере производства становится невыгодной. Торговля же и посредничество обеспечивают высокую оборачиваемость капитала при относительно небольших вложениях. Все это приводит к сокращению числа действующих малых предприятий и, соответственно, уменьшению вклада этого сектора в социально-экономическое развитие.

      Недостаточное внимание со стороны органов государственной власти к предпринимателю как субъекту рыночных отношений имеет ряд других последствий. Например, если государственные органы не защищают мелкого собственника и его имущество от преступников, тогда он сам вынужден искать пути налаживания отношений с криминальным миром. Сложными и противоречивыми являются отношения предпринимателей с местными властями. С одной стороны, предпринимательство становится их объективной и надежной опорой в решении экономических проблем, что обеспечивает этому сектору некоторую поддержку. С другой стороны, предпринимательство оказалось в полной зависимости от чиновников.

     3.2 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса.

      За  двенадцать последних лет в секторе  белорусского малого предпринимательства  произошли значительные изменения в количественном и качественном составе субъектов хозяйствования, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

      Становление предпринимательства можно условно  разделить на два этапа. Для первого (до 1996 г.) характерен быстрый рост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при отсутствии системной нормативной правовой базы инфраструктуры поддержки предпринимательства. Второй этап (после 1996 г.) отмечен обновлением и созданием правового поля, установлением государственного регулирования и контроля за предпринимательской деятельностью и как следствие - низкими темпами роста количества субъектов предпринимательства.

      В течение 1997-1999 гг. в развитии малого бизнеса наблюдалась общая тенденция роста. Количество малых предприятий увеличилось более чем на 20 %, численность работающих – на 27%. Приток рабочей силы был обусловлен более высокой, чем в коммерческих организациях государственной формы собственности, оплатой труда, а также гибко изменяющимся спросом на рабочую силу и постоянно создаваемыми рабочими местами.

      С 2000 г. наметилась тенденция уменьшения количества малых предприятий при  росте индивидуальных предпринимателей. Основные причины этого таковы:

      •   усложненность, нестабильность и высокая  стоимость процедуры государственной  регистрации малых предприятий  по сравнению с индивидуальными предпринимателями;

      •   меньшие затраты для входа  на рынок и соответственно меньший  риск для индивидуальных предпринимателей в условиях недостаточной гарантии защиты права собственности;

      •   меньший налоговый пресс и  более простые системы налогообложения и бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей.

      В 2001г. начался очередной этап развития предпринимательства, которое в  соответствии с проводимой государственной политикой должно приобрести черты цивилизованности. Он характеризуется, в частности, принятием общереспубликанской Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства Республики Беларусь на 2002 - 2005 гг., где определены принципы, цели и задачи государственной политики в отношении малого предпринимательства на современном этапе, а также основные направления ее совершенствования.

      К малым отнесены предприятия со среднесписочной  численностью работающих:

      •   в  промышленности   и   на транспорте - до 100 чел.,

      •   в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 чел.;

      •   в  строительстве  и  оптовой  торговле - до 50 чел.;

      •   в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом  обслуживании и розничной торговле - до 30 чел.;

      •   в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 чел.

      На 01.01.2003г. в республике работало 29044 малых предприятий, что по сравнению с 2001 г больше на 1276 предприятий, или 4,6%.

      Усилилась ориентация предпринимательских структур на сферу торговли и общественного питания - 44,4% (2001г. - 42,8%) общего количества предприятий Промышленность и строительство занимают второе и третье места - соответственно 20,8% (2001г. - 21,1%) и 11,7% (2001 г - 11,7%), на транспорте работает 5,5% малых предприятий (2001г. - 5,8%) Все остальные отрасли имеют невысокий процент в общем числе малых предприятий, например, сельское хозяйство всего 1,0% (2001г. - 1,1%)

      Подавляющее число (26113) малых предприятий в 2002г. имело частную форму собственности, причем количество таких юридических лиц за год возросло на 1049. Однако доля малых в общей массе предприятий негосударственной формы собственности снизилась с 90,2 до 89,9%. Подобных субъектов хозяйствования государственной формы собственности стало меньше. 5,8% против 6,2% в 2001 г. Иностранные инвестиции в уставном фонде имели 1246 малых предприятий, число их выросло на 285, увеличилась и доля в общем количестве предприятий негосударственной формы собственности с 3,5% в 2001г. до 4,3%.

Информация о работе Организационно-правовые основы развития предпринимательства