Организационно-правовые основы развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и перспектив развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов:
- факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе;
- виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе;
- отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства;
- права и обязанности предпринимателей;
- гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей;
- имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь;
- анализ деятельности субъектов малого бизнеса;
- предложения по развитию малого бизнеса;
- перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение.
1 Сущность предпринимательства
1.1 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
1. 2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
1. 3 Отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства
2 Организационно-правовые основы развития предпринимательства
2.1 Права и обязанности предпринимателей
2. 2 Гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей
2. 3 Имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности
2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
3 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь и перспективы его развития.
3.1 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь.
3.2 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса.
3.3 Предложения по развитию малого бизнеса.
3.4 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в РБ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

      Включая совместителей и работающих по договорам подряда, на малых предприятиях занято 384,8 тыс. чел.  по сравнению с 2001г. этот показатель увеличился на 4,2 тыс., или на 1,1%. Всего за 2001-2002гг в этой сфере введено более 4 тыс. новых рабочих мест. И все же по численности не удалось достигнуть уровня 2000г. - разница составила 1 тыс. чел. В целом на малых предприятиях занято 8,6% экономически активного населения, и этот показатель не изменился по сравнению с 2001 г Среднемесячная зарплата в 2002г. составила 145,2 тыс. руб. и увеличилась на 54,5% (2001 г - 94,0 тыс. руб.).

      По отраслям численность работников малых предприятий, включая совместителей и работающих по договорам подряда, приведена в таблице 2 (в процентах к общему количеству). 

      Таблица 2 -  Численность работников малых предприятий по основным отраслям

Отрасль Численность работников, %
2001 г 2002г
Промышленность 37 2 36,3
Торговля  и общественное питание 24,4 26,1
Строительство 14,8 14,9
Транспорт 7,9 7,7
Сельское  хозяйство 1,6 1,5
 

      Производство  промышленной продукции. Малыми предприятиями всех форм собственности произведено промышленной продукции на сумму 1640,8 млрд. руб., что составило 7,93% общего объема по РБ, в фактических ценах (2001 г -  1206,6 млрд.), темп роста в сопоставимых ценах - 113,7%. Следует отметить, что в 2002г. почти четверть объема промышленной продукции, произведенной малыми предприятиями, - изделия пищевой промышленности - 24,2% (2001 г  - 26,6%), машиностроения и металлообработки - 24,6% (2001г. - 25%). Продукция химической и нефтехимической отраслей составила 13,7% (2001г. - 13,1%), лесной и деревообрабатывающей -10,5% (2001г. - 11,0%), легкой промышленности - 6,3% (2001г. -7,7%)  При этом за последние три года доля продукции машиностроения и металлообработки уменьшилась: в 1999г. она достигла трети. Зато обозначился рост по пищевой промышленности, в 1999г она занимала лишь 20% объема выпускаемых малыми предприятиями изделий Потребительских товаров произведено на сумму 584,3 млрд. руб. в отпускных ценах, темп роста составил 119,2%, при этом выпуск продовольственных товаров увеличился на 11,9, а непродовольственных - на 19,5%.

      Строительство и инвестиции. Малыми предприятиями в 2002г введено основных фондов на сумму более 255,5 млрд. руб., что на 43% больше, чем в 2001г. Инвестиции в основной капитал составили 310,4 млрд. руб. и увеличились по сравнению с 2001 г в сопоставимых ценах на 55%. Это 7,3% общего объема инвестиций в республике.

      Малыми  строительными и ремонтно-строительными  предприятиями выполнено подрядных работ на сумму 476,1 млрд. руб., или 109,5% к уровню 2001 г. Следует отметить, что в 2001 г объем этих работ по сравнению с 1999г. составил лишь 90,4%

      В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц, включая кредиты, в 2002г. составили 76,8% (2001 г -78,2%), иностранных инвесторов и кредиторов - 15,6% (2001 г - 15,1%), республиканских и местных бюджетов - 4,1% (2001 г - 2,6%).

      Розничная торговля и общественное питание. Объем розничного товарооборота субъектов малого предпринимательства в 2002г. составил 690 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2001г. на 48,7% (2001 г к 2000г. -41,2%). При этом 85,3% товарооборота получено на малых предприятиях частной формы собственности (2001г. - 80,5%).

      Финансовое  положение малых  предприятий. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях равнялась 12630,7 млрд. руб., темп роста к 2001 г. составил 166,7% (2001г. по отношению к 2000г. - 198,4), затраты на ее производство и реализацию увеличились на 70,1% (2001г. по отношению к 2000г. - 106,6), прибыль от реализации была 404,9 млрд. руб. и увеличилась на 67,2%

      В 2002г. возросло количество убыточных  предприятий, удельный вес которых  от общего количества достиг 27,4% (в 2001 г   - 22,4%).

      Наибольшее  их число сосредоточено в таких  отраслях, как торговля и общественное питание - 30,9% (2001 г - 24,8), сельское хозяйство - 30,5% (2001 г - 21,0), транспорт -28,0% ( 2001г. - 26,7). Надо отметить, что за год произошла своего рода «рокировка»: в 2001г. первое место занимал транспорт, затем торговля и общественное питание. Количество убыточных предприятий снизилось только в отрасли коммунального хозяйства.

      Уровень рентабельности составил 9,8% против 10,0 в 2001г. На малых предприятиях частной  формы собственности он был 10,5% (2001г. - 10,6), с иностранными инвестициями - 8,8% (2001г. - 11,8), государственной - 3,3% (2001г. -3). Отрицательная рентабельность в 2002г. отмечена только у малых предприятий со смешанной формой собственности без иностранного участия - 2,9% [5, с. 51].

      Развитие  малого предпринимательства  в регионах республики. Центром предпринимательства остается г. Минск, где сосредоточено 54,8 % малых предприятий (2001 г. - 53,0%). Столица обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры Она имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, увеличением реальных доходов населения) более емкий рынок. Повышенное внимание к вопросам развития малого предпринимательства уделяют местные власти. Все это, а также наличие СЭЗ "Минск", делает город привлекательным для предпринимателей.

     3.3 Предложения по развитию малого бизнеса.

      Кроме уже названных, в качестве первоочередных мер по развитию предпринимательства могут быть:

      1. Обеспечение предпринимателей кредитными  ресурсами под осуществление  представляемых ими бизнес-планов (под доступные для погашения банковские проценты). В обеспечение кредитов должны приниматься как собственность предпринимателя, так и товарно-материальные ценности, приобретаемые для реализации бизнес-планов.

      2.  Обеспечение предпринимателей информацией  о потребности народного хозяйства в конкретных видах продукции, производство  которой  доступно субъектам малого и среднего бизнеса.

      3.  Развитие семейной индустрии как важного направления развития малого и среднего бизнеса. Суть ее состоит в том, что семье предоставляются основные фонды, необходимые для производства простейшей продукции, а также товарно-материальные ресурсы. Дается задание и покупается произведенная ею продукция. Такой надомный труд широко применяется в Италии, Японии и других странах.

      4.  Изменение системы обучения и  переподготовки высвобождаемых  кадров. Необходимо обучить их рабочим профессиям в строительстве, бытовом обслуживании, сельском хозяйстве.

      5.  Изменение производственных программ  крупных предприятий в направлении  увеличения объемов выпуска средств малой механизации для выполнения сельскохозяйственных, строительных работ, а также механизации и автоматизации деятельности в бытовом обслуживании населения.

      6.  Упрощение системы бухгалтерского  учета и налогообложения. Она  должна позволять выполнять функции учета человеку, прошедшему 4-6-месячные курсы обучения .

      7.  Уменьшение налогообложения. Прирост  абсолютной величины налогов должен обеспечиваться за счет роста объема производства, а не количества и размеров налогов и неналоговых платежей.

      8 Привлечение частных иностранных  инвестиций. С этой целью важно  стабилизировать законодательство, обеспечить реальный вывоз заработанного капитала, упростить систему регистрации иностранных предпринимателей на территории Республики Беларусь, чаще практиковать предоставление нерезидентам вида на жительство, позволяющее создавать не только иностранные предприятия, рационализировать требования таможни в направлении упрощения регистрации перемещаемых грузов. Важным условием притока частных иностранных инвестиций является предоставление возможности покупки земли и недвижимости при условии создания иностранными гражданами предприятия и организации рабочих мест.

      Важным  направлением в работе по развитию экономики должно стать изменение  действующих условий хозяйствования. В качестве первоочередных мер необходимо:

      1.  Отказаться от установления цен на производимую продукцию и калькулирования ее плановой себестоимости исходя из цен на ресурсы, действующих на момент формирования цены. Разрешить использовать при формировании отпускных цен прогнозную стоимость ресурсов и изменение курса валюты.

      Действующая система калькулирования плановой себестоимости и формирования цен на выпускаемую продукцию ведет к тому, что в условиях инфляции запланированная в цене прибыль «съедается» ростом цен на используемые в процессе производства товарно-материальные ценности.

      2. Отказаться от нормирования затрат и отнесения сверхнормативных расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования. Признать, что любые произведенные расходы влияют на финансовый результат.

      Сегодня за счет «чистой» прибыли осуществляются, например, сверхнормативные рекламные расходы, а также оплачиваются посреднические услуги, связанные с продвижением товаров на белорусский и зарубежные рынки. Поскольку такие затраты не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), создается иллюзия эффективной деятельности. В итоге (по отчетности) предприятия прибыльны, а фактически банкроты. Предлагаемый подход предусмотрен международными стандартами финансовой отчетности, закреплен законодательными актами Российской Федерации.

      Пока  же финансовые результаты, формируемые  на основании международных принципов учета, отличаются от конечных результатов, полученных в соответствии с нормами законодательства Республики Беларусь, в десятки раз. Это отпугивает иностранных инвесторов.

      3. Освободить от уплаты налога на прибыль в течение первых трех лет не только предприятия с иностранными инвестициями, но и все вновь создаваемые субъекты хозяйствования.

      Действующая преференция в отношении нерезидентов приводит лишь к тому, что, получив  необходимые льготы, иностранцы по окончании действия этих льгот в  ряде случаев уходят с нашего рынка. Предоставление одинаковых условий в части уплаты налога на прибыль даст возможность для развития отечественного бизнеса. То же касается и индивидуальных предпринимателей - они должны быть освобождены от уплаты налога на доходы в течение 2-3 лет со дня начала ими предпринимательской деятельности (кроме тех предпринимателей, которые работают по твердым ставкам).

      4. Освободить от уплаты налога на прибыль все суммы капитальных вложений, направленные на обновление и техническое перевооружение производства, а не только те, которые превысили сумму начисленного амортизационного фонда.

      Согласно  нормам действующего законодательства, льготирование по налогу на прибыль осуществляется только в том случае, если полностью на цели капитальных вложений выбран амортизационный фонд. Это сдерживает заинтересованность субъектов хозяйствования в обновлении основных производственных фондов.

      5. Отменить действующие ограничения при списании курсовых разниц по валютной кредиторской задолженности на финансовые результаты.

      В настоящее время курсовые разницы по кредиторской задолженности относятся на финансовые результаты в размере не более 10% фактической себестоимости реализованной продукции. Это приводит к тому, что некоторые субъекты хозяйствования с целью создания видимого благополучия списывают на финансовые результаты минимальную сумму таких разниц, что, естественно, искажает реальные результаты их хозяйственной деятельности.

      6. Уменьшить государственное регулирование в сфере производства товаров народного потребления (установление заданий предприятиям по темпам роста выпуска ТНП).

      Создание  условий для развития среднего и  малого бизнеса приведет к тому, что вопрос производства и насыщения рынка товарами народного потребления будет решаться с учетом реального спроса и предложения. В настоящее время директивное планирование в силу затоваренности рынка импортными изделиями нередко ведет к выпуску и реализации отечественных ТНП по ценам ниже их себестоимости.

      7. Упростить процедуру консервации не используемых предприятиями производственных мощностей.

      В настоящее время консервация осуществляется по согласованию с вышестоящим органом и решению Совета министров. Это усложняет вывод из эксплуатации неиспользуемых фондов и ведет к переплате налога на недвижимость.

      8.  Обеспечить государственную поддержку тех хозяйствующих субъектов, которые занимаются интеллектуальным бизнесом (консультационные, юридические и аудиторские услуги, разработка бизнес-планов, инвестиционных проектов и т.п.), путем снижения (отмены) по таким работам (услугам) НДС.

     3.4 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Информация о работе Организационно-правовые основы развития предпринимательства