Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и перспектив развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов:
- факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе;
- виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе;
- отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства;
- права и обязанности предпринимателей;
- гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей;
- имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь;
- анализ деятельности субъектов малого бизнеса;
- предложения по развитию малого бизнеса;
- перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Введение.
1 Сущность предпринимательства
1.1 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
1. 2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
1. 3 Отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства
2 Организационно-правовые основы развития предпринимательства
2.1 Права и обязанности предпринимателей
2. 2 Гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей
2. 3 Имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности
2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
3 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь и перспективы его развития.
3.1 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь.
3.2 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса.
3.3 Предложения по развитию малого бизнеса.
3.4 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.
Включая совместителей и работающих по договорам подряда, на малых предприятиях занято 384,8 тыс. чел. по сравнению с 2001г. этот показатель увеличился на 4,2 тыс., или на 1,1%. Всего за 2001-2002гг в этой сфере введено более 4 тыс. новых рабочих мест. И все же по численности не удалось достигнуть уровня 2000г. - разница составила 1 тыс. чел. В целом на малых предприятиях занято 8,6% экономически активного населения, и этот показатель не изменился по сравнению с 2001 г Среднемесячная зарплата в 2002г. составила 145,2 тыс. руб. и увеличилась на 54,5% (2001 г - 94,0 тыс. руб.).
По
отраслям численность работников малых
предприятий, включая совместителей и
работающих по договорам подряда, приведена
в таблице 2 (в процентах к общему количеству).
Таблица 2 - Численность работников малых предприятий по основным отраслям
Отрасль | Численность работников, % | |
2001 г | 2002г | |
Промышленность | 37 2 | 36,3 |
Торговля и общественное питание | 24,4 | 26,1 |
Строительство | 14,8 | 14,9 |
Транспорт | 7,9 | 7,7 |
Сельское хозяйство | 1,6 | 1,5 |
Производство промышленной продукции. Малыми предприятиями всех форм собственности произведено промышленной продукции на сумму 1640,8 млрд. руб., что составило 7,93% общего объема по РБ, в фактических ценах (2001 г - 1206,6 млрд.), темп роста в сопоставимых ценах - 113,7%. Следует отметить, что в 2002г. почти четверть объема промышленной продукции, произведенной малыми предприятиями, - изделия пищевой промышленности - 24,2% (2001 г - 26,6%), машиностроения и металлообработки - 24,6% (2001г. - 25%). Продукция химической и нефтехимической отраслей составила 13,7% (2001г. - 13,1%), лесной и деревообрабатывающей -10,5% (2001г. - 11,0%), легкой промышленности - 6,3% (2001г. -7,7%) При этом за последние три года доля продукции машиностроения и металлообработки уменьшилась: в 1999г. она достигла трети. Зато обозначился рост по пищевой промышленности, в 1999г она занимала лишь 20% объема выпускаемых малыми предприятиями изделий Потребительских товаров произведено на сумму 584,3 млрд. руб. в отпускных ценах, темп роста составил 119,2%, при этом выпуск продовольственных товаров увеличился на 11,9, а непродовольственных - на 19,5%.
Строительство и инвестиции. Малыми предприятиями в 2002г введено основных фондов на сумму более 255,5 млрд. руб., что на 43% больше, чем в 2001г. Инвестиции в основной капитал составили 310,4 млрд. руб. и увеличились по сравнению с 2001 г в сопоставимых ценах на 55%. Это 7,3% общего объема инвестиций в республике.
Малыми
строительными и ремонтно-
В структуре инвестиций в основной капитал средства юридических лиц, включая кредиты, в 2002г. составили 76,8% (2001 г -78,2%), иностранных инвесторов и кредиторов - 15,6% (2001 г - 15,1%), республиканских и местных бюджетов - 4,1% (2001 г - 2,6%).
Розничная торговля и общественное питание. Объем розничного товарооборота субъектов малого предпринимательства в 2002г. составил 690 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2001г. на 48,7% (2001 г к 2000г. -41,2%). При этом 85,3% товарооборота получено на малых предприятиях частной формы собственности (2001г. - 80,5%).
Финансовое положение малых предприятий. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на малых предприятиях равнялась 12630,7 млрд. руб., темп роста к 2001 г. составил 166,7% (2001г. по отношению к 2000г. - 198,4), затраты на ее производство и реализацию увеличились на 70,1% (2001г. по отношению к 2000г. - 106,6), прибыль от реализации была 404,9 млрд. руб. и увеличилась на 67,2%
В 2002г. возросло количество убыточных предприятий, удельный вес которых от общего количества достиг 27,4% (в 2001 г - 22,4%).
Наибольшее их число сосредоточено в таких отраслях, как торговля и общественное питание - 30,9% (2001 г - 24,8), сельское хозяйство - 30,5% (2001 г - 21,0), транспорт -28,0% ( 2001г. - 26,7). Надо отметить, что за год произошла своего рода «рокировка»: в 2001г. первое место занимал транспорт, затем торговля и общественное питание. Количество убыточных предприятий снизилось только в отрасли коммунального хозяйства.
Уровень рентабельности составил 9,8% против 10,0 в 2001г. На малых предприятиях частной формы собственности он был 10,5% (2001г. - 10,6), с иностранными инвестициями - 8,8% (2001г. - 11,8), государственной - 3,3% (2001г. -3). Отрицательная рентабельность в 2002г. отмечена только у малых предприятий со смешанной формой собственности без иностранного участия - 2,9% [5, с. 51].
Развитие малого предпринимательства в регионах республики. Центром предпринимательства остается г. Минск, где сосредоточено 54,8 % малых предприятий (2001 г. - 53,0%). Столица обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры Она имеет реально (по сравнению с другими регионами страны) и потенциально (в связи с возможным экономическим ростом и, соответственно, увеличением реальных доходов населения) более емкий рынок. Повышенное внимание к вопросам развития малого предпринимательства уделяют местные власти. Все это, а также наличие СЭЗ "Минск", делает город привлекательным для предпринимателей.
Кроме уже названных, в качестве первоочередных мер по развитию предпринимательства могут быть:
1.
Обеспечение предпринимателей
2.
Обеспечение предпринимателей
3. Развитие семейной индустрии как важного направления развития малого и среднего бизнеса. Суть ее состоит в том, что семье предоставляются основные фонды, необходимые для производства простейшей продукции, а также товарно-материальные ресурсы. Дается задание и покупается произведенная ею продукция. Такой надомный труд широко применяется в Италии, Японии и других странах.
4. Изменение системы обучения и переподготовки высвобождаемых кадров. Необходимо обучить их рабочим профессиям в строительстве, бытовом обслуживании, сельском хозяйстве.
5.
Изменение производственных
6.
Упрощение системы
7.
Уменьшение налогообложения.
8
Привлечение частных
Важным направлением в работе по развитию экономики должно стать изменение действующих условий хозяйствования. В качестве первоочередных мер необходимо:
1. Отказаться от установления цен на производимую продукцию и калькулирования ее плановой себестоимости исходя из цен на ресурсы, действующих на момент формирования цены. Разрешить использовать при формировании отпускных цен прогнозную стоимость ресурсов и изменение курса валюты.
Действующая
система калькулирования
2. Отказаться от нормирования затрат и отнесения сверхнормативных расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования. Признать, что любые произведенные расходы влияют на финансовый результат.
Сегодня за счет «чистой» прибыли осуществляются, например, сверхнормативные рекламные расходы, а также оплачиваются посреднические услуги, связанные с продвижением товаров на белорусский и зарубежные рынки. Поскольку такие затраты не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), создается иллюзия эффективной деятельности. В итоге (по отчетности) предприятия прибыльны, а фактически банкроты. Предлагаемый подход предусмотрен международными стандартами финансовой отчетности, закреплен законодательными актами Российской Федерации.
Пока же финансовые результаты, формируемые на основании международных принципов учета, отличаются от конечных результатов, полученных в соответствии с нормами законодательства Республики Беларусь, в десятки раз. Это отпугивает иностранных инвесторов.
3. Освободить от уплаты налога на прибыль в течение первых трех лет не только предприятия с иностранными инвестициями, но и все вновь создаваемые субъекты хозяйствования.
Действующая
преференция в отношении
4. Освободить от уплаты налога на прибыль все суммы капитальных вложений, направленные на обновление и техническое перевооружение производства, а не только те, которые превысили сумму начисленного амортизационного фонда.
Согласно нормам действующего законодательства, льготирование по налогу на прибыль осуществляется только в том случае, если полностью на цели капитальных вложений выбран амортизационный фонд. Это сдерживает заинтересованность субъектов хозяйствования в обновлении основных производственных фондов.
5. Отменить действующие ограничения при списании курсовых разниц по валютной кредиторской задолженности на финансовые результаты.
В настоящее время курсовые разницы по кредиторской задолженности относятся на финансовые результаты в размере не более 10% фактической себестоимости реализованной продукции. Это приводит к тому, что некоторые субъекты хозяйствования с целью создания видимого благополучия списывают на финансовые результаты минимальную сумму таких разниц, что, естественно, искажает реальные результаты их хозяйственной деятельности.
6. Уменьшить государственное регулирование в сфере производства товаров народного потребления (установление заданий предприятиям по темпам роста выпуска ТНП).
Создание условий для развития среднего и малого бизнеса приведет к тому, что вопрос производства и насыщения рынка товарами народного потребления будет решаться с учетом реального спроса и предложения. В настоящее время директивное планирование в силу затоваренности рынка импортными изделиями нередко ведет к выпуску и реализации отечественных ТНП по ценам ниже их себестоимости.
7. Упростить процедуру консервации не используемых предприятиями производственных мощностей.
В настоящее время консервация осуществляется по согласованию с вышестоящим органом и решению Совета министров. Это усложняет вывод из эксплуатации неиспользуемых фондов и ведет к переплате налога на недвижимость.
8. Обеспечить государственную поддержку тех хозяйствующих субъектов, которые занимаются интеллектуальным бизнесом (консультационные, юридические и аудиторские услуги, разработка бизнес-планов, инвестиционных проектов и т.п.), путем снижения (отмены) по таким работам (услугам) НДС.
Информация о работе Организационно-правовые основы развития предпринимательства