Организационно-правовые основы развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и перспектив развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов:
- факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе;
- виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе;
- отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства;
- права и обязанности предпринимателей;
- гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей;
- имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь;
- анализ деятельности субъектов малого бизнеса;
- предложения по развитию малого бизнеса;
- перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение.
1 Сущность предпринимательства
1.1 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
1. 2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
1. 3 Отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства
2 Организационно-правовые основы развития предпринимательства
2.1 Права и обязанности предпринимателей
2. 2 Гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей
2. 3 Имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности
2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
3 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь и перспективы его развития.
3.1 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь.
3.2 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса.
3.3 Предложения по развитию малого бизнеса.
3.4 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Предпринимательство в РБ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

      В целях развития малого предпринимательства  в Республике Беларусь с 1997 г. ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки данной сферы и соответствующие региональные программы, а также разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 гг.

      В соответствии с Концепцией целью  государственной политики является формирование условий устойчивого развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Данные условия должны обеспечить:

      •   во-первых, повышение темпов развития малого предпринимательства, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого бизнеса и, как следствие, рост эффективности национальной экономики;

      •   во-вторых, повышение социальной эффективности  деятельности субъектов малого предпринимательства - вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных слоев общества, а также увеличение доходов населения, в том числе путем вовлечения в бизнес безработных.

      В соответствии с данной концепцией планируется:

      • довести долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки в 2005 г. до 25%;

      • увеличить общее число занятых в данном секторе, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 700 тыс. чел.

      Для достижения поставленной цели в области  поддержки и развития малого предпринимательства предусматривается:

      • совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития малого предпринимательства;

      • оживление деловой активности, развитие конкуренции на рынках товаров и услуг;

      • целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;

      • совершенствование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, а также формирование новых источников финансирования субъектов малого предпринимательства;

      • организация и выполнение мероприятий, способствующих развитию сети центров поддержки малого предпринимательства, инкубаторов малого бизнеса, технопарков и других субъектов инфраструктуры;

      • создание информационно-консультационной базы для субъектов малого предпринимательства.

      Следует учесть, что перечень мер по поддержке  и развитию малого бизнеса становится традиционно-постоянным и включает:

      • совершенствование нормативной правовой базы;

      • ресурсное и финансовое обеспечение;

      • инновационно-производственную поддержку малых предприятий;

      • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

      • информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение.

      На  сегодняшний день приходится констатировать, что на поддержку малого предпринимательства в республике выделяются мизерные суммы от общей величины расходной части республиканского бюджета. Кроме того, наблюдаются негативные тенденции уменьшения расходов по статье «малый бизнес и предпринимательство», а также резкого сокращения внебюджетных источников финансирования.

      Имеет место лишь частичное фактическое  исполнение финансирования планируемых сумм в рамках ежегодных программ поддержки малого предпринимательства.

 

      Заключение

      К сожалению, выводы, сделанные из анализа  нынешней ситуации в Беларуси, подтверждают тот факт, что государственная власть видит в малых частных фирмах лишь потенциальный источник доходов бюджета, а не одну из основ для перехода к свободному рынку. Макроэкономическая нестабильность, низкая покупательная способность национального рынка, неопределенность в правах собственности, медленные темпы приватизации - все это вынуждает предпринимателей концентрировать свои усилия на выживании, не вовлекая себя в долгосрочные проекты. В то же время белорусское предпринимательство продемонстрировало способность к выживанию в условиях постоянных перемен. Основываясь на данном обследовании, выделим следующие предложения по поддержке предпринимательства в Беларуси.

      Несовершенное и постоянно изменяющееся законодательство в области предпринимательства, едва заметные результаты проведенной приватизации - ключевые факторы, тормозящие развитие сектора (формального) малого бизнеса в Беларуси. Существует множество методов, к которым можно прибегнуть, чтобы повлиять на сущность и темпы развития малых частных предприятий. В нынешних условиях малым предприятиям необходима не только прямая поддержка. Без упрощения и стабилизации законодательства в области предпринимательства развитие данного сектора и, как следствие, его вклад в общий процесс трансформации не будут реализованы в полной мере.

      В таких странах, как Беларусь, использования  методов прямой поддержки для  стимулирования развития малых предприятий недостаточно. Чтобы заинтересовать предпринимателей вкладывать средства в увеличивающие занятость населения долгосрочные проекты производственного сектора, необходимо создать стабильные макроэкономические условия для развития.

      Предпочтителен  региональный подход к оказанию поддержки  предпринимательству. Совместно с районными и городскими администрациями необходимо разрабатывать индивидуальные программы содействия малым предприятиям, целями которых должны стать устранение ущемления интересов предпринимателей и разработка поддерживающих мероприятий экономической политики. Представителям организаций частного бизнеса также следует участвовать в разработке этих программ.

      Усилия  властей важно направить не столько  на содействие созданию новых предпринимательских сруктур и увеличение их количества, сколько на улучшение перспектив развития уже существующих предприятий, продемонстрировавших способность к выживанию в непростых условиях и дальнейшему развитию, увеличивая тем самым занятость и в некоторых случаях экспортный потенциал.

      При разработке программ поддержки предпринимательства  следует иметь в виду, что обеспечение  финансовыми ресурсами необходимое, но отнюдь не достаточное условие для его развития. Кроме  методов прямой поддержки развития предпринимательского сектора, необходимо стабилизировать макроэкономическую ситуацию, создавая рыночные институты, внося коррективы в законодательство и налоговую политику в области предпринимательства и, что наиболее важно, воздействуя на отношение к предпринимательству со стороны общества в целом. Таким образом, правительству страны желательно пересмотреть мероприятия в аспекте их влияния на способность малых предприятий к существованию. Подобные действия правительства могут содействовать не только развитию малого бизнеса, но и привлечению западных стран и международных организаций к оказанию поддержки белорусским предпринимателям.

      Кроме того, одним из важных направлений политики в области предпринимательства является изменение негативного отношения некоторых представителей властей к развитию малого бизнеса, включающее гарантии от экспроприации собственности, пересмотр политики рыночных преобразований. Без этого предприниматели практически не будут заинтересованы продолжать свою деятельность в Беларуси и, перемещая свои фирмы за границу, нанесут ущерб экономике, что, в конечном счете, снизит уровень жизни белорусского народа. Несмотря на реализацию ряда программ социально-экономического развития страны, для устойчивого развития частных предприятий необходимо ускорить и углубить процессы преобразований в этом направлении - создавать специальные институты, совершенствовать законодательную базу и изменить отношение общества к частному предпринимательству. Пока в Беларуси не изменится подход к развитию частного предпринимательства, никакие программы «поддержки» малого бизнеса не будут эффективны.

 

      Список  использованной литературы.

  1. Германович  Г.В. Значение малого и среднего предпринимательства в экономике страны // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование., 2001. - № 8 (74). – с. 33-38;
  2. Глухов В.В. Экономика малого предприятия. – СПб.: «Специальная литература», 1997. – 80 с.;
  3. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 1997. – 266 с.;
  4. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 октября 1996 г. № 685-XIII;
  5. И Малыгина Малое предпринимательство: итоги 2002 года // Директор, 2003. - № 6 – с. 50-51;
  6. И Малыгина Особенности государственной поддержки малого предпринимательства в странах ЕС // Директор, 2003. - № 2 – с. 19-22;
  7. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 430 с.
  8. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес. Экономика, организация, финансы / А.И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик: Учебное пособие для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1999 – 608 с.
  9. Смолбоун Д., Вельтер Ф., Слонимский А.А.  Барьеры на пути развития малого предпринимательства в Беларуси // Белорусский экономический журнал, 2000. - № 1 – с. 71-80;
  10. Т.А. Костина Проблемы предпринимательства и этапы перехода к рынку // Предпринимательство в Беларуси, 2001. - № 37 – с. 27-30.

Информация о работе Организационно-правовые основы развития предпринимательства