Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 17:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение проблем становления и перспектив развития предпринимательства в Республике Беларусь. Для этого необходимо рассмотреть ряд вопросов:
- факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе;
- виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе;
- отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства;
- права и обязанности предпринимателей;
- гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей;
- имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности;
- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
- проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь;
- анализ деятельности субъектов малого бизнеса;
- предложения по развитию малого бизнеса;
- перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Введение.
1 Сущность предпринимательства
1.1 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе
1. 2 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе
1. 3 Отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства
2 Организационно-правовые основы развития предпринимательства
2.1 Права и обязанности предпринимателей
2. 2 Гарантии и поддержка предпринимательства, ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей
2. 3 Имущественная ответственность и прекращение предпринимательской деятельности
2.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
3 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь и перспективы его развития.
3.1 Проблемы становления предпринимательства в Республике Беларусь.
3.2 Анализ деятельности субъектов малого бизнеса.
3.3 Предложения по развитию малого бизнеса.
3.4 Перспективы развития предпринимательства в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованной литературы.
В целях развития малого предпринимательства в Республике Беларусь с 1997 г. ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки данной сферы и соответствующие региональные программы, а также разработана Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 гг.
В соответствии с Концепцией целью государственной политики является формирование условий устойчивого развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Данные условия должны обеспечить:
• во-первых, повышение темпов развития малого предпринимательства, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого бизнеса и, как следствие, рост эффективности национальной экономики;
• во-вторых, повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства - вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных слоев общества, а также увеличение доходов населения, в том числе путем вовлечения в бизнес безработных.
В соответствии с данной концепцией планируется:
• довести долю малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки в 2005 г. до 25%;
• увеличить общее число занятых в данном секторе, включая численность индивидуальных предпринимателей, до 700 тыс. чел.
Для достижения поставленной цели в области поддержки и развития малого предпринимательства предусматривается:
• совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития малого предпринимательства;
• оживление деловой активности, развитие конкуренции на рынках товаров и услуг;
• целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства;
• совершенствование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, а также формирование новых источников финансирования субъектов малого предпринимательства;
• организация и выполнение мероприятий, способствующих развитию сети центров поддержки малого предпринимательства, инкубаторов малого бизнеса, технопарков и других субъектов инфраструктуры;
• создание информационно-консультационной базы для субъектов малого предпринимательства.
Следует учесть, что перечень мер по поддержке и развитию малого бизнеса становится традиционно-постоянным и включает:
• совершенствование нормативной правовой базы;
• ресурсное и финансовое обеспечение;
• инновационно-
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение.
На сегодняшний день приходится констатировать, что на поддержку малого предпринимательства в республике выделяются мизерные суммы от общей величины расходной части республиканского бюджета. Кроме того, наблюдаются негативные тенденции уменьшения расходов по статье «малый бизнес и предпринимательство», а также резкого сокращения внебюджетных источников финансирования.
Имеет место лишь частичное фактическое исполнение финансирования планируемых сумм в рамках ежегодных программ поддержки малого предпринимательства.
К сожалению, выводы, сделанные из анализа нынешней ситуации в Беларуси, подтверждают тот факт, что государственная власть видит в малых частных фирмах лишь потенциальный источник доходов бюджета, а не одну из основ для перехода к свободному рынку. Макроэкономическая нестабильность, низкая покупательная способность национального рынка, неопределенность в правах собственности, медленные темпы приватизации - все это вынуждает предпринимателей концентрировать свои усилия на выживании, не вовлекая себя в долгосрочные проекты. В то же время белорусское предпринимательство продемонстрировало способность к выживанию в условиях постоянных перемен. Основываясь на данном обследовании, выделим следующие предложения по поддержке предпринимательства в Беларуси.
Несовершенное и постоянно изменяющееся законодательство в области предпринимательства, едва заметные результаты проведенной приватизации - ключевые факторы, тормозящие развитие сектора (формального) малого бизнеса в Беларуси. Существует множество методов, к которым можно прибегнуть, чтобы повлиять на сущность и темпы развития малых частных предприятий. В нынешних условиях малым предприятиям необходима не только прямая поддержка. Без упрощения и стабилизации законодательства в области предпринимательства развитие данного сектора и, как следствие, его вклад в общий процесс трансформации не будут реализованы в полной мере.
В таких странах, как Беларусь, использования методов прямой поддержки для стимулирования развития малых предприятий недостаточно. Чтобы заинтересовать предпринимателей вкладывать средства в увеличивающие занятость населения долгосрочные проекты производственного сектора, необходимо создать стабильные макроэкономические условия для развития.
Предпочтителен региональный подход к оказанию поддержки предпринимательству. Совместно с районными и городскими администрациями необходимо разрабатывать индивидуальные программы содействия малым предприятиям, целями которых должны стать устранение ущемления интересов предпринимателей и разработка поддерживающих мероприятий экономической политики. Представителям организаций частного бизнеса также следует участвовать в разработке этих программ.
Усилия властей важно направить не столько на содействие созданию новых предпринимательских сруктур и увеличение их количества, сколько на улучшение перспектив развития уже существующих предприятий, продемонстрировавших способность к выживанию в непростых условиях и дальнейшему развитию, увеличивая тем самым занятость и в некоторых случаях экспортный потенциал.
При разработке программ поддержки предпринимательства следует иметь в виду, что обеспечение финансовыми ресурсами необходимое, но отнюдь не достаточное условие для его развития. Кроме методов прямой поддержки развития предпринимательского сектора, необходимо стабилизировать макроэкономическую ситуацию, создавая рыночные институты, внося коррективы в законодательство и налоговую политику в области предпринимательства и, что наиболее важно, воздействуя на отношение к предпринимательству со стороны общества в целом. Таким образом, правительству страны желательно пересмотреть мероприятия в аспекте их влияния на способность малых предприятий к существованию. Подобные действия правительства могут содействовать не только развитию малого бизнеса, но и привлечению западных стран и международных организаций к оказанию поддержки белорусским предпринимателям.
Кроме того, одним из важных направлений политики в области предпринимательства является изменение негативного отношения некоторых представителей властей к развитию малого бизнеса, включающее гарантии от экспроприации собственности, пересмотр политики рыночных преобразований. Без этого предприниматели практически не будут заинтересованы продолжать свою деятельность в Беларуси и, перемещая свои фирмы за границу, нанесут ущерб экономике, что, в конечном счете, снизит уровень жизни белорусского народа. Несмотря на реализацию ряда программ социально-экономического развития страны, для устойчивого развития частных предприятий необходимо ускорить и углубить процессы преобразований в этом направлении - создавать специальные институты, совершенствовать законодательную базу и изменить отношение общества к частному предпринимательству. Пока в Беларуси не изменится подход к развитию частного предпринимательства, никакие программы «поддержки» малого бизнеса не будут эффективны.
Информация о работе Организационно-правовые основы развития предпринимательства