Отчет по практике на предприятии "Вологодский текстиль"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Термин «маркетинг» (англ, marketing) впервые появился в начале 1900-х гг. в США. Потребность в маркетинге возникала в разных отраслях в разное время в следующей последовательности:
1. в компаниях, производящих расфасованные потребительские товары;
2. в фирмах, производящих потребительские товары длительного пользования;
3. в отраслях, выпускающих промышленное оборудование;
4. в отраслях, производящих товары производственного назначения - сталелитейные, химические, целлюлозно-бумажные;

Содержание работы

Введение 2
1. Общая характеристика предприятия ОАО «Вологодский текстиль». Структура управления 4
2. Принципы построения коммерческой деятельности предприятия. Структура его коммерческой деятельности 9
3. Порядок формирования цен на предприятии. Ценообразующие факторы и применяемые методы ценообразования 16
4. Характеристика и анализ факторов внутренней и внешней среды, влияющих на развитие коммерческой деятельности рассматриваемого предприятия 18
5. Основные потребители продукции ОАО «Вологодский текстиль». Виды и содержание договоров, заключаемых предприятием на рынке товаров и услуг 30
6. Применяемые на предприятии ОАО «Вологодский текстиль» методы исследования, организации и моделирования коммерческой деятельности 33
7.Характеристика сбытовой и сервисной политики предприятия 46
8. Оценка результативности коммерческой деятельности предприятия ОАО «Вологодский текстиль» 51
9. Выводы и предложения по совершенствованию коммерческой деятельности рассматриваемого предприятия 57
Список использованной литературы 60

Файлы: 1 файл

Практическая - анализ коммерческой деятельности ОАО Вологодский текстиль.doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

     Основные  проблемы, с которыми сталкиваются, льнокомбинатов таковы:

     • дефицит и неудовлетворительное качество сырья

     • отсутствие свободных денежных средств

     • накопленные долги

     • морально и физически изношенное оборудование

     • отсутствие квалифицированных кадров

     Как следствие у большинства отечественных  комбинатов узкий рынок сбыта и низкая или отрицательная рентабельность.

     Анализ  сырьевой базы

     Основное  сырье для производства льняных  тканей – это льноволокно. Некоторые  предприятия используют для производства тканей уже готовую пряжу, но так  как большинство производителей льняных тканей самостоятельно перерабатывает льноволокно и доля используемой приобретенной пряжи невелика, то, анализируя сырьевую базу льняного производства, стоит остановиться на динамике выпуска и цен и качестве льноволокна.

     Разнообразие  климатических условий и масштабность территории позволяет выращивать лен в России, поэтому на российском рынке льноволокно в основном предлагают отечественные производители. В 2003 г. по данным Роскомстата в России было зарегистрировано 124 средних и крупных предприятия – производителей льноволокна. В России льноволокно производится в четырех федеральных округах: Центральном, Сибирском, Поволжском и Северо-Западном.

     Можно заметить, что в 2008-2010 гг. производство льноволокна неуклонно снижалось. В 2010 г. только в 5 из 18 регионов объемы производства льноволокна выросли. В целом же, по России объемы производства льноволокна в 2009 г. упали на 35%, в 2010 г. – на 16% по сравнению с предыдущим годом. Так как динамика выпуска льноволокна зависит от погодных условий, то прогнозировать объемы производства льноволокна практически невозможно. С другой стороны, объемы производства льноволокна зависят и от качества удобрений, обработки земли, уборочной техники. Здесь говорить о положительной тенденции пока не приходится.

     Однако  отрасль по первичной переработке льна убыточна с 1996 года. Убыточность реализованной продукции в 2010году составила 8 процентов.

     Таблица 4.3

     Производство  льноволокна по регионам РФ в 2003 - 2010 гг.

  2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

     Таблица 4.4

     Основные  производители льноволокна  и объемы производства в тыс. кг в 2010 г.

 

     Этому способствовало увеличение издержек производства, в основном из-за роста цен и  тарифов на энергоносители.

     Кроме того, индексы цен на продукцию  отрасли в последние годы были одними из самых низких в промышленности области, что не позволяет компенсировать роста стоимости используемых ресурсов.

     На 10 крупнейших производителей льноволокна  для текстильной промышленности приходится 31,4% всего производимого  в России льноволокна и 50% льноволокна, приобретаемого текстильными предприятиями.

     Снижение  собственных объемов производства льноволокна приводит к тому, что  производители пряжи вынуждены  покупать импортное сырье. Если с 2007 г. импорт льноволокна постепенно снижался, что сопровождалось хорошими урожаями льна в России, то после резкого падения собственного производства льноволокна в 2010 г, тенденция изменилась. В 2009 г. объем импорта льноволокна вырос в 4,3 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 8546 т. Средняя цена одного кг импортного льноволокна равнялась 2,08$.

     Следует отметить, что 94% импортируемого сырья  приходится на десять крупных производителей льняных тканей.

     Все компании расположены в регионах с дефицитом льноволокна и  активно работают на экспорт, что, во-первых, объясняет покупку сырья вне региона, а во-вторых, можно предположить, что компании закупают более качественное импортное сырье, так как иностранцы предъявляют более высокие требования к качеству тканей, нежели отечественные потребители. Здесь следует учесть, что фактором, стимулирующим потребление импортного сырья, выступает неудовлетворительное качество отечественного льна.

     Таблица 4.5

     Импорт  льноволокна в  разрезе стран-поставщиков  в 2010 г.

   

     По  словам директора Всероссийского научно-исследовательского института льна Владимира Понажева, лен, выращиваемый в России, очень низкого прядильного качества. Производство длинного волокна, необходимого текстильной промышленности, составляет менее 30% от общего количества льна, производимого в стране.

     Лучшие  российские льнозаводы вырабатывают льноволокно  в соотношении 40% длинного и 60% короткого. Чаще встречается соотношение 30 на 70. За рубежом ситуация противоположная - там соотношение 90% длинного волокна  на 10% короткого. В итоге, потребности  текстильной индустрии приходятся удовлетворять за счет импортного сырья. В 2010 г. потребности всего российского рынка в льноволокне на 17% удовлетворялись за счет импортного сырья и на 83% за счет отечественного сырья. В 2009 г. льноволокно закупалось в 18 странах. Основными поставщиками льноволокна в 2009 г. являлись Бельгия, Франция, Украина и Литва. На их долю приходилось 79% импортируемого сырья.

     Средняя заявленная контрактная цена на импортное  льноволокно в 2006 году равнялась 2,24 $/кг, в первом квартале 2007 года 2,14 $/кг, во втором 2,21 $/кг, в третьем 2,14 $/кг, а в четвертом 2,23 $/кг, а в 2009 году 2,08 $/кг. При этом с 2008 г. 75% импортируемого сырья покупается по цене выше средней (Бельгия – 2,32$, Франция – 2.28$, Литва – 2.23$, Финляндия – 2.95$).

     Российское  сырье стоит дешевле. Основной недостаток российского сырья – это недостаточная  длина волокон. Качественную одежду из российского льна не сошьешь. Короткое волокно подходит для создания технических  тканей, но они постепенно заменяются дешевой и более качественной синтетикой. Однако есть и преимущество перед европейским сырьем: отечественное льноволокно более чистое, так как наши сельскохозяйственные производители не используют химические удобрения и опрыскиватели для роста урожайности.

     Таким образом, можно сказать, что достижение устойчивого развития льнокомбинатов без стабилизации ситуации в сельском хозяйстве невозможно. Для успешной работы предприятиям льняной промышленности необходимо наладить своевременную поставку нужного количества сырья требуемого качества.

     Конечно, в регионах, в которых льняная  промышленность занимает важное место  с точки зрения вклада в ВРП  или с точки зрения обеспечения  занятости значительной части населения, приняты целевые региональные программы  развития льняного комплекса. Такие программы действуют в Тверской, Калужской, Вологодской, Смоленской областях и других регионах.

       Однако в 2008г. урожаи льна повысились только в двух субъектах РФ, а в 2009 в пяти, причем рост сборов льноволокна незначителен. В конце 1990-х уже проводилась федеральная целевая программа поддержки льняного комплекса, однако она была профинансирована не более, чем на 10% и результатов не принесла. Перед регионами стоит та же проблема недостаточности собственных средств, поэтому надеяться на эффективность поддержки региональных властей не приходится.

     В этом свете производителям льняных  тканей стоит задуматься о том, какие  меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить себя сырьем на будущее. Один из возможных выходов – это интеграция с сельскохозяйственными производителями или кредитование хозяйств на взаимовыгодных условиях.

     Показателен пример «Бийской льняной компании», которую входит «Бийский льняной  комбинат». Компания включает в себя колхоз по выращиванию льна, льнозавод  и текстильный комбинат. В итоге колхоз и льнозавод должны поставлять сырье требуемого качества для текстильного комбината. Сделанные инвестиции в совершенствование технологии уборки льна, закупку селекционных сортов льна могут окупиться, обеспечив надежный сырьевой источник.  

     5. Основные потребители продукции ОАО «Вологодский текстиль». Виды  и  содержание  договоров, заключаемых   предприятием  на   рынке  товаров  и  услуг. 

     Основными покупателями льняных и полульняных  тканей костюмно-плательной, бельевой и декоративной группы являются иностранные компании, которые производят заключительную отделку ткани самостоятельно. Это связано с тем, что качественная заключительная отделка ткани требует высокотехнологичного оборудования, которое практически отсутствует у отечественных производителей.

     Основными  покупателями тканей технического назначения являются отечественные предприятия. Это связано с тем, что на сегодняшний  день западные компании используют в  этом секторе рынка современные  нетканые материалы.

     По  данным таможенной статистики среди иностранных покупателей более 70% составляют крупные оптовые фирмы-посредники, являющиеся основными операторами на западном рынке. Конечные потребители - текстильные и швейные предприятия – составляют не более 25% в общем объёме экспорта.

Таблица  5.1. - Динамика  спроса  на  льняные  ткани  российского  производства

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Производство, млн.кв.м. 68 95 113 125 150 185 215
Экспорт, млн.кв.м. 31 68 72 64 87 100 105
Экспорт, тонн Нет данных 11516 12173 10890 15000 17000 18000
Экспорт, тыс. USD Нет данных 69773 70124 59551 82000 94000 99000
Внутренний  спрос, млн.кв.м. Нет данных 27 41 61 63 85 110
Доля  экспорта 45% 72% 64% 51% 58% 54% 49%

 

     Соотношение бытовых и технических тканей на внутреннем рынке примерно таково, что на 2 кв.м. бытовых тканей приходится 3 кв. м. технических. Это соотношение определяется как возможностями ткацких предприятий, так и потребностью в этих видах тканей.

     По  данным исследовательской компании МИК «Гортис» динамика спроса на льняные и полульняные ткани, который наблюдался в 2002-2008 гг., в среднесрочной перспективе, продолжится и в 2011-2015гг.

     Рост  спроса может произойти в первую очередь за счет увеличения экспорта.

     Таблица 5.2 - Структура  экспорта  2010  года  по  видам  льняных  и  льносодержащих  тканей

 
Тип ткани
Суровые Отбеленные Прочие
Код ТНВ Доля Код ТНВ Доля Код ТНВ Доля
С содержанием льна более 85% и чистольняные 5309111000 8% 5309119000 39% 5309190000 7%
С содержанием льна менее 85% 5309211000 3% 5309219000 28% 5309290000 16%

 

     Доля  импорта в Россию льняных и  льносодержащих тканей во внутреннем потреблении невелика, в 1998-1999 г. она  не превышала 20%, в 2008-2009г г. – 5-8%. В натуральном выражении объёма импорта составляют 10% от объемов экспорта. Положительное внешнеторговое сальдо по льняным тканям год от года увеличивается. Если в 1999 г. превышение экспорта над импортом в натуральном выражении составляло 3 раза, то в 2012 году превышение составит почти 10 раз.

     Здесь сказывается заметное оживление темпов производства льняных тканей в России. Основная масса льняных тканей экспортируется в страны дальнего зарубежья. В отличии от импорта, география экспорта последние годы практически не меняется, колеблется лишь доля тех или иных стран в общем объеме поставок на экспорт. Некоторые льноткацкие предприятия даже специализируются на выпуске экспортных тканей.

Информация о работе Отчет по практике на предприятии "Вологодский текстиль"