Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства……………………………………………………………11
Современное состояние малого бизнеса муниципального образования………………………………………………………………………44
Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора………………………………………………………..65
Заключение………………………………………………………………………89
Список использованной литературы…………………………………………..93

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Основными направлениями  налоговой политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 годов не предусматривается  существенным изменением

в налогообложении  малого бизнеса, если иметь в виду новации в отношении действующих налоговых режимов. Но, безусловно, что резервы их совершенствования есть.

Главное, чего следует  избегать в практике применения специальных  налоговых режимов, - это использование  заложенных в законодательстве возможностей искусственного расчленения крупного бизнеса на мелкие предприятия, которые по параметрам своей деятельности отвечают требованиям специальных налоговых режимов, с целью занижения налоговых платежей, к чему сегодня широко прибегают , используя механизм упрощенной системы налогообложения .

Важнейшим направлением регулирования деятельности малых  предприятий должно быть стимулирование инновационного процесса. Для малых  предприятий, функционирующих в  рамках режима упрощенной системы налогообложения, такое стимулирование предусмотрено, в частности, в виде списания стоимости приобретенных основных средств и нематериальных активов в момент постановки их на учет, то есть в виде отмены существующего для всех иных налогоплательщиков механизма списания стоимости основных средств и нематериальных активов через амортизационные отчисления. Такое правило действует только для тех налогоплательщиков, которые выбирают в качестве объекта налогообложения доходы за минусом расходов и в определенной степени стимулирует выбор более прогрессивного механизма налогообложения.

Однако, подобных мер оказывается все же недостаточно, поскольку улучшающееся производство требует постоянной реконструкции  и модернизации используемого оборудования, что связано, как правило, с существенными капиталовложениями. В данной связи логичным представляется разрешение налогоплательщикам с 2008г. учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств при определении налоговой базы по соответствующему налогу. Разумеется, что указанные виды работ должны быть сообразны требованиям законодательных норм. Так, налогоплательщикам разрешается списание указанных расходов с момента ввода основного средства, подвергшегося изменениям, в эксплуатацию – независимо от того, приобретено ли само модернизированное основное средство до перехода на специальный налоговый режим или после списание указанных расходов осуществляется лишь по факту оплаты соответствующих работ.

Расходы к относящиеся к созданию новой или усовершенствованной продукции, в том числе и расходы на изобретательство , признаются при упрошенной системе налогообложения в общем порядке, тог есть после их оплаты. Так как плательщиками при этом режиме налогообложения применяют кассовый метод признания доходов и расходов. По сравнению с налогоплательщиками в рамках общего режима налогообложения плательщики налога здесь имеют преимущество, связанное с тем, что при общем режиме рассматриваемые расходы признаются только после завершения работы в целом или ее отдельных крупных этапов равномерно в течение года.

Еще одно существенное нововведение для налогоплательщиков по упрощенной системе налогообложения  – возможность списания расходов на формирование Российского фонда  технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР полностью, в размере фактических затрат, тогда как при общем режиме налогообложения такие расходы нормируются (с 1 января 2008г. не более 1,5% расходов налогоплательщиков.

Однако круг плательщиков по данному режиму довольно узок.

Представляется  целесообразным отменить для налогоплательщиков в рамках режима упрощенной системы  налогообложения, для которых в  качестве объекта налогообложения  выступают доходы за минусом расходов, льготу, предусматривающую освобождение их от обязанности плательщиков налога на добавленную стоимость. Что касается остальных плательщиков единого налога, то для них указанная льгота представляется вполне логичной поскольку объектом налогообложения у них выступает доход, а расходы не учитываются при определении налоговой базы. Кроме того, они, как правило, работают с достаточно мелкими налогоплательщиками, выбравшими аналогичный налоговый режим.

Государственная поддержка малого предпринимательства  связана и с упрощением учета и отчетности на его предприятиях. В известном смысле отчетность предприятия, работающих в режиме упрощенной системы налогообложения, проще, поскольку главным документом налогового учета здесь выступает книга учета доходов и расходов. Вместе с тем учет расходов вообще процесс довольно непростой, а если иметь в виду и необходимость отдельного учета состояния основных фондов, то он приобретает еще более сложный характер. Кроме того, предприниматели сдают налоговую декларацию не только по всему налоговому периоду раз в год, но и по итогам каждого отчетного периода, что в данной ситуации не кажется целесообразным - вполне было бы достаточно уплаты авансовых платежей по налогу.

Очевидно, что  обложение единым налогом на вмененный  доход не только сохраниться, но и существенно расшириться за счет увеличения числа отраслей, задействованных в соответствующем налоговом механизме.

Первые шаги по упорядочению подхода к определению  базовой доходности в конкретных случаях предприняты в 2007г., а  соответствующие меры реализации осуществляются с 2008г. Так, до 1 января текущего года розничная торговля, которая ведется через объекты торговли, не имеющие торговых залов, облагалась единым налогом на вмененный доход с применением физического показателя « торговое место», причем базовая доходность в 9 000 рублей устанавливалась за одно торговое место в месяц. Это ставило в неравные условия предпринимателей с разной площадью торговых мест. Теперь несправедливость устранена – предприниматели, площадь торгового места превышают 5 кв.м., платят налог за каждый метр такой площади по 1 800руб.

Система налогообложения  малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия на налогоплательщиков должно быть исключительно адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения их налоговых обязательств.37

 

 

Заключение

 

На основании  вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого бизнеса в России, было выяснено следующее: малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

При переходе к  рыночной экономике у России возникло множество проблем, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; трудности с получением банковских кредитов; усиление давления криминальных структур; нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др. Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого предпринимательства. Деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно. Однако государственная поддержка малого предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями.

К главным проблемам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, можно отнести:

  1. несовершенство системы налогообложения; нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;
  2. неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);
  3. ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий; отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
  4. организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и государственными структурами;
  5. административные барьеры на пути развития малого предпринимательства;
  6. несовершенная система налогообложения.

Для решения  данных проблем необходимо:

  1. совершенствование нормативно-правовых актов в сфере налогообложения, государственного контроля и использования государственной собственности;
  2. создание новых схем работы с кредитно-финансовыми организациями, предусматривающих содействие реструктуризации банковской системы с целью создания специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов;
  3. обеспечение гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, предусматривающих организацию национальной системы гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса и их экономическую защиту;
  4. участие малых предприятий в поставках продукции для государственных нужд и инвестиционных конкурсах, финансируемых из бюджета развития Российской федерации.

Тем не менее, отечественный  малый бизнес имеет перспективы  развития. В России в последнее время проводится много программ по поддержке и развитию малого сектора экономики. В настоящее время существуют различные формы финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятия, информационное обеспечение, подготовкам кадров.

Для поддержки  малого бизнеса создана разветвленная  инфраструктура, включающая: банки, страховые, лизинговые, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, аудиторские фирмы, арбитражные  суды, технопарки, бизнес – инкубаторы, производственно - технологические и учебные центры и т.д. Новым направлением банковского кредитования является пользование проектного кредитования малого предпринимательства, в основе которого заложена идея финансирования инновационных проектов за счет полученных доходов в будущем.

Как ведущий  сектор рыночной экономики предприятия  малого бизнеса определяют темпы  экономического роста, структуру и  качество валового национального продукта, благодаря чему абсолютное большинство  развитых стран всемерно поощряют деятельность малого бизнеса. Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой во всех развитых странах. Данный факт подтверждает, что малый бизнес как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

 

 

Список использованной литературы

  1. Анискин Ю.П. Управление персоналом малого предприятия. – М.: Маркетинг,2002. – 191с.
  2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192с.
  3. Бабаева Л.В «Малый бизнес в России»- М.: «Наука»», 2003. – 183с.
  4. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. – М.:НВЦ <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: '

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора