Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства……………………………………………………………11
Современное состояние малого бизнеса муниципального образования………………………………………………………………………44
Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора………………………………………………………..65
Заключение………………………………………………………………………89
Список использованной литературы…………………………………………..93

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 2 Доля малых  предприятий по отраслям экономики31

 

Так, основными  видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (23,7%). На втором месте – промышленность и строительство. Доля малых предприятий этих отраслей составляет 19,4%. Негативные тенденции конца 2008 года, сформировавшиеся под влиянием мирового финансового кризиса, продолжились и в текущем году. По итогам исследований спад продолжился в промышленности, строительстве, значительно сократились инвестиции. Структура распределения малых предприятий на территории России на начало 2009г. представлена на рис. 3.

 

 

Рис.3. Распределение  малых предприятий по отраслям экономии32

 

В наибольшей степени  падение инвестиций проявилось в  строительстве зданий и сооружений. За январь – февраль отчетного  года объем работ по виду деятельности «Строительство» упал на 18,8% к аналогичному периоду прошлого года. Причинами сложившейся ситуации стали сокращение инвестиций из собственных средств предприятий и ухудшение возможностей для привлечения кредитов в условиях неопределенности развития экономики. А в марте объем работ составил 254,8 млрд. рублей, или 79,8% к уровню соответствующего периода предыдущего года, в I квартале 2009г. - 640,3 млрд.рублей, или 80,7%.

При этом в отчетном периоде наблюдался рост объемов  жилищного строительства. Так, за январь-февраль 2009г. было введено 5,9 млн. кв.м. общей площади жилых домов, что на 0,1 млн. кв.м. больше, чем в январе-феврале предыдущего года.

Строительная  деятельность в I квартале 2009г. грузооборот  транспорта, по оценке, составил 1039,9 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного - 410,3 млрд., автомобильного - 39,5 млрд., морского - 22,7 млрд., внутреннего водного - 1,3 млрд., воздушного - 0,7 млрд., трубопроводного - 565,4 млрд. тонно-километров.

Объем промышленного  производства в январе-феврале 2009г. сократился к соответствующему периоду предыдущего года на 14,6%, в т.ч. в январе на 16% и в феврале – на 13,2. Промышленное производство за январь 2009г. сократилось на 16%, причем в обрабатывающих производствах – спад в январе-феврале составил 21%, в т. ч. в январе - 24,1%, в феврале - 18,3%.

По предварительным  данным, финансовый результат деятельности предприятий за январь 2009г. составил (-211,7) млрд. руб., (в январе 2008г. финансовый результат составлял 498,1 млрд. рублей). При этом доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий в январе 2009г. составила 38,9% (в январе 2008г. – 34,3%), а сумма убытка – 703,2 млрд. руб., или 28% ВВП, что в 4,4р. превышает сумму убытка за соответствующий период предыдущего года.

Спад в добыче полезных ископаемых продолжает углубляться: -3,6% в январе, -6% в феврале. Особенно значительно в феврале падали объемы добычи газа природного (на 14,1% к февралю 2008г.), железной руды (на 23,2%), угля (на 20,1%).

Индекс химического  производства в феврале 2009 года по сравнению с январем 2009 года составил 117,0%.

При этом отмечен  спад по отдельным видам продукции  химического производства. Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий  в феврале 2009 года по сравнению с  январем 2009 года составил 116,2%. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий в феврале 2009 года составило 109,1% относительно уровня января 2009 года, при этом индекс металлургического производства составил 105,4%, а производства готовых металлических изделий – 122,3 процента.

Индекс целлюлозно-бумажного  производства; издательской и полиграфической  деятельности в феврале 2009 года к  январю 2009 года составил 112,2 %. При этом объемы по виду деятельности «производства  целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них» увеличились на 12,3%, прежде всего, за счет роста производства картона (на 19,1%), бумаги (на 3,4 %), целлюлозы товарной (на 0,9 %).

Наблюдаемое увеличение темпов роста целлюлозно-бумажного  производства стало следствием увеличения в феврале 2009 года по сравнению с январем 2009 года темпов роста производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (111,1%), а также промышленного производства (106,4%).

Индекс производства по виду деятельности «Лесозаготовки»  в феврале 2009 года по сравнению с январем 2009 года составил 107,7%, а в марте 2009г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 94,0%, в I квартале 2009г. - 88,2%.

Индекс промышленного  производства прочих неметаллических  минеральных продуктов в феврале 2009 года по сравнению с январем 2009 года увеличился на 13,5 %.

В феврале 2009г. по сравнению с январем 2009г. ускорились темпы роста производства пищевой  продукции (111,1%), чему не в малой степени  способствовало увеличение объемов переработки сельскохозяйственного сырья, в том числе масличных и зерновых культур. За февраль 2009г. количество официально зарегистрированных безработных увеличилось на 17,8% и составило на конец февраля свыше 2,0 млн. человек.

Сочетание кризисных  процессов с высоким уровнем инфляции и снижением реальных располагаемых доходов населения привело к снижению покупательского спроса населения и, как следствие, к замедлению темпов роста оборота розничной торговли и платных услуг населению. В феврале 2009г. оборот розничной торговли снизился и составил 97,6% к февралю 2008 года. Однако за январь-февраль 2009г. он сохранил положительную динамику роста -100,3% к январю-февралю прошлого года. В марте 2009г. составил 1131,3 млрд.рублей, что в товарной массе на 4,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года, в I квартале 2009г. - 3272,2 млрд. рублей и меньше на 1,1%.

Продажа непродовольственных  товаров за январь-февраль 2009 г. продолжала развиваться более динамично, чем  продуктов питания. Оборот непродовольственных  товаров увеличился на 0,3%, тогда как оборот пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, остался на уровне аналогичного периода 2008 года. В структуре оборота розничной торговли продолжается тенденция роста доли продовольственных товаров, начавшаяся в конце 2008 года. Удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, в структуре оборота розничной торговли в феврале 2009 года составил 48,5%, что на 1,8 процентных пункта выше, чем на аналогичный период 2008 года.

Положительной динамикой характеризуется развитие сельского хозяйства. В феврале прирост производства продукции сельского хозяйства составил 2,2%, с начала года – 2,4% к соответствующему периоду прошлого года. Однако это более чем в два раза ниже уровня прошлого года. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в марте 2009г. в действующих ценах, по расчетам, составил 107,3 млрд.рублей, в I квартале 2009г. - 255,8 млрд.рублей.33

Масштабы развития малого предпринимательства в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Развитие малого бизнеса происходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, а сельском хозяйстве.

В условиях финансового  кризиса вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства  приобретают особое значение, так  как именно малый бизнес, возможность начать собственное дело, смогут смягчить последствия кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства.

Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются приоритетом в деятельности Правительства РФ.

Антикризисные программы, принимаемые в разных странах, содержат комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательской  инициативы граждан, максимальное снятие административных ограничений, связанных с началом собственного дела и финансовые субсидии малому предпринимательству.

Cодержит подобные меры и российская антикризисная программа. Но еще до ее разработки и реализации огромная работа была предпринята по снятию административных барьеров для развития предпринимательства.

С 1 июля 2009 года вступает в силу новый Федеральный  закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым закреплен  принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности 13 видов бизнеса. Например: предоставление гостиничных услуг и бытовых услуг; услуг общественного питания и розничная торговля. Именно в этих сферах подавляющее число предприятий – субъекты малого и среднего предпринимательства.

Плановые проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая  проверка - только с санкции прокурора. В настоящее время Минэкономразвития  ведет разработку необходимой нормативной  базы для того, чтобы обеспечить своевременное вступление в силу норм закона.

В конце 2008 года были внесены изменения в законодательство о государственном и муниципальном  заказе. Обеспечение допуска малых  и средних предприятий к госзаказу, конкуренция при размещении госзаказа,- это триллион рублей в год для малого бизнеса.

Принятые меры:

Во-первых, требование об обязательной квоте для малого предпринимательства теперь распространяется не только на государственных, но и  на муниципальных заказчиков. Квоты  на закупки распространяются теперь не только при конкурсном размещении заказов, но и при проведении аукционов. Кроме того, ФАС намерена жестко отслеживать выполнение данной нормы государственными заказчиками, выдавать предписания при неисполнении.

Также подготовлен  проект постановления Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым в 5 раз (до 15 млн. рублей) предлагается увеличить максимальный размер лота при специальных торгах исключительно среди субъектов малого предпринимательства. Такое увеличение основано, в том числе на исследовании, проведенном Опорой России в 10 регионах РФ.

Кроме этого, подготовлен  проект постановления, существенно  расширяющий перечень товаров и  услуг, размещение заказов на которые  осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Это более 60% всей номенклатуры.

Большой потенциал  для увеличения участия малых  компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных  аукционах. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства. По данным Росстата в 2008 году при аукционах 21% контрактов заключено с субъектами малого предпринимательства, при конкурсах – только 12%.

В 2009 году Минэкономразвития  проведет отбор электронных площадок для проведения электронных аукционов  и этот способ размещения государственного и муниципального заказа станет основным.

Все эти меры позволят малым компаниям получить заказы более чем на 1 трлн. руб. Кроме  стимулирования спроса на продукцию  малого бизнеса, комплекс мер направлен  на имущественную поддержку.

Принят федеральный  закон, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых  и средних предприятий – арендаторов.

В 73 регионах в  развитие данного Федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества.

Принято постановление  Правительства Российской Федерации  об указанных выше предельных значениях: 1000 кв.м. и 3 года рассрочки соответственно. Начато формирование региональных и  муниципальных перечней имущества  для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды. Установлены следующие льготы: первый год аренды – 40% от рыночной стоимости имущества, второй – 60%, третий и далее – 80%.

Определение минимального срока аренды в 1 год позволит исключить  случаи предоставления помещений в  аренду без соответствующей регистрации, что в первую очередь существенно  защитит права малых и средних компаний. В условиях кризиса необходимо уделять внимание и осуществлению специальных информационных мероприятий и акций (включая поведение специальных семинаров, конференций, брифингов, размещение информации на сайтах федеральных и региональных органов государственной власти, посвященных вопросам малого предпринимательства), направленных на разъяснение информации:

- об особенностях  кризиса; 

- о влиянии  кризиса на деятельность малых  предприятий; 

- об особенностях  управления в условиях кризиса; 

- о дополнительных возможностях доступа малых предприятий к финансовым и имущественным ресурсам.

Еще один важный вопрос начала предпринимательской  деятельности – это подключение  к электросетям. В представленном в Правительство Российской Федерации  проекте постановления предусматривается установление льготных тарифов за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом стоимость для потребителей с мощностью до 15 кВт не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт – можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года.

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора