Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства……………………………………………………………11
Современное состояние малого бизнеса муниципального образования………………………………………………………………………44
Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора………………………………………………………..65
Заключение………………………………………………………………………89
Список использованной литературы…………………………………………..93

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек. В 2007 году продолжились тенденции к увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007г можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные  положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства  могут быть сняты воздействием как  общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями  в экономике зарубежных стран  и Российской Федерации, зафиксированных в третьем квартале 2008 года.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно  отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

К специфическим  факторам в свою очередь относятся следующие:

Во-первых, это  резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость  от банковского сектора и банковского  финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в  условиях дефицита средств филиалы  крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на высокую зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса. Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

В-третьих, для  малого бизнеса (особенно в сфере  розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

В-четвертых, кризисные  явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например, микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийные фонды. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса.

В-пятых, кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий. В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

В целом можно  отметить, что вследствие существования  кризисных явлений в экономике, субъекты малого предпринимательства будут:

1) замораживать  все проекты, которые направлены  на развитие и расширение (приостанавливается  покупка нового оборудование, вложения  в инфраструктуру, наем и обучение  персонала, освоение новых земельных  участков, открытие новых торговых точек, совершенствование методов управления, организации производства и сбыта и т.п.);

2) прикладывать  все усилия по сокращению инвестиционных  и налоговых расходов;

3) пересматривать  методы работы с контрагентами  (например, предприятия будут отказываться от предоплаты на покупаемый товар и предъявлять более серьезные требования к покупателям, чтобы избежать возможности неплатежей за отгруженную продукцию)

4) будут наращивать  привлечение заемных средств  с нелегальных кредитных рынков (от ростовщиков и криминальных кредитных касс - общаков) и перестанут пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса  для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям прежде всего относятся: предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

- предприятия,  производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

- предприятия,  не использующие в своей работе  заемные средства;

- предприятия,  имеющие постоянные и налаженные  отношения с банками, которые  могут предоставить кредиты в  сложный момент;

- предприятия,  имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу. 28

Основные болезненные  и уязвимые точки малого предпринимательства. Кризис может обусловить значительное количественное сужение малого бизнеса, то есть уход с рынка (прежде всего в тень) части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою легальную хозяйственную деятельность, сокращение численности занятых на малых предприятиях, снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях.

Основные существующие или возможные проблемы у субъектов  малого предпринимательства все-таки носят финансовый характер:

1) отсутствие  оборотных средств

2) отсутствие  доступа к банковским кредитным  услугам, как для решения проблемы  с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;

3) отсутствие  свободного доступа к займам  государственных и муниципальных  фондов поддержки малого предпринимательства  в связи с малыми размерами  их финансовых активов и ограниченным  бюджетным финансированием этих фондов;

4) снижение спроса  на продукцию, при неизменном  уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;

5) риск неплатежей  от контрагентов - отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков "затоваривания".29 Анализ специфики кризисных явлений и специфики малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства, рассмотренные в таблице 6.

 

 

Таблица 6

Проблемные  точки различных категорий субъектов  малого предпринимательства30

Категория субъектов  малого предпринимательства (МП)

Проблемные  точки

Субъекты МП, которые активно используют заемные  средства для производства, оказания услуг

отсутствие  доступа к банковскому финансированию переоценка залогового обеспечения, ухудшения  условий кредитования, проблемы с  оборотными средствами, переход к  теневому кредитованию в форме нелегальных  кредитных услуг ростовщиков  и организованных преступных группировок

Субъекты МП, производящие продукцию для средних  и крупных предприятий

снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов

Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги

снижение спроса на услуги, риск неплатежей

Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных  работ)

снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала - середины года

Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной  торговле

повышение стоимости  импортной продукции, проблема с  оборотными средствами, в среднесрочной  перспективе - снижение спроса на продукцию

Субъекты МП, действующие в сфере общественного  питания и ресторанном бизнесе

снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных  предприятий

Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта

снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу

снижение объемов  заказов в 2009 году, неоплата произведенных  работ в 2008г. повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ

Все субъекты МП

административное  давление на бизнес, увеличение числа  проверок, снижение оборачиваемости  капитала.


 

 

3. Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора.

В настоящее время почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малое предпринимательство весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесь сосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенности те, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственной собственности. Они сделали свободный выбор, предпочтя самостоятельную предпринимательскую деятельность на свой риск работе по найму.

Малый бизнес до недавнего времени был одной  из самых динамичных составляющих российской экономики. В 2005-2007 гг. среднегодовые темпы роста объемов оборота и инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в целом по России составляли 15-20%. По итогам 2008г. - уже 5-7%, а в 2009г. показатели развития малого бизнеса уйдут в минус.

В большей степени  от кризиса пострадают промышленные и строительные компании, а также малые предприятия, оказывающие бизнес услуги. При углублении кризиса более половины из них (то есть 10% от общего числа малых предприятий в России) будут вынуждены заморозить свою деятельность и уйти с рынка. Малые предприятия в сфере торговли, общественного питания и производства товаров потребления (на них в общей сложности приходится порядка 40% всех малых предприятий) только начали ощущать кризисные явления, но уже готовятся к большему спаду - не менее чем на 20-25% по итогам 2009г. Шанс выжить, а возможно, и улучшить свое положение имеют малые предприятия, производящие недорогую продукцию и предлагающие услуги населению. Уже сейчас они активно наращивают долю дешевого продукта для замещения дорожающих импортных товаров. Всем остальным за жизнь придется бороться, не брезгуя никакими средствами.

Малые предприятия  вынуждены преодолевать возросшее  административное давление со стороны  проверяющих и контролирующих органов.

Спасаясь от административного давления и кризиса, предприятия уходят в тень. Доля теневой активности малых предприятий  до кризиса составляла порядка 30-40% от оборота фирмы. Ожидается, что  из-за кризиса в этом году цифра  может увеличиться до 60%. Малый бизнес и так ожидает резкий спад, а из-за столь массированного ухода в тень официальная статистика может и вовсе показать коллапс этого сектора экономики. Вновь входит в практику давно забытая "бартеризация". В условиях отсутствия оборотных средств и живых денег малые предприятия переходят на взаимные расчеты путем обмена товарами и услугами. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рисунке 2.

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора