Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства……………………………………………………………11
Современное состояние малого бизнеса муниципального образования………………………………………………………………………44
Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора………………………………………………………..65
Заключение………………………………………………………………………89
Список использованной литературы…………………………………………..93

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Хотя и принят ряд мер в области налогообложения, в целом необходимо сказать, что  не принято существенных решений, ослабляющих  налоговую нагрузку для малого бизнеса. В целом снижение налогов для малых предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора.

Учитывая высвобождение  большого количества трудовых ресурсов, уволенных со средних и крупных предприятий, можно предпринимать определенные меры по привлечению данных сотрудников на малые предприятия и тем самым повысить производительность труда в сегменте малого бизнеса. Определенную роль здесь может сыграть активизация работы государственных и муниципальных служб занятости с конкретными малыми предприятиями по трудоустройству на них новых сотрудников.

Кроме того, субъектам  Российской Федерации делегировано право принятия решения о снижении с 15% до 5% налоговой ставки, применяемой при упрощенной системе налогообложения. Ряд регионов уже принял такие решения.

Другим важным направлением поддержки малого предпринимательства  является поддержка кредитования.

Проводимый  Минэкономразвития мониторинг показывает, что в России снизился темп роста кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Если за первое полугодие 2008 года он составил 31,28 %, то за период июль – октябрь упал до 2,67 %. А за ноябрь – декабрь по 6 крупнейшим банкам, кредитующим малый бизнес, совокупный кредитный портфель упал более чем на 50 млрд. руб. (с 853 млрд. руб. до 795) или на 6%.

Одновременно  в четвертом квартале средневзвешенная ставка по кредитам МСП достигла 20 % (13% на начало года).

Малый бизнес в  период кризиса банки перестают  кредитовать в первую очередь. Связано это и с нехваткой залогового обеспечения, и с трудностями в рефинансировании портфеля кредитов, выданных малому бизнесу, и с традиционно меньшей прозрачностью, более высокими рисками малого предпринимательства, с трудоемкостью выдачи кредитов. Исходя из этого, необходимы меры государственной поддержки и стимулирования кредитования.

Меры, предпринимаемые  Правительством для поддержки кредитования малого бизнеса, сосредоточены на нескольких направлениях.

Во-первых, это  программа Внешэкономбанка, 5 февраля. На реализацию данной программы в 2009 году государство выделяет 30 млрд. руб. в капитал Внешэкономбанка.

Внешэкономбанк  будет рефинансировать банки, предоставившие кредиты малому бизнесу в регионах в соответствии с региональными  лимитами и со стандартом, разработанным ВЭБом.

Кроме того, программа  ВЭБа предусматривает финансирование небанковской инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства, включая  кредитные кооперативы и микрофинансовые  организации верхнего уровня, а также  лизинговые и факторинговые компании, работающие с малым бизнесом.

Во-вторых, банкам предоставляется длинный ресурс – субординированный кредит в  капитал второго уровня при условии  наличия портфеля кредитов, в том  числе кредитов малому бизнесу. Решение  о том, что предоставление субординированных кредитов Внешэкономбанком будет осуществляться на условиях и только тем банкам, у которых уже имеется портфель кредитов в приоритетных секторах, причем к приоритетным секторам отнесены кредиты малому бизнесу, принято наблюдательным советом ВЭБа.

При этом осуществляется оперативный мониторинг объемов  средств, направляемых банками на кредитование субъектов МСП.

Необходимо  также отметить и решение Банка  России о включении в перечень активов, принимаемых в обеспечение  для получения финансирования в Центральном Банке, кредитов и векселей малых предприятий. В первую очередь, такие поправки помогут региональным банкам, портфели которых формируются за счет развития малых компаний.

Несмотря на осуществляемое секвестирование бюджетных расходов, в отношении данной программы принято решение о существенном увеличении (более чем в 2,5 раза) финансирования данной программы до 10,5 млрд. руб.

Приоритеты  программы направлены на активное содействие созданию новых компаний:

1. Предоставление грантов начинающим. Пока такие программы реализуется только в 12 регионах.

В 2009 году все  субъекты Российской Федерации должны предоставить грантовую поддержку  начинающим. Это особенно актуально  для лиц, потерявших работу. Как показывает опыт, каждый 10-тый наемный работник выражает заинтересованность начать свое дело. Программа позволяет не просто поддержать предпринимательскую инициативу гражданина, но содействует созданию новых рабочих мест.

2. Развитие организаций  микрофинансирования – это логическое  продолжение грантовой поддержки начинающих предпринимателей.

Микрофинансирование – финансовый инструмент, который  на практике способен компенсировать наблюдающееся снижение темпов банковского  кредитования сектора малых компаний. Именно поэтому поддержка таких услуг увеличит доступность финансовых ресурсов для малого бизнеса.

Объемы таких  займов – до 1 миллиона рублей. В 2009 году при поддержке федеральных  и региональных властей должно быть выдано не менее 20 000 займов.

К мерам, направленным на обеспечение доступа к финансовым ресурсам относится:

1. Создание гарантийных  фондов по кредитам субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Уже сейчас 16 регионов подтвердили свои планы по созданию новых региональных гарантийных  фондов. Это дополнительно к уже  действующим 34 фондам.

Таким образом, более половины субъектов Российской Федерации к концу 2009 году предоставят  такие услуги предпринимателям.

Средний размер кредита, обеспеченного фондом, сейчас не превышает 2 млн. рублей. Гарантиями покрывается до 70% кредита; 2. Субсидирование процентных ставок по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства мы рассматриваем как одну из самых оперативных и доступных мер, направленных на обеспечение доступности кредитования.

Очень важно  обеспечить равный доступ всех предпринимателей к государственной поддержке. Именно поэтому распределение субсидий федерального бюджета планируется по регионам пропорционально доле малых компаний, действующих на территории региона. Корректировка данного расчета будет произведена для тех субъектов, в которых будет фиксироваться существенное увеличение числа безработных граждан – потенциальных предпринимателей. В этом году также снижены требования по софинансированию мероприятий программы из регионального бюджета – с 50 до 30%. Более того, впервые в 2009 году предусматривается возможность авансового перечисления субсидий федерального бюджета регионам, испытывающим трудности в формировании доходной части бюджета - до 60% в течение первого полугодия 2009 года. Это значит, что заинтересованные регионы смогут тратить федеральные средства уже в 1 квартале текущего года.

Всего реализация мероприятий по государственной  поддержке малого и среднего предпринимательства  только за счет средств федерального и регионального бюджетов в 2009 году может поддержать создание или сохранение от 350 000 – до полумиллиона рабочих мест.34

В последнее  время в рамках реализации курса  по активизации социально-экономического развития страны повышенное внимание уделяется мерам по стимулированию малого бизнеса. Так, вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля в котором определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса в стране.

Безусловно, в  поддержке малого предпринимательства важен комплекс мер – административных, законодательных, налоговых и иных. Особое место здесь занимают и все более должны усиливать свою роль меры финансовой поддержки, способные вовлечь в процесс поддержки указанного бизнеса профильные институты разных уровней – как крупные государственные банки, так и систему региональных банков. При этом на переживаемом этапе едва ли не самой важной задачей выступает более активное привлечение к поддержке малого предпринимательства региональных кредитных организаций. Такой акцент в поддержке малого предпринимательства важен именно в силу того, что такие организации имеют дело непосредственно с «целевым» потреблением кредитных ресурсов, лучше иных агентов знают решаемые им задачи и его потребности. И представляется безусловным, что в условиях мировой финансовой нестабильности именно региональные кредитные организации уже выступают и в перспективе могут стать еще в большей мере серьезным противоядием или противовесом многим негативным явлениям в нынешних экономических реалиях.

Одно из направлений  реализации государственной программы  поддержки малого предпринимательства  сегодня - финансовая поддержка этого  сектора, осуществляемая государственной  корпорацией «Банк развития и  внешэкономической деятельности». Последний же практически реализует программу финансовой поддержки через ОАО « Российский банк развития», 100% акций которого в августе 2008г. переданы в уставный капитал Внешэконом банка.

Описание программы  «Российского банка развития». Особенность рассматриваемой программы предусматривает механизм двухуровневого кредитования: РосБР не работает напрямую с субъектами малого предпринимательства, а финансирует прямо лишь региональные банки. Последние в свою очередь, Кредитуют субъекты малого предпринимательства в соответствии с продуктовой линейкой РосБР.

Для осуществления  финансовой поддержки малого предпринимательства  РосБР разработаны такие кредитные  продукты, как «Стартовый капитал» (данный продукт направлен на кредитование вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства в целях формирования и укрепления его материально-технической базы). « Капитал для роста» (направлен на рост материально-технической базы уже действующего субъекта малого бизнеса, расширение производства, создание новых технологий), «Оборотный капитал» (ориентирован на пополнение материальных запасов, приобретение товарно – материальных ценностей) и «Регион» (кредитование приоритетных для регионов проектов). Решение о том, в рамках какого из указанных продуктов кредитовать субъект малого предпринимательства, принимает банком – партнером самостоятельно.

Приоритетными целями кредитования в рамках рассматриваемой  программы являются: создание новых  производств, приобретение и модернизация основных средств, развитие научно-технической и инновационной деятельности, а также внедрение новых технологий, развития экспортных операций и импортозамещение.

Применение  двухуровневой схемы кредитования, объединяя усилия государственных  и частных финансовых институтов, позволяет охватывать все субъекты Российской Федерации без формирования собственной филиальной сети, создавать и поддерживать эффективные механизмы финансирования предприятий малого предпринимательства и организаций, инфраструктуру его поддержки.

По состоянию  на 1 января 2009г. РосБР сотрудничает с 63 банками-партнерами в 54 субъектах Российской Федерации. Общая сумма кредитов, предоставленных субъектам малого предпринимательства, и гарантий организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на 1 января 2009г. превысила 10,4 млрд. руб. В рамках совершенствования двухуровневой системы кредитования РосБР имеет в виду проводить работу по значительному перечню направлений. Главная цель - увеличение числа банков – партнеров в 1,5 раза и обеспечить реализацию рассматриваемой программы во всех этих субъектах. При этом повышенное внимание РосБР буде уделять регионам в которых наблюдается существенный рост безработицы, где отсутствуют банки – партнеры РосБР с сравнительно слабым развитием малого и среднего предпринимательства.

Одним из перспективных направлений в реализации рассматриваемой программы является совершенствование информационной и методологического сопровождения деятельности банков – партнеров в финансировании малого предпринимательства.35

Важную роль в стимулировании малого бизнеса и меры налогового порядка. Имеется в виду прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей – не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает.36

Вместе с  тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличение их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них.

Как известно, упрощенная система налогообложения предусматривается  для налогоплательщиков с численностью работающих до ста человек и вполне подходит для налогообложения субъектов  малого бизнеса.

Введенные в  России специальные налоговые режимы позволили в значительной мере снизить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это положительно сказалось на развитии производства, оживление инновационной деятельности. Упрощение отчетности снизило издержки на ведение налогового и бухгалтерского учета и облегчило налоговое администрирование соответствующего контингента налогоплательщиков.

Часть, ранее  пребывавших в режиме общего налогообложения , перешла за последние 5 лет на специальные  налоговые режимы, многие предприниматели  покинули «теневую» сферу. С 2002г. по 2007г. численность налогоплательщиков, специальные налоговые режимы, увеличилось с 2 до 3,7 миллиона, а поступления налогов, уплачиваемых в их рамках, выросли в 3,3 раза.

В 2007г. поступления  налогов от предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, увеличилось по сравнению с 2006г. на 50%,а по сравнению с 2005г.- в 2,2 раза, что значительно превышает соответствующие показатели по всем налоговым поступлениям в целом. Вместе с тем доля налога при упрощенной системе налогообложения в налоговых поступлениях 2007г. мала - всего 1,2 %.Закрепление налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения , за бюджетами крайне слабо повлияло на стабилизацию доходной базы соответствующих бюджетов- доля этого налога в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации составила всего 2% , а в местных бюджетах -1,9%.

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора