Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства……………………………………………………………11
Современное состояние малого бизнеса муниципального образования………………………………………………………………………44
Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора………………………………………………………..65
Заключение………………………………………………………………………89
Список использованной литературы…………………………………………..93

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

В ряду функций  малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, а в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее  значимы функции социальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской  деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. В–третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах). 14

Сфера деятельности малых предприятий и их взаимодействие с крупными предприятиями. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые предприятия при сравнительном насыщении рынка, находят себя в доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий.

Хотелось бы особенно обратить внимание на две  большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное и экстенсивное развитие экономики.

Малые предприятия  интенсивного направления призваны давать мощный импульс развитию крупных  предприятий, именно здесь закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика – это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

Эту “доводку крупных  преобразований” призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного  направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

Каждое крупное  структурное изменение в экономике  сопровождается массовым высвобождением работников с предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной занятости берут на себя малые предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют функции стабилизации общественного развития.

Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

Но так же важно отметить, что крупное производство и не противопоставляется малому, что является одной из причин успешного  развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться конкурентные начала, или крупный и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для современной России. А крупный бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных стран третьего мира.

Совсем другая ситуация в странах, где налажены устойчивые связи крупного и малого бизнеса. Часто приводят наглядный  пример автомобильной промышленности Германии, не менее крупных японских концернов, которые имеют развитую сеть субподрядчиков, куда входят малые и мельчайшие предприятия – сотни и тысячи таких предприятий. Вот это все создает, с одной стороны, стыковку малого и крупного бизнеса, формирует у малого предприятия уверенность в том, что его продукция будут востребованы. И, поскольку крупные компании являются операторами мирового рынка, естественно, они воспринимают какие-то инновационные импульсы, стремятся их транслировать. И таким образом у малого бизнеса возникает потребность держать шаг вровень с потребностями времени, обновлять свою технологию и т.д. К сожалению реалии российской экономики пока далеки от этой идеальной картины.

Опыт взаимодействия крупных предприятий с малым  бизнесом – это в первую очередь взаимодействие с малыми предприятиями, которые создавались на базе аккумуляции каких-то финансовых ресурсов материального предприятия. И вторая группа – это малые предприятия, возникшие извне, с которыми в дальнейшем удалось установить связи крупным предприятиям.

Сотрудничество  это прошло в два этапа. Первый этап – это период поздней перестройки, период так называемой “приватизации”, когда малые предприятия создавались главным образом с вполне известными целями – чтобы каким-то образом сосредоточить ресурсы для последующего участия в действительной приватизации, выполняли роль своего рода таких фиктивных структур, которые обеспечивали первоначальное накопление капитала.

Второй период – это уже период приватизации, когда малые предприятия создавались на ряде крупных предприятий путем выделения объектов инфраструктуры, в том числе социальной, в самостоятельные малые предприятия.

Чаще малые  предприятия, оставаясь на орбите крупного, вместе с ним медленно агонизируют. Все это сформировало негативное или выжидательное отношение к какому бы то ни было взаимодействию с малым бизнесом.

Здесь нужно  иметь в виду ряд обстоятельств. Во-первых, низкая конкурентоспособность  среды приводит к тому, что если транспортный или ремонтный цех  выделятся в отдельное предприятие, оно становится фактически монополистом на рынке и несколько месяцев спустя материнское предприятие начинает получать от малого такие прейскуранты, от которых разводят руками. И ничего не поделаешь – других фирм, которым можно передать заказы, в регионе попросту нет. Обжегшись на таких случаях, крупное предприятие стремится сохранить такие цены внутри своей структуры, применяя при регулировании потоков и ресурсов расчетные цены. И как только такой цех выходит в самостоятельное плавание, то тут же во взаиморасчетах возникает разрез. Этих двух фактов хватает, чтобы загубить все взаимодействие на корню.15

 

 

  1. Современное состояние малого бизнеса муниципального образования.

Как показало время, малое предпринимательство постепенно (хотя и не настолько быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве страны. Структура распределения малых предприятий по Федеральным округам России представлена в таблице 1.

Таблица 1

Распределение числа малых предприятий по территории России16

Федеральные округа

Кол-во зарегистрированных МП на 2006г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Кол-во зарегистрированных МП на 2007г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Кол-во зарегистрированных МП на 2008г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

Прирост/ сокращение кол-ва Зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. Населения

за период

01.04.2005- 01.04.2006

Прирост/ сокращение кол-ва Зарегистрированных МП

на 100 тыс. чел. населения

за период

01.07.2006- 01.07.2007

РФ

720,2

790,2

198,4

30,7

72,9

Центральный

942,0

996,9

220,7

40,8

56,5

Северо-Западный

1 168,2

1391,0

231,8

-12,4

219,2

Южный

482,0

496,0

174,3

-28,9

10,1

Приволжский

579,3

623,2

193,4

56,0

58,9

Уральский

619,7

661,3

91,5

80,6

43,2

Сибирский

562,3

659,3

231,7

32,8

97,5

Дальневосточный

665,9

791,7

211,2

50,1

124,4


 

Анализируя таблицу 1 можно заметить, что распределение  малых предприятий по федеральным  округам очень неравномерно. По состоянию  на 1 апреля 2006г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1033,3 тыс., что на 4,5% выше, чем по состоянию  на 1 апреля 2005г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 720,2 ед., увеличившись по сравнению с 1 апреля 2005г. на 30,7 ед.

Однако, на 1 апреля 2006г. по сравнению с 1 апреля 2005г. количество МП на 100 тыс. жителей выросло в 56 регионах, а в 13 регионах ситуация осталась без изменений.

Максимальный прирост  показателя был отмечен в Томской (на 212,2 ед.) и Сахалинской (на 206,8 ед.) областях. Кроме того, сильное увеличение наблюдалось в Калининградской  области (на 179,9 ед.), Хабаровском крае (на 162,0 ед.), Удмуртской Республике (на 154,5 ед.), Челябинской (на 143,6 ед.) и Ивановской (на 143,5 ед.) областях, а также Республике Башкортостан (на 142,2 ед.).

На 1 июля 2007г. по сравнению  с 1 июлем 2006г. количество МП на 100 тыс. жителей  выросло в 70 регионах, в то время как по итогам января-июня 2006г. таких регионов было 58.

Максимальный прирост  показателя был отмечен в Калининградской  области (на 687,8 ед.). Кроме того, сильное  увеличение (более чем на 200 ед.) наблюдалось  в н. Санкт-Петербург (на 358,7 ед.), Томской области (на 298,9 ед.), Республике Алтай (на 245,1 ед.), Ленинградской области (на 242,0 ед.), Ненецком АО (на 238,1 ед.), Костромской (на 222,8 ед.) и Амурской (202,7 ед.) области.

На 1 октября 2008г. число  зарегистрированных малых предприятий в целом по стране составило 281,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в среднем по стране достигло 198,4 единиц.

Наиболее высокое число  зарегистрированных на 100 тыс. человек  МП действует в Северо-Западном федеральном округе – 231,8 единиц, что на 16,9% превышает средний по Российской Федерации уровень. Немногим отстает Сибирский федеральный округ – 231,7 единиц (на 16,8% выше общероссийского показателя).

Наименьшее  число малых предприятий на 100 тыс. человек действует в Уральском федеральном округе – 46,1% от среднего по России уровня.17

О динамике изменения  среднесписочной численности работников на малых предприятиях за последние  годы свидетельствуют данные Госкомстата  России, приведенные в таблице 2.

 

Таблица 2

Среднесписочная численность  работников МП на территории России18

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП (тыс. чел.)

Доля занятых  на МП в общей среднесписочной  численности занятых (%)

2006

2007

2008

2006

2007

2008

РФ

7 993,6

8968,5

6 262,6

16,6

18,5

12,7

Центральный

2 943,5

3257,1

1 689,0

21,7

23,5

11,9

Северо-Западный

1 171,9

1211,6

816,3

22,1

22,9

15,4

Южный

765,9

885,3

872,7

13,9

16,2

15,2

Приволжский

1 481,5

1771

1 434,2

14,2

16,7

13,4

Уральский

541,5

636,2

363,5

12,0

13,7

7,7

Сибирский

784,5

882,5

851,1

12,4

13,9

13,3

Дальневосточный

304,9

324,8

235,3

13,0

14,1

10,3


 

По итогам января-марта 2006г. среднесписочная численность  занятых на МП в целом по стране выросла на 5,1% и составила 7993,6 тыс. чел.

В январе-марте 2006г. по сравнению с январем-мартом 2005г. малые предприятия обеспечили на 391,2 тыс. больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 16,6%, повысившись на 0,8 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2005г. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на МП произошел в Сибирском и Приволжском федеральных округах – на 9,8% и 8,5% соответственно.

По итогам января-июня 2007г. среднесписочная численность  занятых на МП в целом по стране выросла на 8,2% и составила 8968,5 тыс. чел.19

В январе-июне 2007г. по сравнению  с январем-июнем 2006г. малые предприятия  обеспечили на 679,6 тыс. больше постоянных рабочих мест, а удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 18,5%, повысившись на 1,2 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2006г. По итогам января-сентября 2008г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) составила 6 262,6 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране составил 12,7%.

Оборот малых предприятий  на территории России

С первого квартала 2005г. Федеральная служба государственной  статистики перешла от учета объемов  производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях к учету  объемов оборота малых предприятий.

В оборот малых предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей). Объем отгруженных товаров собственного производства представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены данным юридическим лицом и фактически в отчетном периоде отгружены или отпущены в порядке продажи, а также прямого обмена на сторону (другим юридическим и физическим лицам), независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.

Данные по объемам  оборота представляют совокупность малых организаций с соответствующим  основным видом деятельности и отражают коммерческую деятельность организаций. В январе-марте 2006г. оборот МП вырос на 5,6% относительно аналогичного периода предыдущего года. В двух федеральных округах – Уральском и Дальневосточном – было зафиксировано небольшое снижение показателя. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. (Таблица 3) В январе-июне 2007г. оборот МП вырос на 13,4% относительно аналогичного периода предыдущего года. Наиболее значительное увеличение оборота МП произошло в Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах.

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора