Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства……………………………………………………………11
Современное состояние малого бизнеса муниципального образования………………………………………………………………………44
Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора………………………………………………………..65
Заключение………………………………………………………………………89
Список использованной литературы…………………………………………..93

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем не менее, заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.1

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.2

Основным субъектом  предпринимательской активности выступает  предприниматель. Однако предприниматель  — не единственный субъект, в любом  случае он вынужден взаимодействовать  с потребителем как основным его  контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

На рисунке 1 изображена схема субъектов предпринимательской  деятельности.3

 

Рис.1. Субъекты предпринимательской деятельности4

 

Таким образом, целью предпринимателя выступает  необходимость завоевать потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность  товара;

• степень универсальности  товара;

• внешний вид  и упаковка;

• позитивные отличительные  характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• возможность  воспользоваться услугами послепродажного  сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным  стандартам;

• престижность и привлекательность рекламы  товара и т. д.

Партнерские связи  играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно. Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т.д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

Выбор партнерских  связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом.

1. Долговременные (или постоянные).

2. Кратковременные  (или на определенный срок).

3. Случайные. 

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает  партнера (партнеров) как субъект  предпринимательского процесса, от формы  взаимоотношений с которым зависит  уровень эффективности его деятельности.5

Целью предпринимательской  активности является производство и  предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и  который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Однако получение  прибыли свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать, прежде всего, дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Предпринимательство как особая форма экономической  активности может осуществляться как  в государственном, так и в  частном секторе экономики. В  соответствии с этим различают:

а) предпринимательство  государственное;

б) предпринимательство  частное.

Государственные предпринимательство есть форма  осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие);

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий  есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации  частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся  в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого  бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя.

    Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными.

  Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Конечно, каждый из этих видов — государственное  и частное предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Все малые предприятия  довольно быстро реагируют на внешние  условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентировано в основном на местные рынки сбыта.6

Разработка  и применение критериев для отнесения  предприятий к малому бизнесу  имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая  ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, а какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической  литературе отсутствуют научные  принципы разработки критериев отнесения  предприятий к малым, поэтому  при их разработке необходимо выделить:

- объективность;

- дифференциацию  величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;

- простоту в  понимании и использовании;

- количество  критериев;

- стабильность  критериев.

Все мелкие и  средние предприятия можно условно  разделить на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или  косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.

Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.

С экономической  стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:

- валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;

- национального  дохода, создаваемого в малом  бизнесе;

- мелких предприятий  в общем количестве промышленных  предприятий;

- трудоспособность  населения, занятого в мелком  бизнесе;

- малого бизнеса  в экспорте продукции;

- налогов, поступающих  от малого бизнеса в их общей  величине;

- основного  капитала, функционирующего в малом  бизнесе;

- отдельных  видов продукции или услуг,  производимых малым бизнесом в их общем объеме.

С увеличением  этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.

Социальная  значимость малого бизнеса имеет  разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:

- в снижении  уровня безработицы;

- в более  полном удовлетворении потребностей  граждан в продукции и услугах;

- в улучшение  качества обслуживания;

- в более  высокой удовлетворенности людей,  особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

- в формировании  среднего класса в обществе  как основы для развития экономики  и повышения жизненного уровня граждан;

- в формировании  многочисленного класса мелких  собственников, которые в наибольшей  степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

- в снижении  забастовок и социальной напряженности в обществе.7

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора