Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в РФ тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Процесс реформирования экономики России еще со времен перестройки вызвал значительные изменения в системе экономических отношений. Переход к рыночной экономике непосредственно связан с формированием и развитием института частной собственности. Введение в действие рыночных механизмов экономического регулирования, с помощью которых государство пыталось решить проблемы, связанные с изменением системы хозяйствования, пока не привело к созданию благоприятных условий жизни для основной массы людей. Значительно упал и очень медленно повышается жизненный уровень, остается низким платежеспособный спрос предприятий и населения, низкими темпами ликвидируется задолженность по заработной плате, не снижается уровень безработицы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические и правовые основы развития малого предпринимательства……………………………………………………………11
Современное состояние малого бизнеса муниципального образования………………………………………………………………………44
Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора………………………………………………………..65
Заключение………………………………………………………………………89
Список использованной литературы…………………………………………..93

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 467.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3

Оборот малых  предприятий на территории России20

Федеральные округа

Объем оборота 2006г.

Объем оборота 2007г.

Объем оборота2008г.

млн. руб.

Январь март 2005г.(%)

млн. руб.

Январь июнь 2006г.(%)

млн. руб.

На душу населения  с учетом СН, (%)

РФ

2 352 595,1

105,6

6 649 227,2

113,4

7 374 905,8

100,0

Центральный

1 108 320,4

100,6

3 040 615,2

107,7

2 217 498,6

107,4

Северо-Западный

246 838,4

122,4

748 643,0

123,0

1 156 512,8

154,2

Южный

187 429,3

106,1

570 807,6

118,4

883 315

81,0

Приволжский

352 667,3

107,0

961 868,6

114,1

1 396 615,5

98,8

Уральский

169 034,6

98,8

520 499,4

119,9

618 450,1

94,5

Сибирский

224 364,8

123,8

602 656,7

115,2

864 535,9

89,6

Дальневосточный

63 940,3

98,6

204 136,7

132,1

237 977,9

54,3


 

По итогам января-сентября 2008 года объем оборота малых предприятий  в Российской Федерации составил порядка 7 374 905 млн. рублей или 51 932 рубля на душу населения. Наибольший объем оборота на душу населения наблюдается в Северо-Западном федеральном округе – 85 661 рубль, что на 54,2% превышает средний по России уровень. Минимальным данный показатель является в Дальневосточном Федеральном округе – 36 688,6 рублей, т.е. лишь 54,3% от среднего по РФ. 21

В январе-марте 2006г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал на МП в целом по стране, при этом темпы роста значительно увеличились: если в январе-марте 2005г. инвестиции выросли на 2,0%, то за аналогичный период 2006г. рост показателя составил уже 29,6%.

 

Таблица 4

Инвестиции в основной капитал МП на территории России22

Федеральные округа

Объем инвестиций основной капитал на МП 2006г.

Объем инвестиций в основной капитал на МП 2007г.

Объем инвестиций в основной капитал на МП 2008г.

млн. руб.

Январь-март 2005г. (%)

млн. руб.

Январь-июнь 2006г. (%)

млн. руб.

На душу населения  с учетом СН, (%)

РФ

26 514

129,6

87 855,5

120,7

212 235,0

100

Центральный

6 868

114,6

18 936,9

113,8

37 839,8

63,7

Северо-Западный

2 876

94,3

8 514,3

121,6

15 989,5

74,0

Южный

4 637

184,1

14 308,3

124,2

44 998,1

143,2

Приволжский

4 369

124,3

19 849,6

105,1

54 657,6

134,2

Уральский

2 720

129,0

6 599,7

112,9

16 164,1

85,7

Сибирский

4 184

156,0

15 834,9

148,9

38 134,2

137,3

Дальневосточный

861

142,1

3 811,7

164,0

4 571,6

36,3


 

Увеличение объема инвестиций на МП произошло почти во всех федеральных  округах, за исключением Северо-Западного  ФО, где наблюдалось незначительное сокращение показателя. Наибольший рост показателя зафиксирован в Южном  ФО (на 84,1%). Заметное увеличение произошло также в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

В январе-июне 2007г. продолжилась тенденция к росту объема инвестиций в основной капитал на МП в целом  по стране, при небольшом сокращении темпов роста: если в январе-июне 2006г. инвестиции выросли на 35,0%, то за аналогичный период 2007г. рост показателя составил 20,7%.23

Увеличение объема инвестиций на МП произошло почти во всех федеральных  округах. Наибольший рост показателя зафиксирован в Дальневосточном ФО (на 64,0%). Заметное увеличение произошло также в Сибирском ФО.

Ситуация с распределением регионов по группам с различной  динамикой инвестиций в основной капитал на МП по итогам января-июня 2007г. по сравнению с распределением, наблюдаемым за аналогичный период 2006г., немного изменилась в лучшую сторону: если в январе-июне 2006г. увеличение наблюдалось в 55 регионах, то в январе-июне 2007г. – в 66.

Общий объем инвестиций в основной капитал на МП в Российской Федерации в январе-сентябре 2008 года составил порядка 212 235 млн. рублей или более 1 495 рублей на душу населения. По показателю объема инвестиций в основной капитал на МП на душу населения лидирует Южный федеральный округ. Немного отстают от него Сибирский и Приволжский федеральные округа. Наименьший объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения отмечен в Дальневосточном федеральном округе.

Рассматривая  ситуацию с распределением регионов по объему инвестиций в основной капитал  на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских  товаров и услуг по итогам января-сентября 2008 г. необходимо отметить, что в 8 регионах показатель превысил 200, среди них Томская (в 4,5 раза) и Новосибирская (в 4,0 раза) области, Краснодарский край (в 2,7 раза), Ростовская (в 2,6 раза), Нижегородская (в 2,4 раза), Калининградская (в 2,3 раза), Смоленская (в 2,2 раза) и Тамбовская (в 2,1 раза) области (табл. 4)24

 

2.2 Проблемы  развития малого предпринимательства  в России

 

В последние  десятилетия малое предпринимательство  превратилось во многих странах в  один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России Э.Набиуллиной доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае — более 60%, в России – пока не превышает 17%. 25

Присущие мелким предприятиям гибкость, простота и дешевизна управления, способность содействовать научно-техническому прогрессу, ускорять внедрение его завоеваний, мобилизовать значительные финансовые и производственные ресурсы общества обусловливают важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.

В то же время  для мелких предприятий характерны такие слабости как чрезмерная зависимость  от внешней среды, неустойчивость, особенно к финансовым потрясениям, недостаток ресурсов, сложности со сбытом продукции и т.п. Перечень проблем, которые мешают развитию малого предпринимательства в стране рассмотрим с помощью таблицы 5.

 

Таблица 5

Основные проблемы малого предпринимательства в России26

Основные проблемы

1

Кризис

2

Налоги

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения  и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность  партнёров, клиентов

8

Несовершенство  банковской системы

9

Политическая  ситуация

10

Действия правительства, властей, ЦБ; коррупция, взятки

11

Трудности с  арендой, недостаток площадей, офисов

12

Недостаток  информации, культуры, опыта

13

Кадровые проблемы

14

Законодательство

15

Рэкет

16

Отрицательное отношение к предпринимателям


 

Рассмотрим  проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства более подробно:

- организационные  проблемы (трудности с юридическим  оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.);

- проблемы материально-технического  обеспечения (нехватка или отсутствие  производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.);

- материально-финансовые  проблемы (затруднения в получении  капитала для регистрации предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции).

Остро стоит  проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малое предпринимательство больше, чем крупный и средний бизнес, подвержено влиянию «теневой экономики». По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

Сдерживающими факторами в развитии деятельности малых предприятий являются:

- неразвитость  и нестабильность законодательств;

- снижение платежеспособности населения;

- жесткое давление  налоговой систем;

- недостаток  собственных финансовых средств.

Серьезным препятствием в развитии предпринимательской  деятельности является сложность получения  кредитов. Основными причинами этого  являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.

Большинство малых  предприятий из-за неустойчивого  финансового положения и нехватки средств лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

Проблема нехватки производственных и служебных помещений  также существенно тормозит развитие малого предпринимательства. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна. Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы. 27

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в экономике муниципального сектора