Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:16, лекция

Описание работы

Предприятие – это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для производства рыночных товаров и услуг с целью получения прибыли, доли на рынке и удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Производственное предприятие – это обособленная специализированная организация, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготавливать нужную потребителю продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля, ассортимента.

Файлы: 1 файл

Экономика на малых предпр..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Целью данной работы должны быть:

-  знание “слабых мест” бизнеса  - тех основных параметров предприятия,  выход которых за пределы критических  значений угрожают “здоровью и жизни больного”, то есть успеху вашего бизнеса;

- своевременное обнаружение “очагов  заболевания” - отклонений действительных  финансовых показателей от запланированных  на указанный период времени; 

- верная “постановка диагноза”  - выявления тех параметров предприятия, изменение которых привело к ухудшению финансовых показателей, и нахождение причин, вызвавших указанные изменения;

- определение “курса лечения” - комплекса мероприятий, позволяющих  исправить создавшееся положение; 

- оценка эффекта от проведения запланированных мероприятий и их корректировка.

Способы определения состояния  здоровья пациента могут быть весьма различными. Но несомненно, что прослушивание  грудной клетки стетоскопом и  ощупывание живота больного не могут  заменить комплексного обследования на компьютерном томографе. Точно так же детальный анализ финансового состояния предприятия немыслим в настоящее время без применения средств вычислительной техники, проще говоря, компьютера. О программных средствах для бизнес-планирования и будет идти речь в основной части статьи. 

Основное, чего вы лишаетесь, отказываясь  от бизнес-планирования - возможность  принимать управленческие решения, основываясь на реальном положении  дел в вашем бизнесе. Профессиональный менеджер осуществляет свою деятельность, базируясь на постоянном анализе текущей финансовой ситуации, прогнозируя как перспективы развития рынка в целом и компании в частности, так и последствия принимаемых им решений. В отсутствие бизнес-плана модель чудесным образом трансформируется: руководитель должен на основании неясно чего предпринимать действия, приводящие к заранее неизвестным результатам. Таким образом, отказ от планирования неминуемо влечет за собой отказ от грамотного управления.

 

SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы при проведении стратегического аудита. После проведения аудита накапливается большое количество информации разной степени важности и надежности. SWOT-анализ очищает данную информацию и выделяет наиболее важные результаты внутреннего и внешнего аудита. Небольшое количество опорных пунктов позволяет компании сосредоточить на них свое внимание.

При составлении этого раздела  от предпринимателя требуется определить основные угрозы и возможности, которые ожидают компанию в будущем. Назначение этого раздела - попытаться заранее предугадать события, которые могут оказать влияние на деятельность компании. Предпринимателю следует перечислить все угрозы и возможности, которые он только способен вообразить.

Возможности возникают, когда тенденции  изменения среды способствуют использованию  сильных сторон организации. Предпринимателю  следует оценить каждую возможность  на предмет ее потенциальной привлекательности  и вероятности достижения успеха. Фирмам редко предоставляются идеальные возможности, которые точно соответствуют их целям и ресурсам. Реализация возможностей сопряжена с риском. При оценке возможностей предприниматель должен решить, оправдывает ли ожидаемая выгода потенциальный риск. В зависимости от сильных сторон компании одна и та же тенденция развития может быть для компании, как угрозой, так и возможностью.

Сильные и слабые стороны в SWOT-анализе  вовсе не предполагают перечисление всех особенностей компании, а лишь тех, что относятся к ключевым факторам успеха. Слишком долгий список приводит к неясности и расплывчатости и уводит от того, что является действительно важным. Сильные и слабые стороны компании - определения относительные, а не абсолютные. Хорошо быть сильным в чем-либо, но если конкуренты в этом сильнее, это станет вашей слабостью.

Однако необходимо больше внимания сосредоточить на слабых сторонах организации. Сокращение нескольких неэффективных  продуктовых линий на рынке сырого корма для домашних животных, упрощение  марочной структуры и концентрация на нескольких производственных процессах помогут высвободить средства для развития производства сухого корма. Используя ресурсы достаточно эффективны, компания может стать прибыльной и концентрированной.

Таким образом, основные правила при определении стратегии организации можно сформулировать так:

-     преодолевать слабые  стороны для отражения угроз;

-     преодолевать слабые  стороны для реализации возможностей;

-     компенсировать угрозы  путем использования сильных  сторон;

-     реализовать возможности путем использования сильных сторон.

Поскольку управленческие решения  на малых предприятиях имеют ограниченный временной горизонт и в связи  с необходимостью быстрой адаптации  в случае постоянно меняющейся внешней  среды малым предприятиям необходим оперативный режим управления, т.е. им необходимо уделить особое внимание тактике. В первую очередь необходимо сконцентрироваться на определении своей ниши, что является важнейшим элементом для малого предприятия. Необходимо найти достаточно маленький сегмент рынка (небольшой территориально, по объемам сбыта или в любом другом отношении), так как на этом участке можно быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно вам, лишь бы более крупной компании было трудно его заполучить, т.е., чтобы достичь где-то превосходства можно уменьшить область деятельности. Как правило, этого можно достичь территориально. Местные предприниматели подстраивают свой бизнес под местные вкусы. Поэтому, чтобы добиться успеха малое предприятие должно руководствоваться тем же мышлением и в других ситуациях. Но сегменты могут быть не столь явными.

Так практически любой товар  или услугу, известную и распространяемую в национальном масштабе, можно выпускать  в пределах определенной местности, с национальными особенностями, в максимально дорогом или максимально дешевом варианте.

Другой предлагаемой нами тактикой является выход на определенные слои населения, то есть на сегменты, отличающиеся определенным возрастом, доходом, родом  занятий и так далее.

Также возможна концентрация на какой-то одной отрасли. Основа успеха в малом бизнесе заключается скорее в узком и глубоком, нежели широком и мелком ассортименте. Многие малые предприятия делают деньги за счет концентрации на небольших рынках и уникальных в своем роде продуктах. Их продажи никогда не становятся достаточно большими, чтобы привлечь более крупных игроков той же отрасли.

Другими словами, малому предприятию  необходимо сконцентрироваться на нише или сегменте рынка, который оно  могло бы защитить от лидера отрасли. Превосходство, пусть даже на самом маленьком рынке, может дать необходимое предприятию доверие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 10. Маркетинговая стратегия малого предприятия.

Сбор информации о рынке. Прогноз  возможных продаж. Выбор местоположения предприятия. Методы продвижения товаров и услуг.

 

Маркетинг - деятельность по изучению рынка и управлению сбытом продукции. Обобщая функции маркетинга  в  хозяйственной деятельности его  можно определить как вид предпринимательской  деятельности рынка  и покупательского  спроса, выявлению каналов продвижения товаров и услуг на рынке, стимулированию сбыта товаров (услуг), информированию покупателя о свойствах и качестве товаров (услуг).

Функции маркетинга

Изучение рынка - это сбор информации о том, какие товары (услуги) предлагаются на рынке, каким спросом они пользуются. Провести маркетинговое исследование – значит продуманно собрать, зафиксировать и проанализировать все факты и условия, касающиеся купли-продажи товаров (услуг). Продавцу необходимо знать товар: какого цвета, размера, дизайна предпочитают покупатели, кто покупает (жители столицы, провинции, сельской местности) когда они его покупают (летом, зимой, в предпраздничные дни), каковы финансовые возможности покупателей, на какое количество покупателей может рассчитывать продавец, при какой цене он будет покупаться.

Изучив рынок и спрос, следует  сопоставить свои возможности с  требованиями рынка и выбрать  товар или услуги, с которыми можно  выйти на рынок, определить потребительские  и ценовые характеристики этого  товара (услуги).

Выбор товаров для  производства и продажи, т.е. выяснение, в чем нуждается покупатель, какую сумму он готов заплатить за товары (услуги), включает ответы на следующие вопросы:

- что из пользующихся покупательским  спросом товаров вы хотите  и можете производить?

- какое количество товаров в  течение какого времени вы  сможете продать?

- изменится ли спрос на предлагаемые  вами товары, если изменится цена  на них – сможете ли вы  получить выручку от продажи,  покрывающую ваши издержки, способна  ли ваша деятельность приносить прибыль?

Ответив на эти вопросы вы можете остановить свой выбор на конкретном виде товара (услуге). При этом следует  иметь в виду, что людям нравится иметь что-либо, отличающееся от того что есть у других. Но это отличие  не должно быть очень незначительным, т.к. все мы довольно медленно меняем представление о функции и дизайне вещей и нам обычно нравятся вещи более привычные, но усовершенствованные.

Под продвижением товара (услуги) в маркетинге понимаются любые способы воздействия на покупателя, направленные на то, чтобы он приобрел предлагаемый вами товар. Первый шаг к увеличению объема продаж – привлечение внимания как можно большего числа покупателей к производимому вами товару.

Привлечь покупателя в магазин, заставить его задержаться в нем. Для этого ваш магазин должен:

- иметь привлекательную вывеску;

- товары должны быть хорошо  оформлены и разрекламированы, красиво  выставлены;

- в магазине должно быть чисто  и светло.

Все это способствует увеличению продаж.

Если на какой-то товар спрос невелик, уберите его на задний план, те, кому он действительно нужен, попросят его показать. Нужно фиксировать информацию о наиболее покупаемых товарах, чтобы не вкладывать средства в товар, не имеющий спроса.

Стимулирование сбыта  товаров. В поведении покупателя можно выделить несколько последовательных шагов:

- осознание необходимости в  покупке конкретной вещи или  услуги;

- поиск информации о предполагаемой  покупке;

- оценка альтернативных вариантов  покупки;

- принятие решения о покупке;

-  оценка купленной вещи.

Чтобы стимулирование сбыта было эффективным, оно должно воздействовать на каждый шаг покупателя.

Основными каналами такого воздействия  являются: реклама (доведение до покупателя информации о качестве и особенностях товара с целью привлечения к нему внимания, формирование и поддержание его интереса), индивидуальная (личная) продажа (непосредственное общение продавца и покупателя лицом к лицу), поощрение за покупку, послепродажное обслуживание. Наибольший эффект приносит комплексное использование всех каналов стимулирования сбыта.

Разработка стратегии предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования компания намечает конкретные задачи для каждого участника работы.

Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими факторами:

1. Видение является хорошим средством  мотивации работников фирм, особенно  крупных, децентрализованных, оно  помогает сплачивать, объединять  деятельность людей в едином  направлении. В видении обычно не выделяется желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С этой точки зрения видение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система организации.

2. Видение создает чувство перспективы  в деятельности организации, обеспечивает  преемственность следующих друг  за другом целей фирмы. Любая  цель ограничивает рамки действий  фирмы, а у видения нет финишной  черты, оно создает импульс  для постоянного прогресса.

Миссия компании является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от последнего у миссии есть своя финишная черта - период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в компании, с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик (чаще всего 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Так же, как видение, миссия представляет общее направление деятельности компании.

Миссия - это комплексная цель компании, которая должна быть достигнута в плановом периоде. Миссия включает как внутренние (например, повышение производительности труда) ориентиры деятельности компании, выражая таким образом суть того успеха, которого она должна добиться, так и внешние факторы.

В чем состоит особое значение миссии для деятельности компании?

Во-первых, миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений компании, для дальнейшего определения целей и задач. Во-вторых, миссия создает уверенность, что компания преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели. В-третьих, миссия помогает работникам сосредоточить их усилия на выбранном направлении, объединяет их действия. В-четвертых, миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников компании (акционеров, финансовых фирм и т.д.), тех, кто заинтересован в ее успехе.

Информация о работе Управление предприятием