Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.
Курсовая работа: Фонд социального страхования
Курсовая работа: Фонд социального страхования
Введение
В 90-е годы в связи с
кардинальной перестройкой экономики
и политической структуры российского
общества предметом пристального внимания
ученых и практиков стала система
государственного социального страхования.
Будучи по своей природе одной
из форм социальной защиты населения,
она становилась все менее
эффективной и неадекватной новым,
порождаемым переходом к
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Прежняя хозяйственная система
аккумулировала в Государственном
бюджете практически все
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.
Постепенно из бюджета
выделились внебюджетные фонды, среди
которых основное место заняли социальные
фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо
государству для более
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:
-
Пенсионный фонд Российской
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
-
Федеральный фонд
Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.
Фонд социального страхования
Российской Федерации (ФСС РФ) —
один из государственных внебюджетных
фондов, созданный для обеспечения
обязательного социального
Объектом исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть финансовые основы функционирования ФСС;
- показать порядок формирования
и распределения ресурсов
- обозначить состав и структуру доходов.
1. Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации
Конституция страны определяет
Российскую Федерацию как социальное
государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются
труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный
Одной из форм социального
обеспечения является социальное страхование.
Оно представляет собой государственную
систему материального
Выполнение основных функций
государства в сфере
Развитие социального обеспечения в России. В советский период социальные пособия и льготы были призваны частично компенсировать населению низкую заработную плату, служить дополнительным стимулом для работы в особых условиях, связанных с вредными и тяжёлыми условиями труда, а также использовались как признание особых заслуг перед государством определенной категории населения. Таким образом, советская система социальной зашиты населения была призвана решать следующие основные задачи:
1. оказывать помощь
2. обеспечивать поддержку граждан с особыми заслугами перед обществом;
3. осуществлять выплаты
пенсий и социальных пособий,
в том числе трудовых пенсий,
пособий по временной
Однако необходимо отметить,
что, несмотря на то, что в целом
в данной системе применялись
отдельные инструменты для
В результате реформ, проведенных
в начале 90-х годов XX в. в Российской
Федерации, были заложены основы новой
системы социального
В принятом в 1999 г. Федеральном законе №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» были сформулированы основное предоставления государственной социальной помощи: «…поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума». Закон устанавливал, что получателями государственной социальной помощи могут являться только те граждане, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств, направляемых в данную сферу.
В федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нормативных законодательных актах, принятых в 90-х годах, предусматривается предоставление различных пособий, льгот и компенсационных выплат определенным категориям населения, к которым относятся: беженцы и переселенцы; лица, пострадавшие от репрессий: лица, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Герои Советского Союза и Герои России; доноры: военнослужащие участвовавшие в разрешение вооруженных конфликтов на территории России и за ее пределами; граждане, пострадавшие вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», Семипалатинском полигоне. Чернобыльской АЭС; ВИЧ-инфицированные и обслуживающие их медицинские работники, а также другие категории граждан.
Таким образом, реформы, проведенные в социальной сфере в 90-х годах XX в., практически не коснулись базовых принципов предоставления социальной помощи советского периода. Многие из нормативных актов, направленных на социальную защиту населения, принимались накануне избирательных кампаний и носили ярко выраженный политический характер. Их существенный недостаток заключается в том,. что большинство социальных пособии, выплат и льгот продолжают предоставляться на основе категориального признака, а следовательно, социальная помощь не достигает малоимущих граждан. Необходимо отметить, что повышение адресности социальной поддержки населения невозможно до тех пор, пока не будут решены проблемы с финансированием уже принятых государством расходных обязательств, касающихся социальной помощи.
В настоящее время необходимость реформирования системы финансового обеспечения социальной зашиты населения в РФ общепризнанна. На правительственном уровне принимаются концепция реформирования пенсионной системы, модернизации системы обязательного медицинского страхования, однако целостная концепция финансового обеспечения зашиты населения отсутствует.
Можно выделить следующие основные направления развития финансового обеспечения социальной защиты населения в Российской Федерации:
1. обеспечение адресности социальной помощи;
2. приведение
расходных обязательств в
3. повышение
эффективности социальной
Предоставление социальной помощи семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума, т.е. соблюдение принципа адресности, позволит сократить контингент получателей и повысить долю социальных трансфертов в доходах бедных слоев населения. Таким образом, достигается вертикальное равенство, т.е. происходит перераспределение дохода или потребления от богатых слоев населения в пользу малообеспеченных.
Предоставление равных возможностей
в социальной поддержке тех граждан,
которые реально в ней
На эффективность социальной помощи также влияет отношение трансфертов, достигающих тех граждан, которые реально в ней нуждаются, к общему объему социальной помощи.
В конечном итоге эффективность
социальной политики зависит от адекватности
принципов социального
Принцип солидарности - принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.
Принцип всеобщности социальное обеспечение распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от расы, пола, политических, религиозных и иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам.
Принцип адресности - предполагает предоставление социальной помощи только семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума и предусматривает:
- предоставление социальной
помощи не категориям
- разработку системы выявления
и учета малоимущих слоев
- проведение проверок обеспеченности населения.
Принцип общедоступности определяет, что условия, которые дают право на получение социальных пособий и льгот, доступны каждому.
Принцип многообразия закрепляет различные формы и виды социального обеспечения. К формам относятся государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным семьям и одиноким матерям и т.д.