Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:55, реферат
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и политической структуры российского общества предметом пристального внимания ученых и практиков стала система государственного социального страхования. Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому - генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям.
Именно от полной реализации предложенных принципов зависит эффективность новой системы социального обеспечения.
Обязательное социальное страхование - часть государственной
системы
зашиты населения, спецификой
которой является
Обязательное социальное
страхование представляет собой
систему создаваемых
Обязательное социальное
страхование осуществляют страховщики,
создаваемые Правительством РФ, которое
управляет системой обязательного
социального страхования. Средства
обязательного социального
Организация социального
страхования предусматривает
- страховой взнос - обязательный
платеж на обязательное
- тариф страхового взноса
- ставка страхового взноса
- социальный страховой
риск — предполагаемое событие,
- страховой случай событие,
представляющее собой
- обеспечение по обязательному
социальному страхованию –
- страховой стаж - суммарная
продолжительность времени
- средства обязательного
социального страхования - средства
и имущество, которые
страховщика конкретных
видов обязательного
Основная задача ФСС - выплата страхового обеспечения по следующим видам социальных страховых рисков.
- необходимость получения медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание;
- материнство;
- инвалидность;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- признание безработным;
-смерть застрахованного
лица или нетрудоспособных
Каждому виду социального
страхового риска соответствует
определенный вид страхового обеспечения.
Страховым обеспечением по отдельным
видам обязательного
1. оплата медицинскому
учреждению расходов, связанных
с предоставлением
2. пенсия по старости;
3. пенсия по инвалидности;
4. пенсия по случаю потери кормильца;
5. пособие по временной нетрудоспособности;
6. пособие в связи с
трудовым увечьем и
7. пособие по беременности и родам;
8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет;
9. пособие по безработице;
10. единовременное пособие
женщинам, вставшим на учет в
медицинских учреждениях в
11. единовременное пособие при рождении ребенка;
12. пособие на санаторно-курортное лечение;
13. социальное пособие на погребение;
14. оплата путевок на
санаторно-курортное лечение и
оздоровление работников и
Основные задачи ФСС:
- обеспечение гарантированных
государством пособий по
- участие в разработке
и реализации государственных
программ по охране здоровья
работников, осуществление мер по
совершенствованию Фонда
- организация работы по
подготовке и повышению
- сотрудничество с аналогичными
фондами других государств и
международными организациями
Для руководства оперативной
деятельностью ФСС
Председатель ФСС руководит
деятельностью фонда и несет
персональную ответственность за выполнение
возложенных на него задач, распределяет
обязанности между
Правление ФСС концентрирует
свое внимание на задачах фонда и
совершенствовании
Организация работы ФСС построена
по территориальному принципу и включает
региональные отделения, управляющие
средствами государственного социального
страхования на территории субъектов
РФ, центральные отраслевые отделения,
управляющие средствами государственного
социального страхования в
Для оперативного управления
деятельностью ФСС создается
правление, а при его
Распорядителями средств
ФСС являются председатель и главный
бухгалтер ФСС, а в региональных
и центральных отраслевых отделениях
– управляющий и главный
Руководство отделениями
фонда социального страхования
осуществляют управляющие. Отделение
ФСС и их филиалы осуществляют
регистрацию страхователей и
организуют банки данных по ним; проводят
финансовую деятельность по обеспечению
социального страхования в
Администрация ФСС и его
отделений в лице руководителя и
главного бухгалтера несет ответственность
за правильность начисления и расходования
средств на выплату пособий по
социальному страхованию, оплату путевок
работникам и членам их семей в
санаторно-курортные
ФСС совместно с Государственной налоговой инспекцией осуществляют контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов. Кроме того, с участием профсоюзов ФСС контролирует расходование средств, выделенных и предоставленных в распоряжение предприятий и организаций.
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
Проект бюджета Фонда
социального страхования
Важнейшими составными частями структуры доходной части Фонда являются: доходы по обязательному социальному страхованию – в 2008 году – 217,4 млрд. рублей, или 125,8% к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд. рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году – 288,4 млрд. рублей (в том числе средства федерального бюджета на покрытие дефицита – 6,29 млрд. рублей), или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году - 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году - 55,8 млрд. рублей или 108,9% к уровню 2009 года; межбюджетные трансферты из федерального бюджета - в 2008 году -27,2 млрд. рублей или 99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году - 28,1 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд. рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010 году - 34,98 млрд. рублей (с учетом средств на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню 2009 года.
Представленный проект бюджета Фонда сформирован с текущим дефицитом по средствам на обязательное социальное страхование и по средствам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2008 и 2009 годах.
Расходы Фонда предусмотрены – в 2008 году в сумме 323,9 млрд. рублей или 112,7% к уровню 2007 года, в 2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 109,9% к уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, включая расходы по следующим видам: на обязательное социальное страхование – в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или 116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году - 259,6 млрд. рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010 году - 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню 2009 года; на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2008 году в сумме 47,8 млрд. рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009 году – 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню 2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или 106,6% к уровню 2009 года.