Маркетинг в страховании на примере АО «Страховая Компания «НОМАД Иншуранс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение маркетинга в страховании на примере АО «Страховая Компания «НОМАД Иншуранс».
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть основные понятия и особенности страхового маркетинга;
- проанализировать состояние рынка страховых услуг;
- проанализировать деятельность участников страхового рынка;
- провести мероприятия, позволяющие выявить степень удовлетворенности потребителей страховых услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…......3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА В СТРАХОВАНИИ
1.1 Основные понятия маркетинга в страховании............................................5
1.2 Особенности страхового маркетинга.........................................................12
1.3 Деятельность службы маркетинга страховой компании..........................19
2 ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОГО СТРАХОВОГО МАРКЕ-
ТИНГА
2.1 Маркетинговый анализ участников страхового рынка Казахстана.........26
2.2 Анализ деятельности участников страхового рынка Казахстана............32
2.3 Характеристика деятельности АО «Страховая Компания «НОМАД
Иншуранс»..........................................................................................................38
3 СТРАХОВОЙ МАРКЕТНГ АО «Страховая Компания «НОМАД
Иншуранс»
Предложения по совершенствованию страхового маркетинга
«Страховая Компания «НОМАД Иншранс»...................................................46
Выявление степени потребительской удовлетворенности клиентов
АО «СК «НОМАД Иншуранс».........................................................................54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.96 Мб (Скачать файл)

- какова конкурентность  рынка и его отдельных сегментов?

- каким образом можно  побудить потенциальных потребителей  к приобретению страховой продукции?

Сбор информации может осуществляться страховщиком на основании имеющихся баз данных – собственных или внешних, или же с использованием специально созданных инструментов - внешних по отношению к страховщику информационных источников. Данные, полученные на основании исследования, по определению имеет вероятностный характер, но, по существу, они представляет собой единственный точный измеритель состояния рынков. С учетом изложенных элементов маркетинга разрабатывается общая стратегия маркетинга страховой компании. [14]

 

2 ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОГО СТРАХОВОГО

МАРКЕТИНГА 

 

2.1 Маркетинговый анализ участников страхового рынка

Казахстана

 

 

В 1992 году был принят закон «О страховании» в Казахстане, который и стал ориентиром для деятельности всех участников рынка страхования. В эти годы была введена система государственного регулирования страховой деятельности: увеличены требования к капитализации страховых организаций, наложен запрет на занятие страховщиком иной, кроме страхования, предпринимательской деятельностью, введены лимиты по максимальной ответственности страховщика по отдельному договору. При этом количество страховых компаний постоянно росло и к 1999 году достигло 71.

Период с 1998 по 2004 год стал знаковым для казахстанских страховщиков в количественном и качественном выражении. Объем страховых премий по обязательному страхованию увеличился сразу на 200%. Это в значительной степени было связано с вводом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев автотранспортных средств. В последующие годы количество социальных видов страхования увеличилось до 9, что стало стимулом для развития страхового рынка в целом.

В то же время сократилось число страховщиков. Повышение требований к уровню капитализации, финансовой устойчивости и платежеспособности привело к закрытию сразу нескольких десятков страховых компаний. К текущему году на рынке осталось 43 страховые компании. [15]

В этот же период начался значительный рост добровольных имущественных видов страхования: в 2009 году – прирост страховых поступлений по этой отрасли составил 33%, в 2010−м – 40%, в 2011−м – 93%. Положительную динамику роста объемов страховых премий специалисты связывают с бумом банковского кредитования. Так, к примеру, если заемщик берет кредит в одном из банков на автомобиль или квартиру, обязательным условием получения займа является приобретение страхового полиса дочерней страховой компании этого банка. Без исполнения этого условия кредитования не происходит.

По состоянию на 1 января 2012 года на страховом рынке Казахстана осуществляли лицензированную деятельность 41 страховая организации, из них 7 – в отрасли «страхование жизни», 34 – в отрасли «общее страхование». С начала 2009 года лицензию на осуществление деятельности в отрасли «общее страхование» получили 2 страховые организации - АО «Страховая Компания «САК Иншуранс» и АО «Страховая Компания «Trust Insurance». За 2009 год лицензии на осуществление страховой деятельности были лишены 4 страховые организации – АО «Компания по страхованию жизни «Валют-Транзит Life», АО «Народная Страховая Компания «НАСКО - Казахстан», АО «СК "Алтын-Полис», АО «Premier Страхование». Действие лицензии АО «Страховая компания «Гарантия» прекращено в связи с добровольным возвратом лицензии. Действуют 3 представительства российских страховщиков – ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Российское страховое народное общество «Росно», ОАО «Страховое общество газовой промышленности». Кроме того, лицензированную деятельность осуществляют 13 страховых брокеров (из них Aon Казахстан, Марш (страховые брокеры) и EOS RISQ Kazakhstan входят в структуру международных страховых брокеров) и 63 актуариев. [15]

На рисунке 3 представлена институциональная структура страхового сектора Казахстана:

 

Рисунок 3. Институциональная структура страхового сектора

 

По состоянию на 1 января 2010 года уполномоченным органом зарегистрировано 104 обществ взаимного страхования. Страховые организации имеют 236 филиалов, в том числе 222 филиала – страховые организации по общему страхованию, 14 филиалов – страховые организации по страхованию жизни. Наибольшее количество филиалов зарегистрировано в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях – 29 и 22 филиалов, соответственно.

Сумма участия нерезидентов в уставном капитале страховых организаций (только прямое участие) составляет 4,2 млрд. тенге или 9,3% от общей суммы уставного капитала страховых организаций. Значительная часть иностранного капитала приходится на Германию, Чешскую Республику, Израиль и США (диаграмма №9). 3 страховые компании являются участниками крупных международных страховых групп – АО «ЭйАйДжи Казахстан» (AIG, США) и АО «СК «Allianz Казахстан» (Allianz S.E., Германия), АО «Компания по Страхованию Жизни «GENERALI LIFE» (PPF Holding B.V., Чехия). [15]

На рисунке 4 приведена диаграмма участия нерезидентов в уставном капитале казахстанских страховщиков:

Рисунок 4. Доля нерезидентов в уставном капитале (прямое участие)

 

Последние два года на страховом рынке отмечается снижение объема сборов страховых премий, что, прежде всего, связано со снижением объемов кредитования населения банками второго уровня, а также снижением деловой активности корпоративного сектора.

Годовой объем собранных страховых премий по итогам 2011 года снизился по сравнению с предыдущим годом на 15%, в 2010 году на 9%. При этом в докризисный период страховой рынок характеризовался бурным ростом. Темпы роста страховых премий и активов в отдельные годы достигали 80% и 100%, соответственно. Влияние финансового и экономического кризиса на страховой рынок оказало незначительное влияние на инвестиционную деятельность страховщиков. Страховые организации поддерживают высокий уровень рентабельности за счет низких показателей убыточности по добровольному имущественному страхованию. Высокий коэффициент убыточности был отмечен только по некоторым видам обязательного страхования: по страхованию ГПО владельцев транспортных средств, страхованию в растениеводстве и страхованию ГПО работодателя, а также по добровольному медицинскому страхованию. Комбинированный коэффициент убыточности по страховому рынку в целом составляет 62%, в том числе показатель убытков составляет 32%, показатель затрат – 30%. Кроме того, участники страхового рынка были в незначительной степени вовлечены в фондовый рынок и придерживались достаточно консервативной инвестиционной политики в силу требований регулятора по достаточности высоколиквидных активов и собственного капитала. [15]

Развитие страхового сектора в текущем году поддерживалось ростом страховых премий по обязательным видам страхования и по классу «аннуитетное страхование». Объем страховых премий, собранных страховыми организациями по договорам прямого страхования составил 113 млрд. тенге, снизившись по сравнению с 2010 годом на 15% (или на 20 млрд. тенге) (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Динамика страховых премий, страховых выплат(млрд. тенге) и прироста страховых премий (% )

Замедлению темпов роста способствовало уменьшение страховых премий по добровольному имущественному страхованию (на 27,5 млрд. тенге) (таблица 1).

Таблица 1

Объем страховых премий, принятых по прямому страхованию по классам страхования (млн. тенге)

Показатель

2010

2011

Отклонение, +/-

Отклонение, %

сумма

доля, %

сумма

доля, %

1

2

3

4

5

6

7

Обязательное страхование

29 989

22%

30 509

27%

520

2%

ГПО владельцев транспортных средств

16 868

13%

16 794

15%

-74

0%


 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

ГПО работодателя

9 585

7%

9 958

9%

373

4%

Добровольное личное страхование

18 884

14%

21 922

19%

3 038

16%

страхование жизни

1 793

1%

1 334

1%

-459

-26%

аннуитетное страхование

3 986

3%

7 999

7%

4 013

101%

страхование от несчастных случаев

4 736

4%

4 491

4%

-245

-5%

страхование на случай болезни

8 365

6%

8 100

7%

-265

-3%

Добровольное имущественное страхование

84 615

63%

60 858

54%

-23 756

-28%

страхование имущества

26 760

20%

32 856

29%

6 096

23%

страхование ГПО

25 749

19%

11 331

10%

-14 418

-56%

страхование от прочих финансовых убытков

16 459

12%

4 229

4%

-12 230

-74%

Всего

133488

100%

113 290

100%

-20 198

-15%


 

Как видно из таблицы 1,   положительное влияние на динамику развития страхового рынка оказали добровольное личное страхование (прирост на 16% или 3 млрд. тенге) и обязательное страхование (прирост на 2% или 520 млн. тенге). В результате несколько изменилась структура страхового рынка: доля добровольного имущественного страхования сократилась с 63% в 2007 году до 54% в 2009 году. Доля обязательного страхования возросла за этот период с 22% до 27%, добровольного личного страхования с 14% до 19%.

В отрасли «страхование жизни» сбор страховых премий по классу страхование жизни уменьшился более чем на 26% или на 1,3 млрд. тенге. В этом классе страхования доминируют страховые организации, аффилированные с банками, и, предположительно, сокращение страховых премий связано с сокращением банковского канала продаж. По другому крупному классу страхования в этой отрасли - аннуитетному страхованию, страховые премии увеличились более чем в 2 раза за счет привлечения средств по пенсионному аннуитету и выплат по страхованию ГПО работодателя составив 8 млрд. тенге. В итоге страховые премии по отрасли в целом увеличились на 62%. [15]

В отрасли «общее страхование» положительный рост был отмечен по классу «страхование имущества» (на 23% или на 6 млрд. тенге). Объем страховых премий по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств и работодателя сохранился на уровне 2008 года. Снижение сбора страховых премий было отмечено по страхованию общей гражданско-правовой ответственности (на 56%), страхованию от прочих финансовых убытков (на 74%).

Динамика роста страхового рынка напрямую будет зависеть от экономической ситуации в Казахстане. Необходимо также отметить, что кривая роста страховых премий может существенным образом измениться в зависимости от объема поступления страховых премий по добровольному личному страхования, в том числе по классу «аннуитетное страхование». Кроме того, страховой рынок Казахстана имеет короткую историю развития и низкую базу для сравнения. Поэтому невозможно сделать достоверный прогноз страховых премий. Учитывая, что страховой рынок Казахстана характеризуется низким уровнем освоения (отношение страховых премий к ВВП составляет 0,65%), в 2012 году и среднесрочной перспективе ожидается положительный рост страховых премий, как показано на рисунке 6.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6. Прогноз объема страховых премий (с учетом динамики ВВП) (млрд. тенге)

При этом темпы роста страхового рынка будут значительно ниже, чем в период его становления, и составят не более 15%. Ожидается, что в 2012 году объем страховых премий не превысит 125 млрд. тенге. Результаты регрессионного анализа страховых премий за 2010-2011гг. показывают, что объем страховых премий за 2012 год составит 120 млрд. тенге, превысив показатель 20109 года на 5,8%. Однако прогноз регрессионного анализа может ухудшиться в случае снижения деловой активности банковского и корпоративного секторов. [15]

Информация о работе Маркетинг в страховании на примере АО «Страховая Компания «НОМАД Иншуранс»