Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:55, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение маркетинга в страховании на примере АО «Страховая Компания «НОМАД Иншуранс».
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть основные понятия и особенности страхового маркетинга;
- проанализировать состояние рынка страховых услуг;
- проанализировать деятельность участников страхового рынка;
- провести мероприятия, позволяющие выявить степень удовлетворенности потребителей страховых услуг.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…......3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА В СТРАХОВАНИИ
1.1 Основные понятия маркетинга в страховании............................................5
1.2 Особенности страхового маркетинга.........................................................12
1.3 Деятельность службы маркетинга страховой компании..........................19
2 ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОГО СТРАХОВОГО МАРКЕ-
ТИНГА
2.1 Маркетинговый анализ участников страхового рынка Казахстана.........26
2.2 Анализ деятельности участников страхового рынка Казахстана............32
2.3 Характеристика деятельности АО «Страховая Компания «НОМАД
Иншуранс»..........................................................................................................38
3 СТРАХОВОЙ МАРКЕТНГ АО «Страховая Компания «НОМАД
Иншуранс»
Предложения по совершенствованию страхового маркетинга
«Страховая Компания «НОМАД Иншранс»...................................................46
Выявление степени потребительской удовлетворенности клиентов
АО «СК «НОМАД Иншуранс».........................................................................54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
При рассмотрении тенденции развития по отраслям страхования, можно отметить, что ситуация в банковском секторе отразилась, как на общем страховании, так и на отрасли «страхование жизни». При этом, динамика роста страховых премий в страховании жизни остается положительной за счет роста аннуитетного страхования.
В таблице 2 представлены данные по объему страховых премий, принятых по прямому страхованию по отраслям страхования (млн. тенге).
Таблица 2
Объем страховых премий, принятых по прямому страхованию
по отраслям страхования (млн. тенге).
Страховые выплаты |
1.01.2011г. |
1.01.2012г. |
Измене-ние, в % | ||
сумма |
доля, % |
сумма |
доля % | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего по отраслям страхования |
133 487,6 |
100,0 |
113 289,7 |
100,0 |
-15% |
Страхование жизни |
5 779,1 |
4,3 |
9 331,3 |
8,2 |
62% |
Общее страхование |
127 708,5 |
95,7 |
103 958,4 |
91,8 |
-19% |
В отрасли «страхование жизни» сбор страховых премий по классу страхование жизни уменьшился более чем на 26% или на 1,3 млрд. тенге. В этом классе страхования доминируют страховые организации, аффилиированные с банками, и, предположительно, сокращение страховых премий связано с сокращением банковского канала продаж. По другому крупному классу страхования в этой отрасли – аннуитетному страхованию, страховые премии увеличились более чем в 2 раза за счет привлечения средств по пенсионному аннуитету и выплат по страхованию ГПО работодателя составив 8 млрд. тенге. В итоге страховые премии по отрасли в целом увеличились на 62%. В отрасли «общее страхование» положительный рост был отмечен по классу «страхование имущества» (на 23% или на 6 млрд. тенге). Объем страховых премий по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств и работодателя сохранился на уровне 2008 года. Снижение сбора страховых премий было отмечено по страхованию общей гражданско-правовой ответственности (на 56%), страхованию от прочих финансовых убытков (на 74%). [15]
2.2 Анализ деятельности участников страхового рынка Казахстана
Динамика роста страхового рынка напрямую зависит от экономической ситуации в Казахстане. Кривая роста страховых премий может существенным образом измениться в зависимости от объема поступления страховых премий по добровольному личному страхования, в том числе по классу «аннуитетное страхование». Кроме того, страховой рынок Казахстана имеет короткую историю развития и низкую базу для сравнения. Поэтому невозможно сделать достоверный прогноз страховых премий. Учитывая, что страховой рынок Казахстана характеризуется низким уровнем освоения (отношение страховых премий к ВВП составляет 0,65%), в 2012 году и среднесрочной перспективе ожидается положительный рост страховых премий. При этом темпы роста страхового рынка будут значительно ниже, чем в период его становления, и составят не более 15%. Ожидается, что в 2012 году объем страховых премий не превысит 125 млрд. тенге. Результаты регрессионного анализа страховых премий за 2010-2011гг. показывают, что объем страховых премий за 2011 год составит 120 млрд. тенге, превысив показатель 2010 года на 5,8%. Однако прогноз регрессионного анализа может ухудшиться в случае снижения деловой активности банковского и корпоративного секторов. Необходимо отметить развитие отрасли «страхование жизни». Несмотря на отрицательный рост страхового рынка в целом, данная отрасль сохраняет положительную динамику роста. Страховые премии, собранные за 2011 год увеличились на 62%, а их доля в общих премиях составила 8,2% (4,3% в 2008 году). Учитывая мировое соотношение страховых премий по страхованию жизни к совокупным премиям (60%), ожидается, что данная отрасль в среднесрочной перспективе будет развиваться быстрее, чем отрасль «общее страхование». Страховые премии по отрасли «страхование жизни», согласно прогнозам, будут ежегодно расти в среднем на 20%.
Рисунок 7. Структура страховых премий по отрасли общее страхование (млрд. тенге)
В структуре страховых премий по отрасли «общее страхование», наибольшую долю занимают страхование имущества, обязательное страхование ГПО владельцев транспортных средств, страхование общегражданской ответственности (как показано на рисунке 7). По сравнению с 2007 годом заметно уменьшился объем страховых премий по страхованию от прочих финансовых убытков (более чем в 10 раз) и страхованию общегражданской ответственности (в 2 раза). При этом существенно увеличилась доля обязательного страхования ГПО владельцев транспортных средств. [16]
За рассматриваемый общий объем страховых выплат по отрасли «общее страхование» снизился более чем в 2 раза с 54 млрд. тенге до 25 млрд. тенге, что, прежде всего, связано с уменьшением объема страховых выплат по классу «страхование от прочих финансовых убытков» (уменьшение в 32 раза). В период с 2010 по 2011 годы страховые организации осуществляли страховые выплаты банкам второго уровня, застраховавшим ранее убытки от необеспеченных кредитов (экспресс кредитов) в рамках страхования от прочих финансовых убытков. Наибольшую долю в страховых премиях и страховых выплатах по страхованию от прочих финансовых убытков за указанный период занимал АО «СК «НОМАД Иншуранс». Без учета класса «страхование от прочих финансовых убытков» наблюдается положительная динамика страховых выплат по отрасли «общее страхование» (увеличение с 20 до 24 млрд. тенге). За рассматриваемый период существенно увеличились выплаты по страхованию имущества (7,5 раза). По страхованию на случай болезни объем страховых выплат сохранился на уровне 2010 года.
Рисунок 8. Структура страховых премий по отрасли "страхование жизни" (млрд. тенге)
В отрасли «страхование жизни» значительно увеличилась доля аннуитетного страхования (как видно из рисунка 10), что связано с введением механизма пенсионного обеспечения и осуществления аннуитетных платежей по ГПО работодателя через страховые организации по страхованию жизни. Объем страховых премий по аннуитетному страхованию увеличился по сравнению с 2010 годом в 4 раза с 2 до 8 млрд. тенге. Обратная картина наблюдается по классу «страхование жизни»: объем страховых премий уменьшился в 3 раза с 3 до 1 млрд. тенге. Доля новых классов страхования в этой отрасли - страхования жизни к наступлению определенного события в жизни и страхования жизни с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика незначительно и составляет менее 1%.
В структуре страховых выплат по отрасли страхование «жизни» также отмечается увеличение страховых выплат по классу «аннуитетное страхование» с 360 млн. тенге до 1,9 млрд. тенге (в 5,2 раза). [16]
Анализируя распределение страховых премий по регионам, можно отметить, что самым развитым регионом по уровню проникновения страховых услуг остается г. Алматы, его доля в совокупных премиях составляет 51% (57 млрд. тенге). Данный регион является лидером по сбору страховых премий по всем основным классам страхования, в том числе по страхованию от прочих финансовых убытков, страхованию ответственности, страхованию грузов и медицинскому страхованию (рисунок 11). Это связано с тем, что в г.Алматы расположена большая часть финансовых институтов, головных офисов крупных предприятий, которые выступают в качестве страхователя при заключении договоров страхования, а также количеством авто-транспортных средств и высоким уровнем доходов населения по сравнению с другими регионами республики.
Рисунок 9. Доля г. Алматы страховых премиях
В 2011 году по сравнению с 2008 годом доля страховых премий, переданных на перестрахование нерезидентам РК, в общей сумме страховых премий увеличилась с 39% до 43% при абсолютном снижении их объемов за этот период с 52 млрд. тенге до 49 млрд. тенге. [16]
В структуре перестрахования за рубеж преобладает доля страхования имущества (29 млрд. тенге) и страхования общегражданской ответственности (6 млрд. тенге) (как показано на рисунке 10). Доля личного страхования и обязательного страхования незначительна, что связано с отсутствием интереса перестраховщиков в принятии данных рисков по причине высокой убыточности. Кроме того, в личном и обязательном страховании преобладает доля розничного страхования.
Рисунок 10. Структура перестраховочных премий, переданных нерезидентам за 2010-2011гг. (млрд. тенге)
Иностранные перестраховщики в основном ориентируются на перестраховании крупных и катастрофических рисков. Существует объективная необходимость передавать риски на перестрахование международным перестраховщикам, имеющим высокий рейтинг, в целях диверсификациии страхового портфеля, обеспечения финансовой устойчивости, а также защиты от крупных катастрофических убытков. Общий объем ответственности по действующим договорам страхования составляет 33 трлн. тенге.
В последние годы также отмечается рост объема перестраховочных премий, привлеченных из за рубежа, что главным образом связано с получением международных рейтинговых оценок казахстанскими страховыми (перестраховочными) организациями. Как известно, ключевым индикатором оценки финансовой надежности перестраховщика является его кредитный рейтинг, поскольку страховой риск распределяется между различными перестраховщиками из разных стран, договор перестрахования заключается, как правило, на один год. [16]
Страховой сектор остается одним из самых рентабельных секторов финансового рынка. Рентабельность активов в 2011 году составила 11%. Для сравнения: чистая прибыль до уплаты корпоративного подоходного налога банков второго уровня, управляющих инвестиционным портфелем, ипотечных организаций и других финансовых организаций за 2011 год имеет отрицательное значение. Чистый доход страховых (перестраховочных) организаций до уплаты налога составил 34 млрд. тенге. Основным источником доходов страховых организаций являются страховые премии. Совокупный доход от страховой деятельности составил 82 млрд. тенге, из них 78 млрд. тенге относятся к заработанным страховым премиям и 3 млрд. тенге к доходам в виде комиссионного вознаграждения.
Общий объем комиссионных вознаграждений по страховой деятельности за 2009 года составил 14 млрд. тенге. Отношение комиссионных вознаграждений к страховым премиям по рынку в целом составляет 11%. Наиболее высокие ставки комиссионных вознаграждений были отмечены по классу «страхование жизни» (30%), обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (30%) и обязательному страхованию в растениеводстве (26%). Самый низкий уровень комиссионных вознаграждений был отмечен по добровольным имущественным классам страхования (6%).
Самым значимым риском для страхового рынка остается снижение объемов продаж (количества заключаемых договоров страхования) в условиях снижения платежеспособного спроса на услуги страхования. Основными факторами снижения объема поступлений страховых премий являются: 1) сокращение расходов на страхование предприятиями и банками в результате ухудшения их финансового положения, снижения объемов реализации товаров и услуг, сокращения штатной численности работников и, соответственно, фонда оплаты труда (относительно страхования ГПО работодателя), увеличения убытков по сомнительным долгам (по дебиторской задолженности и ценным бумагам), 2) снижение уровня реальных доходов населения, 3) снижение доверия населения к страхованию в условиях ликвидации страховых организаций, особенно осуществляющих деятельность по массовым видам страхования, а также в результате необоснованных отказов в осуществлении страховых выплат. Снижение доходов страховых организаций в условиях сохранения объема постоянных расходов (расходов на оплату труда, аренду помещений и прочих административных расходов), увеличения количества страховых случаев и объема страховых выплат может привести к ухудшению финансового положения отдельных страховщиков, в частности имеющих предельное значение норматива достаточности капитала. [16]
В целом, подверженность казахстанских страховщиков инвестиционным рискам оценивается как умеренная. В настоящий момент многие страховые организации пересмотрели структуру своих инвестиционных портфелей в пользу увеличения доли депозитов и ценных бумаг, удерживаемых до погашения. Незначительна доля акций в инвестиционном портфеле. Суммарный доход от инвестиционной деятельности за 2011 год составил 21 млрд. тенге, в том числе сумма отрицательной переоценки торговых ценных бумаг составляет (-2,4) млрд. тенге, расходы от купли/продажи ценных 19 бумаг составляют (-1,8) млрд. тенге. Переоценка ценных бумаг предназначенных для продажи и недвижимости составляет (-5,3) млрд. тенге. Положительный результат от инвестиционной деятельности сложился за счет полученного купона/дисконта по долговым инструментам (13,7 млрд. тенге), вознаграждений по депозитам (6,5 млрд. тенге) и переоценки иностранной валюты (4,1 млрд. тенге). Отношение инвестиционных доходов к инвестиционном портфелю составляет около 10%. При этом существует вероятность возникновения инвестиционных убытков страховщиков в результате владения дефолтными облигациями. Данный риск может существенно усилиться за счет неадекватной оценки справедливой стоимости финансовых инструментов в условиях отсутствия активного рынка.
В 2011 году отечественный страховой рынок после двухлетнего падения продемонстрировал рост на 15,9%. Совокупный объем собранных страховых премий превысил 153 млрд тенге. Основной вклад в рост рынка внесли обязательные и личные виды страхования, которые по сравнению с 2009 годом прибавили в объемах 15% и 62% соответственно. Впервые за последние три года положительную динамику прироста (3%) показало добровольное имущественное страхование.
По оценкам экспертов, рынок в 2012 году вырастет на 12-15% и составит порядка 175 млрд тенге. Однако в 2013 году темпы роста рынка замедлятся, что будет вызвано переходом страховых компаний на общий налоговый режим и сокращением масштабов налогооптимизирующих операций. Для обеспечения устойчивого роста рынка в будущем необходимо внедрение новых продуктов, а также реализация потенциала ныне существующих видов страхования. [16]
Новым драйвером роста рынка в среднесрочной перспективе может стать обязательное страхование катастрофических рисков. Имея потенциал массового вида страхования, страхование катастрофических рисков будет способствовать глубокому проникновению страховых услуг и значительному повышению объема собираемых премий. В то же время возможное введение обязательного страхования катастрофических рисков обеспечит защиту имущественных интересов граждан, проживающих на территориях, подверженных рискам стихийных бедствий.
Страхование в растениеводстве требует реформ в части государственной поддержки, снижения убыточности вида, пересмотра тарифов с тем, чтобы увеличить свою долю на рынке. Пока эти и другие проблемы не будут решены, страхование в растениеводстве будет оставаться невостребованным продуктом на неконкурентном рынке.
Информация о работе Маркетинг в страховании на примере АО «Страховая Компания «НОМАД Иншуранс»