Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 07:56, дипломная работа
Цель исследования. Исследовать совершенствование взаимодействия предприятия ООО «Трансмастер» и страховых организаций.
В ходе написания выпускной квалификационной работы:
- изучены теоретические аспекты страхования организаций,
- рассмотрены на особенности взаимодействия предприятия ООО «Трансмастер» и страховых организаций,
- выявлены проблем при страховании предприятия,
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты страхования организаций………………8
1.1 Понятие страхового рынка и страховой организации……………….8
1.2 Анализ страхового рынка России и города Миасса………………...29
1.3 Взаимодействие предприятий и страховых организаций………….52
Глава 2. Взаимодействие предприятия и страховой организации на примере ООО «Трансмастер»………………………………………………...63
2.1 Краткая характеристика ООО «Трансмастер»……………………...63
2.2 Анализ взаимодействия предприятия ООО «Трансмастер» и страховых организаций………………………………………………………….67
2.3 Анализ проблем при страховании ООО «Трансмастер»…………...98
Глава 3. Разработка рекомендаций направленных на совершенствование взаимодействия ООО «Трансмастер» и страховых организаций……...107
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию взаимодействия ООО «Трансмастер» и страховой организации…………………………...….107
3.2 Оценка эффективности предложенные рекомендаций……………111
Заключение…………………………………………………………………….119
Список использованных источников………………………………………124
Страховой рынок – это система экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая услуга, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа развития страхового рынка – необходимость обеспечения нормального воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим хозяйствам и гражданам в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок – это часть финансового рынка, место, где продаются и покупаются страховые продукты [47, C. 82]. Общественная потребность возмещения материальных потерь определяет необходимость установления экономических отношений между людьми в связи с предупреждением, ограничением и преодолением рисков.
Рассмотрим подробнее, как ученые-страховщики определяют понятие «страховой рынок». Существует несколько научных определений страхового рынка, которые, однако, давались авторами лишь применительно к решению собственных научных и практических задач. Например, проф. Р.Т. Юлдашев предлагает следующее определение: страховой рынок – система экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи страхового покрытия в процессе удовлетворения общественных потребностей в страховой защите [55, C. 495].
Шихов А.К. предлагает считать страховым рынком сферу специфических экономических отношений, складывающихся между страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями), нуждающимися в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их материальных, нематериальных ценностей (благ) событий в страховой защите имущественных интересов, и страховщиками, обеспечивающими ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемой страхователями денежных взносов (страховых премий) [53, C. 86].
Существуют определения страхового рынка как сферы денежных [46, C. 126] или общественных [47, C. 63] отношений, где объектом купли – продажи является специфический товар – страховая услуга.
В книге известного российского исследователя страхования проф. В.В. Шахова определяется, что страховой рынок – это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. При этом первичным звеном страхового рынка признаются страховые компании [51, C. 163].
Жилкина М.С. [22, C. 94] указывает, что страховой рынок – это экономический механизм, соединяющий интересы страхователей и страховщиков в отношении страховых услуг.
В книге Бланд Д. «Страхование: принципы и практика» на страховом рынке выделяют продавцов – страховые компании, покупателей – граждан и юридических лиц, а также посредников – брокеров и агентов [9, C. 118].
Все вышеперечисленные трактовки в своей совокупности раскрывают базовые социально-экономические свойства страхового рынка. Существуют вполне обоснованные мнения о необходимости включения страхового рынка в более общие социально-экономические категории, по-разному выделяемые исследователями. Например, есть мнение о включении страхового рынка в так называемое страховое хозяйство, под которым понимаются «общественные отношения, связанные с учреждением, организационным устройством, деятельностью, управлением страховыми организациями, а также отношения по государственному регулированию деятельности страховых компаний, иных субъектов страхового рынка по поводу страхования, определения условий и предпосылок использования страхования в экономических отношениях» [23, C. 271].
Рассмотрению особенностей национальной страховой системы посвящена книга А.А. Зернова и А.Н. Зубца [56, C. 68], которые понимают под этим термином подсистему третьего уровня, последовательно входящую в национальную финансовую и национальную экономическую системы.
С позиций системного анализа И.Ю. Юргенс в своей диссертации предлагает считать страховой рынок «рыночным компонентом национальной системы страхования России». Относительно последнего термина интересно отметить, что, несмотря на наличие правительственного документа, посвященного развитию национальной системы страхования России, четкого определения данной системы там не представлено [56, C. 38]. Представляется обоснованным присоединиться к мнению проф. Л.А. Орланюк-Малицкой, считающей, что страховой рынок это не только «рынок продавцов страховой услуги», но более сложная адаптивная система, способная к самоорганизации и состоящая из нескольких подсистем и сама входящая в более крупные системы [71, C. 56].
Таким образом, страховым рынком в нашей работе мы будем считать определенную сферу финансовых отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита и где формируется спрос и предложение на нее. Место страхового рынка в финансовой системе вообще и на финансовом рынке в частности определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны существует объективная потребность в страховой защите, что и приводит к появлению экономического феномена – страхового рынка. С другой − денежная форма организации страхового фонда обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финансовым рынком (рисунок 1) [69, C. 9].
Рис. 1. Место страхового рынка в финансовой системе
Страхование – обязательное условие общественного воспроизводства. Поэтому затраты по обеспечению страховой защиты должны входить в издержки производства, что соответствует амортизационной теории страхования. Страховой рынок не только активно воздействует на процесс расширенного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в экономике. Денежная форма организации страховых отношений включает страхование в общую сферу финансового рынка. Всеобщность страхования определяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, финансами населения, банковской системой, госбюджетом и другими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются страховые отношения. В таких отношениях соответствующие финансовые институты выступают как страхователи и потребители страховых продуктов [35, C. 104].
Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную систему, включающую различные структурные звенья. Одним из звеньев страхового рынка являются страховые компании. Именно в страховой компании осуществляется процесс формирования и использования страхового фонда с целью обеспечения страховой защиты общества.
Страховая компания – исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования.
Структуру страхового рынка можно рассматривать в институциональном и территориальном аспектах [69, C. 10].
В институциональном аспекте она представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями. В территориальном аспекте можно выделить местный (региональный) страховой рынок, национальный (внутренний) и мировой (внешний) страховые рынки. В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить внутренний, внешний и международный страховые рынки.
Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга, которая, как и любой другой товар, имеет потребительную и меновую стоимость. Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, то есть страхового покрытия. Страховое покрытие представляет собой страховое обеспечение конкретного объекта на случай определенных договором событий. Меновая стоимость – это цена страховой услуги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем – взносе или платеже. Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги, т.е. размер страхового возмещения и расходы на ведение дела.
Страховое покрытие, как товар имеет определенные особенности, так заключение договора страхования, предусматривающего уплату страхового платежа, не сопровождается одновременно движением материальной формы стоимости. Оно лишь означает право страхователя на получение денежной помощи в случае наступления страхового события. Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховой полис [25, C. 185].
Перечень видов страхования, которым может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. Помимо видов страхования, предлагаемых для широкого использования, в отдельных случаях могут разрабатываться индивидуальные условия страхования для конкретного объекта или страхователя. Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшим из которых являются рисковая ситуация, денежные доходы страхователей, страховой тариф, предложение страховых услуг. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называется конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя. Вопросы определения конъюнктуры страхового рынка, изучения рынка с целью выявления страховых потребностей решаются с помощью страхового маркетинга [41, C. 64].
Страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также деятельность страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием.
Страховой рынок выполняет ряд взаимосвязанных функций [36, C. 297]:
- компенсационная функция страхового рынка выражается в обеспечении страховой защиты юридическим и физическим лицам в форме возмещения ущерба при наступлении неблагоприятных явлений, которые были объектом страхования.
- накопительная функция (сберегательная) обеспечивается страхованием жизни и позволяет накопить в счет заключенного договора страхования заранее обусловленную сумму.
- распределительная функция страхового рынка реализует механизм страховой защиты. Сущность этой функции — в формировании и целевом использовании страхового фонда. Формирование страхового фонда реализуется в системе страховых резервов, которые обеспечивают гарантию страховых выплат и стабильность страхования.
- предупредительная функция страхового рынка работает на предупреждение страхового случая и уменьшение ущерба.
- инвестиционная функция реализуется через размещение временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, недвижимость и т.п.
Исследование страхового рынка начнем с рассмотрения его объектов и субъектов – участников страховых отношений.
Согласно статье 4 Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные [5]:
1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни) и
2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:
1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества),
2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности).
3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
Страхование противоправных интересов, а также интересов, которые не являются противоправными, но страхование которых запрещено законом, не допускается. Если федеральным законом не установлено иное, допускается страхование объектов, относящихся к разным видам имущественного страхования и (или) личного страхования (комбинированное страхование).
На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц – резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном настоящим Законом порядке. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (ст.4.1.) называет следующих участников страховых отношений [5]:
- страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
- страховые организации;
- общества взаимного страхования;
- страховые агенты;
- страховые брокеры;
- страховые актуарии;
- федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) (далее – орган страхового надзора); (см. текст в предыдущей редакции)
- объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.
Страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации. Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора.
Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела – юридического лица должно содержать:
1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела, указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо «страхование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов и словосочетаний и обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела.
Субъект страхового дела – юридическое лицо не вправе использовать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества субъекта страхового дела [8, C. 209].
Согласно статьи 5 Закона «Об организации страхового дела в Российской федерации», под страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона [5].
Согласно статьи 6 Закона «Об организации страхового дела в Российской федерации» страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.