Стоимость строительства рекомендуется
вводить в двух уровнях сметных цен:
- базисном уровне, то есть в
уровне сметных цен, зафиксированных
на определенную дату;
- текущем или прогнозном уровне
цен, то есть определенных на
момент определения стоимости
строительства или прогнозируемых
на будущий период.
Выбор уровня цен важен, так как расчеты
в базисном уровне цен являются ориентиром
для заказчика и подрядчика, который они
могут использовать при переходе к текущему
уровню цен. Расчеты в текущем уровне цен
выполняются инвестором и подрядчиком
при проведении подрядных торгов, при
производстве взаиморасчетов, а также
других случаев.
7) Определение
стоимости строительной продукции с учетом
региональных особенностей.
Формирование стоимости строительной
продукции, работ и услуг происходит в
условиях регионально действующего регионального
рынка, соответственно стоимостные расчеты
должны учитывать и региональные особенности.
Органы, осуществляющие методологическое
и справочно-информационное обеспечение
процесса ценообразования в строительстве,
имеют иерархическую структуру.
Уровни регулирования: первый уровень-
министерство регионального развития
РФ, второй- региональные центры по ценообразованию
в строительстве. В каждом регионе России
формируется региональная сметно-нормативная
база, учитывающая особенности строительства
в этом регионе, и к ней рассчитываются
индексы изменения сметной стоимости
строительной продукции наряду с федеральными
нормативами затрат в строительстве.
Подводя итоги, можно сказать, что процесс
определения стоимости строительной продукции
достаточно затруднен, так как каждый
рассмотренный подход формирует свои
варианты выбора, которые, в своем различном
сочетании, и предопределяет механизмы
определения стоимости строительной продукции
и соответственно ее составляющих.
2. Анализ финансовой
деятельности коммерческого предприятия
на примере ОАО «Иркутскгипродорнии»
2.1. Общая
характеристика предприятия ОАО
«Иркутскгипродорнии»
ОАО «Иркутскгипродорнии» образовано
в 1956 г., когда на базе Бурят-монгольской
экспедиции было создано Иркутское отделение
«Гипродортранс», в дальнейшем преобразовано
в Иркутский филиал «ГИПРОДОРНИИ» (г. Москва),
а после процесса акционирования, с 1993
г. – ОАО «Иркутскгипродорнии». За годы
существования название института несколько
раз менялось:
- с 1956 г. по 1959 г. – Иркутское
отделение «Гипродортранс»;
- с 1959 г. по 1969 г. – Иркутское
отделение «Гипроавтотранс»;
- с 1969 г. по 1993 г. – Иркутский
филиал «ГИПРОДОРНИИ»;
- с 1993 г. – Открытое Акционерное
Общество «Иркутскгипродорнии».
На протяжении 55 лет институт
выполняет проектно-изыскательские и
научно-исследовательские работы в дорожной
отрасли России.
Вот уже полвека фирма занимает
ведущую позицию в Сибири и на Дальнем
Востоке по изысканиям и проектированию
автомобильных дорог, мостов и объектов
промышленно-гражданской инфраструктуры,
организации и проведению конкурсных
торгов, управлению проектами и инженерному
сопровождению строительства.
За годы деятельности институтом
разработаны обоснования инвестиций и
проектно-сметная документация на более
чем 32 тысячи километров автодорог, 450
титульных мостов и 640 объектов промышленного
и гражданского назначения.
Последнее десятилетие стало
по-настоящему успешным в развитии компании:
существенно увеличился объем выполняемых
работ, значительно расширилась география
деятельности, возросло количество клиентов
и партнеров фирмы. Если раньше заказчиками,
в основном, являлись федеральные, региональные
и прочие государственные органы дорожного
хозяйства, то сегодня среди них – и нетрадиционные
для компании клиенты – представители
нефтегазовой и алмазной промышленности,
частного коммерческого сектора.
Благодаря накопленному опыту,
интеллектуальному потенциалу и финансовой
мощи института в последнее время произошло
значительное расширение производства
и направлений деятельности компании.
Произошедшие в 2003 году изменения в структуре
компании стали естественным результатом
этого процесса и закрепили за институтом
статус многопрофильной проектно-строительной
компании. В настоящее время ключевыми
сферами деятельности ОАО «Иркутскгипродорнии»
являются:
1) разработка программ
развития сети автомобильных
дорог регионов, обоснований инвестиций
в строительство, реконструкцию
и ремонт автомобильных дорог,
мостов, промышленных и гражданских
зданий и сооружений;
2) производство инженерно
- геодезических, геологических, гидрометеорологических,
экономических и экологических изысканий;
3) выполнение топографо-геодезических
и землеустроительных работ, а
также инвентаризация земель;
4) проектирование автомобильных
дорог, мостов, промышленных и гражданских
зданий и сооружений для всех стадий инвестиционного
процесса;
5) проектирование карьеров
и испытание дорожно-строительных
материалов;
6) обследование, испытание
и диагностика автомобильных
дорог, мостов, промышленных и гражданских
зданий и сооружений;
7) оценка воздействия
на окружающую среду;
8) оказание консалтинговых
услуг;
9) проектирование магистральных
нефте и газопроводов;
10) геоинформационные технологии;
11) инженерное сопровождение
строительства;
12) актуализация и мониторинг
баз данных по региональному
ценообразованию ресурсов;
13) экспертиза проектно-сметной
документации;
14) разработка нормативных
и методических документов.
Традиционные для института
инженерные услуги и работы предоставляет
на рынке его проектный комплекс - это
полный комплекс услуг от обследования
и диагностики, разработки программ развития
и обоснования инвестиций, всех видов
инженерных изысканий и проектирования
до отвода земель, разработки конкурсной
документации, организации подрядных
торгов и инженерного сопровождения строительства
жилых и административных зданий, инженерных
сетей и объектов транспортной инфраструктуры
всех уровней сложности.
Образованный в 1996 г. строительный
комплекс «Гипродорстрой» на сегодняшний
день вырос в крупное самостоятельное
подразделение компании и является одной
из ведущих подрядных организаций Байкальского
региона, а на его базе успешно развиваются
вспомогательные производства — цех деревообработки,
производство светопрозрачных конструкций
из ПВХ и алюминия, производство корпусной
мебели.
Главный офис ОАО «Иркутскгипродорнии»
расположен в г. Иркутске. Для выполнения
проектно-изыскательских работ в регионах
институт имеет филиалы в Москве, Новосибирске
и Красноярске, а для оперативного решения
вопросов по управлению проектами в регионах
институт имеет представительства в Благовещенске,
Чите и на о. Сахалин.
За более чем пятидесятилетний
период работы институтом накоплен достаточный
опыт проектирования объектов, возводимых
в суровых климатических условиях Сибири
и Крайнего Севера, сложных гидрологических
и ледовых условиях, районах повышенной
сейсмичности и распространения вечной
мерзлоты, на участках текучих и слабых
грунтов и болот. Использование современных
технологий, оснащенность высокопроизводительными
машинами и оборудованием и высокая квалификация
персонала позволяют с высоким качеством
выполнять проектно–изыскательские работы
по всем направлениям деятельности. Все
это позволяет институту ежегодно увеличивать
объемы работ и оставаться ведущим проектно–изыскательским
институтом Сибири и Дальнего Востока.
Состав основной организации
представлен службами управления и двумя
бизнес-единицами: Проектный комплекс
«Гипропроект» и Строительный комплекс
«Гипродорстрой». Также Общество имеет
филиалы в городах Новосибирск, Красноярск
и Москва; представительства в городах
Чита, Благовещенск, Хабаровск, Южно-Сахалинск,
Санкт-Петербург; дочерние и зависимые
общества: ОАО «Институт Пятигорскэнергопроект»
(г. Пятигорск), ОАО «Трансдорпроект» (г. Якутск),
ЗАО «Дальтранспроект» (г. Хабаровск),
ОАО «Байкалстройконструкция» (г. Иркутск)
и ЗАО «Фрегат» (г. Иркутск).
ОАО «Иркутскгипродорнии» сегодня
– это ведущий институт в Сибири и на Дальнем
Востоке по изысканиям и проектированию
автомобильных дорог, мостов и объектов
дорожной инфраструктуры. За годы деятельности
институтом разработаны проекты более
чем на 31 тысячу километров автодорог,
около 450 титульных мостов и 640 объектов
промышленного и гражданского назначения,
разработано более 100 программ развития
дорог, схем, технико-экономических обоснований
и инвестиционных проектов.
С 1996 г. компания успешно участвует
в международных тендерах и выполняет
работы в рамках проектов, финансируемых
за счет международных кредитных организаций
и частных зарубежных инвесторов:
в 1996–1998 гг. в составе консорциума с
«Кампсакс» A/S (Дания) институт успешно
выполнял работы по контрактам Международного
банка реконструкции и развития по техническому
надзору за ремонтом и содержанием дорог
и мостов в Сибири и на Дальнем Востоке,
а также обоснование инвестиций и разработка
пилотных проектов по проекту восстановления
автомобильных дорог Сибири и Дальнего
Востока;
с 2002 г. институт успешно участвует
в конкурсах и предоставляет свои услуги
компании Sakhalin Energy Investment Company по проектированию и сопровождению
строительства объектов инфраструктуры
в рамках проекта «Сахалин-2»;
с 2002 г. институт совместно с заказчиком ДСД «Дальний Восток» выполняет разработку проектно-сметной документации, а также проведение общественных слушаний проектов
строительства автомобильной дороги «Амур»
Чита-Хабаровск в рамках первого и второго
дорожных проектов Европейского банка
реконструкции и развития;
в 2003–2004 гг. консорциум компаний «Иркутскгипродорнии», «Генинжконсалт», Институт «Стройпроект» и JACOB GIBB осуществлял техническое содействие Росавтодору Министерства транспорта Российской Федерации в реализации второго дорожного займа Европейского банка реконструкции и развития, включая разработку конкурсной документации, проведение международного тендера и осуществление технического надзора за строительством автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск и транспортного обхода города Санкт-Петербурга.
Одновременно с участием в крупных
федеральных и региональных проектах,
институт работает и над «малыми проектами»,
имеющими важное значение для людей, живущих
в отдаленных регионах. Это и автомобильные
дороги Нагорный-Алькатваам и Певек-Апапельгино-Яранай
на Чукотке, и автомобильная дорога Барагонцы-Тулуна
в Республике Саха, а также дорога Таксимо-Бодайбо
в Иркутской области и Острог-Покровка-Шергино
в Бурятии. Красноярский филиал активно
занимается вопросами развития зимних
автомобильных дорог в Эвенкии, Республике
Саха, Таймыре и севере Иркутской области.
ОАО «Иркутскгипродорнии» является
разработчиком всех основных региональных
программ развития транспортных коммуникаций,
формирующих опорную сеть федеральных
и территориальных автомобильных дорог
Сибирского и Дальневосточного федеральных
округов, в том числе:
программа модернизации и развития сети автомобильных дорог Сибирского Федерального округа до 2025 г.;
программы развития автомобильных дорог: «Байкал» Новосибирск-Иркутск, «Байкал» Иркутск-Чита, «Лена» Б. Невер-Якутск, «Колыма» ЯкутскМагадан, «Амур» Чита-Хабаровск;
комплексные программы развития автомобильных дорог Иркутской, Читинской и Омской областей, Красноярского края, республик Хакасия, Бурятия, Тыва, Эвенкийского и Таймырского автономных округов;
программа строительства, реконструкции и ремонта дорог и улиц городов Иркутска и Новосибирска.
ОАО «Иркутскгипродорнии» имеет
около 100 постоянных компаний-клиентов,
среди которых Федеральное дорожное агентство
Министерства транспорта РФ, ГУ ФУАД «Центральная
Россия» (г. Москва), Республиканское
Дорожное Агентство (г. Улан-Удэ), Дорожное
Агентство Республики Тыва (г. Кызыл), АК
«Алроса» (г. Мирный), ДСД Дальний Восток
(г. Хабаровск), Департамент дорожного
хозяйства Приморского края (г. Владивосток),
Восточно-Сибирская Газовая Компания
(г. Иркутск), Байкальский Банк Сбербанка
России (г. Иркутск), ОАО «Иркутскэнерго»,
ОАО «Сургутнефтегаз», Министерство Обороны
РФ, Федеральная Служба Безопасности РФ,
НК «Роснефть» и другие.
Результаты деятельности ОАО
«Иркутскгипродорнии» в период с 2008 по
2012 гг. приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные результаты деятельности
ОАО «Иркутскгипродорнии» за период 2008–2012
гг.
Показатели |
Год |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
1.Выручка от реализации всего,
тыс. руб., |
1 614 857 |
2 438 649 |
1 748 469 |
1 695 958 |
2 522 285 |
в т. ч. |
|
|
|
|
|
ПИР |
936 617 |
1 385 410 |
1 124 270 |
1 053 770 |
1 034 700 |
СМР |
678 240 |
1 053 239 |
624 199 |
- 8
|
1 487 585 |
1.Среднесписочная численность, чел. |
1 525 |
1 585 |
- 539
|
1 400 |
1 477 |
2.Выработка на 1 сотрудника, тыс. руб./чел. |
1 059 |
1 539 |
1 136 |
1 211 |
- 707
|
3.Чистая прибыль, тыс. руб. |
123 421 |
59 234 |
165 501 |
24 649 |
35 024 |