Разработка технологического процесса сборки и сварки конструкции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:52, дипломная работа

Описание работы

Развитие сварочного производства на современном этапе.
Изготовление конструкций различного назначения с помощью сварки получает все большее распространение во всех промышленно развитых странах. Экономичность изготовления сварных конструкций является основополагающим фактором, обеспечивающим их приоритетное применение по сравнению с литыми, коваными и штампованными конструкциями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…6
Раздел I. Общая часть……………………………………………………………..8
1.1 Выбор и описание конструктивных особенностей бортовой
секции платформы «MOSS CS – 50» в районе 35-42 шп. Эскиз……………...11
1.2 Выбор характеристика и предъявляемые требования
к основному материалу бортовой секции платформы «MOSS CS-50»………12
1.3 Выборов способов сварки, применяемых при изготовлении
бортовой секции, их преимущества и недостатки…………………………….14
Выбор, характеристика сварочных материалов, обоснование выбора…..17
Выбор, характеристика сборочно-сварочной оснастки,
сварочного оборудования, инструмента и приспособлений………………….24
Раздел II. Специальная часть………………………………………………………....39
2.1 Расчет параметров режима применяемых способов сварки…………………….39
2.2 Общие технологические указания на сборку конструкции……………….42
2.3 Общие технологические указания на сварку конструкции……………….46
2.4 Технологический процесс сборки и сварки бортовой секции
платформы «MOSS CS-50»……………………………………………………...49
2.5 Расчет деформаций продольного и поперечного укорочения
при сварке полотна бортовой секции платформы «MOSS CS 50»…………...56
2.6 Сварочные напряжения и деформации, мероприятия,
обеспечивающие заданную точность конструкции…………………………...58
2.7 Выбор и обоснование выбора применяемых методов контроля
сварных швов и конструкции в целом………………………………………….58
Раздел III. Организация производства и технологическая часть……………..62
3.1 Расчет нормируемой трудоёмкости сборочно-сварочных………………..62
работ при изготовлении бортовой секции платформы «MOSS SC-50».
3.2 Расчет производственного оборудования………………………………….66
3.3 Расчет производственных рабочих………………………………………...68
Раздел IV. Экономическая часть………………………………………………..70
4.1 Расчет прямых затрат на производство бортовой секции………………...70
4.2 Расчет косвенных затрат на производство бортовой секции……………..75
Раздел V. Мероприятия по технике безопасности и противопожарной технике……………………………………………………………………………79
5.1 Правила техники безопасности при выполнении
сборочно-сварочных работ……………………………………………………...79
5.2 Индивидуальные средства защиты при сварочных работах……………...82
Литература………………………………………………………………………..84

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 683.50 Кб (Скачать файл)



Таблица 3. Механические свойства стали D40 на ударный изгиб

по ГОСТ 5521-93.

 

Повышенные механические свойства стали D40 достигаются за счет термической обработки – нормализации. Допускается контролируемая прокатка, термомеханическая обработка, закалка с отпуском.

Технологические свойства стали характеризует ее свариваемость. Оценку свариваемости определяют разными способами. При этом оценивают следующие параметры:

  1. склонность к образованию горячих трещин;
  2. стойкость к переходу в хрупкое состояние;
  3. стойкость стали к коррозии;
  4. склонность стали к старению.

Различают физическую и технологическую свариваемость. Физической свариваемостью обладают почти все металлы и сплавы, т.е. способность образовывать монолитные неразъемные соединения с установлением в них химических связей. Под технологической свариваемостью понимается реакция металла на воздействие определенных условий сварки и при этом возможность образовывать соединения с требуемыми свойствами. Для определения свариваемости стали известного химического состава можно подсчитать эквивалент углерода.

Определяем эквивалент углерода для марки стали D 40:

  С´эк=  Ск * (1+0,005*S)

где:  С´эк- полный эквивалент углерода;

Сэк- химический эквивалент углерода;

S- толщина свариваемого металла.

Сэк = 0,41 следовательно, сталь  обладает хорошей свариваемостью, т.е. может свариваться без ограничений в широком диапазоне режимов сварки независимо от толщины металла, жесткости конструкции и температуры окружающей среды.

 

 

 

1.3 Выборов  способов сварки, применяемых при изготовлении бортовой секции, их преимущества и недостатки.

При выборе способа сварки необходимо руководствоваться техническими требованиями, а так же экономической целесообразностью  данного способа сварки.

При изготовлении конструкции  бортовой секции рекомендуется применять следующие способы сварки:

- ручную электродуговую  покрытыми электродами для установки  прихваток и приварки временных  креплений;

- автоматическую под  слоем флюса для сварки стыков  и пазов полотна бортовой секции  и для угловых швов при изготовлении  таврового набора;

- механизированную сварку в среде защитных газов для приварки ребер жесткости и деталей россыпи.

1.3.1 Ручная электродуговая сварка покрытыми электродами является одним из распространенных методов, используемых при изготовлении сварных конструкций. Основным объяснением является простота и мобильность применяемого оборудования, способность выполнять сварку в различных пространственных положениях и в местах труднодоступных для механизированных способов сварки.

Основным недостатком  ручной сварки покрытыми электродами является малая производительность процесса и зависимость качества сварного шва от квалификации сварщика.

Для получения качественного  сварного шва, отвечающего всем предъявляемым  требованиям, т.е. соответствие всем заданным геометрическим размерам (ширина, глубина провара, катет и др.), получения металла шва равнопрочного основному металлу и для обеспечения необходимого химического состава металла шва необходимо правильно выбрать режим сварки.

 

1.3.2 Автоматическая сварка под слоем флюса нашла широкое применение и стала одним из ведущих технологических процессов во многих отраслях промышленности и производства конструкций из сталей, цветных металлов и их сплавов.

В данном дипломном проекте  автоматическая сварка под флюсом используется при изготовлении  листов наружной обшивки и ребер жесткости. Сущность процесса заключается в применении сварочной проволоки и гранулированного флюса, насыпаемого впереди дуги слоем 30-50 мм. При этом способе дуга горит под слоем флюса. В зоне сварки образуется газовая полость. Расплавленный флюс защищает сварочную ванну и зону сварки от вредного воздействия окружающей среды.

Металл шва состоит  на 70 -80% процентов из переплавленного  основного металла, в результате скорость сварки значительно увеличивается. Толщина деталей, свариваемых под флюсом, может составлять от 2 до 60 мм при скорости однодуговой сварки до 70 м/ч.

Преимущества данного  вида сварки:

- производительность  процесса увеличивается в 5-12 раз  по сравнению с РДС;

- плавление основного  и электродного металла происходит под слоем флюса, что надежно изолирует их от окружающей среды;

- при автоматической  сварке исключается отслаивание  обмазки, как при сварке покрытыми  электродами;

- стабильно высокое  качество и хороший внешний  вид сварного соединения;

- высокий уровень механизации  сварочного процесса и возможность  его комплексной автоматизации;

- снижение удельного  расхода электродного металла  и электроэнергии.

Недостатки данного  вида сварки:

- возможность сварки  только в нижнем положении;

-необходимость более тщательной (по сравнению ручной дуговой сваркой) подготовки кромок и более точной сборки деталей под сварку;

- невозможность стыковой  сварки на весу т.е. без подкладки  или предварительной подварки  корня шва.

1.3.3 Механизированная сварка применяется для приварки набора к полотну и сварки набора между собой.

Сварка в защитных газах обладает рядом преимуществ: высокое качество сварных соединений разнообразных металлов и сплавов  при различных толщинах; возможность  сварки в различных пространственных положениях; возможность визуального наблюдения за образованием сварного шва, что особенно важно при полуавтоматической сварке; отсутствие дополнительных операций по засыпке и уборке флюса и удалению шлака; высокая производительность и легкость при механизации и автоматизации; низкая стоимость при использовании защитных газов.

Отличительной чертой механизированной сварки является высокая производительность, по сравнению с ручной.

Сущность способа заключается  в том что электрическая дуга и расплавленный металл защищены от воздействия кислорода и азота зоной защитного газа.

Сварку можно вести в различных  пространственных положениях, что позволяет  повысить уровень её технического оснащения  и применения проволоки от 0.7 до 2 мм.

Применение полуавтоматической сварки в среде защитных газов наиболее экономично при изготовлении данной конструкции. Малая площадь расплавленного металла имеет большое значение при изготовлении конструкции, т.к. вероятность появления сварочных деформаций уменьшается.

Недостатком по сравнению с автоматической сваркой является необходимость предпринимать защитные меры от негативного воздействия световых и тепловых излучений дуги.

 

1.4 Выбор, характеристика сварочных материалов и обоснование выбора.

Качественный сварной  шов при сварке плавлением невозможно получить, только расплавляя кромки свариваемого металла источником нагрева. При любом способе сварки плавлением необходимо применение сварочных материалов.

К сварочным материалам, применяемым с выбранными способами  сварки относятся:

1. металлические покрытые  электроды для РДС;

2. сварочная проволока  и флюс для автоматической  сварки;

3. сварочная проволока  и смесь защитных газов при  механизированной сварке.

 

Применяемые сварочные  материалы обеспечивают:

- требуемые геометрические  размеры шва;

- защиту расплавленного  металла;

- получение металла  шва нужного химического состава  и механических свойств путем  его легирования ;

- очистку металла шва  от вредных примесей и газов;

- удаление включений  окислов и шлаков.

Следовательно, с помощью сварочных материалов реализуется процесс сварки и осуществляется сложная физико-химическая обработка расплавленных электродного и основного металлов, производимая в газовой и шлаковой фазах и завершающаяся в сварочной ванне, что приводит к образованию шва нужного состава с требуемыми свойствами.

Все сварочные материалы  должны удовлетворять следующим  правилам:

  1. обеспечивать все сварные швы стойкостью к образованию холодных и горячих трещин;
  2. обеспечивать получение наплавленного металла шва близкого по химическим и механическим свойствам к основному металлу;
  3. обеспечивать хорошие технологические свойства сварного шва;
  4. обеспечивать высокую прочность сварного шва;
  5. иметь минимальное выделение вредных газов при сварке;
  6. иметь низкую стоимость и при этом высокое качество сварного соединения.

 

1.4.1 Сварочные материалы для ручной дуговой сварки.

Металлические покрытые электроды – это плавящийся электрод для дуговой сварки, имеющий на поверхности покрытие, связанное  с металлом электрода.

Электрод для ручной дуговой сварки представляет собой стержень длиной до 450 мм, изготовленный из сварочной проволоки, на поверхность которой нанесен слой покрытия. Один из концов на длине 20-30 мм не имеет покрытия для зажима держателем с целью обеспечения электрического контакта. Торец другого конца очищен для возможности возбуждения дуги.

Для установки прихваток  и сварки временных креплений  рекомендуется применять электроды  типа Э60А, марки 48ХН-2 диаметром 3,0-4,0 мм с основным покрытием по ТУ 5.965-1124-96.

Легированные никелем сверхнизководородистые электроды применяются для сварки конструкционных низко- и среднелегированных сталей высокой прочности, а также для сварки высокопрочных конструкционных сталей с гарантированным пределом текучести 500-585 МПа.

 

Характеристики электродов 48 ХН-2 представлены в таблице 4.

 

Назначение

Рекомендуется для сварки ледоколов, сосудов работающих под  давлением, для конструкций работающих при низких температурах и других средств работающих в сложных  условиях.

Химический состав металла  шва, %

С

Mn

Si

Ni

0,12

0,9-1,2

0,15-0,35

1,65-2,1

Механические свойства металла шва

Временное сопротивление, кгс/мм²

Предел текучести, МПа

Относительное удлинение, %

Ударная вязкость, Дж/см³

60

500

25

200

Положение шва в пространстве и сила тока при сварке

Ø, мм

Положение шва в пространстве

Ток, А

3,0 (1 проход)

Вертикальное ( снизу  вверх)

95-105

3,0 (2 проход)

110-125

4,0

145-160

Коэффициент наплавки, 1 г/А, ч

7,5-9,5




Таблица 4. Характеристики электродов 48 ХН-2 по ТУ 5.965-1124-96.

 

 

 

1.4.2 Сварочные материалы для автоматической сварки.

1.4.2.1 Сварочная проволока, марки Св-10ГНА применяемая при автоматической сварке под слоем флюса, должна соответствовать по качеству ТУ 1211-002-20821199-03, расплавляться спокойно и равномерно, температура плавления должна быть меньше или ровна температуре плавления основного металла.

Химический состав проволоки  Св-10ГНА представлен в таблице 5.

 

 

 

Таблица 5. Химический состав проволоки Св-10ГНА 

по ТУ 1211-002-20821199-03.  

 

 

Марка проволоки

 

Химический состав, в %

 

C не более

 

 

Mn

 

 

Si не более

 

 

Cr не более

 

 

Ni не более

 

 

Не более

Азот

O2

S

P

Св-10ГНА

0,12

0,9-1,2

0,15-0,35

0,20

0,9-1,2

0,010

0,005

0,008

0,012


 

Легирующие элементы содержащиеся в проволоке улучшают свойства сварного шва (Ni, Mn и Cr – повышают коррозионную стойкость).

1.4.2.2 Флюс – это специально приготовленный неметаллический гранулированный порошок с размером отдельных зерен 0,25-4 мм (в зависимости от марки флюса). Флюсы расплавляются создавая газовый и шлаковый купол под зоной сварочной дуги, а после химико-металлургического воздействия в дуговом пространстве и сварочной ванне образуют на поверхности шва шлаковую корку, в которую выводятся окислы, вредные примеси (S,P) и газы.

При автоматической сварке под слоем флюса для насыщения сварочного шва легирующими элементами, предупреждения пор и получения заданных механических свойств, раскисления металла шва, применяют сварочный флюс марки АН-47 по ГОСТ  9087-81. Он малочувствителен к ржавчине и загрязненным поверхностям основного металла, обеспечивает получение сварных соединений хорошего качества.

Флюс АН-47 предназначен для автоматической сварки низколегированных  сталей обычной и повышенной прочности. Обеспечивает хорошее горение дуги, разрывная длина дуги до 10 мм, формирование шва хорошее с плавным переходом к основному металлу, склонность к образованию пор и трещин низкая, отделимость шлаковой корки хорошая.

Информация о работе Разработка технологического процесса сборки и сварки конструкции