Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,
- изучить сущность обеспечения продовольственной безопасности
- изучить основы государственного регулирования ВЭД
продовольственного сектора экономики
- рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД
продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7
Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики………………………………11
Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23
Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45
. Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
. Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52
Глава 3. Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство ………………………..59
3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59
3.2. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта ………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом - 1вариант.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты  государственного регулирования ВЭД  в целях обеспечения продовольственной  безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7

    1. Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
    2. Основы государственного регулирования ВЭД     продовольственного сектора экономики………………………………11
    3. Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23

Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45

    1. . Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
    2. . Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52

Глава 3. Обоснование направлений  по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной  безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство  ………………………..59

3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59

3.2. Таможенное регулирование,  стимулирование и разработка  стратегии экспорта ………………………………………………………69

Заключение………………………………………………………………………74

Список использованной литературы…………………………………………...

Приложения…………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Продовольственная проблема – предмет особого внимания каждого  суверенного государства, стремящегося сохранить независимость и динамично  развиваться, обеспечивая благополучие собственных граждан. Агропромышленный сектор страны в годы реформ 90-х годов  существенно пострадал, а продовольственный  рынок превратился в арену  недобросовестной конкурентной борьбы, которая была навязана отечественному производителю импортерами. Сегодня, в условиях глобализации, она особенно актуальна для России. Кризисное  состояние российского АПК в  условиях либерализации импортного рынка привели к заметному  росту ввоза в страну разнообразной  пищевой продукции и сельскохозяйственного  сырья. Ресурсный потенциал страны используется недостаточно эффективно для гарантированного обеспечения растущих потребностей населения в качественном и доступном продовольствии. Несмотря на принимаемые в последние годы меры, растет доля импорта по ряду важнейших продуктов питания, не всегда обеспечивается их высокое качество и доступность, медленно развивается инфраструктура агропродовольственного рынка и расширяется ассортимент отечественных продуктов питания.

Произошло структурное изменение  продовольственного импорта - ввоз зерна  существенно сократился при возрастании  закупок полуфабрикатов и готовых  продуктов питания. Импортная зависимость  по мясу и мясопродуктам достигла уровня 25% (по мясу птицы - более 50%), по растительному  маслу - 36%. Наиболее реальной является оценка общей импортной зависимости  по продовольствию в 40% с учетом натурального производства и потребления и  не учетного импорта из Украины и  Белоруссии. В условиях удорожания импортного продовольствия на рынке  возникла ситуация, характеризующаяся  как уменьшением физической доступности  продовольствия в результате сокращения объема импортных поставок, так и снижением уровня экономической доступности продуктов питания вследствие их удорожания при прежних доходах населения.

Усиление импортной зависимости  по продовольствию создает несомненную  угрозу экономической безопасности России, опасность завоевания ее внутреннего  рынка иностранными фирмами. Однако было бы неправильным совершенно отказаться от импорта, поскольку это привело  бы к потере экономических выгод, снижению конкуренции отечественных  товаропроизводителей, способствовало бы усилению национальных монополий  в этой сфере. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20–25%. В России же доля импорта продовольствия составляет около 40%, что отмечено в статье депутата ГД В.И. Кашина (заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию, академик Российской академии сельскохозяйственных наук, лауреат Государственной премии). В крупных городах она еще выше (в Москве доля импорта 90-55%)1.

Россия обладает значительным экономическим и научно-техническим  потенциалом, определяющим способность  страны к устойчивому развитию. Она  занимает уникальное положение на Евразийском  континенте, обладает значительными  запасами сырья и ресурсов и является одним из крупнейших многонациональных  государств, имеет многовековую историю  и культуру, свои национальные интересы и традиции. Однако во внутреннем развитии российского государства и общества еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции. Главной причиной этого  является сохранение кризисных явлений  в экономике. Сократилось производство, и ухудшилась его структура по сравнению с дореформенным периодом. Снижается инвестиционная и инновационная активность. Нарастает научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров, оборудования и технологий.

Такие обстоятельства свидетельствуют  о том, что нельзя недооценивать  роль государственного регулирования  рыночных отношений, в особенности  в сфере ВЭД. Анализ государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора РФ предполагает анализ общих  проблем государственного регулирования  внутри страны. Государственное регулирование  ВЭД продовольственного сектора  как бы распадается на две категории  такого регулирования: государственное  внутринациональное регулирование  агропромышленного производства и  собственно прямое государственное  регулирование ВЭД продовольственного сектора с присущими ему специфическими принципами, формами и методами.

Остро ощущается необходимость  государственного регулирования в  АПК и сельскохозяйственном производстве. В условиях рыночной экономики аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности, что делает неизбежным развитое государственное  регулирование этого сектора. Еще  более необходимым оказывается  государственное регулирование  сельхозпроизводства при переходе к рынку, когда старая система  управления, финансирования, хозяйственных  связей, отношений собственности  прекращает свое действие, а новая  неизбежно еще находится в  стадии становления. В значительной мере отсутствием государственного регулирования объясняется спад производства сельскохозяйственной продукции  при значительном снижении ее потребления, финансовый кризис во всей стране и  в сельском хозяйстве. Признание  необходимости государственного регулирования  сельхозпроизводства еще не дает ответа на вопрос о том, каким оно  должно быть. Следует отметить, что  при всем своем значении практика зарубежных стран не может быть механически  перенесена на современные российские условия, тем более, что международный опыт в этой области неоднозначен. Тем не менее, для нашей страны этот опыт при его критическом анализе особенно ценен.

В настоящее время в  Российской Федерации ни на федеральном, ни на региональном уровнях не выработана стройная стратегия государственного регулирования формирования рыночных отношений и внешнеэкономической  деятельности предприятий, объединений  и организаций АПК. Все это  обусловило выбор темы дипломной работы.

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,

-      изучить  сущность обеспечения продовольственной безопасности

-      изучить основы государственного регулирования ВЭД

       продовольственного  сектора экономики

-      рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД

       продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.

Объектом дипломной работы является государственное регулирование ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности России.

Предметом дипломной работы являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе  государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности.

 При выборе темы и написании дипломной работы мною были использованы  учебные издания, нормативно-правовые акты и периодические издания.

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.

 

    1. Сущность обеспечения продовольственной безопасности

 

Проблема продовольственной безопасности исторически и практически для человека существовала всегда. Продовольствие, также как воздух, вода и благоприятный климат, необходимо для жизнеобеспечения человечества. Продовольственная безопасность является необходимым материальным условием жизни индивида, любой группы людей и общества в целом, которое обеспечивает его функции и возможности                                   развития — демографические, экономические, политические, культурные, интеллектуальные и другие.

Продовольствие — это  важнейший стратегический товар. Поэтому  проблема продовольственной безопасности крайне актуальна и заслуживает  детального изучения.

Проблемы обеспечения  продовольственной безопасности региона  и государства, рассматриваются  в трудах многих видных отечественных  деятелей экономической науки, таких  как В.Г. Агаева2,  В.С. Балабанова3, А.Б. Мельникова4, В.В. Маслакова5, В.И. Гайдука6, и д. р.

Рассмотрев историко-экономическое прошлое, позволяет понять истоки современных представлений о категории «продовольственная безопасность». Так, например, у Аристотеля, проблема обеспечения продовольственной безопасности была одной из ключевых в его учении. Он выделял естественную хозяйственную деятельность людей, связанную с производством необходимых для жизни продуктов питания. Идеалом его было небольшое земледельческое хозяйство, в котором работают рабы и обеспечивают господину и себе возможность питаться, или, как сказали бы сейчас — продовольственную безопасность. Полезный, конкретный труд, производящий продовольствие, по Аристотелю, является главным средством обеспечения продовольственной безопасности 7.

Основатель физиократической школы классической политической экономики, крупнейший французский политэконом XVIII в. Франсуа Кенэ утверждал, что земля, природа есть единственный источник богатства общества. Земледельцы, которые кормят себя и создают прибавочный продукт для класса собственников и бесплодного класса (все, кто не занят земледелием), являются единственным производительным классом. Таким образом, в этом экономическом учении продовольствие выступает не только как основа жизнеобеспечения, то есть биологической безопасности, но и как условие экономической, а также политической безопасности нации.

У Адама Смита есть произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», содержащее в себе трудовую иерархию стоимости, понятие объективных экономических законов, идею «экономического человека» с выделением корыстного интереса в качестве мощного материального стимула хозяйственной деятельности людей, идею «невидимой руки», направляющей экономическое сообщество к благосостоянию, и другие идеи теории тесно связаны с проблемой обеспеченности продовольствием, проблемой продовольственной безопасности нации. Так, с первых же строк своей книги Адам Смит указывает фундаментальную зависимость существования нации:

- от продуктов, идущих  на потребление в течении года, и того, что  

  приобретается в обмен на эти продукты у других народов;

 

- от специализации страны на продуктах земледелия или городской

   промышленности;

- от соотношения числа лиц, занятых полезным трудом и       

   не занимающихся им;

- от искусства, умения  и сообразительности, применяемых данной

  нацией при работе, то есть от производительности труда;

- от размеров и качественного  состава долгов государства.

Адамом Смитом были подвержены детальной критике ранее существовавшие представления о продовольственной безопасности с позиции своей теории общественного богатства.8

Другой всемирно известный  английский экономист, Давид Рикардо, считал, что капиталистическая экономика — это идеально отлаженная благодаря ценовому механизму обратной связи платежеспособного спроса и предложения система, базирующаяся на принципе естественного равновесия в экономической системе. В «Началах политической экономии и налогового обложения» (1817) он отрицал возможность всеобщего перепроизводства и мирового экономического кризиса, утверждал о безграничности потребностей общества в товарах и услугах, не принимая во внимание ограниченность природных ресурсов и плодородия в глобальном масштабе. Проблема продовольственной безопасности решалась у него механизмами свободной торговли, особенно свободой ввоза хлеба из-за границы.

Информация о работе Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров