Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,
- изучить сущность обеспечения продовольственной безопасности
- изучить основы государственного регулирования ВЭД
продовольственного сектора экономики
- рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД
продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7
Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики………………………………11
Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23
Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45
. Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
. Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52
Глава 3. Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство ………………………..59
3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59
3.2. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта ………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованной литературы………………………………
Для этого предполагается
выделять из бюджета
Средства планируется
выделять из бюджета в
И наконец, четвертый аспект, который необходимо рассмотреть – непосредственно безопасность питания, включающая в себя вопросы контроля за качеством сырья и продуктов, создания и сертификации систем управления качеством, улучшения состояния здоровья населения, повышение производительности труда. На мой взгляд, сейчас очень остро стоит такая проблема, ведь со вступлением в ВТО Россией было много принятых «диктуемых» условий и теперь необходимо максимально защитить своих потребителей от импортируемой продукции, так как она не лучшего качества.
Большая часть импортной
продовольственной продукции
Качество импортных
продуктов питания слишком
Исходя из вышесказанного, я считаю, что необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.
Одной из главных и основных задач России в условиях рынка на современном этапе развития общества в области внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе страны является упорядочение и ускоренное сокращение импорта продовольствия и сырья сельскохозяйственного происхождения, а также организация их экспорта во все возрастающих объемах.
Для реализации этого
направления на федеральном и
региональном уровнях уже
– тарифное и нетарифное
регулирование экспортно-
– предусматривается
создание преференциальных
– развитие интеграционных
и кооперационных связей со
странами ближнего и дальнего
зарубежья, особенно с
– содействие государства
созданию совместных
– расширение экспорта
продукции агропромышленного
– координация аграрной политики и реформ на селе государств участников СНГ;
– обмен опытом
в развитии
– углубление интеграции
с другими государствами по
решению актуальных проблем
– поэтапное формирование
единой таможенной территории
и проведение согласованной
– развитие производственной
кооперации и других форм
– расширение научно-
Федеральным законом
«О государственном
Так, для обеспечения
продовольственной
– защитного,
– по стимулированию
экспорта продукции сельского
хозяйства, сырья и
«Продовольственная безопасность означает способность государства гарантировать удовлетворение потребностей населения в продуктах питания на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность, который сбалансирован в количественном и качественном аспектах, как по энергетическому потенциалу (в килокалориях), так и по соотношению необходимых питательных веществ».
Вместе с тем следует
заметить, что обозначенные направления
государственной поддержки
Остановимся подробнее
на таком аспекте
Для реализации этой
задачи необходимо
К мерам таможенного
регулирования в области
Тарифное регулирование
осуществляется посредством
К мерам нетарифного регулирования относят запреты и ограничения неэкономического характера:
- сертификация;
- карантинный фитосанитарный контроль;
- ветеринарный надзор;
- санитарно-эпидемиологический контроль.
Нетарифное регулирование также подразумевает под собой:
- квотирование;
- лицензирование;
- специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
Направить основные усилия следует на упорядочение и сокращение завоза традиционно производимых в стране продовольствия и сырья, а также на развитие экспортной базы, совершенствование структуры импорта продукции, упорядочение тарифного регулирования импортно-экспортных операций.
Одновременно предстоит
широко внедрять и использовать систему
квотирования импорта продовольствия
по тем его видам, которые производятся
отечественными сельскохозяйственными
товаропроизводителями в
На заседании Совета
Безопасности Российской
В Российской Федерации, в настоящее время, все вышеперечисленные положения в обобщенном и откорректированном виде, нашли свое отражение в национальной Доктрине продовольственной безопасности.21
Либеральные демократы, пришедшие к власти в начале 90х в России резко перевели экономику страны на рыночные отношения. В этот период были подняты идеи А. Смита о "невидимой руке" рынка. Важнейшие функции по управлению отдельными сферами и экономикой страны в целом были отданы на откуп частным структурам. Цены на все товары были отпущены. Разрушив государственную систему заготовок сельскохозяйственных продуктов, руководство страны все в большей степени уходило от проблем формирования федерального продовольственного фонда. Рынок продовольствия оказался в руках перекупщиков и спекулянтов, в карманы которых поступает до 80% общей выручки.
Вместо того, чтобы сочетая государственное плановое управление с регулированием экономических методов хозяйствования, последовательно снижая масштаб прямого государственного контроля над аграрной сферой экономики, расширяя сферу рыночных отношений, реформаторы осуществили неразумную приватизацию системы заготовок. По сути, в целях скорейшего изменения сложившейся системы они отказались от всего положительного опыта, накопленного агропромом страны.
Предложения отечественных
ученых о необходимости
регулирования воспринимались реформаторами как возврат к прошлому, командно-административной системе. Развивать российскую аграрную экономику старались с помощью неконтролируемого рынка, которого уже давно не существует в странах, которые считают себя цивилизованными. Вот уж действительно новые правители. Политика либерализации цен привела к неэквивалентности обмена между селом и городом, неплатежам, неуверенности сельских товаропроизводителей в реализации своей продукции, к снижению интереса к производству продовольствия, сокращению хозяйственного оборота. Все это нарушило равновесие в народном хозяйстве, усиливало депрессию внутреннего рынка.
За годы реформ сводный индекс цен на промышленную продукцию и услуги рос в четыре-пять раз быстрее, чем на сельскохозяйственную. Из-за ценового диспаритета за период реформ сельские товаропроизводители недополучили за свою продукцию более 386 млрд. рублей. Отрасль по существу стала основным источником образования цепочки неплатежей во всем народном