Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,
- изучить сущность обеспечения продовольственной безопасности
- изучить основы государственного регулирования ВЭД
продовольственного сектора экономики
- рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД
продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7
Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики………………………………11
Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23
Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45
. Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
. Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52
Глава 3. Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство ………………………..59
3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59
3.2. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта ………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом - 1вариант.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

Мировой рынок с выросшими  в последние два года объемами производства пшеницы и относительно стабильным уровнем ее потребления  характеризуется быстро растущими  запасами пшеничного зерна. И эти  фундаментальные факторы препятствуют росту цен. Не способствует их повышению  и сокращение мирового спроса.

 Наблюдается снижение  цен, что вызвано повышением  прогноза по урожаю пшеницы,  активным экспортом России и  Казахстана, а также укреплением  курса доллара. По состоянию  на 22.09.2011 средние экспортные цены  на мягкую пшеницу в США  составили (на условиях ФОБ,  Мексиканский залив) 251 долл. США  за тонну. За неделю цена  снизилась на 18 долл. США/т, или  на 6,7 %.

 По данным ФТС России  экспорт зерна в 2011/2012 сельскохозяйственном  году составил 8 345 тыс. тонн. В период с 1 по 21 сентября 2011 г. экспортировано 2 552 тыс. тонн зерна, в том числе пшеницы - 2 143 тыс. тонн, ячменя - 402 тыс. тонн, прочие - 7 тыс. тонн. 60

Запасы зерна по оперативным  данным Росстата в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях (без учета малых  форм) на 01.09.2012 в России составили 34,6 млн. т, что на 9,3 млн. т (на 21,1 %) меньше уровня на 01.09.2011 (43,9 млн.т). Сохраняется рост оптовых цен на муку пшеничную и ржаную в Европейской части России. 61

По прогнозам Росстата, с учетом конъюнктуры мирового рынка, а также активного спрос со стороны внутренних потребителей прогнозируется дальнейшая повышательная динамика цен на российском зерновом рынке.

 

На основании вышеприведенной  информации, считаю, что для обеспечения  продовольственной безопасности нашей  страны, необходимо поддерживать отечественного производителя, путем субсидирования отраслей сельского хозяйства, это  позволит сделать продукцию на мировом  рынке более конкурентной. Такая мера способствует увеличению объемов экспорта сельхопродукции. Важно также брать во внимание, что одним из факторов снижения рентабельности сельскохозяйственного производства является диспаритет цен.

Ранее, в 1992 г., продав 1 тонну пшеницы, производитель зерна мог купить 1 тонну калийных удобрений и 1 тонну бензина. В 1999 г. для покупки аналогичных объемов промышленной продукции необходимо было продать 3,6 тонны зерна. В этом случае, считаю необходимым выплачивать дотации сельхопроизводителям, тем самым снижая их затраты и повышая устойчивость их на рынке. Касательно мер по лицензированию, то считаю, что на период проведения активной внутренней политики, необходимо проводить лицензирование, тем самым уменьшая поставки импортной продукции. Тем самым давай окрепнуть отечественным производителям. Безусловно, необходимость таких мер возникла достаточно давно и решать нужно было своевременно. Сейчас же с вступлением в ВТО, все гораздо сложнее. Тем не менее, обращаясь к опыту США, там изначально тоже был запрет со стороны ВТО на субсидирование государством АПК, но вопрос со временем был урегулирован и сейчас осуществляется активная поддержка сельского хозяйства.  

 

    1. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта.

 

 В 2008 году была подписана  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». На основании данной концепции были поставлены следующие стратегические цели:

  1. Снижение зависимости России от импорта товаров за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства в рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности страны.
  2. Развитие экспортного потенциала предприятий отрасли, максимальное расширение поставок сельхозтехники и оборудования для АПК в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Необходимость укрепления экспортного  потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики.

Каковы же проблемы требующие  решений, для достижения поставленных целей. Рассмотрим их.

Первая группа проблем  – это общеэкономические системные  проблемы, которые включают в себя:

  1. Высокие процентные ставки по банковским кредитам. На сегодняшний день минимально возможная ставка по валютным кредитам на приобретение сельхозтехники в России составляет 12%, что в 4 раза выше, чем в США.

 Это негативно отражается  на жизнедеятельности предприятий:  начиная техническим перевооружением  и заканчивая экспортом продукции.

  1. Опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители. По данным Росстата в 2000–2010 годах цены на приобретение промышленными организациями отдельных видов топливно-энергетических ресурсов в среднем росли с темпом:

 на электроэнергию  и теплоэнергию – 19% в год;

 на газ – 23% в  год;

 на станки – до 30% в год;

 на металл – до 20% в год.62

Вторая группа – отраслевые  системные проблемы, которые включают в себя:

  1. Низкий уровень инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России. На сегодняшний день объем инвестиций в отрасли находится на низком уровне, при этом, его положительная динамика свидетельствует о готовности предприятий в будущем направлять значительные средства в развитие производства, при условии благоприятного инвестиционного климата.

 По данным Ассоциации  «Росагромаш» средний возраст производственного оборудования российских заводов превышает 25 лет. Физический износ производственных фондов в 2010 году составил 70%. Как следствие – высокий моральный и физический износ производственных мощностей.63

  1. Отсутствие стабильного платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Спрос на сельскохозяйственную технику в первую очередь зависит от благосостояния сельхозтоваропроизводителей. Анализ показывает высокую корреляцию (близкую к единице) объема рынка сельхозтехники с ценами на зерно. Чем выше цена, тем стабильней закупки.

 Соответственно, развитию  сельхозмашиностроения препятствуют  низкая (не стабильная) цена на  зерно и низкая рентабельность  сельского хозяйства. 

 В 2008 году была принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», в которой предусматриваются механизмы поддержки платежеспособного спроса на сельхозтехнику и определены объемы закупок техники.

Несмотря на прилагаемые  усилия, в 2009 году Программа была выполнена  на 47%, а в 2010 году – на 43%. Это свидетельствует  о недостаточном уровне поддержки  спроса и низкой эффективности существующих инструментов.

  1. Низкая доля экспорта в производстве. При отсутствии государственной поддержки российские производители будут окончательно вытеснены с традиционных для Российской Федерации рынков Центральной Азии и Закавказья – Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана и Армении. В настоящее время российский экспорт в эти страны осуществляется под жестким давлением со стороны производителей Германии и США.

 Высокая зависимость  отрасли от внутреннего рынка  приводит к отсутствию экономии  на масштабе операций. У производителей  нет возможности диверсифицировать риски в случае снижения внутреннего спроса на сельхозтехнику и переориентировать их на экспорт.

 Низкий уровень экспорта  приводит к отсутствию стимулов  для конкуренции на глобальных  рынках, что в свою очередь  негативно сказывается на конкурентоспособности,  техническом и инновационном  уровне сельхозтехники российского  производства. Я считаю, что эта проблема может быть частично решена за счет снижения стоимости кредитных ресурсов в России.

  1. Недостаточное развитие производства компонентной базы. Как отмечалось ранее, в России существует большое число компаний по производству комплектующих для сельскохозяйственной техники. Однако, данные производители сталкиваются с теми же системными проблемами, которые свойственны экономике в целом и сельхозмашиностроению в частности. Это низкие инвестиции в производство и, как следствие, низкое качество продукции, утрата кадрового потенциала, высокая стоимость энергоресурсов и материалов, недоступность финансовых и кредитных инструментов и т.п.

На сегодняшний день многие российские компании в производстве сельхозтехники используют зарубежные детали и комплектующие. Основная причина – отсутствие у российских производителей комплектующих продукции необходимого качества и номенклатуры. По этой причине зарубежные производители предпочитают завозить в Россию технику в виде машинокомплектов.

В рамках реализации Стратегии  предполагается решение среднесрочных  стратегических задач:

Первая – Обеспечить финансовую и организационную поддержку  спроса на все виды сельскохозяйственной техники.

Вторая – Создать в  России благоприятные финансовые и  организационные условия для  развития экспорта сельскохозяйственной техники.

Третья – Обеспечить создание отечественных конкурентоспособных  образцов сельскохозяйственной техники, отвечающих современным требованиям  эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР.

Четвертая – Повысить уровень  локализации производства сельскохозяйственной техники и комплектующих всех производителей до 50%.

Пятая – Обеспечить создание в России производства сельскохозяйственной техники, соответствующее международным  стандартам, путем модернизации существующих производственных мощностей и/или создания новых.

Шестая – Способствовать совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей для агропромышленного комплекса  в целом и сельскохозяйственного  машиностроения в частности.64

Для решения проблем, считаю, что государству необходимо стимулировать спрос на все виды сельхозтехники и увеличивать его экспорт, обеспечивать модернизацию производства и повышать уровень обеспеченности АПК России профессиональными кадрами. Для стимулирования АПК, считаю необходимо снижать ставки по кредитам. Касательно таможенного регулирования в данном вопросе, то в рамках ВТО, пошлины снижаются и рост импорта растет. Поэтому считаю что регулировать можно этот вопрос внутри государства. Введение внутренних налогов, сборов будет вести к снижению спроса и соответственно повышению на отечественную продукцию, при условии комплексных мер государства, направленных на развитие АПК.

Заключение

Во всем комплексе проблем  национальной безопасности страны продовольственная безопасность наряду с военной, энергетической, экономической, экологической и другими, выходит на первый план. Ее значение заключается в том, что она связана с функционированием важнейшей системы жизнеобеспечения и должна решаться в рамках рыночных реформ при всей большей интеграции России в мировую экономику.

Проблема продовольственной  безопасности в целом может быть рассмотрена как системная иерархическая задача, решаемая на трех уровнях – международном, национальном и региональном.

Условиями продовольственной  безопасности являются физическая и экономическая доступность продовольствия; самообеспечение страны его приоритетными видами; зерном, сахаром, растительным маслом, картофелем, молоком и молочными продуктами, мясом и мясными продуктами; постоянная готовность государства к предотвращению и ликвидации нарушения по различным причинам системы обеспечения населения страны и ее отдельных регионов продуктами питания за счет использования стратегических и страховых запасов.

Современное состояние продовольственной  безопасности характеризуется рядом возрастающих угроз: сокращением производства по основным видам продовольствия, усиливающейся зависимостью от продовольственного импорта; снижением производственного потенциала агропромышленного комплекса; недостаточностью стратегических резервов, оперативных и страховых запасов продовольствия.

Для развития агропромышленного  производства, в максимальной степени отвечающего требованиям обеспечения продовольственной безопасности страны, необходимо обеспечить:

– возможность функционирования АПК и его важнейшей отрасли

– сельского хозяйства  в режиме расширенного воспроизводства  с учетом международного разделения труда и его кооперации;

– достижение ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики путем введения государственных субсидий в форме дотаций и компенсаций, использование гарантированных цен и других мер, предусмотренных законом "О государственном регулировании агропромышленного производства";

– замораживание, а затем  снижение цен и тарифов на услуги естественных и отраслевых монополий;

– установление взаимовыгодных долговременных продовольственных связей между производящими и потребляющими регионами;

– проведение разумной экспортно-импортной политики в области продовольственного обеспечения страны;

– установление системы  таможенных платежей и квот с тем условием, чтобы исключить возможность продажи импортной продукции по ценам, подрывающим конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

– льготное налогообложение в агропромышленном комплексе и устранение множества видов налогов, направление на развитие АПК налога на добавленную стоимость, заложенную в цене на продовольствие, таможенных пошлин и компенсационных выплат на ввозимые в страну продовольственные товары, а также значительной части акцизных сборов на водку и табак, так как сельское хозяйство производит сырье для их производства;

Информация о работе Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров