Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,
- изучить сущность обеспечения продовольственной безопасности
- изучить основы государственного регулирования ВЭД
продовольственного сектора экономики
- рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД
продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7
Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики………………………………11
Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23
Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45
. Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
. Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52
Глава 3. Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство ………………………..59
3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59
3.2. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта ………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом - 1вариант.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Обоснование  направлений по совершенствованию  государственного регулирования ВЭД  продовольственной безопасности в  условиях интегрирования экономики  РФ в мировое хозяйство

 

    1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий

 

Лицензирование экспорта и импорта, как было указано выше в главе 1 п1.2., является инструментом государственного нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Оно имеет свои особенности - необходимо специальное разрешение для экспорта отдельных видов товаров, перечень которых обусловлен экономическими интересами государства. Перечни лицензируемых товаров на территории Таможенного союза утверждены Решением межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»50 и Решение Комиссии Таможенного Союза ЕврАЗэС от 27 ноября 2009 года №132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»51.

Под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров52. Лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в случаях, установленных в соответствии с Федеральным Законом №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»53.

Рассмотрим виды лицензий применяемые на практике в России в настоящее время.

  1. Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения Стороны и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве. Генеральная лицензия со списками товаров и стран регулярно публикуются в официальных изданиях.
  2. Разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве. Она является именной, не может передаваться другому лицу, имеет ограниченный срок действия (до 1 года). В ней указываются сведения о ее получателе, количестве, стоимости, страны происхождения товаров. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск перечисленных в ней товаров через государственную границу.
  3. Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара.54

 Выдача генеральных  и исключительных лицензий осуществляется  в случаях, предусмотренных Решением  комиссии Таможенного Союза.

Таким образом, основные функции лицензирования сокращение доступа иностранных товаров на внутренний рынок и облегчение контроля за движением товаров через таможенную границу.

Целью лицензирования является усиление контроля государства за ходом  торговли, посредством ограничения числа лиц, занятых внешнеторговыми операциями с тем или иным товаром; получения более полной достоверной информации о предприятиях, осуществляющих внешнеторговые операции с тем или иным товаром, и размерах оборота и обеспечения выполнения стандартов качества при поставке экспортных товаров, для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке.

В России практика лицензирования получила распространение в 90-е гг. в связи с созданием институтов спецэкспортеров и уполномоченных для ведения ВЭД компаний (например, банков). Перечень товаров, операции с которыми требуют лицензирования, включает, прежде всего, квотируемую продукцию, предназначенную на экспорт, а также некоторые специфические группы, как-то: ресурсы и товары стратегического назначения, лекарственные препараты, детский ассортимент и т.д.

Основными задачами лицензирования в странах Таможенного Союза являются55:

- регулирование экспорта материальных ресурсов, защита внутреннего рынка от бесконтрольного вывоза сырьевых товаров;

- ограничение на ввоз в РФ отдельных видов товаров.

Лицензирование в сфере  внешней торговли товаров устанавливается в следующих случаях:

- введение временных количественных ограничений экспорта / импорта отдельных видов товаров (после распределения квоты, победителю выдается документ, на основании которого он может оформить лицензию, то есть все квотируемые товары перемещаются через таможенную границу Таможенного Союза по лицензиям);

- реализация разрешительного порядка экспорта / импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, государственное и муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь, здоровье животных и растений;

- предоставление исключительного права на экспорт / импорт отдельных видов товаров;

- выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Основанием для выполнения экспорта (импорта) отдельных видов товаров, в перечисленных выше случаях является экспортная(импортная) лицензия. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенным органом Таможенного Союза.

Порядок лицензирования распространяется на всех участников внешнеэкономической  деятельности, независимо от формы  собственности, места регистрации, положения на рынке. Лицензия оформляется  на один вид товаров, в соответствии с его кодом по ТНВЭД Таможенного  Союза, независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт. Порядок и условия лицензирования изложены в Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговле товарами от 09.06.2009г56.

Россия и Беларусь являются странами-импортерами зерна пшеницы. Россия импортирует зерно в незначительных объемах, по отношению к внутреннему объему рынка, для Беларуси же импортные поставки обеспечивают значимую долю потребностей внутреннего рынка. Прежде всего, необходимость импорта связана с недостаточным объемов производства пшеницы высокого качества (сильных и ценных сортов) для обеспечения нужд мукомольной промышленности.

Динамика объема импорта  зерна носит достаточно изменчивый характер, так как прежде всего обусловлена ситуацией во внутреннем производстве пшеницы государствами. Заметные колебания в импорте зерна за 2006 год произошли в России и выразились в резком увеличении импорта в 2006 году, примерно на 140% в сравнении с предыдущим 2005 годом, импорт достиг объема 1,3 млн.тонн. Подобный скачек в импорте мукомольного зерна может быть связан с недостаточным объемом собранной пшеницы, а также с низким ее качеством, что стало следствием неблагоприятных погодных условий.

Основной составляющей в  структуре импорта пшеницы в  Россию (95% от общего объема импорта  пшеницы) является мукомольная пшеница  с высокими содержанием клейковины, сильная и ценная пшеница, преимущественно представленная третьим классом. Необходимость ввоза пшеницы высокого уровня качества обусловлена его недостаточным внутренним производством, что прежде всего связано с климатическими условиями России. В объеме валового сбора пшеница 3 класса составляет около 10-15%. При этом, пшеница с высоким содержанием клейковины (более 23%) является незаменимым сырьем для мукомольной и хлебопекарной отрасли, прежде всего это обусловлено технологической необходимостью, так как только при высоком содержании клейковины в муке возможно производство высококачественных хлебобулочных изделий. Пшеницу третьего класса чаще всего используют в сочетании с более слабой пшеницей. Отдельной статьей импорта пшеницы следует выделить твердую пшеницу, которая практически не выращивается в климатических условиях России, однако является основным сырьем при производстве макаронных изделий. 

Пшеница более низких классов  в Россию практически не импортируется, так как потребность в нем  обеспечивается за счет внутреннего  производства. В Россию также ввозится посевной материал. Наибольший объем  поставок приходится на 2005 год, что  может быть связанно с постепенным восстановлением семенного фонда после неурожая 2003 года.  В 2006 и 2007 году импорт посевного материала в Россию резко сокращается и его доля в общем объеме потребления посевного материала в стране незначительна.

Структура импорта пшеницы  в Россию в 2005-2007 является стабильной, абсолютное большинство импортируемой  пшеницы составляет пшеница 3 класса. На фоне постоянства структуры импорта  значительные изменения происходят  в изменении объема импорта.  В 2006 году был отмечен резкий рост импорта продовольственной муки, увеличившийся, в сравнении с  предыдущим 2005, почти в 2,5 раза до 1,36 млн. тонн пшеницы. Основной причиной этого, по всей вероятности, явились плохие погодные условия, следствием которых стал низкий урожай и повышении доли зерна низкого качества в общем объеме валового сбора пшеницы. Затем в 2007 наблюдается еще более резкое сокращение объемов импорта до 456 тыс.тонн, вследствие увеличения внутреннего производства зерна.

Основным странами-экспортерами пшеницы в Россию являются:  в  поставках  мукомольного зерна— Казахстан , в поставках посевного материала – Германия.  На долю Казахстана приходится примерно 98% от общего объема российского импорта мукомольной пшеницы,  что продиктовано географической близостью стран  и привлекательными ценами на зерно, которые предлагает Казахстан. В натуральном выражении из Казахстана в 2006 году было импортировано 1, 26 млн.тонн зерна пшеницы, в 2007, в условиях общего снижения импорта, 433 тыс.тонн пшеницы.  Казахстан также является основным экспортером фуражного зерна, однако  доля зерна этого класса в общем объеме импорта не существенна, в среднем около 4% от общегодового объема. 

В контексте колебания  объема импорта семенного материала  менялись и основные страны-экспортеры, на долю которых приходилась большая  часть поставляемых семян. В 2005 году, который стал пиковым годом в объеме закупок семенного материала пшеницы, основными экспортерами были Украина (33% от общего объема импорта посевного материала), Литва (14,6%), Китай (13,8%) (приложение 4). Значительные поставки семенного материала могли быть вызваны обновлением семенного фонда, после неурожая 2003 года.  В 2006 году импорт посевного материала пшеницы сократился примерно в 1,5 раза с 46,6 тыс.тонн до 28,7 тыс.тонн., основными поставщиками семян стали Германия (49,11%), Австрия (27,24%), Украина (9,85%). В 2006 объем импорта семян пшеницы уменьшился до 484 тонн (Таблица 15), лидером поставок осталась Германия (41,78%), Франция (30,49%) и Украина(20,49%), однако, следует учитывать незначительный объем поставок семенного материала в 2007 году.57

Что касается экспорта зерновых культур, то начиная с 2003-2004гг. показатели урожайности значительно снизились. По данным Минсельхоза, Россия собрала только 73,5 млн. т зерна. Рынок зерна не избежал проблем, связанных с мировым финансовым кризисом. Низкие мировые цены сделали экспорт зерна к концу 2008 года экономически невыгодным. Но в январе феврале 2009 года произошла девальвация рубля, в результате которой позиции российских экспортеров, в т.ч. зерновых, упрочились. Обсуждение введения экспортных субсидий было заморожено. Осложняет ситуацию география отрасли. Несмотря на то, что максимальные избыточные объемы зерна находятся в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах, значительную часть фуражного зерна производят в Сибири и на Южном Урале. Учитывая, что почти 80% экспортных отгрузок зерна осуществляются через Новороссийск, сибирское зерно с учетом транспортных издержек не имеет шансов на прибыльный экспорт. 58

Основными рынками сбыта  российского зерна являются такие  страны как Саудовская Аравия, Иран, Италия, Испания, Израиль, Тунис, Марокко, Греция и Египет.  Основным потребителем российской продовольственной пшеницы является Южная Европа, в частности, Италия. Фуражные культуры импортируются, в основном, в страны Ближнего Востока и африканского континента. Качественное российское зерно конкурирует по цене с зерном европейского и американского происхождения: разница цен составляет от 14 до40%.

 Так же в июле 2011 года Россия существенно расширила  географию своих поставок - теперь  она поставляет пшеницу не  только в Северную Африку, на  Ближний Восток и Средний Восток, но и в Юго-Восточную Азию, Восточную  Африку и даже в Европу. Все  это произошло не только благодаря  качеству русской пшеницы, но  и благодаря конкурентным ценам  на нее. На первый взгляд, ситуация  в июле была нерадостная - после  длительного отсутствия на рынке  российским экспортерам пришлось  начать продавать свое зерно  с большим дисконтом. Однако  именно он дал России возможность  выигрывать тендер за тендером.59

Доходность производства зерна в России постоянно снижается. В начале 90-х гг. благодаря высоким закупочным ценам, которые вплотную приблизились к мировым, производство зерна было высоко рентабельно. В урожайном 1992 г. рентабельность производства зерна в сельскохозяйственных предприятиях России составляла почти 300%. При столь высокой рентабельности вновь образующиеся фермерские хозяйства, брались в первую очередь за производство зерна. В последующие годы в результате опережающего роста затрат по сравнению с увеличением цен на зерно рентабельность производства зерна резко снизилась и в урожайном 1997 г. составила 24%. В неурожайном 1998 г. впервые за 90-е годы производство зерна стало убыточным. Выявил процесс деиндустриализации зернового производства.

 

 Россия уверенно возвращает  утерянные некогда позиции на  мировом зерновом рынке и фактически  уже стала на нем крупным  игроком. Которого не очень-то ждали, но с которым все больше приходится считаться. Хотя властям и самой России очень важно создавать благоприятные условия для тех, кто способствует развитию зернового хозяйства в стране и формирует важную статью экспортных доходов государства.

В последние годы быстро рос в России экспорт главного зернового товара - пшеницы. Хотя в последний год резко увеличились и запасы пшеничного зерна, что, как известно, отразилось негативно для сельхозпроизводителей и на закупочных ценах этого главного экспортного сельхозпродукта России.

Информация о работе Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров