Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа
Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,
- изучить сущность обеспечения продовольственной безопасности
- изучить основы государственного регулирования ВЭД
продовольственного сектора экономики
- рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД
продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7
Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики………………………………11
Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23
Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45
. Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
. Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52
Глава 3. Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство ………………………..59
3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59
3.2. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта ………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованной литературы………………………………
соглашения, договаривается с банками о снижении ссудного процента, если фермер на грани банкротства. Имеют место различного рода государственные займы через кредитные организации. В частности, фермеры получают кредиты через фермерскую кредитную администрацию, которая включает в себя федеральный земельный банк, производственную кредитную организацию, дающую кредиты на производственную деятельность
(приобретение сельскохозяйственных машин, кормов и т.д.) и,
наконец, кооперативный банк, финансирующий исключительно
кооперативную деятельность.
Службы графства (включая
и совет прогрессивных
Словом, многие западные правительства регулируют рынок сельхозтоваров путем планирования посевных площадей, государственных закупок продукции, хранения и последующей реализации товарных излишков, способствуют расширению внешних рынков сельскохозяйственной продукции, обеспечивают контроль за ее качеством, проводят природоохранные мероприятия, регулируют экспорт и импорт. Создают так называемые интервенционные ресурсы продовольствия.
В США деятельность по регулированию сельскохозяйственного производства осуществляют четыре правительственных ведомства: Управление по контролю за качеством пищевых продуктов; Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли и Международная торговая комиссия.
В 1996 году Конгресс США принял очередной 21-й по счету сельскохозяйственный закон, ознаменовавший, как предполагали политики, начало эры "свободного рынка". Закон провозгласил прекращение вмешательства в дела фермеров. Перед фермерами была поставлена задача быть эффективными и конкурентоспособными на мировом рынке. Правительство отказалось от регулирования процесса ценообразования и ограничения посевных площадей отдельных культур. В частности, по ранее действующим законам фермеру, выращивающему определенные культуры, гарантировалось получение дохода от реализации продукции путем установления "целевых цен". В случае падения рыночной цены ниже их уровня фермер получал компенсационные выплаты в размере разницы между целевой и средней ценой реализации. Закон 1996 года предусматривал государственные выплаты независимо от уровня производства сельскохозяйственной продукции, не предусматривал никаких ограничений по посевным площадям и структуре посевов, но ставил условия для участия в
программах. Такой подход создавал производителям минимальный уровень их экономической безопасности.
В соответствии с соглашениями по ВТО США обязаны были не только снижать уровень поддержки производителей, но и сделать свои рынки более открытыми для продукции других стран. Производители молока также почувствовали существенные перемены. В 1990-е годы внутренние цены на молочные продукты были примерно на 40% выше мировых. Сокращались объемы экспортных субсидий. Если в 1991-1994 годах страна тратила на продвижение в страны ЕС около 1 миллиарда долларов в год, то на 2000 год планировалось только 579 миллионов. Министр сельского хозяйства США заявил тогда: "Для меня совершенно очевидно, что фермеры не смогут выжить без государственной поддержки"30 и помощь последовала незамедлительно. В 2000 году вместо планируемого снижения государственной поддержки произошло увеличение ее размера по сравнению с 1995 годом на 26 миллиардов долларов, или 17%. В результате почти половина прибыли фермерских хозяйств обеспечивается за счет прямой государственной поддержки. Причем такая помощь, сказал министр сельского хозяйства "была скорее латанием дыр, нежели настоящим решением проблемы. Мы просто наложили очень дорогой жгут, тогда как ситуация требовала фактически переливания крови"31. Основная задача Министерства сельского хозяйства США состоит в организации и контроле за выполнением таких программ, финансирование которых осуществляется в соответствии с законом о сельском хозяйстве. Очередной сельскохозяйственный закон Конгресс США принял в мае 2002 года. В законе утвержден ряд новых регулирующих инструментов в аграрной политике, существенно увеличивается уровень государственной поддержки сельских товаропроизводителей. По оценкам американских экспертов, в 2005 году фермеры получили прямых государственных субсидий на 70% больше, чем по закону от 1996 года. Закон предусматривает сохранение системы дотаций и введение ряда новых программ. Прямая господдержка фермерам
увеличилась примерно на 46 млрд. долларов (в расчете на 10 лет). При этом создана эффективная система экономической безопасности для фермеров: средняя залоговая цена и предоставление кредитов под залог урожая; прямые фиксированные платежи, не связанные с уровнем производства; поддержка фермерского сектора в виде антициклических платежей. Субсидирование осуществляется по всем основным продуктам растениеводства – это пшеница, ячмень, овес, кукуруза, сорго, соя, маслосемена, хлопок, арахис. Увеличивается финансирование производства молока, шерсти, меда. В соответствии с утвержденными Конгрессом залоговыми ценами фермеры весной получают авансы под залог урожая. Залоговые цены по пшенице – 103 доллара за тонну, кукурузе – 78, соевым бобам – 184, хлопку – 1145, арахису – 335 долларов. Если цена реализации окажется ниже уровня залоговых цен, то фермеры получают доплату.
Прямые финансированные платежи выплачиваются по тем культурам, по которым утверждены залоговые цены. Уровень их определяется с учетом общей суммы, размера площадей, урожайности. Сельские товаропроизводители могут получить аванс в размере 50% от общей суммы платежей в течение года. В тех случаях, когда рыночная цена для конкретного вида продукции растениеводства оказывается ниже, чем утвержденная Конгрессом, предусмотрены антициклические платежи.
По новому закону32 существенно расширяется финансирование программ консервации земель, прежде всего подверженных водной и ветровой эрозии (на что выделено 17 млрд. долларов на 10 лет). Выделяются дополнительные средства на научно-исследовательские программы. На 6,4 млрд. долларов увеличивается уровень финансирования программ продовольственной помощи населению (на 10 лет). Министерство сельского хозяйства имеет пять программ, направленных на предоставление продовольственной помощи различным слоям населения: продовольственные талоны, дополнительное питание для женщин и детей, школьные обеды и завтраки, питание для детских садов и домов инвалидов. В последние годы на эти программы выделяется 38-40 млрд. долларов, что составляет около половины всего бюджета Министерства. В 2001 году продовольственные талоны получали 17 млн. человек (80 долларов на человека), а в 2003-м – 20 млн. (около 7% населения страны). Имеется программа создания на селе новых рабочих мест, способствующая экономическому развитию территорий, повышению доходности фермерских хозяйств. Субсидируется продвижение американской сельскохозяйственной продукции на иностранные рынки.
В новом аграрном законе общий объем господдержки сельского хозяйства может превысить потолок, который установлен для США в рамках ВТО. При этом будут превышены потолки субсидий и по некоторым отдельным видам продукции. Но это американских законодателей волнует мало. Они строго следят за тем, чтобы другие страны соблюдали правила ВТО. Что касается себя, то здесь на первом месте интересы государства и, в первую очередь, сельского хозяйства. Такая политика позволяет США увеличивать экспорт своей продукции. Наши же либералы в правительстве уже 15 лет доказывают, что государственная поддержка сельского хозяйства нерыночный механизм, а потому свели эту поддержку практически до нуля.
В США существует федеральный закон, по которому государство гарантирует закупку у фермеров зерна кукурузы по фиксированной цене. Благодаря такой поддержке производство кукурузы выросло до 300 млн. тонн (41% от мирового уровня), из них – 50 млн. тонн экспортируется.
Как видно из этого примера, государственная поддержка сельского хозяйства отнюдь не делает беспомощными американских производителей на международной арене.
Конгресс США считает законы о развитии сельского хозяйства важнейшим инструментом регулирования государственной политики в отрасли с момента возникновения США как государства.
В США активно действует Бюро федерального сельского хозяйства. Эта общественная организация объединяет более 80% фермеров и сельскохозяйственных организаций и является основным лоббистом интересов сельхозтоваропроизводителей. Влияние этой организации на процесс разработки и утверждения законов огромно.
Основа успеха аграрного бизнеса в США – высокая техническая оснащенность сельхозтоваропроизводителей. Последние не занимаются, как российские товаропроизводители, комплектованием из трех изношенных машин одной более или менее работоспособной. 33
Большая работа по регулированию аграрной сферы экономики проводится странами Евросоюза, где эффективно действует система государственных закупок сельскохозяйственной продукции в рамках так называемых "интервенций", проводимых с целью стабилизации рынка по фиксированным, утвержденным Европейским сообществом ценам, которые значительно превышают мировые.
В Европейском сообществе существуют три вида цен на сельскохозяйственную продукцию: рыночные, поддерживающие и гарантированные. Поддерживающие и гарантированные цены – это два вида цен, которые регулируются государством.
Стимулируется высокий уровень аграрного производства, устанавливаются квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов. Производители защищаются от интервенции более дешевого продовольствия из-за рубежа, финансируются социальные программы.
Например, ЕС устанавливает каждой стране квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов. Те, в свою очередь, распределяют их по товаропроизводителям. Квоты на производство зерна, сахара, мяса, молока существенно превышают собственные потребности стран. В частности, во второй половине 1990-х годов квота на производство сахара составляла 135- 140% внутренних потребностей; молочной продукции – 120%. Западные правительства идут на то, чтобы покупать у своих товаропроизводителей продукцию значительно дороже мировой цены. Например, в 1994 году рыночная цена 1 ц., сливочного масла в Германии была 270 экю, а мировая – 110 экю. Разница между рыночной (ценой внутреннего рынка) и мировой ценой составляла 160 экю. В то же время они серьезно защищают своего товаропроизводителя. При ввозе, например, сливочного масла компенсационная пошлина составляла (в середине 90-х годов) 229,3 экю за 1 ц и определялась как разница между пороговой ценой (304,9 и минимальной – 75,6 экю/ц). Компенсационная пошлина была в два с лишним раза выше мировой цены. При таких защитных мерах со стороны правительства западный фермер может не беспокоиться, что его кто-то потеснит на собственном рынке.
Учитывая сезонность сельскохозяйственного производства и другие его особенности, не позволяющие конкурировать с другими отраслями, с тем чтобы создать равные условия производства, правительства цивилизованных стран проводят по отношению к сельскому хозяйству протекционистскую политику, обеспечивая гарантированный объем финансовых средств, поступающих в аграрный сектор по ценовому, кредитному и бюджетному
каналам.
Несколько лет назад Информационное агентство Рейтер распространило доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) в 24 ведущих странах мира, который посвящен проблемам субсидий фермерам. Согласно этому докладу, фермеры получают 40% от общих их доходов в виде дотации, а также вследствие искусственно завышенных (опять же государством) розничных цен на сельскохозяйственную продукцию. Эта сумма составляет 230-250 млрд. долларов. Государственные
субсидии в северных странах – Норвегии, Финляндии, Швеции – составляют около 70% общего дохода фермеров. Без такого спасительного "зонтика" производство сельскохозяйственной продукции стало бы просто невозможным, сельский уклад перестал бы существовать. Чем оправдываются расходы? На Западе понимают, что каждый занятый в аграрной сфере обеспечивает рабочими местами 6-10 человек в других отраслях народного хозяйства. Например, в начале 1980-х годов в сельском хозяйстве США было занято 3,4 млн. человек, которые обеспечивали более
20 млн. рабочих мест в других отраслях экономики. Создание дополнительной добавленной стоимости за счет роста занятости в других сферах экономики в значительной степени компенсирует социальные затраты аграрного протекционизма. Уровень защитной системы достаточно велик для нормального функционирования внутреннего продовольственного хозяйства.34
Например, в Европейский союз практически невозможно импортировать зарубежное продовольствие, производимое в сходных климатических условиях, так как в среднем импортная защита составляет порядка 60%, колеблясь по отдельным продуктам.
Почти половина общего бюджета Евросоюза из 115 млрд. евро (43%) идет на дотации сельскому хозяйству (49,5%), еще 36% – на региональные проекты и инфраструктуру.
Многие развитые страны с рыночной экономикой осуществляют регулирование цен, например, на зерно через интервенционные закупки. Для этого устанавливается "коридор" цен. Когда цена опускается за нижнюю границу его, государство закупает на рынке столько зерна, сколько требуется, чтобы вернуть ее в "коридор", и, наоборот, выбрасывает нужное количество зерна на рынок, если цена превышает верхнюю границу "коридора". При таком регулировании цена всегда находится в заданных рамках. Имеется и другая форма государственного регулирования. Фермерам, выращивающим кормовое зерно (кукурузу, сорго, ячмень, овес), продовольственное зерно (пшеницу, рис, рожь), хлопчатник и некоторые другие виды продукции, государство предлагает залоговые ссуды. Фермеры их могут получить в период уборки урожая, когда цены на рынке низкие. Они хранят урожаи, дожидаясь более высокого уровня рыночных цен. Основная цель здесь – стабилизировать цены. Ссуды обычно выдаются на девять месяцев. В конце этого срока по усмотрению фермера он может выплатить государству ссуду (с процентами) и взять себе урожай, который он хранил в качестве залога, или же передать урожай правительству, которое обязано принять эту продукцию в полную уплату ссуды. Иногда правительство продлевает срок действия залоговых ссуд свыше девять месяцев или же разрешает фермеру перевести урожай в фермерский резервный запас. При этом правительство оплачивает фермерам издержки по хранению зерна, если они обязуются не выпускать его на рынок не менее трех лет или до тех пор, пока рыночные цены не достигнут определенного уровня.