Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение теоретических аспектов государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи,
- изучить сущность обеспечения продовольственной безопасности
- изучить основы государственного регулирования ВЭД
продовольственного сектора экономики
- рассмотреть государственную поддержку и либерализацию ВЭД
продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования ВЭД в целях обеспечения продовольственной безопасности РФ……………………...………………………………………………………….7
Сущность обеспечения продовольственной безопасности……...7
Основы государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора экономики………………………………11
Государственная поддержка и либерализация ВЭД продовольственного сектора: зарубежный и российский опыт……23
Глава2. Анализ государственного регулирования ВЭД…..………………..45
. Анализ уровня продовольственной безопасности России………45
. Уровень развития ВЭД продовольственного сектора в России...52
Глава 3. Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегрирования экономики РФ в мировое хозяйство ………………………..59
3.1. Совершенствование контроля за экспортом и соблюдением экспортных и импортных лицензий……………………………………..59
3.2. Таможенное регулирование, стимулирование и разработка стратегии экспорта ………………………………………………………69
Заключение………………………………………………………………………74
Список использованной литературы………………………………

Файлы: 1 файл

диплом - 1вариант.docx

— 149.58 Кб (Скачать файл)

С тем чтобы приостановить падение цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции ниже гарантированного уровня, правительства развитых стран прибегают к большим закупкам продовольствия, создавая государственные резервы. При повышении цен на продукты правительства выбрасывают на рынок эту продукцию и тем самым сбивают уровень цен. Такая программа не допускает резкого колебания цен, удерживает их уровень в заданных пределах. На животноводческую продукцию нет механизма прямого воздействия государства. Чтобы поддержать высокую цену на молоко, государство скупает сыр, масло, сухое молоко и тем самым изымает с рынка часть молочной продукции. Это приводит к тому, что спрос на молочные продукты повышается, а соответственно растет и цена.

До конца 1980-х годов  формы собственности и хозяйствования в восточноевропейских странах существенно отличались от Западной Европы. Во всей Восточной Европе (кроме Польши) сельскохозяйственное производство велось в крупных по размерам предприятиях, требующих в расчете на 100 га сельхозугодий значительно меньше машин и оборудования, здесь существенно был ниже уровень фондовооруженности сельскохозяйственного труда. Например, в ГДР на 100 га пашни приходилось 3,4 трактора, а в ФРГ – 14,1. Крестьяне этих стран были менее свободны в выборе направления своего развития, в использовании получаемого дохода.

Сельское хозяйство Восточной Германии в 1990 году буквально в одночасье было интегрировано в Единый европейский рынок, стало жить по законам Западной Германии! В 1991-м Федеральное правительство Германии выделило более 4 млрд. марок дотаций для смягчения процессов адаптации к новым экономическим условиям аграрному сектору восточных земель, а также в рамках мероприятий по регулированию рынка и помощи товаропроизводителям.

Были выделены средства также на переквалификацию крестьян. С 1992 года повышен "порог благосостояния" фермеров до 120 тыс. марок чистого дохода. Предусмотрены меры, связанные с охраной природы, компенсацией ущерба от неурожая. Фермеры стали получать дотации за дизтопливо, за сохранение ландшафта, стимулируется применение технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды, для фермеров введено льготное социальное страхование. Для сохранения и повышения привлекательности сельских районов в ФРГ и других странах ЕС принимаются меры по осуществлению инфраструктурных и природоохранных мероприятий. В Финляндии для покрытия таких расходов в госбюджете ежегодно резервируется 30 млн. финских марок. Молодые фермеры получают так называемую "премию за оседлость". Благодаря государственной поддержке собственных товаропроизводителей страны ЕС не только в полной мере обеспечили себя продовольствием, но и имеют огромные излишки его.

ЕС устанавливает квоты  для всех стран содружества. По ряду продуктов объем квот на 20-50% превышает уровень внутреннего потребления. Поэтому комплекс мер по стимулированию экспорта основных продуктов питания осуществляется также на государственном уровне. Суть такой поддержки состоит в компенсации разницы в ценах, так как уровень внутренних цен на рынке стран Содружества существенно превышает мировые. Европейский производитель выходит на мировой рынок, ориентируясь на мировую цену, и может еще "сбросить", а государство

доплачивает ему разницу  с ценой, по которой он торговал бы на рынке внутреннем. Перестройка хозяйственного механизма, активное использование экономических методов воздействия на ключевые сферы

народного хозяйства страны усилили процесс подчинения общественному контролю разных сферы жизнедеятельности общества.

В результате умелого использования кредитно-финансовой, ценовой и налоговой политики, а также огромных субсидий фермерам западные страны влияют на уровень производства продовольствия, занятость, инфляцию, контролируют взлеты и падения экономических циклов, стимулируют модернизацию сельского хозяйства, обеспечивают благоприятный режим торговли, налогообложения.35

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Подводя итоги первой главы, можно отметить, что аграрная политика цивилизованных стран строится на богатом опыте функционирования развитого, социально ориентированного рыночного хозяйства. Так опыт существования стран с развитой рыночной экономикой доказывает, что активное государственное регулирование неизбежно. Попытки отхода от десятилетиями сформировавшихся принципов ведет к деструктивным последствиям, к ситуации сложившейся а нашей стране, требующая незамедлительных действий со стороны государства, осуществление которых теперь будет значительно осложнено вступлением в ВТО. Говоря о развитых странах, получается вроде бы парадокс. В странах, где эффективно функционирует сельское хозяйство, где головной болью является проблема, куда девать излишки продовольствия, где продовольственная независимость прочно обеспечена, там государство продолжает оказывать аграрной сфере всестороннюю и значительную финансовую помощь. Государственная политика поддержки сельского хозяйства включает в себя не только субсидирование производства продовольствия на достаточно высоком уровне (с помощью квот, высоких закупочных цен), но и обеспечивает защиту своих товаропроизводителей от импорта продовольствия. Принципы свободной торговли и государственного протекционизма имеют свое теоретическое обоснование. Применение их зависит от конкретных условий экономики каждой страны и сельскохозяйственного производства. Мировые цены являются ценами ведущих экспортеров, производящих данный продукт в наилучших природных и экономических условиях. Это, прежде всего, США, выступающие на мировой арене в качестве главного идеолога свободной торговли продовольствием. Государства, находящиеся в относительно худших условиях, например страны ЕС и Япония, последовательно осуществляют курс аграрного протекционизма, стремясь сбалансировать за счет импортных пошлин и других налогов разницу между себестоимостью отечественного производства и потенциальной ценой импортной продукции. Основой такого протекционизма служат: сохранение продовольственной безопасности; поддержание внешнеторгового баланса с ограничением импорта и субсидированием экспорта. При этом действует главный принцип – сохранение и развитие сельского хозяйства как одной из важнейших отраслей экономики. Для этого цивилизованными странами разработаны защитные меры, в частности:

– запрещается продавать  ввозимую продукцию по цене ниже, чем аналогичная продукция собственного производства, т. е. ниже цены внутреннего рынка;

– те, кто ввозит продукцию в страны ЕС, должны на таможне заплатить в бюджет Содружества (часть в бюджет той страны, которая импортирует продукцию) разницу между предельной ценой и ценой мирового рынка, это так называемая выплата за сделку (таможенная пошлина). В таких условиях ни у кого не появится желания ввозить продукцию в страны ЕС. А потому коммерческий импорт продовольствия в эти страны практически невозможен, за исключением продуктов, которые там не производятся и на которые эти правила игры не распространяются. Правительства стран Содружества надежно защитили своего товаропроизводителя от конкуренции извне. А Россия теперь в свою очередь становится мишенью для сбыта их конкурентоспособной продукции. Анализируя материал первой главы, считаю, что в России сейчас крайне необходима государственная поддержка сельского хозяйства, так как в связи с вступлением в ВТО российские сельхозпроизводители просто не выдержат конкуренцию с западными сельхозпроизводителями. Причин здесь достаточно много и очень серьезных. Взять хотя бы цены на дизельное топливо, цены очень высокие и без дотаций государства, самостоятельно не сможет отечественный фермер выдержать натиска конкурентной более доступной и качественной, в связи с климатическими условиями, продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ государственного регулирования ВЭД продовольственного сектора

 

    1. Анализ уровня продовольственной безопасности России

 

Состояние продовольственной  безопасности населения оценивается  широким спектром показателей. Если на начальном этапе это были среднедушевые  доходы населения, переходящие остатки  продовольственного зерна (сначала  на уровне 20, а затем 16% от общего годового потребления36), то теперь критерии расширились и стали более сложными.

На современном этапе  выделяют следующие критерии  продовольственной  безопасности: доля расходов на продовольствие в общих расходах отдельных групп населения, территориальная доступность продуктов (измеряемая путем сравнения уровня розничных цен на одинаковые товары в разных регионах страны), уровень "удобства" продовольствия (доля в потреблении современных продуктов, которые снижают потери и экономят время работы в домашнем хозяйстве), степень "натуральности" и доброкачественности продуктов, влияние качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни, в том числе продуктов, полученных с помощью методов генной инженерии и биотехнологии.37

В обобщенном виде оценка состояния  продовольственной безопасности населения  определяется:

- физической доступностью  продовольствия, под которой понимается  наличие продуктов питания на  всей территории страны в каждый  момент времени и в необходимом  ассортименте;

- экономической доступностью  продовольствия, состоящей в том,  что уровень доходов независимо  от социального статуса и места  жительства гражданина позволяет ему приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

- безопасностью продовольствия  для потребителей, т.е. возможностью  предотвращения производства, реализации  и потребления некачественных  пищевых продуктов, способных  нанести вред здоровью населения.38

Н.С. Оглуздин в статье "Продовольственная безопасность России" предлагает применять для характеристики степени продовольственной безопасности государства понятную всем со школьной скамьи пятибалльную систему оценок, каждая из которых определяется исходя из состояния отраслей, производящих продовольствие, степени обеспечения им населения, качества продуктов питания, их доступности всем слоям общества, объема и возможностей по наращиванию стратегических запасов продовольствия, состояния производственной и научно-технической базы и возможностей по сохранению и улучшению среды обитания. По его мнению, продовольственная безопасность государства будет достигнута полностью, если:

- население страны обеспечено  экологически чистыми, полезными  для здоровья продуктами питания  отечественного производства по  научно-обоснованным нормам с  учетом пола, возраста, условий труда,  природно-климатических условий  и национальных традиций;

- цены на эти продукты  питания доступны всем гражданам,  многодетным семьям, пенсионерам  независимо от национальной принадлежности  и профессии;

- созданы стратегические  запасы продовольствия на случай  стихийных бедствий, войны или  других чрезвычайных обстоятельств.  Этот запас позволит избежать  голода в стране при введении  нормированного распределения продуктов  в течение не менее пяти  лет. В США и Швейцарии, например, создан запас зерна и продовольствия на этот срок. (Как известно, по совету библейского Иосифа в древнем Египте был создан запас продовольствия, позволивший избежать голода в течение семилетней засухи);

- агропромышленный комплекс (АПК), рыбное и лесное хозяйство  развиваются устойчиво и имеют  резервы, позволяющие наращивать  производство продовольствия для  увеличения запасов и на случай  оказания продовольственной помощи  другим странам, которые постигли  стихийные бедствия или войны;

- наука находится на  уровне высших мировых достижений  и обеспечивает все сферы жизнедеятельности  новейшими образцами техники,  технологиями, поддерживает и улучшает  генофонд животноводства и растениеводства  и дает достоверные прогнозы  развития общества на перспективу.

- природоохранная и природовосстановительная политика и практика обеспечивают сохранение и улучшение среды обитания.39

Продовольственная безопасность будет достигнута, если будут выполнены  в основном все перечисленные  выше условия, кроме условий наличия, т.е. стратегических запасов, обеспечивающих население продуктами питания на случай чрезвычайных обстоятельств  на срок менее пяти лет.

Продовольственная безопасность будет достигнута частично, если выполняются  следующие условия:

- население страны обеспечено  продуктами питания отечественного  производства не менее чем  на 85% и эти продукты являются экологически чистыми и полезными для здоровья. Этот норматив близок к принятому международной продовольственной организацией (ФАО);

- цены на эти продукты  доступны основной массе трудового  населения страны;

- стратегические запасы  продовольствия ограничены и  не обеспечивают устойчивое снабжение  населения в случае возникновения  чрезвычайных обстоятельств;

- производственные мощности  позволяют наращивать выпуск  продовольствия;

- научно-техническая база  хотя и отстает от уровня  высших мировых достижений, но  развивается.

Продовольственная безопасность страны не будет достигнута, если:

- население страны обеспечено  экологически чистыми и полезными  продуктами питания отечественного  производства на 60-80%;

- цены на эти продукты  основной массе трудового населения  не доступны;

- стратегические запасы  продовольствия истощены или  отсутствуют;

- производственные мощности  не позволяют наращивать выпуск  продовольствия.

В Японии с конца 50-х годов  ХХ в. используют такой показатель, как самообеспеченность продовольствием. Ее коэффициент был рассчитан  официальной японской статистикой  как процентное отношение между  стоимостью созданной и потребленной в стране продовольственной продукции.40 Впоследствии появились еще два метода подсчета - на базе энергетического содержания питания населения (в этом случае за исходную точку берется не стоимость произведенной и потребленной продовольственной продукции, а число ее калорий) и на базе так называемых первичных калорий (в этом случае специально учитывается количество калорий в кормах, необходимых для производства продукции животноводства). Наиболее низкий итог дает последний метод. После 1960 г. (когда он был впервые подсчитан) коэффициент самообеспеченности продуктами питания неуклонно снижался: 1960 г. - 93%, 1965 г. - 88, 1970 г. - 83, 1975 г. - 79%. По этому показателю Япония значительно отличается от ряда других высокоразвитых стран, особенно от государств-импортеров продовольствия, где он либо относительно стабилен (Италия), либо растет (Англия, ФРГ, Голландия). Более того, если в 1970 г. уровень энергетического содержания потребляемых отечественных продуктов питания в Японии был выше английского, то, начиная с 1976 г. прослеживается противоположная тенденция.

Информация о работе Обоснование направлений по совершенствованию государственного регулирования ВЭД продовольственной безопасности в условиях интегриров