Таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:51, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является исследование деятельности таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности при их перемещение через таможенную границу.
Задачи дипломной работы:
1) Исследовать развитие таможенного законодательства в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности;
2) Изучить меры, принимаемые таможенными органами по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности;
3) Изучить понятие, принципы и роль таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
4) Проанализировать и оценить деятельность таможенных органов, на примере Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России по обеспечению защиты прав на правообладателей на интеллектуальную собственность;
5) Охарактеризовать выявленные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 5
1.1 Эволюция таможенного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. 5
1.2 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. 14
1.3 Понятие и принципы таможенного контроля, его роль при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 36
2.1 Организация деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность в Приволжском таможенном управлении. 36
2.2 Анализ деятельности по обеспечению защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, подчиненных Приволжскому таможенному управлению. 42
2.3 Оценка деятельности таможенных органов, подчиненных Приволжскому таможенному управлению по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. 49
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 69
3.1 Проблемы системы таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 69
3.2 Методические предложения по повышению эффективности таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ. 93

Файлы: 1 файл

Zaschita_obektov_intellektualnoy_sobstvennosti.docx

— 407.70 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение.

Интеллектуальная собственность приобрела чрезвычайное значение для компаний, экономик отдельных стран и общества в целом. Авторские права, товарные знаки и другие виды прав интеллектуальной собственности необходимы, чтобы помочь компаниям развиваться и собирать заслуженный урожай их собственных инноваций, рекламы и творчества. Более того, во всем мире компании на ежедневной основе все чаще используют чужую интеллектуальную собственность, от производства товаров и оказания услуг до организации своей внутренней работы.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с все более возрастающим оборотом использования интеллектуальной собственности возрастает и значимость её защиты. По прогнозам Международной торговой палаты в 2015 году стоимость контрафактной и пиратской продукции, т.е., продукции с нарушением прав на интеллектуальную собственность составит 1,7 триллионов долларов США (36).

Защита интеллектуальной собственности имеет давнее историческое прошлое. Так, впервые о защите прав на интеллектуальную собственность задумались еще в конце XIX века (после промышленной революции), тогда были приняты Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года и Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 год. Позже список объектов интеллектуальной собственности пополнился: средствами индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования места происхождения товара); программы для электронно-вычислительных машин; право на интегральные микросхемы; селекционные достижения и другими объектами.

Охрана интеллектуальной собственности преимущественно обеспечивается за счет предоставления автору произведения или изобретателю исключительного права извлекать экономическую выгоду из произведения или изобретения в течение определенного срока (36). Однако ошибочно считать, что защита прав на интеллектуальную собственность исчерпывается этим – государственной регистрацией. В законодательстве большинства государств предусматриваются меры административного, уголовного, технического и другого характера. Особое место среди них занимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами.

Целью исследования является исследование деятельности таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности при их перемещение через таможенную границу.

Задачи дипломной работы:

  1. Исследовать развитие таможенного законодательства в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности;
  2. Изучить меры, принимаемые таможенными органами по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности;
  3. Изучить понятие, принципы и роль таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
  4. Проанализировать и оценить деятельность таможенных органов, на примере Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России по обеспечению защиты прав на правообладателей на интеллектуальную собственность;
  5. Охарактеризовать выявленные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.

Предметом исследования является таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конвенции в области защиты прав на интеллектуальную собственность, а также результаты, опубликованные в периодической научной литературе ученых и практикующих специалистов, занимающихся исследованиями в области защиты интеллектуальной области таможенными органами.

Объектом исследования является деятельность таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности на примере деятельности Приволжского таможенного управления.

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы и роль таможенного контроля в системе защиты объектов интеллектуальной собственности.

    1. Эволюция таможенного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности.

Становление объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС) полноправными участниками международных торговых отношений, неуклонно сопровождается, увеличением объема товаров, содержащих признаки нарушения прав на интеллектуальную собственность (далее – ИС) в экспортно-импортных операциях. Поэтому возникла объективная потребность в разработке специфических норм таможенного регулирования в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих ИС. Такие нормы впервые были сформулированы в Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (англ. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights) – Соглашение ТРИПС. Данное соглашение было принято в ходе Уругвайского раунда в 1994 году.

В Соглашение ТРИПС особое внимание уделено охране ОИС при перемещении через таможенную границу (часть III, раздел 4, статья 51 – 60 Соглашений ТРИПС). Согласно положениям, зафиксированным в Соглашение ТРИПС государства – участники соглашения устанавливают процедуры, позволяющие правообладателю, который имеет веские основания подозревать, что может осуществляться ввоз товаров с неправомерно используемым товарным знаком или товаров, произведенных с нарушением авторских прав, подать в компетентный административный или судебный орган письменное заявление о приостановлении таможенными органами выпуска в свободное обращение таких товаров (2). Стоит отметить, что Соглашение ТРИПС устанавливает достаточно широкий диапазон мер, направленных на противодействие импорту контрафактных товаров и соблюдение законодательства об ИС, и на устранение дополнительных барьеров для легального товарооборота (34, с.132).  

Началом применения таможенного контроля в отношении ОИС в Российской Федерации можно считать 2002 год, когда таможенные органы начали вести реестр объектов интеллектуальной собственности – таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС). Он содержал основные данные для идентификации оригинальных товаров при осуществлении таможенных операций (34, с.133). Следует отметить, что использование ТРОИС в практике таможенного контроля ОИС позволил оперативно выявлять ввоз или вывоз контрафактных товаров. Однако, очевидно, что ведение реестра ОИС не способствовало эффективной защите ИС, так как формальный учет позволяет только выявить контрафактные товары, но не предотвратить их использование в торговом обороте на территории страны. Поэтому дальнейшее развитие таможенного законодательства в области защиты ИС продолжалось, и в 2004 году вступил в силу новый кодекс, который наделял таможенные органы полномочиями принимать соответствующие меры, направленные на приостановление выпуска товаров, содержащих интеллектуальную собственность (24). При этом приостановление выпуска товаров, осуществлялось только по заявлению правообладателя при их перемещении через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Помимо приостановления выпуска товаров, содержащих ИС, таможенные органы продолжали вести ТРОИС.

В последующем, с образованием Таможенного союза Россия, Белоруссия, Казахстан (далее – ТС) произошли изменения в сфере защиты ОИС таможенными органами, которые, во-первых, коснулись принятия мер по защите ИС, во-вторых, организации ведения реестра ОИС. Рассмотрим более подробно эти изменения.

С подписанием 27 ноября в Минске Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза (далее – ТК ТС), и вступлением его в силу в 2010 году таможенные органы государств – членов таможенного союза, наделялись правом по приостановлению выпуска товаров, содержащих ИС без заявления правообладателя. Данное нововведение в международной практике получило название – принцип «ex officio», что в переводе с латинского означает по долгу службы. Принцип «ex officio» закреплен в Соглашениях ТРИПС и предполагает следующее:

  • компетентные органы могут в любое время обращаться к правообладателю за любой информацией, которая может им помочь в осуществлении этих полномочий (2);
  • импортер и правообладатель незамедлительно уведомляются о приостановлении выпуска товаров в свободное обращение (2).

Как отмечает М.В. Тюнин, это явилось новеллой таможенного законодательства, которое было  принято в целях усиления борьбы с контрафактной продукцией и приведения законодательства в соответствие с международными стандартами - положениями, которые предусматривают право требовать от компетентных (таможенных) органов действовать по собственной инициативе и приостанавливать выпуск в свободное обращение товаров, в отношении которых они располагают доказательствами того, что право интеллектуальной собственности нарушается (35, с.8). Также следует отметить, что предоставление права таможенным органам действовать по собственной инициативе широко практикуется таможенными службами стран Европейского союза (Федеральная Республика Германия, Французская Республика и другие), Соединенных штатов Америки (США), Японии и других стран.

Таможенные органы государств – членов таможенного союза так же, как и раньше ведут ТРОИС, однако после принятия ТК ТС такой реестр теперь ведется не только на национальном уровне государства – члена таможенного союза, но и на уровне таможенного союза – Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ЕРОИС).

Кроме того, следует отметить, что изменилась сама система законодательства по защите ИС. Так, в настоящий момент она включает в себя международный уровень (наднациональный):

  1. международные договора и соглашения (Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности, Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность) (19, с.3);

  1. таможенный кодекс таможенного союза (19, с.4);

  1. международные договора государств – членов таможенного союза (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года «О Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза», Соглашение от 9 декабря 2010 года «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности») (19, с.4)

  1. решения и нормативные акты органов таможенного союза (Решение №248 Комиссии Таможенного союза «О проекте Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза», решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №290 «О Регламенте взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности») (19, с.5);

национальный уровень включает в себя:

    1. Федеральные законы, которые могут быть кодифицированными и некодифицированными (Федеральный закон от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации) (19, с.5);

    1. Подзаконные нормативно-правовые акты (Постановление Правительства РФ №459 от 26 июля 2006 года «О Федеральной таможенной службе») (19, с.6);

    1. Нормативные акты Федеральной таможенной службы Российской Федерации (Приказ ФТС России от 13 августа 2009 года №1488 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»; Приказ Роспатента от 5 марта 2003 года №32 «О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания») (19, с.6).

Резюмируя все выше сказанное стоит сказать, что на развитие института защиты интеллектуальной собственности в России существенное влияние оказали процессы интеграции в международное сообщество, в частности, присоединение к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года. Россия, присоединившись ко Всемирной торговой организации (далее – ВТО) автоматически присоединилась и к её базовым соглашениям:

  1. Многостороннее соглашение по торговле товарами;

  1. Генеральное соглашение по торговле услугами;

  1. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);

  1. Соглашение по сельскому хозяйству;

  1. Соглашение по техническим барьерам в торговле.

Соглашение ТРИПС устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности (41). Поэтому многие исследователи отмечают решающую роль Соглашений ТРИПС в обеспечении прав правообладателей, поскольку в них сформированы минимальные стандарты правовой охраны интеллектуальной собственности и меры по обеспечению соблюдения прав правообладателей (18).

Особое внимание стоит уделить ОИС, которые подвергаются контролю таможенными органами при перемещении через таможенную границу. К таким объектам относятся авторские и смежные права, товарные знаки и знаки обслуживания, и наименование мест происхождения товаров. Указанные ОИС определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК РФ). Так, к объектам авторского права относятся литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также другие произведения; программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, а также производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения; составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Объектами смежных прав могут быть:

  1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

Информация о работе Таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конв