Таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конв
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:51, дипломная работа
Описание работы
Целью исследования является исследование деятельности таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности при их перемещение через таможенную границу. Задачи дипломной работы: 1) Исследовать развитие таможенного законодательства в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности; 2) Изучить меры, принимаемые таможенными органами по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности; 3) Изучить понятие, принципы и роль таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; 4) Проанализировать и оценить деятельность таможенных органов, на примере Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России по обеспечению защиты прав на правообладателей на интеллектуальную собственность; 5) Охарактеризовать выявленные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 5 1.1 Эволюция таможенного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. 5 1.2 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. 14 1.3 Понятие и принципы таможенного контроля, его роль при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. 29 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 36 2.1 Организация деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность в Приволжском таможенном управлении. 36 2.2 Анализ деятельности по обеспечению защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, подчиненных Приволжскому таможенному управлению. 42 2.3 Оценка деятельности таможенных органов, подчиненных Приволжскому таможенному управлению по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. 49 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 69 3.1 Проблемы системы таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 69 3.2 Методические предложения по повышению эффективности таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 87 ПРИЛОЖЕНИЕ. 93
фонограммы, то есть любые исключительно
звуковые записи исполнений или иных звуков
либо их отображений, за исключением звуковой
записи, включенной в аудиовизуальное
произведение;
сообщения передач организаций
эфирного или кабельного вещания, в том
числе передач, созданных самой организацией
эфирного или кабельного вещания либо
по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
базы данных в части их охраны
от несанкционированного извлечения и
повторного использования составляющих
их содержание материалов;
произведения науки, литературы
и искусства, обнародованные после их
перехода в общественное достояние, в
части охраны прав публикаторов таких
произведений.
К товарным знакам и знакам
обслуживания относятся, соответственно,
обозначения, служащие для индивидуализации
товаров юридических лиц или индивидуальных
предпринимателей, либо обозначения, служащие
для индивидуализации выполняемых юридическими
лицами либо индивидуальными предпринимателями
работ или оказываемых ими услуг (4).
К наименованию мест происхождения
товара относятся обозначения, представляющее
собой либо содержащее современное или
историческое, официальное или неофициальное,
полное или сокращенное наименование
страны, городского или сельского поселения,
местности или другого географического
объекта, а также обозначение, производное
от такого наименования и ставшее известным
в результате его использования в отношении
товара, особые свойства которого исключительно
или главным образом определяются характерными
для данного географического объекта
природными условиями и (или) людскими
факторами (4).
Стоит отметить, что данный
список не изменялся с 2002 года. Осуществление
контроля за данными ОИС обусловлено,
по мнению О.А. Берзинь тем, что они фактически
перемещаются через таможенную границу
Таможенного союза (24). Однако, существует и такое
мнение, что количество объектов, в отношении
которых применяется таможенный контроль
зависит от опыта применения пограничных
мер таможенными органами (26). На наш взгляд, наиболее вероятной
причиной формирования списка объектов
в отношении, которых таможенными органами,
применяются меры по защите прав на интеллектуальную
собственность является доля данной продукции
в отечественном производстве.
В заключении следует сказать,
что эволюция таможенного контроля в сфере
защиты интеллектуальной собственности
происходила поэтапно:
На первом этапе – 2002 – 2010 годы
(до образования Таможенного союза Россия,
Белоруссия и Казахстан). Данный этап характеризуется
внедрением в практику таможенного контроля
ТРОИС и принятием мер в отношении товаров,
содержащих ОИС, внесенных в указанный
реестр или по заявлению правообладателя.
На втором этапе – 2010 год по
настоящее время (после образования Таможенного
союза Россия, Белоруссия и Казахстан).
На данном этапе развития таможенного
контроля в отношении товаров, содержащих
ОИС таможенные органы России не только
ведут ТРОИС и принимают меры по пресечению
ввоза/вывоза контрафактных товаров по
инициативе правообладателя, но и пресекают
ввоз/вывоз контрафактных товаров по собственной
инициативе. Также следует отметить, что
данный этап характеризуется превалированием
международного законодательства над
национальным, т.е., снижением роли национального
законодательства в регулировании защиты
ОИС при перемещении через таможенную
границу.
В настоящий момент развитие
законодательства в сфере защиты интеллектуальной
собственности еще не закончилось, так
как следующим этапом его развития может
стать расширение списка ОИС, в отношении
которых будет осуществляться таможенный
контроль, а также дальнейшее снижение
роли национального законодательства
в данном направлении.
1.2 Меры по
защите прав на объекты интеллектуальной
собственности, принимаемые таможенными
органами.
Таможенные органы в соответствии
со статьей 6 ТК ТС наделены полномочиями
по обеспечению защиты прав ИС на таможенной
территории Таможенного союза. Эта функция
реализуется посредством принятия мер
по защите ОИС, которые связаны с приостановлением
выпуска товаров. Приостановление выпуска
товаров выражается в непредоставлении
таможенным органом разрешения пользоваться
и (или) распоряжаться товарами в соответствии
с заявленной таможенной процедурой до
истечения срока, на который выпуск приостановлен
(17).
Правовую основу принятия мер
по защите прав на ОИС составляют:
Соглашение по торговым аспектам
прав интеллектуальной собственности;
Сингапурский договор о законах по товарным знакам;
Соглашения и договора государств
– членов Таможенного союза в рамках Евразийского
экономического союза (далее – ЕАЭС): Договор
о Евразийском экономическом союзе; Соглашение
между Правительством РФ, Правительством
Республики Беларусь и Правительством
Республики Казахстан от 21 мая 2010 года
«О Едином таможенном реестре объектов
интеллектуальной собственности государств
- членов Таможенного союза»; Договор о
Таможенном кодексе Таможенного союза;
Национальное законодательство:
Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации»;
Приказ ФТС России от 13.08.2009 №1488 «Об утверждении
Административного регламента Федеральной
таможенной службы по исполнению государственной
функции по ведению таможенного реестра
объектов интеллектуальной собственности».
Если при совершении таможенных
операций, связанных с помещением товаров,
содержащих ОИС, таможенным органом обнаружены
признаки нарушения исключительных прав,
то выпуск таких товаров приостанавливается
(3). Решение о приостановлении
выпуска товаров оформляется в письменном
форме руководителем таможенного органа
или уполномоченным им лицом. Таможенный
орган не позднее одного рабочего дня,
следующего за днем принятия решения о
приостановлении выпуска товаров, содержащих
ОИС, уведомляет декларанта и правообладателя
или лиц, представляющих их интересы, о
таком приостановлении, причинах и сроках
приостановления, а также сообщает декларанту
информацию о правообладателе и (или) о
лицах, представляющих их интересы, а правообладателю
или лицу, представляющему его интересы
– информацию о декларанте (3). Закрепление высокого
уровня принятия решения, а также обязанности
скорейшего уведомления заинтересованных
лиц направлено на обеспечение защиты
не только нарушенных прав обладателя
интеллектуальной собственности, но также
и прав участника внешнеэкономической
деятельности, которые ограничиваются
принятием такого решения (17). Стоит отметить один важный
момент: согласно ТК ТС приостановление
выпуска товаров, содержащих ИС, может
осуществляться как в отношении товаров
внесенных (зарегистрированных) в ТРОИС,
или ЕРОИС, так в отношении товаров, которые
не зарегистрированных в указанных реестрах
(3). Однако последнее в соответствии
с п. 4 ст. 331 ТК ТС осуществляется в соответствии
с законодательством государств – членов
таможенного союза. Так, в некоторых государствах
– членах таможенного союза в национальном
законодательстве не предусматривается
применение таможенными органами мер
по защите ОИС не зарегистрированных в
ТРОИС, или ЕРОИС. В качестве примера можно
привести Республику Беларусь, в законодательстве
– Закон Республики Беларусь «О таможенном
регулировании в Республике Беларусь»
10 января 2014 года №129-3 меры по защите ИС
применяются белорусскими таможенными
органами в отношении ОИС, включенных
в реестр объектов интеллектуальной собственности
(7). В российском и казахстанском
таможенном законодательстве таможенным
органам предоставлено право принимать
меры по защите прав на ИС в отношении
товаров, которые не внесены в ТРОИС, или
ЕРОИС. В соответствии с Федеральным законом
№311-ФЗ от 27.11. 2010 «О таможенном регулировании
в Российской Федерации» (далее – Закон
о таможенном регулировании в Российской
Федерации) таможенные органы имеют право
приостанавливать выпуск товаров, содержащих
ОИС, не внесенные в реестр, при обнаружении
признаков нарушения прав интеллектуальной
собственности (6).
Приостановление выпуска товаров,
осуществляется сроком на десять рабочих
дней для ОИС, внесенных в ТРОИС и на 7 рабочих
дней – не внесенных в ТРОИС. Данный срок
по заявлению правообладателя или лица,
представляющего его интересы может быть
продлен, но не более чем на десять рабочих
дней, если указанные лица обратились
с заявлением о принятии мер по защите
своих прав на интеллектуальную собственность
в таможенный орган, который осуществил
приостановление выпуска товаров или
в случае, когда приостановление выпуска
производилось в отношении товаров, содержащих
ОИС не внесенных в специальный реестр,
правообладатель направил вместе с заявлением
о продлении срока, подал заявление о включении
соответствующего ОИС в ТРОИС.
Отмена решения о приостановлении
выпуска товаров подлежит до истечения
срока приостановления выпуска товаров,
если:
В таможенный орган поступило
заявление правообладателя или лица, представляющего
его интересы, об отмене такого решения;
ОИС исключен из ТРОИС;
Имеющиеся у таможенного органа информация о правообладателе не подтвердилась.
Решение об отмене приостановления
выпуска товаров оформляется в письменной
форме руководителем таможенного органа
или уполномоченным им лицом.
Стоит отметить, что меры по
приостановлению выпуска товаров, содержащих
ОИС не применяются в отношении товаров,
перемещаемых через таможенную границу:
физическими лицами для личного
пользования, в том числе пересылаемых
в их адрес в международных почтовых отправлениях (3);
в соответствии с таможенной
процедурой таможенного транзита (3);
дипломатическими представительствами,
консульскими учреждениями, иными официальными
представительствами иностранных государств,
международными организациями, персоналом
этих представительств, учреждений и организаций,
для официального и личного пользования (3).
Один из важных инструментов
для принятия мер по защите исключительных
прав на ИС является ТРОИС, который в соответствии
со ст.330 ТК ТС ведется таможенными органами
в порядке и на условиях, установленных
национальным законодательством государств
– членов ТС.
Таможенный реестр объектов
интеллектуальной собственности представляет
собой перечень объектов авторского и
смежного права, товарных знаков и знаков
обслуживания, а также наименований мест
происхождения товаров, в отношении которых
таможенными органами принимаются меры,
связанные с приостановлением выпуска
товаров. В настоящий момент ТРОИС ведется
ФТС России в соответствии с Законом о
таможенном регулировании в Российской
Федерации и Приказом ФТС России от 13.08.2009
№1488 «Об утверждении Административного
регламента Федеральной таможенной службы
по исполнению государственной функции
по ведению таможенного реестра объектов
интеллектуальной собственности».
Правообладатель или его представитель,
имеющий достаточные основания полагать,
что может иметь место нарушение его прав
в соответствии с законодательством Российской
Федерации в связи с ввозом товаров в Российскую
Федерацию или их вывозом из Российской
Федерации либо при совершении иных действий
с товарами, находящимися под таможенным
контролем, вправе подать заявление о
включении соответствующего объекта интеллектуальной
собственности в таможенный реестр объектов
интеллектуальной собственности (6). При этом заявителями могут
являться как российские, так и иностранные
лица – обладатели исключительных прав
на объекты авторского права и смежных
прав, на товарные знаки, знаки обслуживания
и обладатели права пользования наименованием
места происхождения товара (10).
Заявление о включении объекта
интеллектуальной собственности в таможенный
реестр объектов интеллектуальной собственности
должно содержать сведения:
О правообладателе, а в случае,
если заявление подается его представителем,
также о представителе. Под сведениями
о правообладателе понимается полное
официальное наименование юридического
лица с указанием организационно-правовой
формы (согласно учредительным документам)
или фамилия, имя (и отчество, если оно
имеется) физического лица (10).
Об объекте интеллектуальной
собственности. Для объектов авторского права:
форма произведения (письменная, звуковая
или видеозапись, изображение, объемно-пространственная
и т.д.); вид произведения (литературное,
программа для ЭВМ, музыкальное, аудиовизуальное,
живопись, скульптура, графика, дизайн,
фотографическое и т.д.); наименование
каждого из заявляемых объектов; описание
каждого из заявляемых объектов; сведения
о документах, подтверждающих наличие
прав; сведения о договорах на передачу
прав; сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты авторского права, в гражданский оборот на территории Российской Федерации (в том числе для реализации в магазинах беспошлинной торговли) непосредственно правообладателем или с его согласия (10).
Для объектов смежных прав:
форма произведения (звукозапись, видеозапись
и т.д.); вид произведения (программа для
ЭВМ, музыкальное, аудиовизуальное и т.д.);
наименование каждого из заявляемых объектов;
описание каждого из заявляемых объектов;
сведения о документах, подтверждающих
наличие прав; сведения о договорах на
передачу прав; сведения о документах,
подтверждающих введение товаров, содержащих
объекты смежных прав, в гражданский оборот
на территории Российской Федерации (в
том числе для реализации в магазинах
беспошлинной торговли) непосредственно
правообладателем или с его согласия (10).