Таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конв
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:51, дипломная работа
Описание работы
Целью исследования является исследование деятельности таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности при их перемещение через таможенную границу. Задачи дипломной работы: 1) Исследовать развитие таможенного законодательства в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности; 2) Изучить меры, принимаемые таможенными органами по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности; 3) Изучить понятие, принципы и роль таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; 4) Проанализировать и оценить деятельность таможенных органов, на примере Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России по обеспечению защиты прав на правообладателей на интеллектуальную собственность; 5) Охарактеризовать выявленные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 5 1.1 Эволюция таможенного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. 5 1.2 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. 14 1.3 Понятие и принципы таможенного контроля, его роль при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. 29 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 36 2.1 Организация деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность в Приволжском таможенном управлении. 36 2.2 Анализ деятельности по обеспечению защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, подчиненных Приволжскому таможенному управлению. 42 2.3 Оценка деятельности таможенных органов, подчиненных Приволжскому таможенному управлению по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. 49 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 69 3.1 Проблемы системы таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 69 3.2 Методические предложения по повышению эффективности таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 87 ПРИЛОЖЕНИЕ. 93
номера и даты уведомлений об
объекте интеллектуальной собственности,
внесенном в реестр, направленных в таможенные
органы.
Внесению изменений в реестр
может предшествовать проверка поступившей
информации. В период проведения проверки
поступившей информации о внесении изменений
в ТРОИС принятие мер по защите прав правообладателя
на данный объект интеллектуальной собственности
приостанавливается на определенный срок,
но не более чем на два месяца.
Следует отметить, что реестры
объектов интеллектуальной собственности
ведутся не только на национальном уровне
государств – членов таможенного союза,
но и межгосударственном уровне. В соответствии
со статьей 330 ТК ТС и Соглашением от 21
ноября 2010 года «О едином таможенном реестре
объектов интеллектуальной собственности
государств - членов Таможенного союза»
в таможенном союзе ведется ЕТРОИС. Порядок
ведения и внесения в ЕТРОИС объектов
интеллектуальной собственности аналогичен
порядку ведения ТРОИС в Российской Федерации,
однако имеются отличия: во-первых, в Федеральном
законе от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании
в Российской Федерации» прямо указано
только четыре группы сведений, которые
должны быть в заявлении правообладателя,
а сам порядок подачи заявления, требования
к заявляемым сведениям и представляемым
документам в зависимости от вида ОИС
определяются федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным в области таможенного
дела. К заявлению прилагаются документы,
подтверждающие наличие права на ОИС (свидетельство,
договор об отчуждении исключительного
права, договор о предоставлении исключительной
лицензии и др.). Здесь следует отметить,
что из числа вышеуказанных объектов ИС
в российском гражданском законодательстве
предусмотрена государственная регистрация
права на товарный знак (ст.1480 ГК РФ) и наименования
места происхождения товара (ст.1522 – 1534
ГК РФ). Права на объекты авторского и смежных
прав возникают с момента их создания,
кроме того, как известно, личные неимущественные
права неотчуждаемы и непередаваемы (п.2
ст.1228 ГК РФ). Поэтому в отношении объектов
авторского и смежного прав речь может
идти только о передаче исключительного
права путем заключения договора об его
отчуждении (ст.1234, 1285,1307 ГК РФ) или лицензионного
договора (ст.1235,1286,1308 ГК РФ); во-вторых,
установлен общий срок рассмотрения заявления
о включении объектов ИС в национальный
таможенный реестр – не более трех месяцев;
в-третьих, включение ОИС в национальный
таможенный реестр обусловлено либо обеспечением
исполнения правообладателем своего обязательства
по возмещению имущественного вреда, который
может быть причинен декларанту, собственнику,
получателю товаров или иным лицам в связи
с приостановлением выпуска товаров, способами,
предусмотренными гражданским законодательством
Российской Федерации, либо представлением
договора страхования риска своей гражданской
ответственности за причинение вреда
в пользу вышеуказанных лиц. Сумма обеспечения
обязательства или страхования сумма
должна быть не менее 300 000 рублей.
В целом, следует заключить,
что принятие мер по защите исключительных
прав на правообладателей соответствуют
международному опыту защиты ОИС таможенными
органами. Кроме того, принятие мер в форме
приостановления выпуска товаров, содержащих
ИС без заявления правообладателя позволяет
более эффективно осуществлять защиту.
1.3 Понятие
и принципы таможенного контроля, его
роль при перемещении через таможенную
границу объектов интеллектуальной собственности.
Дефиниция таможенного контроля,
закрепленная в ныне действующем таможенном
законодательстве – Таможенный кодекс
Таможенного союза определяет его как
совокупность мер, осуществляемых таможенными
органами, в целях обеспечения соблюдения
таможенного законодательства Таможенного
союза и законодательства государств
– членов Таможенного союза (3). Однако, несмотря на легальное
определение таможенного контроля в научной
литературе нет единой точки зрения в
отношении таможенного контроля. Так,
Е.В. Сергеев в своей работе: «Таможенный
контроль: проблемы правового регулирования»
определяет таможенный контроль, как систему
мер, законодательно установленных государством
и осуществляемых таможенными органами,
для обеспечения соблюдения законодательства
Российской Федерации; охраны государственной
и общественной безопасности; экономических
интересов; защиты общественного порядка;
выявления, пресечения и предупреждения
неправомерных действий физических и
юридических лиц (27, с.58). Противоположную точку
зрения в научной работе: «Таможенный
контроль как способ обеспечения законности»
высказала А.А. Косова. Согласно Косовой
А.А. таможенный контроль – это специализированная
контрольно-надзорная деятельность таможенных
органов, осуществляемая на системной
основе в целях обеспечения соблюдения
законодательства Российской Федерации
и нормативных правовых актов, изданных
на его основе и во исполнение, а также
совершенствования таможенного регулирования
в целях реализации задач в области таможенного
дела, повышения эффективности и оптимизации
деятельности таможенных органов (27, с.58). Еще следует привести
и такой пример определения таможенного
контроля: таможенный контроль – это деятельность
таможенных органов, направленная на установление
несоответствий деятельности различных
субъектов таможенных правоотношений
требованиям таможенного законодательства,
а также на предупреждение, выявление
и пресечение нарушений таможенного законодательства,
осуществляемая в рамках, установленным
законом, с использованием системы управления
рисками и на основании выбранной таможенной
стратегии (27, с.59).
Проанализировав точки зрения
исследователей стоит отметить следующее:
во-первых, таможенный контроль прежде
всего представляет собой деятельность
таможенных органов, которая сводится
к обеспечению соблюдения законодательства
участниками внешнеэкономической деятельности;
во-вторых, таможенный контроль подразумевает
под собой систему мер, принимаемых таможенными
органами. Отсюда можно сделать такой
вывод: таможенный контроль – это прежде
всего деятельность таможенных органов,
построенная на системе мер, законодательно
установленных государством для обеспечения
установленного порядка перемещения товаров
через таможенную границу.
Одной из важных составляющих
таможенного контроля не только как правового
явления, но и как, отдельного института
таможенного права являются принципы
таможенного контроля. Под принципами
таможенного контроля стоит понимать
наиболее общие концептуальные положения
(суждения) о том, каким образом должна
быть организована деятельность таможенных
органов по проведению таможенного контроля
и как должны строиться правоотношения
между таможенными органами и лицами,
в отношении которых таможенный контроль
проводится (30).
Основные принципы (начала)
таможенного контроля сформулированы
в Киотской конвенции от 18.05.1973 г. «Об упрощении
и гармонизации таможенных процедур».
Согласно главе 6 Киотской конвенции к
принципам таможенного контроля можно
отнести:
Все товары, включая транспортные
средства, поступающие или убывающие с
таможенной территории, независимо от
того, облагаются ли они пошлинами и налогами,
подлежат таможенному контролю (1);
Таможенный контроль сводится
к минимуму, необходимому для обеспечения
соблюдения таможенного законодательства (1);
При проведении таможенного
контроля таможенная служба использует
систему управления рисками (1);
Таможенная служба применяет
анализ рисков для определения лиц и товаров,
включая транспортные средства, которые
должны быть, проверены, и степени такой проверки (1);
Таможенная служба принимает
стратегию оценки степени соблюдения
законодательства в целях поддержки системы
управления рисками (1);
Системы таможенного контроля
включают в себя контроль на основе методов
аудита (1);
В целях совершенствования
таможенного контроля таможенная служба
стремится к сотрудничеству с другими
таможенными администрациями и заключению
соглашений об оказании взаимной административной
помощи (1);
В целях совершенствования
таможенного контроля таможенная служба
стремится к сотрудничеству с участниками
торговой деятельности и заключению меморандума
о взаимопонимании (1);
В целях совершенствования
таможенного контроля таможенная служба
во всех случаях, где это, возможно, использует информационные технологии и электронную коммерцию (1);
Таможенная служба оценивает
коммерческие системы участников торговой
деятельности в тех случаях, когда такие
системы влияют на таможенные операции,
в целях установления их соответствия
требованиям таможенной службы (1).
Некоторые положения Киотской
конвенции были перенесены в ТК ТС, и были
оформлены как принципы проведения таможенного
контроля. В статье 94 ТК ТС определены
следующие принципы таможенного контроля:
При проведении таможенного
контроля таможенные органы исходят из
принципа выборочности и ограничиваются
только теми формами таможенного контроля,
которые достаточны для обеспечения соблюдения
таможенного законодательства таможенного
союза и законодательства государств
- членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы (3);
При выборе объектов и форм
таможенного контроля используется система
управления рисками (3);
В целях совершенствования
таможенного контроля таможенные органы
сотрудничают с таможенными органами
иностранных государств в соответствии с международными
договорами (3);
В целях повышения эффективности
таможенного контроля таможенные органы
взаимодействуют с другими контролирующими
государственными органами, а также с
участниками внешнеэкономической деятельности,
лицами, осуществляющими деятельность
в сфере таможенного дела, и иными лицами,
деятельность которых связана с осуществлением
внешней торговли и с их профессиональными
объединениями (ассоциациями) (3);
Таможенные органы в пределах
своей компетенции осуществляют иные
виды контроля, в том числе экспортный,
валютный и радиационный, в соответствии
с законодательством государств - членов
таможенного союза (3);
При проведении таможенного
контроля каких-либо разрешений, предписаний
либо постановлений на его проведение
таможенным органам не требуется (3).
Кроме того, стоит добавить,
что принципы таможенного контроля также
сформулированы в Конституции Российской
Федерации. Так, в соответствии с названным
документом к принципам таможенного контроля
относятся:
Принцип законности;
Равенство всех перед законом;
Таможенное регулирование относится
к исключительному ведению Российской
Федерации;
На территории Российской Федерации
не допускается установление таможенных
границ, сборов, пошлин и каких-либо иных
препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и финансовых средств.
Как указывалось, выше принципы
таможенного контроля позволяют понимать,
каким образом организовывается и проводится
таможенный контроль, в отношении товаров,
в том числе товаров, содержащих ОИС.
Также важной составляющей
частью таможенного контроля является
объект таможенного контроля. В соответствии
с пунктом 2 статьи 95 ТК ТС таможенный контроль
проводится в отношении:
товаров, в том числе транспортных
средств, перемещаемых через таможенную
границу и (или) подлежащих декларированию
в соответствии с таможенным законодательством (3);
таможенной декларации, документов
и сведений о товарах, представление которых
предусмотрено в соответствии с таможенным
законодательством ЕАЭС (3);
деятельности лиц, связанной
с перемещением товаров через таможенную
границу, оказанием услуг в сфере таможенного
дела, а также осуществляемой в рамках
отдельных таможенных процедур (3);
лиц, пересекающих таможенную
границу (3).
Видно, что таможенное законодательство
не выделяет товары, содержащие ОИС как
отдельный объект таможенного контроля,
однако некоторыми исследователями (Агамагомедова
С.А.) товары, содержащие ОИС, рассматриваются
в качестве отдельного объекта таможенного
контроля, представляющего собой правовую
категорию, комплексный правовой институт,
регулируемый нормами различных отраслей
права и характеризующийся особыми способами
правовой защиты (23). Таким образом, если в качестве
объекта таможенного контроля выступает
товар, содержащий ОИС, то таможенными
органами проверяется соблюдение законодательства
об интеллектуальной собственности в
отношении авторских и смежных прав, товарных
знаков и знаков обслуживания, наименований
мест происхождения товаров.
Товары, содержащие ОИС являясь
специфическим объектом таможенного контроля
требуют и специфического подхода к контролю
за их перемещением через таможенную границу.
Специфика таможенного контроля за перемещением
через таможенную границу товаров, содержащих
ОИС заключается в следующем: