Таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конв
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:51, дипломная работа
Описание работы
Целью исследования является исследование деятельности таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности при их перемещение через таможенную границу. Задачи дипломной работы: 1) Исследовать развитие таможенного законодательства в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности; 2) Изучить меры, принимаемые таможенными органами по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности; 3) Изучить понятие, принципы и роль таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; 4) Проанализировать и оценить деятельность таможенных органов, на примере Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России по обеспечению защиты прав на правообладателей на интеллектуальную собственность; 5) Охарактеризовать выявленные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 5 1.1 Эволюция таможенного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. 5 1.2 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. 14 1.3 Понятие и принципы таможенного контроля, его роль при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. 29 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 36 2.1 Организация деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность в Приволжском таможенном управлении. 36 2.2 Анализ деятельности по обеспечению защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, подчиненных Приволжскому таможенному управлению. 42 2.3 Оценка деятельности таможенных органов, подчиненных Приволжскому таможенному управлению по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. 49 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 69 3.1 Проблемы системы таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 69 3.2 Методические предложения по повышению эффективности таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 87 ПРИЛОЖЕНИЕ. 93
Для товарных знаков (знаков
обслуживания): наименования (указания
или изображения) товарных знаков (знаков
обслуживания); описание товарных знаков
(знаков обслуживания); перечень товаров
и услуг с указанием их классов в соответствии
с Международной классификацией товаров
и услуг (далее – МКТУ), в отношении которых
зарегистрирован товарный знак или знак
обслуживания; сведения о документах,
подтверждающих регистрацию товарных
знаков (знаков обслуживания) в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и международными договорами Российской
Федерации; сведения о договорах об отчуждении
исключительного права на товарный знак
(об уступке товарного знака) в случае,
если исключительные права приобретены
по такому договору; сведения о лицензионных
(сублицензионных) договорах и лицензиатах
(сублицензиатах); сведения о договорах
коммерческой концессии (субконцессии);
сведения о документах, подтверждающих
введение товаров, обозначенных товарными
знаками, в гражданский оборот на территории
Российской Федерации (в том числе для
реализации в магазинах беспошлинной
торговли) непосредственно правообладателем
или с его согласия; сведения о переходе
исключительного права на товарный знак
без договора (10).
Для наименований мест происхождения
товаров: наименование места происхождения
товара; перечень товаров и услуг с указанием
их классов в соответствии с МКТУ, в отношении
которых зарегистрировано наименование
места происхождения товара; сведения
о документах, подтверждающих регистрацию
и предоставление права пользования наименованием
места происхождения товара в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и международными договорами Российской
Федерации; сведения о переходе исключительного
права на наименование места происхождения
товара без договора (10).
О товарах, ввоз которых в Российскую
Федерацию или их вывоз из Российской
Федерации, или совершение с которыми
иных действий во время их нахождения
под таможенным контролем, по мнению правообладателя,
влечет нарушение его прав, достаточно
подробные для того, чтобы таможенные
органы могли выявить такие товары (10). К сведениям о товарах, обладающих
признаками контрафактных, относятся
сведения, представляющие собой подробную
информацию о товарах, обеспечивающую
возможность их выявления таможенными
органами (описание внешнего вида товаров
(их упаковки, этикетки и т.д.), указание
уполномоченных импортеров, имеющих согласие
правообладателя на введение товаров
в гражданский оборот, экспортеров, производителей
и др.), включая коды товаров не менее чем
на уровне первых четырех знаков в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности Таможенного союза Евразийского
экономического союза (далее – ЕТН ВЭД ТС ЕАЭС), а также о предполагаемых местах ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (вывоза с таможенной территории Российской Федерации) и импортерах (экспортерах) товаров
в случае, если имеется такая информация (10).
О сроке, в течение которого
таможенные органы будут принимать меры,
связанные с приостановлением выпуска
товаров. Сведения о предполагаемом сроке
принятия мер по приостановлению выпуска
товаров представляют собой период времени,
в течение которого, по мнению заявителя,
потребуется участие таможенных органов
в защите прав на объекты интеллектуальной
собственности, указанные в Заявлении,
посредством принятия мер, связанных с
приостановлением выпуска товаров, обладающих
признаками контрафактных (10). Указываемый в заявлении срок не должен быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.
Порядок рассмотрения заявления
о принятии мер по защите прав на объекты
интеллектуальной собственности представлен
в виде схемы (Приложение 1).
Заявитель подает заявление
в ФТС России, в письменном виде, в произвольной
форме. Заявление подается от имени одного
правообладателя (нескольких правообладателей
в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации) в отношении одного
вида ОИС (или объекты авторского права,
или объекты смежных прав, или товарные
знаки, знаки обслуживания, или наименования
мест происхождения товаров) (10). Указание в одном заявлении
одновременно сведений о различных видах
объектов интеллектуальной собственности,
если даже эти ОИС принадлежат одному
правообладателю, не допускается. К заявлению
прилагаются документы, подтверждающие
наличие права на объект интеллектуальной
собственности (свидетельство, договор
об отчуждении исключительного права,
договор о предоставлении исключительной
лицензии, другие документы, которые правообладатель
может представить в подтверждение своих
прав на объекты интеллектуальной собственности),
а если заявление подается представителем,
к указанному заявлению прилагается также
доверенность, выданная правообладателем
такому лицу (10). Правообладатель или его представитель
может приложить к заявлению образцы товаров,
которые могут служить подтверждением
имеющегося, по его мнению, факта нарушения
его прав на объекты интеллектуальной
собственности.
ФТС России рассматривает заявление
о включении ОИС в реестр в срок не превышающий
одного месяца со дня поступления заявления,
и принимает решение о принятии мер, связанных
с приостановлением выпуска товаров, или
об отказе в принятии таких мер. Указанный
срок может быть приостановлен и (или)
продлен. Продление срока рассмотрения
заявления может быть произведено не более
чем на один месяц, если требуется проверить
предоставленные правообладателем (его
представителем) сведения и документы.
Приостановление срока рассмотрения заявления
может быть осуществлено не более чем
на три месяца включая общий срок рассмотрения
заявления, если правообладатель (его
представитель) не предоставили запрошенные
документы, имеющие существенное значение
для принятия решения.
Поданное заявление и прилагаемые
к нему документы проходят первичную обработку
и учет. До принятия решения проводится
проверка заявленных сведений и прилагаемых
документов, а также их соответствие требованиям,
установленным законодательством Российской
Федерации. Проверка заявленных сведений
и прилагаемых документов осуществляется
должностным лицом на предмет:
их наличия;
полноты представления;
соответствия требованиям,
предъявляемым к их представлению и оформлению;
соответствия сведений, указанных
в Заявлении и представленных документах.
В целях проверки достоверности,
представленных правообладателем (его
представителем) сведений федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, вправе запрашивать
у правообладателя (его представителя),
третьих лиц, а также у государственных
органов документы, подтверждающие заявленные
сведения. Запрашиваемые документы должны
быть представлены в течение дести дней
со дня получения запроса при этом срок
рассмотрения заявления может быть продлен.
Если запрос о представлении необходимых
документов и сведений либо подтверждений
их достоверности оставлен без ответа
в течение одного месяца с даты его получения
или в течение указанного срока от заявителя
не поступило письменное обращение о продлении
срока исполнения запроса, заявление признается
отозванным и дальнейшему рассмотрению
не подлежит. Кроме того, если по запросу
представлены документы, оформленные
с нарушением требований (ответ не подписан
или подписан неуполномоченным лицом,
копии или перевод на русский язык не удостоверены,
не указаны номер и дата заявления или
запроса и т.д.), документы считаются не
поступившими и рассмотрению не подлежат.
После рассмотрения заявления
и проверки заявленных сведений принимается
решение о принятии таможенными органами
мер, связанных с приостановлением выпуска
товаров, и о внесении объектов интеллектуальной
собственности в ТРОИС, либо об отказе
в принятии таких мер. Решение об отказе
в принятии мер, связанных с приостановлением
выпуска товаров, и во включении объекта
интеллектуальной собственности в таможенный
реестр объектов интеллектуальной собственности
принимается в случае, если представленные
документы не подтверждают принадлежность
заявителю прав на объект интеллектуальной
собственности или в случае представления
заявителем недостоверных сведений. Решение
об отказе во включении объекта интеллектуальной
собственности в реестр принимается также
в случае не предоставления правообладателем
обеспечения исполнения обязательства
о возмещении имущественного вреда, который
может быть причинен декларанту, собственнику,
получателю товаров или иным лицам в связи
с приостановлением выпуска товаров. В
соответствии со ст.307 Закона о таможенном
регулировании в Российской Федерации
вместо обеспечения обязательства вправе
предоставить договор страхования риска
ответственности за причинение вреда
в пользу указанных ранее лиц. Сумма обеспечения
должна быть не менее 300 тысяч рублей.
Основанием для исключения
объектов интеллектуальной собственности
из ТРОИС являются:
Желание правообладателя (его
представителя). Заявление подается в письменном
виде и содержит следующие сведения: о
правообладателе и его представителе
(в случае, если заявление подается не
правообладателем); об объекте интеллектуальной
собственности; о регистрационном номере
объекта интеллектуальной собственности
по реестру либо о номере и дате решения
о принятии таможенными органами мер,
связанных с приостановлением выпуска
товаров, и о внесении объекта интеллектуальной
собственности в реестр; о номере и дате уведомления о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и о внесении объекта интеллектуальной собственности в реестр. При этом
заявитель может не указывать
причин своего желания об исключении объекта
интеллектуальной собственности из реестра.
В случае, если заявление подается представителем правообладателя, то к заявлению прилагается документ, подтверждающий передачу полномочий, связанных с исключением объектов интеллектуальной собственности из реестра, выданный правообладателем такому лицу;
Истечение срока правовой охраны
объекта интеллектуальной собственности.
Решение об исключении ОИС из ТРОИС в таком
случае принимается не позднее дня, следующего
за днем истечения срока его правовой охраны. Если до истечения
срока принятия решения, от правообладателя
поступило заявление и представлены документы
и сведения, подтверждающие в случаях,
предусмотренных гражданским законодательством
Российской Федерации, выполнение процедур,
связанных с продлением сроков правовой
охраны ОИС, решение об исключении его
из ТРОИС не принимается. В таком случае
срок, на который ОИС внесен в ТРОИС, продлевается
на срок, предусмотренный гражданским
законодательством Российской Федерации,
в случае соблюдения заявителем требований
обеспечения обязательства. В случае, если срок истечения правовой охраны какого-либо конкретного ОИС наступает раньше срока, на который он был внесен в реестр, исчисление срока внесения в реестр для данного конкретного объекта интеллектуальной собственности приостанавливается.
Невыполнение условия по обеспечению исполнения
обязательства;
Не обращение правообладателя
(его представителя) после получения уведомления
(сообщения) таможенного органа о приостановлении
выпуска товаров в уполномоченный в соответствии
с законодательством Российской Федерации
орган за защитой своих прав в течение
срока приостановления. Исключению ОИС
из реестра предшествует проверка поступившей
информации с целью выяснения обстоятельств необращения правообладателя (его представителя) в течение сроков приостановления выпуска товаров в уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации орган за защитой своих прав. Исчисление срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в реестр, может быть приостановлено. При этом срок проведения проверки не может превышать двух месяцев со дня принятия решения о проведении проверки.
В случае, если в течение указанных
сроков проведения проверки от правообладателя
(его представителя) ответа на запрос не
поступило, в течение пяти рабочих дней,
то подготавливается проект решения об
исключении ОИС из реестра. В случае, если
в ходе проверки не выявлено обстоятельств,
которые могут расцениваться как обстоятельства
непреодолимой силы по отношению к бездействию
правообладателя (его представителя),
в течение пяти рабочих дней так же готовится
решение об исключении данного ОИС из
реестра. В ином случае решение об исключении
ОИС из реестра не принимается. Решение
о продлении срока принятия таможенными
органами мер, связанных с приостановлением
выпуска товаров, принимается на основании
результатов проведенной проверки.
Внесение изменений в реестр
осуществляется на основании достоверной
информации, поступившей от:
Заявителя об изменении и (или)
дополнении сведений, указанных в заявлении
о принятии таможенными органами мер,
связанных с приостановлением выпуска
товаров;
Государственных органов, организаций
и иных лиц о том, что лица, указанные в
качестве правообладателя, лишены или
ограничены в правах на объект интеллектуальной
собственности.
Стоит отметить, что изменения
и дополнения вносятся только в отношении
тех сведений, которые внесены в реестр.
К таким сведениям относятся:
регистрационный номер по реестру;
наименование (описание, изображение)
объекта интеллектуальной собственности;
сведения о правообладателе
(наименование организации с указанием
организационно-правовой формы или фамилия,
имя, отчество физического лица, место
нахождения и почтовый адрес);
наименование, номер и дата
документа, удостоверяющего наличие правовой
охраны объекта интеллектуальной собственности;
срок, на который объект интеллектуальной
собственности внесен в реестр;
перечень товаров, в отношении
которых принимаются меры (наименование,
класс по МКТУ и код ЕТН ВЭД ТС ЕАЭС);
сведения о лицах, представляющих
по доверенности интересы правообладателя
(наименование организации с указанием
организационно-правовой формы или фамилия,
имя, отчество физического лица, место
нахождения и почтовый адрес, номера телефонов,
факсов, телекса, адрес электронной почты
и т.п.);