Таможенное законодательство Таможенного союза, законодательство о таможенном деле Российской Федерации, международные соглашения и конв
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 16:51, дипломная работа
Описание работы
Целью исследования является исследование деятельности таможенных органов по защите объектов интеллектуальной собственности при их перемещение через таможенную границу. Задачи дипломной работы: 1) Исследовать развитие таможенного законодательства в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности; 2) Изучить меры, принимаемые таможенными органами по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности; 3) Изучить понятие, принципы и роль таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; 4) Проанализировать и оценить деятельность таможенных органов, на примере Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы России по обеспечению защиты прав на правообладателей на интеллектуальную собственность; 5) Охарактеризовать выявленные проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ. 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РОЛЬ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 5 1.1 Эволюция таможенного законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности. 5 1.2 Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами. 14 1.3 Понятие и принципы таможенного контроля, его роль при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности. 29 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. 36 2.1 Организация деятельности по защите прав на интеллектуальную собственность в Приволжском таможенном управлении. 36 2.2 Анализ деятельности по обеспечению защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, подчиненных Приволжскому таможенному управлению. 42 2.3 Оценка деятельности таможенных органов, подчиненных Приволжскому таможенному управлению по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. 49 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. 69 3.1 Проблемы системы таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 69 3.2 Методические предложения по повышению эффективности таможенного контроля при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 84 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 87 ПРИЛОЖЕНИЕ. 93
у лица, осуществляющего перемещение
таких товаров проверяется наличие лицензионных соглашений и разрешений на использование ИС;
фактическое наличие на товарах и документах к ним ИС;
проверяется их сходство до степени
смешения или тождество с зарегистрированными ОИС, однако следует отметить, что заключение о сходстве до степени смешения или тождестве может быть дано только экспертом;
проводится только в отношении
товаров, которые содержат авторские и
смежные права, товарные знаки и наименования
места происхождения товара.
Кроме того, стоит отметить,
что при проведении таможенного контроля
за соблюдением законодательства об интеллектуальной
собственности проверяется регистрация
ОИС в Российской Федерации, а также полномочия
правообладателя в отношении ОИС.
В заключение отметим, что таможенный
контроль товаров, содержащих ОИС представляет
собой деятельность таможенных органов,
которая построена на системе мер, установленных
государством для обеспечения соблюдения
законодательства об интеллектуальной
собственности. Контроль при трансграничном
перемещении товаров, содержащих ОИС построен
на принципах, перечисленных в статье
94 ТК ТС, например, таможенные органы взаимодействуют
в Федеральной службой по интеллектуальной
собственности (Роспатент) и общеправовых
принципах. Роль при перемещении товаров,
содержащих ОИС достаточно весома, так
как позволяет не допустить приостановление
процессов создания ИС на территории Российской
Федерации и их вовлечения в хозяйственный
оборот; подрыва легальной индустрии товаров,
создания угрозы безопасности потребителей;
подрыва авторитета государства и, как
следствие, уменьшения инвестиционной
привлекательности страны; защитить интересы
правообладателей.
Глава 2. Анализ и оценка деятельности
таможенных органов по обеспечению защиты
прав на интеллектуальную собственность
на примере Приволжского таможенного
управления.
2.1 Организация
деятельности по защите прав на интеллектуальную
собственность в Приволжском таможенном
управлении.
Согласно статье 9 Закона о таможенном
регулировании в Российской Федерации
таможенные органы составляют единую
федеральную централизованную систему.
В соответствии с положениями указанного
закона систему таможенных органов составляют:
Федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в области таможенного
дела (6);
Региональные таможенные управления (6);
Таможни (6);
Таможенные посты (6).
Федеральным органом исполнительной
власти является Федеральная таможенная
служба (далее – ФТС России). ФТС России
– это федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий в соответствии
с законодательством Российской Федерации
функции по контролю и надзору в области
таможенного дела, а также функции агента
валютного контроля и специальные функции
по борьбе с контрабандой, иными преступлениями
и административными правонарушениями
(41).
Региональные таможенные управления
– это таможенные органы, входящие в единую
федеральную централизованную систему
таможенных органов Российской Федерации
и обеспечивающие реализацию задач и функций
ФТС России в своем регионе деятельности
в пределах своей компетенции
(далее – РТУ) (11).
Таможня – таможенный орган,
входящий в единую федеральную централизованную
систему таможенных органов Российской
Федерации и обеспечивающий реализацию
задач и функций ФТС России в регионе деятельности
таможни в пределах определенной компетенции
(11).
Таможенный пост – таможенный
орган, входящий в единую федеральную
централизованную систему таможенных
органов Российской Федерации и обеспечивающий
реализацию задач и функций ФТС России
в регионе деятельности таможенного поста
в пределах установленной компетенции
(12).
Защита прав на ОИС осуществляется
на всех уровнях системы таможенных органов,
начиная от таможенных постов и заканчивая
ФТС России. Однако следует заметить, что
таможенные органы обладают разной компетенцией
по защите исключительных прав правообладателей
на ОИС. Так, например, на федеральном уровне
(ФТС России) наделена следующей компетенцией:
Ведет ТРОИС, а также опубликовывает
данные такого реестра;
Принимает решение о принятии
мер, связанных с приостановлением выпуска
товаров, или об отказе в принятии таких
мер и во включении объекта интеллектуальной
собственности в таможенный реестр объектов
интеллектуальной собственности;
Дает заключение о возможности
включения объектов интеллектуальной
собственности в ЕТРОИС государств - членов
Таможенного союза и (или) продления сроков
включения;
Определяет порядок подачи
заявления о включении объекта интеллектуальной
собственности в таможенный реестр объектов
интеллектуальной собственности, требования
к заявляемым сведениям и представляемым
документам в зависимости от вида объекта
интеллектуальной собственности.
На региональном уровне (РТУ):
проводится анализ и контроль деятельности
подчиненных таможенных органов, осуществляемой,
в том числе на основе системы управления
рисками по обеспечению защиты прав на
объекты интеллектуальной собственности
(11). Таможня, в свою очередь, осуществляет
организацию, координацию и контроль деятельности
таможенных постов по защите прав на ОИС.
Таможенный пост: принимает меры по защите
прав правообладателей.
Видно, что компетенция по обеспечению
защиты прав правообладателей дифференцирована,
и, это логично, так как для таможенных
органов свойственна жесткая вертикальная
система подчиненности и субординации,
в рамках которой каждый нижестоящий таможенный
орган подчинен только вышестоящим таможенным
органам, которые контролируют и направляют
деятельность нижестоящих (25, с.23). Наибольший объем работ
по организации контроля за соблюдением
исключительных прав правообладателей
возложен на региональный уровень.
В данной главе будет рассматриваться
региональный уровень на примере Приволжского
таможенного управления ФТС России (далее
– ПТУ). Приволжское таможенное управление
создано в 2000 году Приказом ГТК от 16.06.2000
№ 521 на базе Поволжского таможенного
управления, которое, в свою очередь, было
создано 11 июня 1993 года Приказом ГТК РФ
от 11.06.93 № 227 «О создании Поволжского таможенного
управления Российской Федерации» в целях
повышения эффективности государственного
таможенного контроля, его роли в управлении
народным хозяйством и борьбе с правонарушениями
в области внешнеэкономической деятельности,
совершенствования управления таможенным
делом создано Поволжское таможенное
управление (г. Нижний Новгород). В регионе
деятельности Приволжского таможенного
управления находится девять таможен:
Башкортостанская таможня; Нижегородская
таможня; Оренбургская таможня; Пермская
таможня; Приволжская оперативная таможня;
Самарская таможня; Саратовская таможня;
Татарстанская таможня; Ульяновская таможня.
Анализ и контроль деятельности
подчиненных таможенных органов по обеспечению
защиты прав на объекты интеллектуальной
собственности, осуществляется Отделом
торговых ограничений и экспортного контроля
(далее – ОТОиЭК). Согласно положению об
ОТОиЭК ПТУ, отдел является структурным
подразделением ПТУ. Методическое руководство
и контроль деятельности ОТОиЭК осуществляет
Управление рисков и оперативного контроля,
Управление торговых ограничений, валютного
и экспортного контроля ФТС России, а в
части выполнения задач и функций, возложенных
на ОТОиЭК, – начальник службы федеральных
таможенных доходов (заместитель начальника
ПТУ).
В соответствии с Положением
об ОТОиЭК ПТУ основными задачами в части
обеспечения защиты на интеллектуальную
собственность являются:
Организация, координация и
контроль деятельности таможенных органов,
находящихся в регионе деятельности ПТУ,
по обеспечению защиты прав на объекты
интеллектуальной собственности и пресечению
незаконного оборота объектов интеллектуальной
собственности, перемещаемых через таможенную
границу Таможенного союза и (или) через
Государственную границу Российской Федерации,
в пределах компетенции ОТОиЭК;
Организация и проведение аналитической
работы, направленной на обеспечение контроля за соблюдением запретов, ограничений и прав на объекты интеллектуальной собственности;
Обеспечение выполнения показателей
эффективности деятельности ПТУ по вопросам,
относящимся к компетенции ОТОиЭК;
Применение системы управления
рисками по направлению защиты интеллектуальной
собственности ОТОиЭК.
Основными функциями ОТОиЭК
в части обеспечения защиты прав на интеллектуальную
собственность являются:
Анализ работы подчиненных
ПТУ таможенных органов по обеспечению
контроля за соблюдением прав на объекты
интеллектуальной собственности, по обеспечению
соблюдения запретов и ограничений, установленных
в соответствии с международными договорами
государств – членов Таможенного союза и законодательством Российской
Федерации, при перемещении товаров через
таможенную границу Таможенного союза,
и разработка предложений по повышению
ее эффективности;
Участие в обобщении и анализе
практики проведения таможенного контроля,
а также в разработке и осуществлении
мер, направленных на повышение эффективности
работы таможенных органов, находящихся
в регионе деятельности ПТУ, по вопросам,
входящим в компетенцию ОТОиЭК;
Обобщение и анализ судебной
практики по вопросам защиты прав интеллектуальной
собственности, обеспечения соблюдения
запретов и ограничений, установленных
в соответствии с международными договорами
государств – членов Таможенного союза
и законодательством Российской Федерации;
Участие в обеспечении выполнения
программ, планов и показателей деятельности
ПТУ и контроль деятельности подчиненных
таможенных органов по выполнению планов
и показателей их деятельности.
Для выполнения возложенных
на ОТОиЭК функций и задач в части обеспечения
защиты прав на интеллектуальную собственность
имеет право:
Вносить на рассмотрение начальнику
ПТУ (заместителю начальника ПТУ), начальнику
Управления рисков и оперативного контроля
ФТС России и начальнику Управления торговых
ограничений, валютного и экспортного
контроля ФТС России предложения по вопросам
своей деятельности;
Запрашивать и получать от структурных
подразделений ПТУ и подчиненных таможенных
органов согласно установленному порядку
необходимые статистические, аналитические
и другие данные, документы, заключения
и иные сведения, необходимые для принятия
решений по вопросам, отнесенным к компетенции ОТОиЭК;
Пользоваться согласно установленному
порядку ведомственными информационными
системами и создавать собственные базы
данных;
Взаимодействовать в установленном
порядке с органами государственной власти,
органами местного самоуправления, юридическими
и физическими лицами по вопросам, входящим
в компетенцию ОТОиЭК;
Запрашивать у участников внешнеэкономической
деятельности и иных лиц сведения, необходимые
для решения вопросов, входящих в компетенцию ОТОиЭК;
Участвовать в подготовке разъяснений
физическим и юридическим лицам в части
вопросов, входящих в компетенцию ОТОиЭК;
Пользоваться иными правами,
предусмотренными законодательными, нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
нормативными и иными правовыми актами
ФТС России.
В заключение стоит сказать,
что работа ОТОиЭК по обеспечению защиты
прав правообладателей на ОИС строится
на основе планов работы ПТУ, которые утверждаются
ФТС России. Кроме того, стоит добавить,
что работа во многом построена на анализе
информации, поступающей от подчиненных
таможен в форме отчетов о выполнении
плановых заданий, устанавливаемых ПТУ.
2.2 Анализ
деятельности по обеспечению защиты интеллектуальной
собственности таможенными органами,
подчиненных Приволжскому таможенному
управлению.
Деятельность таможенных органов
по защите прав правообладателей сводится
к ведению реестра ОИС – ТРОИС и принятию
мер, связанных с приостановлением выпуска
товаров, содержащих ОИС. Как было указано
ранее, на региональном уровне происходит
анализ и контроль деятельности подчиненных
таможенных органов по обеспечению защиты
прав правообладателей на ИС. Основная
работа, связанная с принятием мер по защите
исключительных прав производится на
уровне таможен и подчиненных им таможенных
постах.