Понятие и виды договора перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:12, реферат

Описание работы

Транспорт - это связующее звено в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.

Содержание работы

Введение
1.Система правового регулирования договора перевозки
1.1.Гражданский кодекс РФ
1.2.Транспортные уставы и кодексы,регулирующие договорные отношения,связанные с перевозками
1.3.Правила перевозок и тарифы
2.Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1.Система договоров перевозки
2.1.1.Договор перевозки груза
2.1.2.Договор перевозки пассажира
2.1.3.Договор фрахтования(чартер)
2.1.4.Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров,багажа
2.1.5.Договоры об организации перевозки грузов
2.1.6.Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов
2.1.7.Правоотношения,возникающие между грузоотправителем и перевозчиком,регулируемые статьей 791 ГК РФ
2.2.Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и виды договора перевозки.docx

— 196.05 Кб (Скачать файл)

Обстоятельства третьей  группы возникают в случаях, предусмотренных  конкретно в каждом уставе, кодексе.

Рассмотрим названные  группы.

К обстоятельствам первой группы, освобождающим перевозчика  и грузоотправителя от ответственности  за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов на всех видах транспорта, относятся прежде всего непреодолимая сила и военные действия.

Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в  конкретных условиях событием. На практике характер непреодолимой силы чаще всего  носят стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары и  т.д.). Стихийные явления освобождают  перевозчика и грузоотправителя от ответственности и могут быть отнесены к категории непреодолимой  силы, когда они являются чрезвычайными  и непредотвратимыми именно в  данной ситуации.

Однако самого факта наличия  непреодолимой силы еще недостаточно для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности. Они должны доказать не только наличие  непосредственной причинной связи  между событием и утратой или  повреждением груза, но и то, что  ими и их работниками были приняты  все разумные меры к обеспечению  сохранной перевозки.

Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика  и грузоотправителя от ответственности  за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии  причинной связи между ними и  невозможностью выполнить заявку (заказ).

К обстоятельствам второй группы, освобождающим перевозчика  и грузоотправителя от ответственности, относится прекращение или ограничение  перевозки грузов в определенных направлениях. Прекращение или ограничение  перевозки грузов может производиться  только в исключительных случаях  и ограниченным кругом лиц. Так, например, на железнодорожном транспорте перевозка  грузов может быть временно прекращена или ограничена перевозчиком или  владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме министра путей сообщения о таком прекращении или ограничении. Как правило, прекращение или ограничение перевозок грузов бывает связано с непреодолимой силой, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными обстоятельствами, которые препятствуют осуществлению перевозок грузов. Министр путей сообщения устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки грузов и объявляет об этом перевозчикам и владельцам инфраструктур. Прекращение или ограничение погрузки грузов допускается только в исключительных случаях по указанию в письменной форме министра путей сообщения Российской Федерации с немедленным извещением Правительства Российской Федерации (ст. 29 УЖТ).

Аналогичные правила действуют  также на речном, морском, автомобильном  и воздушном транспорте*(155).

Запрещение, а также прекращение  или ограничение погрузки снимают  с перевозчика в соответствующих  случаях обязанность по подаче транспортных средств под погрузку, а с грузоотправителей  обязанность по предъявлению грузов. При невыполнении по этим причинам заявки (заказа) на перевозку грузов перевозчик и грузоотправитель не несут  ответственности. М.А. Тарасов, характеризуя указанные выше основания освобождения перевозчика от ответственности, отмечал, что "в ряде случаев чрезвычайные препятствия хотя и не могут быть квалифицированы как стихийные  явления, но по исключительному значению вызванных ими последствий должны быть приравнены именно к таким событиям"*(156). И далее: "К числу непреодолимых препятствий могут быть отнесены не только явления стихийного характера, но и распоряжения компетентных органов власти, например запрещение отправки грузов в определенных направлениях"*(157).

Автор старается подвести "распоряжение компетентных органов  власти" под категорию "непреодолимой  силы". Как справедливо заметил С.С. Алексеев*(158), такая постановка вопроса о запретительных актах чрезвычайно искусственна. Транспортные уставы рассматривают эти акты как особое основание освобождения сторон от ответственности за невыполнение заявок (заказов). Поэтому нет никакой необходимости объединять его с другим особым основанием - явлениями стихийного характера.

К обстоятельствам третьей  группы относится неподача транспортных средств грузоотправителю в случае невнесения грузоотправителем провозной платы и иных причитающихся железной дороге платежей за осуществление перевозки грузов, т.е. за все состоявшиеся ранее перевозки, по которым грузоотправитель не рассчитался с железной дорогой. Появление этого основания, освобождающего железную дорогу от ответственности за невыполнение заявок грузоотправителя, видимо, связано с хроническими неплатежами клиентуры (ст. 117 УЖТ, ст. 75 КВВТ).

К этой же группе относится  условие, в силу которого перевозчик освобождается от ответственности  при невыполнении заявки на перевозку  грузов, - задержка грузоотправителем  транспортных средств под выгрузкой. При задержке грузоотправителем  транспортных средств под выгрузкой  перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу грузоотправителю транспортного средства, которое  последним было задержано под выгрузкой или не могло быть подано ему под погрузку по этой причине. С перевозчиков снимается в этом случае ответственность за невыполнение заявки (заказа) на перевозку грузов в силу того, что со стороны грузоотправителя имеет место нарушение обязанностей по своевременной выгрузке транспортного средства.

В качестве одного из оснований, освобождающих грузоотправителей  от ответственности за неиспользование  транспортных средств, поданных в соответствии с их заявкой, является авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности независимо от срока ее прекращения*(159).Следует иметь в виду, что не всякая авария у грузоотправителя является основанием для освобождения от ответственности за неиспользование поданных транспортных средств.

Если авария не привела  к прекращению основной производственной деятельности, отсутствуют основания  для освобождения грузоотправителя от ответственности. Вместе с тем  следует отметить, что законодательство не дает четкого ответа, что следует  понимать под основной производственной деятельностью. Полагаем, что под  такой деятельностью следует  понимать деятельность, связанную с  производством продукции, которая  подлежала отгрузке и которая  в результате аварии на предприятии  на момент отгрузки отсутствовала.

Помимо правовых норм, полностью  освобождающих грузоотправителя при  определенных обстоятельствах от ответственности  за невыполнение заявок на перевозку  грузов на железнодорожном и морском  транспорте, действует норма, которая  частично освобождает грузоотправителя от ответственности.

Так, при железнодорожных  перевозках, если грузоотправитель предупредит  станцию о неиспользовании транспортных средств не менее чем за двое суток  до дня отгрузки, сумма штрафа уменьшается  на одну треть (ст .94 УЖТ).

На морском транспорте при перевозках в каботаже снижение штрафа на одну треть предусмотрено  при условии, если отправитель предупредит пароходство о непредъявлении груза за 5 дней до начала декады (п. 12 Положения об ответственности на морском транспорте). На воздушном транспорте снижение штрафа на 50% предусмотрено, если отправитель предупредит перевозчика за 7 дней до начала перевозки (п. 8.7.7 Правил). Что касается речного транспорта, в Кодексе внутреннего водного транспорта такой нормы нет.

Наличие указанных норм обусловлено  тем, что заблаговременное (за несколько  дней) получение перевозчиками от грузоотправителей уведомлений  позволяет им иным образом использовать высвободившиеся транспортные средства, а это приводит к уменьшению объема ущерба, причиненного грузоотправителем, и поэтому служит основанием для  уменьшения объема его ответственности  перед перевозчиком.

Несколько иные условия освобождения перевозчиков от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов установлены в прямом смешанном  сообщении.

Транспортные уставы и  Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении предусматривают  различные перечни обстоятельств, которые дают основание для освобождения транспортной организации от ответственности  за невыполнение заявок по перевалке  грузов*(160).

Железные дороги, порты  освобождаются от имущественной  ответственности за невыполнение нормы  перевалки грузов в отдельные  дни вследствие:

а) непреодолимой силы, военных  действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, которые препятствуют перевалке грузов и при которых  запрещено проводить операции по погрузке-выгрузке грузов, а также  аварий в транспортных организациях (ст. 78 УЖТ).

Следует иметь в виду, что  при возникновении иных обстоятельств, препятствующих перевалке грузов, перевозчики  могут быть освобождены от ответственности, если докажут невозможность осуществления  перевалки грузов. Кроме явлений, связанных с непреодолимой силой  и другими существенными обстоятельствами, законодатель указывает на аварию в  транспортных организациях как на обстоятельство, освобождающее перевозчика от ответственности за нарушение нормы перевалки грузов. Важно учесть, что не всякая авария в транспортных организациях является основанием для освобождения от ответственности за невыполнение нормы перевалки. Основанием для освобождения от ответственности является такая авария, в результате которой прекращается осуществление основной производственной деятельности железной дороги или порта в пункте перевалки, т.е. отсутствие возможности для осуществления операций, связанных с погрузкой, выгрузкой грузов (выход из строя погрузочно-разгрузочных механизмов, причалов, иных береговых сооружений и т.п.). Указанные выше основания освобождения от ответственности перевозчики должны доказать путем предоставления официальных документов;

б) прекращения или ограничения  перевозок грузов в установленном  порядке, а также перевыполнения или восполнения в течение  соответственно первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с  нормой перевалки грузов.

Перевыполнение нормы  перевалки за счет сгущения перевалки  в предыдущие дни допускается  лишь при взаимном согласии транспортных организаций, производящих перевалку  грузов.

В соответствии с транспортным законодательством железные дороги, станции и порты (пристани) обязаны  восполнить неподанные в течение месяца перевозочные средства, а также недогрузы.

Восполнение недогрузов либо перевозочных средств в течение первой или второй половины месяца снимает ответственность с перевозчика, допустившего этот недогруз либо неподачу транспортных средств в течение месяца*(161).

Сопоставляя основания освобождения перевозчиков от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов и за невыполнение заявок (заказов) на перевозку грузов, следует отметить, что эти основания различны. Анализ условий, освобождающих от ответственности за невыполнение заявок на перевозку грузов, дает основание считать, что перечень условий, освобождающих перевозчиков от ответственности за невыполнение заявок на перевозку, значительно шире, чем перечень оснований, освобождающих перевозчиков от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов.

§ 7. Ответственность  перевозчиков 
и грузоотправителей за несохранность грузов

Основной задачей производства является более полное удовлетворение потребностей населения в высококачественной продукции. Однако для того чтобы  эта задача была выполнена, недостаточно произвести такую продукцию, недостаточно изготовить ее доброкачественной.

Не менее важным условием выполнения этой задачи является доставка этой продукции по назначению в сохранности.

Обеспечение сохранности  грузов является одной из важнейших  задач перевозчика.

Ответственность перевозчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при перевозке регулируется в основном специальными нормами транспортного законодательства, обладающими значительным своеобразием по сравнению с действующими в российском гражданском праве общими нормами об имущественной ответственности.

Важнейшим среди положений, отличающих транспортное законодательство, является принцип ограниченной имущественной  ответственности транспортных организаций, в то время как гражданское  законодательство предусматривает  полное возмещение убытков*(162).

Ответственность перевозчиков за сохранность грузов, принятых к  перевозке, определяется уставами, кодексами  (правилами), действующими на соответствующем виде транспорта.

Ответственность перевозчиков за необеспечение сохранности грузов наступает при наличии тех же условий, которые являются обязательными при гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Отсутствие хотя бы одного из этих условий исключает возложение ответственности на перевозчиков за несохранность перевозимого груза.

К условиям ответственности  перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся: а) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика.

Информация о работе Понятие и виды договора перевозки