Понятие и виды договора перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:12, реферат

Описание работы

Транспорт - это связующее звено в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.

Содержание работы

Введение
1.Система правового регулирования договора перевозки
1.1.Гражданский кодекс РФ
1.2.Транспортные уставы и кодексы,регулирующие договорные отношения,связанные с перевозками
1.3.Правила перевозок и тарифы
2.Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1.Система договоров перевозки
2.1.1.Договор перевозки груза
2.1.2.Договор перевозки пассажира
2.1.3.Договор фрахтования(чартер)
2.1.4.Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров,багажа
2.1.5.Договоры об организации перевозки грузов
2.1.6.Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов
2.1.7.Правоотношения,возникающие между грузоотправителем и перевозчиком,регулируемые статьей 791 ГК РФ
2.2.Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и виды договора перевозки.docx

— 196.05 Кб (Скачать файл)

Как правило, общая просрочка  доставки грузов неразрывно связана  с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке  их в прямом смешанном сообщении.

Просрочка доставки груза  влечет за собой обязанность перевозчика  уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Например, ст.97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в  пункт назначения уплачивает пени в  размере 9% платы за перевозку груза  за каждые сутки просрочки, но не более  чем в размере платы за перевозку  данного груза. На воздушном транспорте (ст. 120 ВК) за просрочку доставки груза  в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Статья 116 Кодекса внутреннего водного транспорта за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ).

На автомобильном транспорте (ст. 137 УАТ) автотранспортные предприятия  за просрочку доставки груза в  пункт назначения при междугородных  перевозках уплачивают грузополучателю  штраф в размере 12% провозной платы  за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла  не по их вине.

Общей предпосылкой ответственности  за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе с тем на железнодорожном, речном, морском и воздушном видах  транспорта конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика  от ответственности за просрочку  доставки грузов*(180). Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

Кодекс внутреннего водного  транспорта предусматривает, что перевозчик освобождается от ответственности  за просрочку доставки груза, если просрочка  произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить  и устранение которых от него не зависело.

В статье 166 КТМ приведен перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика  от ответственности за просрочку  доставки. Это непреодолимая сила, опасности или случайности на море, запрещение, прекращение или  ограничение перевозок и т.д.

Воздушный кодекс в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении (§ 131) предусматривают, что сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении  определяются по совокупности перевозок  их железнодорожным и водным транспортом  и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.

Правила предусматривают, что, если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося  на данную перевозку по всем видам  транспорта, ответственность перед  клиентом за просрочку несет тот  вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию  соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Правила делают исключение для  груза, следующего в прямом смешанном  железнодорожно-водном сообщении, увеличивая срок доставки на речном транспорте: при  перевалке груза мелкими партиями - на двое суток, при перевалке остальных  грузов - на количество суток, необходимое  для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или разгрузки грузов из судов по судо-часовым нормам погрузки-разгрузки  судов.

Таким образом, правила не устанавливают конкретных сроков для  перевалки каждого груза, из-за этого  нередко грузы подолгу находятся  в пунктах перевалки, причем считается, что нарушений сроков доставки нет.

Как показывает практика, очень  часто при перевалке грузов один из перевозчиков вывозит сначала  местную продукцию (предназначенную  для местных организаций), а когда  появляются излишки вагонов, начинает разбирать завалы из грузов на причалах, в результате чего грузы поступают  в адрес получателя со значительной просрочкой.

Задержке грузов в пунктах  перевалки способствуют также переучеты, перепроверки, разбор пакетов груза, которые нередко проводят перевозчики  в пунктах перевалки. В результате теряется драгоценное время, нарушается ритмичность работы транспорта, излишне  затрачиваются огромные средства. Это  одна из причин того, что грузы доставляются с просрочкой.

Выходом из этого положения  явилось бы установление на всех видах  транспорта конкретных сроков нахождения грузов в пункте перевалки и предусмотрение в транспортных уставах и кодексах санкций за нарушение этих сроков, которые предъявлялись бы виновному перевозчику.

Просрочка доставки груза  при его перевозке может явиться  причиной его порчи либо повреждения. В этом случае кроме возмещения ущерба, причиненного порчей, повреждением, транспортная организация обязана уплатить штраф  за просрочку его доставки.

Следует отметить, что транспортное законодательство не всегда придерживалось этого правила. Например, ст. 193 Устава железных дорог 1954 г. предусматривала, что железная дорога не уплачивает штраф за просрочку доставки груза, если она уже уплатила возмещение за порчу груза, происшедшую вследствие просрочки.

В практике разрешения споров по несохранным перевозкам нередко  возникает вопрос: отвечает ли транспортная организация за порчу скоропортящегося груза, поступившего в пункт перевалки, если он доставлен с нарушением ответственного срока доставки (с просрочкой), но в пределах срока транспортабельности  груза, указанного грузополучателем?

Для разрешения этого вопроса  необходимо выявить юридическую  природу и правовое значение срока  транспортабельности грузов, который  указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, и его соотношение со сроком доставки, т.к. природа и правовое значение срока транспортабельности в науке и практике не выяснены, порядок его определения нормативно не урегулирован, а санкции за неправильное его указание не установлены. В качестве примера рассмотрим соотношение этих сроков при перевозках скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте, где перевозится наибольшее количество таких грузов.

В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель обязан вместе с накладной представить  перевозчику документ о качестве груза (сертификат), в котором указывает  наименование, номер и дату выдачи документа о качестве и срок транспортабельности в сутках. Более подробно эта операция описана в Правилах перевозки скоропортящихся грузов.

Таким образом, на грузоотправителя возложена обязанность указать срок транспортабельности отправляемого скоропортящегося груза. Ни Устав, ни Правила не указывают, в каком порядке эти сроки устанавливаются и чем руководствуется грузоотправитель, устанавливая срок транспортабельности. Однако, как показывает практика, сроки транспортабельности, которые указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, часто превышают сроки доставки.

Например, садвинсовхоз "Булунгур-2" в качественном удостоверении определил срок транспортабельности винограда в 20 суток, а перевозчик доставил его за 11 суток, хотя и этот срок превышал срок доставки и груз был доставлен с просрочкой. Значительная разница между сроком, указанным в удостоверении о качестве, и фактическим сроком доставки свидетельствует о том, что сроки транспортабельности, которые устанавливает грузоотправитель, ни на чем не основаны и указываются без учета действующих в настоящее время сроков доставки.

Согласно Правилам перевозок  скоропортящихся грузов такие грузы  не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный  в удостоверении о качестве, менее  срока доставки, установленного Правилами  исчисления сроков доставки грузов. В  то же время в Правилах ничего не говорится о тех случаях, когда  сроки транспортабельности намного  превышают сроки доставки грузов.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки  доставки грузов и правила их исчисления утверждает Министерство путей сообщения  по согласованию с Министерством  экономики Российской Федерации.

Срок доставки - это ответственный  для перевозчика срок, в течение  которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт  назначения (либо в пункт перевалки  груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с  грузом и является обязательным для  перевозчика. Нарушение именно этого  срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика.

Утвержденные Министерством  путей сообщения и согласованные  с Министерством экономики сроки  доставки грузов публикуются в сборниках  правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

При сравнении срока транспортабельности  со сроком доставки можно сделать  вывод, что при перевозках грузов основным сроком для перевозчиков при  перевозке скоропортящихся грузов должен являться срок доставки.

Устанавливая срок транспортабельности (который, как  правило, всегда больше срока доставки), грузоотправитель как бы дает гарантию грузополучателю в доставке в  сохранности данного груза, причем в этот срок входят не только перевозка, но также и доставка на склад получателя. И если в пределах срока транспортабельности  произошла порча продукции (в  тех случаях, когда груз был доставлен  в адрес грузополучателя в  пределах срока доставки) и перевозчик докажет, что эта порча произошла  по причинам, от него не зависящим, ответственность должна быть возложена на грузоотправителя.

 

 

Содержание

Введение

1. Понятие договора перевозки

2. Виды договоров

2.1 Договор перевозки грузов

2.2 Договор перевозки пассажира

2.3 Договор перевозки багажа

3. Правоотношения, возникающие между  грузоотправителем и перевозчиком

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Транспорт - это связующее звено  в экономике любого государства  и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного  производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный  и воздушный транспорт. Кроме  того, выделяется также особая разновидность  транспорта - трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.

В главе 40 ГК РФ содержатся определения  целого ряда договоров, регулирующих отношения  по перевозкам грузов, пассажиров и  багажа. Помимо традиционных договоров перевозки груза и пассажира в данной главе ГК РФ упоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: договор фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта, регламентирующие взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом общего пользования; договор об организации перевозки грузов; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

Все указанные в Гражданском  кодексе РФ положения предназначены  для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки  грузов, пассажиров и багажа, а также  иных транспортных обязательств. Они  обязательно должны учитываться  действующим транспортным законодательством.

В современных условиях уже нельзя говорить об одном - единственном договоре перевозки, сконструированном по модели реального договора, в соответствии с которым перевозчик обязуется  доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его  получателю или иному управомоченному лицу, а грузоотправитель - уплатить провозную плату.

Предметом исследования данной работы будут являться нормы действующего законодательства РФ, закрепляющие основные положения договоров перевозки.

Представляется необходимым дать определение договора перевозки, установить какие существуют виды договоров  перевозки, как проявляются права  и обязанности сторон.

1. Понятие договора перевозки

В отличие от других глав ГК, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающих во многих случаях  необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, главы 40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок  всеми видами транспорта согласно ст. 784 осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми  в соответствии с ними правилами.

Информация о работе Понятие и виды договора перевозки