Понятие и виды договора перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:12, реферат

Описание работы

Транспорт - это связующее звено в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.

Содержание работы

Введение
1.Система правового регулирования договора перевозки
1.1.Гражданский кодекс РФ
1.2.Транспортные уставы и кодексы,регулирующие договорные отношения,связанные с перевозками
1.3.Правила перевозок и тарифы
2.Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1.Система договоров перевозки
2.1.1.Договор перевозки груза
2.1.2.Договор перевозки пассажира
2.1.3.Договор фрахтования(чартер)
2.1.4.Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров,багажа
2.1.5.Договоры об организации перевозки грузов
2.1.6.Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов
2.1.7.Правоотношения,возникающие между грузоотправителем и перевозчиком,регулируемые статьей 791 ГК РФ
2.2.Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных нормативных правовых актов
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и виды договора перевозки.docx

— 196.05 Кб (Скачать файл)

Существует точка зрения, согласно которой перечень обстоятельств, освобождающих транспортные организации  от ответственности за несохранность перевозимых грузов, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит*(175).

Сторонники этой точки  зрения считают, что если транспортная организация докажет отсутствие своей вины, но обстоятельства, которые  послужили причиной утраты, недостачи, порчи или повреждения груза, не содержатся в перечне случаев, приведенных в Уставе железнодорожного транспорта (ст. 118), то не будет оснований для освобождения железной дороги от ответственности.

Между тем анализ статей транспортных уставов и кодексов ставит под  сомнение данное утверждение. Во всех статьях перечню обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности  за несохранность грузов, предшествует слово "в частности", что свидетельствует о том, что данный перечень не может быть исчерпывающим, а является примерным.

Обстоятельства, которые  исключают ответственность перевозчика  за несохранность грузов на различных видах транспорта, можно разделить на две наиболее характерные группы по признаку распределения бремени доказывания между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем).

Первая группа предусматривает  презумпцию вины перевозчиков, и согласно содержанию этих статей перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины, в  противном случае он должен нести  ответственность за несохранность груза.

Следует отметить, что эти  обстоятельства на всех видах транспорта в основном одинаковые, и это дает возможность выделить наиболее характерные.

К ним относятся: а) вина грузоотправителя и грузополучателя; б) особые естественные свойства перевозимого груза, вызвавшие  его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу  и другие последствия; в) недостатки тары или упаковки, которые не могли  быть замечены по наружному виду при  приеме груза к перевозке, или  применение тары, не соответствующей  свойствам груза или установленным  стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или предосторожности для сохранности груза при перевозке или хранении; д) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Рассмотрим каждое из этих обстоятельств.

Обстоятельства, изложенные в п. а), основаны на общем правиле, согласно которому должник освобождается  от ответственности, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств обусловлено виновными действиями кредитора.

Именно перевозчик должен доказать, что приводимые им обстоятельства имели место в действительности и они являются причиной утраты либо повреждения груза, что соответствует  ст. 401 Гражданского кодекса, по которой отсутствие вины доказывается лицом, допустившим нарушение обязательства. Согласно п. б) перевозчик не отвечает за повреждение или порчу перевозимого груза, если докажет, что повреждение, порча груза произошли вследствие особых естественных свойств перевозимого груза, вызвавших его поломку, ржавчину и т.п.

Сюда могут быть отнесены лишь такие повреждения груза, которые  произошли вследствие его особых естественных свойств при условии отсутствия причинной связи между последствиями и виновными противоправными действиями перевозчика, грузополучателя либо грузоотправителя и не вызваны воздействием на груз каких-либо внешних факторов.

Дать исчерпывающий перечень грузов, которые по своим свойствам  подвержены при перевозке поломке, ржавчине и т.д., не представляется возможным, т.к. такие грузы весьма разнообразны, и поэтому арбитражным судам  в каждом конкретном случае приходится тщательно исследовать обстоятельства дела, прежде чем вынести решение.

Если перевозчик докажет, что несохранность перевозимого груза произошла вследствие недостатков тары или упаковки, то он освобождается от ответственности за несохранность данного груза (п. в)).

И это не случайно, т.к. грузоотправитель до предъявления груза к перевозке  обязан подготовить его таким  образом (упаковать, затарить), чтобы обеспечивалась безопасность перевозки, сохранность груза и самих транспортных средств.

Вместе с тем важным условием при освобождении перевозчика  от ответственности по данным основаниям является то обстоятельство, что недостатки тары или упаковки не могли быть обнаружены перевозчиком при приемке  груза к перевозке.

Если недостатки тары или  упаковки носили явный характер, а  перевозчик все-таки принял груз к перевозке, то вся ответственность за последствия  будет возложена на перевозчика.

Сохранность грузов при перевозке  их на различных видах транспорта обеспечивается соблюдением соответствующих  правил перевозки, обращения с грузом в пути и т.п. (п. г)).

В зависимости от свойств груза для обеспечения его сохранности устанавливаются кроме общих правил еще и особые меры и правила предосторожности при перевозке.

В них учитываются особые свойства груза, способные вызвать  неблагоприятные последствия, если не будут приняты необходимые  меры защитного и предупредительного характера.

Необходимость соблюдения особых условий и мер предосторожности для сохранения груза обусловливает  обязательность включения всех сведений о перевозимом грузе в перевозочные документы.

Перевозчик не несет ответственности  за утрату, повреждение либо порчу  груза, которые наступили вследствие сдачи груза к перевозке без  указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий  или мер предосторожности для  его сохранения при перевозке. По грузам, перевозимым на основании  особых правил или требующим соблюдения особых мер предосторожности при  перевозке, грузоотправитель обязан проставлять  в накладной (коносаменте) предусмотренный правилами перевозок данного груза штемпель или надпись об особых свойствах груза.

Невыполнение этой обязанности  лишает перевозчика возможности  обеспечить сохранность перевозимого груза, и он признается невиновным в  его утрате или порче, если докажет, что грузоотправитель сдал груз без  указания в накладной (коносаменте) его особых свойств, вследствие чего не были приняты надлежащие меры по его сохранению.

Для отдельных видов груза  установлена определенная норма  влажности, при превышении которой  они не должны предъявляться к  перевозке (п. д)). Перевозчик освобождается от ответственности за несохранность груза, если докажет, что влажность последнего превышала установленную норму.

Например, при перевозке  зерна в сухую жаркую погоду влажность  его значительно уменьшается. Изменение  влажности влечет за собой изменение  веса, причем убыли в весе всегда бывает больше процента снижения влажности.

Помимо указанных обстоятельств  при перевозках грузов на морском  транспорте перевозчик отвечает за порчу, повреждение либо утрату груза, если не докажет, что утрата, недостача  или повреждение произошли не по его вине, в частности вследствие непреодолимой силы; опасностей и  случайностей на море и в других судоходных водах; спасения человеческих жизней, судов и грузов; военных действий и народных волнений и т.д.*(176).

Вторая группа обстоятельств предусматривает презумпцию невиновности перевозчика. В статье 118 Устава железнодорожного транспорта, ст. 118 Кодекса внутреннего водного транспорта, ст. 168 Кодекса торгового мореплавания и ст. 133 Устава автомобильного транспорта перечисляются обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за несохранность груза при перевозке, когда бремя доказывания вины перевозчика возложено на грузоотправителя или грузополучателя при получении груза в пункте назначения.

К таким обстоятельствам  относится, например, прибытие груза  в пункт назначения в исправном  состоянии, за исправными запорно-пломбировочными  устройствами (пломбами), установленными грузоотправителем. Предполагается, что  доступа к грузу во время его  следования в адрес грузополучателя  не было.

Перевозчик несет ответственность  за недостачу груза лишь в том  случае, если будет доказано обратное.

Перевозка груза на открытом подвижном составе, на палубе судов  сама по себе может явиться причиной недостачи груза (например, выветривание угля при перевозке его по железной дороге). И если этот груз находится  в перечне грузов, которые допускаются  к перевозке на открытом подвижном  составе либо на палубе судна, то перевозчики  не отвечают за сохранность перевозимого груза.

Отдельные грузы перевозятся  в сопровождении проводников, и  транспортное законодательство освобождает  перевозчиков в этих случаях от ответственности  за недостачу либо повреждение груза, если предъявитель претензии не докажет, что повреждение, порча груза  произошли по вине перевозчика.

Следует отметить, что содержание соответствующих статей в уставах  и кодексах существенно различается. Так, согласно ст. 118 Устава железнодорожного транспорта и п. "в" ст. 132 Устава автомобильного транспорта перевозчики  освобождаются от ответственности  за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза в случаях, если груз перевозился в сопровождении  проводника (экспедитора) грузоотправителя или грузополучателя.

В пункте 2 ст. 118 Кодекса внутреннего  водного транспорта указано, что  перевозчик освобождается от ответственности  за утрату, уменьшение веса, порчу или  повреждение груза, если они произошли вследствие непринятия мер, необходимых для сохранения груза, представителем грузополучателя или грузоотправителя, сопровождающим груз.

В статье 168 Кодекса торгового  мореплавания указывается, что перевозчик не отвечает за недостачу груза, сопровождаемого  проводником отправителя или  получателя, если только получатель не докажет, что недостача груза  произошла по вине перевозчика.

Указание о том, что  перевозчики освобождаются от ответственности  при сопровождении груза проводниками, дало основание некоторым авторам  сделать вывод о том, что ответственность  перевозчиков в этом случае вообще исключается, поскольку отправитель  принимает на себя охрану груза в  лице своего доверенного представителя - проводника, сопровождающего груз*(177).

Однако такой вывод  следует признать ошибочным*(178).

Во-первых, было бы неправильным считать проводника полномочным  представителем грузоотправителя.

В соответствии со ст. 182 Гражданского кодекса представитель наделен  правом совершения сделок, направленных на создание, изменение и прекращение  гражданских прав и обязанностей представляемого. Однако этого нет  при сопровождении скоропортящейся  и приравненной к ней продукции.

Задача проводника, сопровождающего  груз, более скромная - он выполняет  только технические функции, обеспечивающие сохранность груза. Так, Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей дороге*(179) предусматривают, что в обязанности проводников входят: непосредственная охрана сопровождаемого ими груза, уход за живностью, принятие необходимых мер для предохранения грузов от порчи (поддержание в вагоне установленной температуры, вентилирование вагонов и т.п.), наблюдение за креплением и устойчивостью груза в вагоне, а также сдача сопровождаемых грузов получателям.

Во-вторых, неверно, что присутствие  проводника грузоотправителя всегда исключает  ответственность перевозчиков. Примером может служить отправка по железной дороге со ст. Дербент в г. Братск груза в сопровождении проводника. На протяжении всего пути следования (а груз следовал железнодорожно-водным путем) проводником были предприняты все меры для сохранности груза, однако перевозчик вынужден был реализовать груз до поступления его на станцию назначения, т.к. началась его порча из-за просрочки в доставке. Естественно, что за ущерб, причиненный порчей груза, ответственность должен нести перевозчик, хотя груз и сопровождался проводником.

§ 8. Ответственность  перевозчика за просрочку доставки грузов

Сроки доставки грузов оказывают  прямое и непосредственное влияние  на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят  эффективность работы транспорта, ускорение  оборачиваемости транспортных средств  и в значительной мере сохранность  перевозимых грузов. Поэтому своевременная  доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную  ответственность.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность  транспортных предприятий перед  грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, т.к., хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей (в том числе при просрочке в доставке), перевозчик имеет возможность, в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки, обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке. Это указано в § 131 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Информация о работе Понятие и виды договора перевозки