Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:33, курсовая работа
На стадии эскизного проектирования определены геометрические параметры цилиндрической открытой и червячной закрытой передач, выполнены эскизы валов, выбраны подшипники, произведен их проверочный расчет по динамической грузоподъемности.
Представлен вариант расчета закрытой и открытой передач, определены и проанализированы силы со стороны элементов открытой передачи и муфты. Проведены расчеты, подтверждающие прочность и долговечность окончательно принятых конструкций валов, соединений.
Введение……………………………………………………………………4
1 Кинематический и силовой расчет привода…………………………….5
1.1 Определение КПД существующего привода……………………………5
1.2 Определение мощности привода………………………………………… 5
1.3 Предварительный выбор двигателя………………………………………6
1.4 Передаточное отношение привода………………………………………. 7
1.5 Определение силовых и кинематических параметров привода………..8
2 Срок службы привода……………………………………………………..9
2.1 Условия эксплуатации привода механизма загрузки термопечей……..9
2.2 Нагрузки, действующие на механизмы и машины……………………...10
2.3 Срок службы приводного устройства……………………………………10
2.4 Техника безопасности при эксплуатации …………..…………………..11
2.5 Обслуживание в процессе нормальной эксплуатации…………………11
3 Выбор материалов червячных передач…………………………………12
3.1 Определение основных материалов червячных передач………………12
4 Расчет червячного зацепления……………………………………………14
4.1 Проектный расчет……………………….…………………………………14
4.2 Проверочный расчет …………………………………...…………………18
5 Расчет открытого зубчатого зацепления…………………………………21
5.1 Расчет зубчатых прямозубых зацеплений……………………………….21
5.2 Проверочный расчет открытого зубчатого зацепления…………………23
6 Смазочные устройства и уплотнения…………………………………….26
6.1 Смазка зубчатых и червячных передач…………………………………..26
7 Определение посадок соединений……………………………………….28
8 Расчет валов………………………………………………………………. 29
8.1 Материалы для валов……………………………………………………..29
8.2 Проектировочный расчет валов………………………………………….29
8.3 Эскизная компоновка редуктора…………………………………………30
8.4 Проверочный расчет валов……………………………………………….31
9 Проверочный расчет подшипников………………………………………44
10 Оценка технического уровня редуктора ………………………………..46
11 Подбор соединительных муфт……………………………………………47
11.1 Установка муфт на валах…………………………………………………47
11.2 Муфты упругие втулочно-пальцевые МУВП…………………………...47
11.3 Предварительный выбор муфты………………………………………… 48
Список использованных источников…………………………………….50
Приложение А Спецификация…………………………………………… 51
Приложение Б Спецификация……………………………………………52
Приложение В Спецификация…………………………………………… 53
8 Расчет валов
Расчет валов на прочность
проводят в два этапа. Первый этап
- проектировочный (ориентировочный) расчет
вала. Второй этап - проверочный расчет,
выполняемый на основе окончательно
разработанной конструкции
Порядок расчетов следующий:
а) выбирают материал;
б) проводят предварительный проектировочный расчет и разрабатывают конструкцию вала в процессе эскизной компоновки редуктора;
в) составляют расчетную схему вала и определяют действующие силы;
г) выбирают подшипники и, если это необходимо, вносят изменения в конструкцию вала;
д) строят эпюры моментов;
е) проводят проверочный расчет на прочность.
8.1 Материалы для валов
Для валов и осей применяют углеродистые и легированные стали в виде проката и поковок. Для валов рекомендуется применять качественные углеродистые и легированные стали марок: 45 по ГОСТ 1050-88; 40Х, 40ХН, 30ХГТ и др. по ГОСТ 4543-71, подвергаемые улучшению или закалке.
Механические характеристики сталей, наиболее часто применяемых для изготовления валов и осей, даны в таблице [10, стр. 53].
8.2 Проектировочный расчет валов
Расчет ведут на кручение по пониженным допускаемым напряжениям Минимальное значение диаметра вала d, мм, определяют по формуле
dmin = ; |
(8.1) |
где Т – расчетный крутящий момент на валу, Н×м;
[t]k – допускаемое касательное напряжение. МПа. Допускаемое касательное напряжение принимают пониженным и равным [t]k = 15...30 МПа с учетом того, что, кроме кручения, вал работает на изгиб. Меньшие значения [t]k - для быстроходных валов, большие - для тихоходных. При предварительном расчете быстроходного и тихоходного валов редуктора целесообразно сначала определить диаметры выходных концов. Затем определяется диаметр в местах посадки шестерни для выходного вала одноступенчатого редуктора. При этом принимают [t]k = (0,025...0,003)sв. Кроме того, диаметр выходного конца быстроходного вала редуктора, соединяемого муфтой с электродвигателем, должен удовлетворять условию dвх = (0,8... 1,2) dэл.
Для быстроходного вала:
d = 5×3ÖТк – значение диаметра вала d, мм;
dп = d + 2×t – диаметр посадки под подшипник;
dбп = dп + 3,2×r – диаметр бурта упора под внутренне кольцо подшипника.
Для тихоходного вала:
d = 4,8×3ÖТк – значение диаметра вала d, мм;
dп = d + 2×t – диаметр посадки под подшипник;
dбп = dп + 3,2×r – диаметр бурта упора под внутренне кольцо подшипника;
dk >= dбп.
Таблица 8.1 – Параметры размеров заплечиков и посадочных мест под галтели.
d |
17-24 |
25-30 |
32-40 |
42-50 |
52-60 |
62-70 |
71-85 |
t |
2 |
2,2 |
2,5 |
2,8 |
3,0 |
3,3 |
3,5 |
r |
1,6 |
2 |
2,5 |
3,0 |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
Остальные диаметры валов назначаются по конструктивным соображениям. Все величины диаметров валов в местах посадок с сопряженными с ними деталями должны быть округлены до ближайших стандартных значений по ГОСТ 6636-69. Диаметры посадочных мест валов под подшипники качения должны быть приняты в соответствии с размерами подшипников.
По найденным диаметрам валов и размерам зубчатых колес выполняется эскизная компоновка редуктора.
8.3 Эскизная компоновка редуктора
Основная цель эскизной компоновки редуктора - размещение колес и подшипников на валах с целью выявления расстояний между ними для выполнения уточненного расчета вала.
Эскиз выполняется на миллиметровой бумаге мягким карандашом желательно в масштабе 1:1. Сначала наносятся геометрические оси валов в соответствии с принятыми межосевыми расстояниями, а затем намечаются контуры передачи. На валах размещаются колеса и указываются их габаритные размеры. По мере разработки компоновочного эскиза могут возникнуть некоторые изменения в размерах зубчатых колес, что потребует уточнения кинематических расчетов. В расчетно-пояснительной записке должен быть приведен только окончательный вариант кинематического расчета. Подшипники качения в процессе компоновки подбираются ориентировочно по расчетному диаметру каждого вала. Серия подшипника выбирается произвольно, например, средняя серия подшипников. Окончательные размеры подшипников устанавливаются после уточненного расчета вала и подшипников.
На эскизе разрабатываются основные элементы корпуса редуктора: наносится внутренний контур, указываются размеры стенок, бобышек, расположение крепежных болтов. Форма корпуса должна быть технологичной, т.е. удобной для несложного и качественного изготовления. При серийном выпуске редукторов целесообразно применять литые корпуса, а при индивидуальном – сварные. Размеры элементов корпусов и сопряженных деталей следует принимать по технологическим и монтажным соображениям.
Расстояние между упорным
уступом муфты и крышкой
8.4 Проверочный расчет валов
Двухопорный вал принимают за шарнирно - закрепленную балку. Опору, воспринимающую радиальные и осевые нагрузки, считают шарнирно-неподвижной, а воспринимающую только радиальные нагрузки - шарнирно-подвижной. Для опор с радиальными подшипниками опорную реакцию принимают в виде сосредоточенной силы, приложенной в среднем сечении подшипника.
8.4.1 Силы, действующие на валы
В расчетах силы и моменты принимают за сосредоточенные, приложенные на середине длины воспринимающих их элементов. Нагрузки передаются ступицами муфт, звездочек, зубчатых колес, поэтому средние сечения ступиц принимаются за расчетные, передающие на вал силы и моменты. Расчетной называют максимальную нагрузку среди длительно действующих нагрузок. Весом валов и насаженных деталей, а также центробежными силами пренебрегают.
Основные нагрузки на валы создают силы, действующие в зацеплении (рис. 8.1). Зависимости для их определения представлены в таблице 8.2.
Таблица 8.2 – Зависимости для определения сил, действующих в зацеплении
Параметры |
Значение на червяке, колесе | |||
ведущее |
ведомое | |||
Силы: |
буквенное |
цифровое |
буквенное |
цифровое |
Окружная, Н |
Ft1=2T1×103/d1 |
867,50 |
Ft2=2T2×103/d2 |
366,88 |
Радиальная, Н |
Fr1 = Fr2 |
133,53 |
Fr2 = Ft2×tg(a) |
133,53 |
Осевая |
Fa1=Ft2 |
366,88 |
Fa2=Ft1 |
867,50 |
Тип зацепления |
червячное |
где Т – крутящий момент на колесе, червяке, Н×м;
d – делительный диаметр червяка и колеса червячной передачи, м;
а – угол профиля зацепления на червяке, а = 20о.
Направление окружной силы Ft, зависит от направления вращения колеса и от того, является колесо ведущим или ведомым. Радиальная сила Fr, направлена по радиусу к центру рассматриваемого колеса. Направление осевой силы Fa зависит от направления вращения, направления наклона зубьев колеса и от того, является колесо ведущим или ведомым. Кроме вышеуказанных сил, на входной вал редуктора действуют консольные силы со стороны муфты и на выходной вал редуктора – открытой передачи. Средняя окружная сила Fм, Н, от воздействия муфты на быстроходном валу определяется по формуле:
Fм = (125…250) ÖТ1 » Fм1; |
(8.2.1) |
Fм1 = СDr × Dr; [10, стр. 251] |
(8.2.2) |
Fм = 294,5 …736,3 = 700 Н
СDr – радиальное смещение, мм, [10, стр. 422];
Dr – радиальная жесткость муфты, Н/мм, [10, стр. 252].
Сила, действующая на тихоходный вал от открытой передачи, Fоп, Н, определяется по формуле (6.18):
Fоп = kb × Ft + 2 × Fo |
Fоп = 6626,87 Н
Определяются проекции данной силы Fоп на оси координат Ох, Оу:
Fу = Fоп × sin (q); |
(8.3.1) |
Fx = Fоп × cos (q); |
(8.3.2) |
Fу = 6626,87 × sin 0,0 = 6626,87 Н;
Fx = 6626,87 × cos 0,0 = 0,00 Н.
Так как силы Fм и Fоп могут иметь любое направление, то при определении реакций в подшипниках и изгибающих моментов на валах принят наихудший вариант: в первом случае «плюс» Fм и Fоп, в другом - «минус».
Схемы нагружения валов силами в зацеплении и характер эпюр изгибающих и крутящих моментов показаны на рисунках 8.1 и 8.2.
На этих рисунках ось Z направлена вдоль оси вала, ось X перпендикулярна ей, параллельна вектору окружной силы, ось Y - перпендикулярна осям X и Z.
8.4.2 Определение опорных реакций и построение эпюр моментов
Опорные реакции определяют, составляя уравнение равновесия в каждой из плоскостей действия сил. Так как направление вращения вала в процессе эксплуатации может измениться, расчет вала и подшипников ведут по наихудшему случаю нагружения. Для его определения необходимо рассмотреть оба возможных направления действующих сил.
Нагрузка на подшипники
и валы может быть уменьшена правильным
выбором местонахождения
Быстроходный вал
Определение реакций в подшипниках
Опорные реакции, Н, (сумма всех момент и моментов, образованных парой сил, относительно точек 1 и 3):
SМ3(FN) = 0; –Ray×lb+Fa1×d1/2–Fr1×lb/2=0;
SМ1(FN) = 0; Fr1×lb/2+Fa1×d1/2–Rby×lb=0;
из уравнений определяют
Ray=[Fa1×d1/2–Fr1×lb/2] / lb;
Ray = [366,88×80/2–133,53×330/2] /330 = -22,3 Н
Rby = [Fr1×lb/2+Fa1×d1/2] / lb;
Rby = [133,53×330/2+366,88×80/2] / 330 = 111,2 Н
Проверка:
SFy = 0; Rby-Fr1-Ray=0;
0 = 111,2–133,53--22,3;
0 = 0, условие выполняется.
Эпюра изгибающих моментов относительно оси Ох в характерных сечениях:
Mx1 = 0 Н×м;
Мх2 = –Ray×lb/2 = -22,3×0,33/2 = -3,7 Н×м;
Mx3 = –Ray×lb–Fr1×lb/2+Fa1×d1/2 = 0,00 Н×м;
Mx4 = –Ray×(lb+lm)–Fr1×(lb/2+lm)+Fa1
2) горизонтальная плоскость (плоскость Оxz)
Опорные реакции, Н:
SМ3(FN) = 0; Fm×lm+Ft1×lb/2–Rax×lb=0;
SМ1(FN) = 0; –Rbx×lb–Ft1×lb/2+Fm×(lm+lb)=0;
из уравнений определяют
Rax = [Fm×lm+Ft1×lb/2] / lb;
Rbx = [–Ft1×lb/2+Fm×(lm+lb)] / lb;
Rax = [700×135+867,50×330/2] / 330 = 720,1 Н
Rbx = [–867,50×330/2+700×(135+330)] / 330 = 552,6 Н
Проверка:
SFx = 0; Rax–Rbx–Ft1+Fm=0;
0 = 720,1 – 552,6 – 867,50 + 700;
0 = 0, условие выполняется.
Эпюра изгибающих моментов относительно оси Оy в характерных сечениях:
My1 = 0 Н×м;
My2 = –Rax×lb/2 = -118,8 Н×м;
My3 = –Rax×lb+Ft1×lb/2 = -94,5 Н×м;
My4 = –Rax×(lb+lm)+Ft1×(lb/2+lm)+Rbx
3) эпюра крутящих моментов, Н×м:
Mk = Mz = Ft1×d1/2000;
Mk = Mz = 867,50 × 80 / 2000 = 34,7 Н×м
4) Определение суммарных радиальных реакций, Н:
Ra = ;
Rb = ;
Ra = 720,5 Н;
Rb = 563,7 Н.
5) определение суммарных
M = ;
M1 = 0 Н×м;
M2 = 118,9 Н×м;
M3 = 94,5 Н×м;
M4 = 14,7 Н×м.
По расчетам, полученным выше, строим график и эпюры нагружения на вал.
Тихоходный вал
Определение реакций в подшипниках
1) вертикальная плоскость (
Опорные реакции, Н, (сумма всех момент и моментов, образованных парой сил, относительно точек 2 и 4):
SМ4(FN)
= 0; Fy×(lоп+lт/2+lт/2)–Rсy×lт–Fr2×
SМ2(FN)
= 0; Fy×lоп+Fr2×lт/2+Fa2×d2/2–Rdy×l
Информация о работе Проект привода механизма загрузки термических печей