Экономический анализ как важнейшее условие эффективной деятельности предприятия ИГиТ (на примере «БО-Бородино»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Современный туризм столь же противоречив, что и процессы, протекающие в современном мире. Но именно туризм стал одним из способов формирования общечеловеческих ценностей, наиболее доступным способом познания, изучения и сохранения исторического, культурного и природного наследия в XXI веке.
В современных условиях гостиница – это предприятие, предназначенное для гостиничного обслуживания граждан, а также индивидуальных туристов и организованных групп.
В работе проведен экономический анализ бизнес отеля "Бородино", предложены мероприятия по повышению эффективности работы гостиницы

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы оценки эффективности деятельности гостиничных предприятий 5
1.1 Состояние и особенности гостиничной индустрии в России 5
1.2 Основные экономические показатели деятельности гостиничных предприятий 16
Глава 2. Характеристика и экономический анализ как основание определение эффективности деятельности «Бородино» 21
« Бородино» 21
2.1 Описание отеля и предоставляемых услуг 21
2.2 Организационная структура отеля и характеристика служб 29
2.3 Экономические показатели деятельности отеля 33
Глава 3 Пути повышения эффективности отеля 39
3.1. Предложения по продвижению услуг отеля 39
3.2. Улучшение системы стимулирования персонала 47
3.3. Программа лояльности для постоянного гостя 51
Глава 4 . Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 53
4.1. Оценка эффективности продвижения услуг отеля 53
4.2. Оценка эффективности улучшения системы стимулирования персонала 59
4.3. Оценка эффективности программы лояльности для постоянного гостя 62
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения

Файлы: 1 файл

2011. Курсовая. Эконом анал... эффективн деят (ИГиТ).doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

      В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» обязательными для всех видов туристских услуг являются следующие требования:

  • безопасность жизни и здоровья;
  • сохранность имущества туристов и экскурсантов;
  • охрана окружающей среды.

      В России впервые введен в действие ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов», являющийся основным документом при обязательной сертификации туристских услуг, и предназначен для предприятий всех организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, оказывающих туристские услуги населению.

      В соответствии с этим стандартом при  оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска  для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (во время стихийных бедствий и пр.).

      Риск  для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:

  • существования источников риска;
  • проявления данного источника на опасном для человека уровне;
  • подверженности человека воздействию источников опасности.

      Вредные факторы (факторы риска) в туризме  могут быть классифицированы следующим  образом:

  • травмоопасность;
  • воздействие окружающей среды;
  • пожароопасность;
  • биологические воздействия;
  • психофизиологические нагрузки;
  • опасность излучений;
  • химические воздействия;
  • повышенная запыленность и загазованность;
  • прочие факторы;
  • специфические факторы риска.

      Контроль  за выполнением требований безопасности туристских услуг обеспечивают органы государственного управления в соответствии с их компетенцией. Контроль осуществляется в начале сезона при проверке готовности туристского предприятия и трассы к эксплуатации, а также в ходе текущих проверок.3

      Текущие проверки обеспечения безопасности туристов проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров (испытаний) зданий, сооружений, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения и инвентаря, выдаваемого туристам пунктами проката, проверок приготовления пищи, сроков и условий хранения и транспортирования продуктов питания, проверок готовности туристов к выходу в походы.

      Контроль  безопасности обслуживания туристов осуществляется на основе использования следующих  методов:

  • визуального (путем осмотра соответствующих объектов);
  • территории, по которой проходит трасса туристского похода, туристского снаряжения и инвентаря и пр.);
  • с использованием средств измерения (измерения состояний окружающей среды, качества воды, воздуха; технического состояния трассы, подъемных механизмов, транспортных средств);
  • социологических исследований (путем опроса самих туристов и обслуживающего персонала);
  • аналитического (анализа содержания документации: паспорта трассы, медицинского журнала осмотра туристов, выходящих на маршрут, других документов; обобщений результатов всех других обследований).

     Сейчас  в туризме существуют две тенденции: подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке. Хотя стабильность на мировых финансовых рынках привела к некоторым изменениям в отпускных привычках туристов (увеличилось число поздних бронирований, а расходы во время отдыха уменьшились), правомерно сделать вывод о том, что туризм стал глубоко укоренившейся частью культуры конца XX века.

     Современное развитие туризма в России характеризуется  наличием глубоких противоречий в его  организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.

     Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

     Данный  бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые  инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок  окупаемости затрат.

     В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых  услуг приводит к увеличению числа  рабочих мест намного быстрее, чем  в других отраслях временной промежуток между ростом спроса   на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный.

     Россия  располагает огромными потенциальными возможностями для приема иностранных  туристов: широта территории, богатое  историческое и культурное наследие, сохранившаяся дикая природа в отдельных регионах.

     Туризм  в России - это развивающийся комплекс, поэтому необходимо обращать внимание на опыт зарубежных государств в сфере  управления туристской отраслью. Необходимо постоянно вести поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем, основных направлений государственной политики в сфере туризма.

     Во  многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается  довольно быстрыми темпами и имеет важное социальное и экономическое значение, так как:

  • увеличивает местный доход;
  • создает новые рабочие места;
  • развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;
  • развивает социальную и производственную инфрастуктуру в туристских центрах;
  • активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;
  • обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
  • увеличивает валютные поступления.4

     Положительное влияние туризма на экономику  государства происходит лишь в том  случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

     В целях развития выгодного для  государственного бюджета въездного  туризма требуются правовая поддержка, проведение мероприятий по созданию положительного имиджа страны и продвижению  России как привлекательного для  иностранных туристов туристского региона.

     Так, в частности, национальными туристскими  администрациями  зарубежных государств тратятся огромные бюджетные средства на развитие туризма, в том числе  на рекламу, что является показателем  того внимания, которое уделяется туристской отрасли за рубежом.

     Анализ  современного состояния туризма  в России позволяет проследить основные тенденции его развития:

  • преобладание выездного туризма - это  приводит к оттоку туристского капитала за границу;
  • число туристских фирм превышает спрос на туристские услуги - отсюда острая конкурентная борьба на рынке;
  • существующая материальная база нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;
  • из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;
  • сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;
  • процесс внедрения иностранных гостиничных компаний происходит только в Москве и С.- Петербурге.5

     Государственные организации, занимающиеся управлением туризма на федеральном и региональном уровнях, стремятся  уделить должное внимание развитию внутреннего туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют также национальные общественные организации.

     Зарубежный  туризм и опыт управления в сфере  туризма иностранными государствами  является на сегодняшний день важным объектом изучения. И, наконец, нужно уделять огромное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны, и, следовательно одним из основных направлений государственной политики в указанной области. 

 

1.2 Основные  экономические показатели  деятельности гостиничных  предприятий

 

     В экономической литературе и практике считается, что основной, а часто единственно возможный показатель оценки эффективности гостиницы это коэффициент загрузки. Он показывает интенсивность использования номерного фонда гостиницы вне зависимости от финансовых результатов его использования, именно в этом и заключается его преимущества и недостатки.6

     Так, в гостиничном деле наиболее распространенным показателем для оценки эффективности  использования производственных мощностей  является процент занятых комнат в общем числе мест в гостинице. В качестве показателя производительности труда здесь используется отношение числа занятых мест к общей численности работников гостиницы.

     Другие  автору считают, что деятельность гостиничных предприятий измеряется экономическими показателями, которые можно подразделить на: 7

     -стоимостные и натуральные (в зависимости от единиц измерения);

     -количественные и качественные;

     -объемные (выраженные в абсолютных величинах) или удельные (выраженные в удельном весе показателя в общем объеме).

     Все показатели, используемые для маркетингового анализа деятельности гостиничного предприятия, можно свести в систему:

     -показатели, характеризующие численность и структуру гостиничного персонала (численность персонала, количество персонала на одного гостя, норматив персонала на один рубль дохода и др.);

     -показатели, характеризующие величину, структуру и динамику доходов гостиничного предприятия (средняя цена проданных номеров в сутки, средняя цена располагаемых номеров, темпы прироста дохода и др.);

     -показатели, характеризующие величину, структуру и динамику затрат гостиничного предприятия (средняя себестоимость различных видов услуг с номера в сутки, средняя заработная плата персонала, соотношение постоянных и переменных расходов, общая себестоимость и др.);

     -показатели, характеризующие деловую активность гостиничного предприятия (средний коэффициент загрузки номеров, среднее количество ежедневно готовых к сдаче номеров, среднее количество реализуемых за сутки номеров, средний суточный тариф проживания, средний коэффициент загрузки кроватей и др.);

     -показатели, характеризующие спрос на услуги гостиничного предприятия (эластичность спроса, детерминанты спроса и др.);

     -показатели, характеризующие ценовую политику гостиничного предприятия (средний суточный тариф номера, средний суточный тариф в среднем по отрасли, уровень цен по сравнению с конкурентами и др.);

     - показатели, характеризующие конкурентоспособность товара (единичные показатели конкурентоспособности, групповые показатели конкурентоспособности, интегральный показатель конкурентоспособности (например, рейтинговая оценка));

     - показатели, характеризующие эффективность деятельности гостиничного предприятия по оказанию услуг (рентабельность продаж, себестоимость, капиталоотдача, доход на одного сотрудника, полученный доход к планируемому и др.),

     - показатели, характеризующие результаты финансовой деятельности различных подразделений (средняя стоимость покупки одного клиента ресторана, оборачиваемость мест в ресторане, объем продаж предприятий питания, объем продаж дополнительных услуги др.). 8

     Экономика гостиничного предприятия определяется структурой доходов и расходов. Статистические данные о доходах и расходах типового для мировой индустрии гостиничного предприятия публикуют ВТО, МГА и другие гостиничные ассоциации, специализированные исследовательские и маркетинговые компании. На протяжении последнего десятилетия, когда гостиничная индустрия функционировала уже как сформировавшаяся мощная отрасль, эти среднестатистические показатели имели незначительные изменения.

     Структура доходов. Основными факторами, определяющими доход гостиничного предприятия, являются загрузка номерного фонда и цены на гостиничные услуги (стоимость номера, питания, дополнительных услуг). Для отелей высокой комфортабельности показатель среднегодовой загрузки номерного фонда увеличился за последние 15 лет с 61 до 67,7 %, что свидетельствует о стабильности гостиничной индустрии. Средняя стоимость номера в сутки выросла с 68 до 88,83 долл. США. Средний доход с номера в сутки достиг 61,43 долл.; чистый доход (за вычетом неизбежных платежей) - 11,475 долл.

Информация о работе Экономический анализ как важнейшее условие эффективной деятельности предприятия ИГиТ (на примере «БО-Бородино»)