Экскурсионные услуги как постоянный спутник туристического путешествия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 22:01, реферат

Описание работы

Учитывая возможности, которые раскрывает туризм в общественном развитии, на организаторов экскурсионного обслуживания возлагается ответственность направленная на сохранение и рекреацию трудового потенциала и сохранения его здоровья; духовного, культурного физического и морального развития людей; формирование здорового способа жизни; внедрение экологической культуры.
Основная цель данной работы – углубленное и детальное изучение организации экскурсионного обслуживания.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, цели и задачи экскурсионного обслуживания.
2. Экскурсионные услуги как постоянный спутник туристического путешествия
2.1 . Структура и содержание экскурсии
2.2. Технология создания экскурсионного продукта
2.3 . Экскурсовод и его роль в экскурсии
3. Современное развитие экскурсионных услуг на территории Украины.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Министертво образования и науки Украины.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

Следует также предусмотреть резерв времени (10-15 мин), поскольку возможны задержки на дорогах.

Схему трассы маршрута следует оформить согласно с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 28681.1-95 (дополнение Ж), который является обязательным и включает в себя такие сведения: перечень географических точек следования транспорта по маршруту; перечень остановок; определение места начала экскурсии. Схема трассы маршрута в обязательном порядке утверждается руководителем туристической организации и согласовывается с государственной автомобильной инспекцией, чем подтверждается проезд автобуса и разрешение на остановки и выхода туристов из автобуса для осмотра объектов.

Кроме того, в настоящее время имеются сложности с парковкой транспорта. Эти вопросы находятся в компетенции городских коммунальных хозяйств «Парксервис», поэтому вопросы парковки следует решать с указанной службой и получить специальные разрешения – пластиковые карточки-пропуска [11].

 Подготовка текста экскурсии. По своей сущности вся работа по созданию экскурсии – это работа над ее содержанием. Она начинается уже во время поисков, накопления материалов, изучения первоисточников, специальной литературы. Непосредственно все это закладывается в Контрольный текст экскурсии, который Межгосударственным стандартом определен как «главный «технологический документ, включающий в себя научное актуализированное содержание информации, предоставляемой экскурсантам».

Исходя из этих положений, творческая группа, в состав которой входит 3-7 наиболее творческих и опытных работников экскурсионной организации, работает над созданием контрольного текста.

Контрольный текс экскурсии представляет собой директивный технологический документ, в котором материал основной части экскурсии подан в хронологическом порядке, без учета маршрутной последовательности и структуры экскурсии. В контрольный текст включают также материал к вступлению, заключению, логическим переходам. Объем контрольного текста для автобусной экскурсии (продолжительность 3 часа) составляет приблизительно 80 тыс. знаков. Материалы контрольного текста ориентированы на оказание помощи экскурсоводу для составления собственного индивидуального текста.

Индивидуальный текст отражает структуру экскурсии в соответствии с маршрутом. Материал в нем подается в той последовательности, в которой показываются объекты. Индивидуальный текст имеет четкое разделение на части, каждая из которых посвящена одной из подтем. Все части индивидуального текста строятся по такой схеме:

- характеристика  объекта и общий материал, посвященный  определенному периоду истории в общем по городу, району или области;

- локальный  материал (о конкретном событии);

- обобщения  и выводы;

- логический  переход к следующей подтеме.

Индивидуальный текст – это готовый к исполнению рассказ. При этом, каждая подтема – это также отдельный рассказ, который должен соответствовать содержательной полноте, логической структурированности и организационной четкости.

Структурные части индивидуального текста любой экскурсии обеспечивают общую последовательность вступления, основной части и заключения.

Условное название комплекта информационных и наглядных материалов, которые используются экскурсоводом в ходе экскурсии, носит название «портфель экскурсовода». Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле.

Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть: историческое здание разрушенное временем; деревню, уничтоженную во время военных действий и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание или жилой микрорайон или показать портреты людей, связанных с определенными событиями. С этой целью используются фотографии, а для характеристики будущих построек – проекты зданий, памятников, сооружений.

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод.

Еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографии, макетов, муляжей) [10].

В портфель экскурсовода включаются также географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т.д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме и являются постоянными спутниками экскурсовода. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны в использовании. Их количество не должно быть велико, чтобы не отвлекать внимания экскурсантов от осмотра подлинных объектов и не рассеивать их внимания.

Участники творческой группы, подготавливая новую экскурсию, отбирают из имеющихся в их распоряжении наглядных материалов наиболее выразительные, способные оказать помощь экскурсоводу в раскрытии темы. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем материалы по использованию наглядных материалов «портфеля» включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в «портфель экскурсовода» прикладывается листок с пояснениями или справочным материалом.

Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении всей разработки новой экскурсионной темы.

 Составление технологической  карты экскурсии. Подготовка экскурсии завершается составлением технологической карты экскурсии – основного технологического документа, который определяет, как лучше провести экскурсию, организовать показ объектов, какие методические приемы лучше использовать.

По определению Межгосударственного стандарта, технологическая карта экскурсии – технологический документ, который определяет логическую последовательность осмотра историко-культурных объектов на маршруте. Если экскурсия проводится с разными группами (школьники или взрослая аудитория), целесообразно иметь отдельные технологические карты. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии и утверждается руководителем туристской организации.

Технологическая карта, как и текст экскурсии, состоит из вступительной части, основной части и заключительного слова. Цель экскурсии формулируется отдельно и помещается перед вступлением. Материалы основной части размещаются по схеме, определенной Межгосударственным стандартом. Такая схема (7 граф) является обязательной для всех туристско-экскурсионных организаций (экскурсоводов) Украины.

Все параграфы технологической карты содержат сведения, необходимые для успешного проведения экскурсии, которые изложены предельно лаконично (наподобие плана). Этим определяется объем карты: он не должен превышать 6-12 страниц печатного текста, что зависит от темы и продолжительности экскурсии. Последовательность и содержание граф технологической карты помогает экскурсоводу делать экскурсию логично построенной, компактной, целостной.

Умение пользоваться технологической картой – обязательное условие для работы каждого экскурсовода.

В графе 1 «Участки (этапы) передвижения по маршруту» называют улицы, переулки, проспекты, бульвары, шоссе, площади, которыми проезжает (проходит) экскурсионная группа.

В графе 2 «Места остановок» указывается, где автобус или группа останавливается для показа объекта и рассказа о нем. Например, в обзорной экскурсии по Киеву – «Возле главного входа у университет, напротив памятника Т.Шевченко». В городской автобусной экскурсии, которая продолжается 4 академических часа, летом бывает 3-6 выходов. В загородных экскурсиях, особенность которых состоит в том, что за короткий промежуток времени (14-16 часов) автобус проходит 400-500 км, следует делать остановки на 2-5 минут через каждые 50 км без выхода и через 150-180 км на 8-10 мин с выходом.

В графе 3 «Объекты показа» указываются памятники истории и экскурсионные объекты (основные и дополнительные), которые показывают группе на остановках.

В графе 4 «Продолжительность осмотра» указывается время, необходимое для показа объектов и рассказа о них на остановке и для передвижения группы к другой остановке. Здесь же учитывается время, которое тратится на движение вблизи объектов, если технологической картой предусмотрен осмотр объектов по ходу остановки автобуса.

В графе 5 « Основное содержание информации» необходимо учитывать требования к технологической карте Межгосударственного стандарта, а именно, логическую последовательность просмотра историко-культурных объектов. Здесь дается краткий перечень подтем и основных вопросов.

В графе 6 «Организационные указания» указывают сведения о перемещении группы, меры по обеспечению безопасности на маршруте, выполнение санитарно-гигиенических требований, правил поведения (например, особенности проведения данной экскурсии в зимнее время); указываются точки и ракурсы осмотра объектов показа, выходы экскурсантов из автобуса, конкретные моменты подачи информации.

Графа 7 «Методические указания» содержит информацию относительно создания определенного эмоционально-психологического настроения экскурсантов, использования конкретных методических приемов ведения экскурсии например, где должен стоять автобус или располагаться группа во время показа в разное время года или солнечного освещения в течении дня так, чтобы показ объекта был наиболее эффективным и полным.

Методические указания – наиболее важная часть технологической карты. Здесь перечисляются конкретные детали объектов, на которые экскурсоводу следует обратить внимание при показе, последовательность их анализа; называются методические приемы показа и рассказа и то, как это следует сделать; даются советы по использованию фотографий и документов, схем, материалов «портфеля экскурсовода». В этой графе возможны и такие указания: «Пояснить термины, подготовить группу к зрительному созерцанию.

Называя в технологической карте конкретные методические приемы, следует помнить, что именно с их помощью раскрывается содержание экскурсии, достигается ее познавательная и воспитательная цель. Все методические приемы взаимообусловлены и взаимосвязаны – иногда одни приемы переходят в другие. Их связь, переход осуществляется с помощью дополнительных методических приемов. В зависимости от темы, цели, содержания экскурсии, категории экскурсантов изменяются роль, функции и взаимообусловленность методических приемов. Одни из них становятся основными, другие – дополнительными. Так, при проведении экскурсий архитектурно-градостроительной и искусствоведческой тематики, больше используются приемы показа и анализа, а в литературных – приемы рассказа и литературного монтажа [11].

Прием (сдача) и утверждение экскурсии. При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы, или одному из членов группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее контрольным текстом и методической разработкой, схемой маршрута, содержанием «портфеля экскурсовода», списком использованной литературы.

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

К работе допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.

Все другие экскурсоводы, в дальнейшем самостоятельно подготовившие данную тему, проводят пробную экскурсию в обычном порядке. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

Важным условием жизнедеятельности нового продукта в ассортименте экскурсионного учреждения является постоянная работа по его усовершенствованию. Основой такой работы является регулярное обновление контрольного текста и другой документации по теме.

 

2.3.Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании

 

 Экскурсовод - специалист, под руководством которого происходит процесс познания окружающей действительности в соответствии с требованиями методики проведения экскурсии [5].

Экскурсоводами могут работать лица, имеющие базовое высшее образование, полное высшее образование; имеют удостоверение ил диплом о специальной экскурсионной подготовке и получившие разрешение в установленном порядке [3].

 Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определенных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности. Он должен обладать следующими характерными чертами:

Информация о работе Экскурсионные услуги как постоянный спутник туристического путешествия