Конкурентоспособность предприятия и способы ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:55, дипломная работа

Описание работы

Мировая тенденция развития и насыщения товарных рынков, усиления власти потребителей, обусловила повышение значения торговли. Эффективное согласование спроса и предложения требует наличия торговых посреднических фирм, принимающих на себя важнейшие в настоящее время функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей.
Повышение роли торгового посредничества в организации, доведения товара от производителя до потребителя поставило перед руководителями торговых фирм задачу не только оценки своей деятельности, выявления внутренних резервов совершенствования, но и анализа внешнего окружения, включая изучение конкурентов с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке.
Определение собственной конкурентоспособности с помощью современных методов является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Файлы: 1 файл

Копия Материал на диплом(на проверку!).docx

— 315.49 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ  АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

На тему: «Конкурентоспособность организации и пути ее повышения»

 

Выполнила:

Студентка 51 группы

Забурдаева Е.С.

Проверил:

Проф., д.эк.н. Темный Ю.В.

 

Оценка: __________

Дата:____________

 

 

Набережные Челны

2013 г.

Содержание

 

 

Введение

Мировая тенденция развития и насыщения товарных рынков, усиления власти потребителей, обусловила повышение значения торговли. Эффективное согласование спроса и предложения требует наличия торговых посреднических фирм, принимающих на себя важнейшие в настоящее время функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей.

Повышение роли торгового  посредничества в организации, доведения товара от производителя до потребителя поставило перед руководителями торговых фирм задачу не только оценки своей деятельности, выявления внутренних резервов совершенствования, но и анализа внешнего окружения, включая изучение конкурентов с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке.

Определение собственной  конкурентоспособности с помощью  современных методов является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Оценка конкурентоспособности  необходима для выбора/привлечения  партнера для организации совместного  бизнеса (расширения сфер деятельности); привлечения средств инвестора; составления программы выхода фирмы  на новые рынки сбыта и разработки стратегии дальнейшего развития. Кроме того, на основе результатов  оценки конкурентной позиции фирмы  на рынке, если рассматривать данный показатель в динамике, можно сделать  выводы об эффективности реализации маркетинговой стратегии и о  динамике развития фирмы в целом.

На уровень конкурентоспособности  фирмы важнейшее воздействие  оказывают научно-технический уровень  и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение  современных средств автоматизации  производства.

Тема по анализу конкурентоспособности  организации является очень актуальной сегодня для большинства фирм. Конкурентные преимущества фирмы в той или иной области определяют эффективность ее функционирования во внешней среде и ее потенциал к выживанию и дальнейшему развитию. Анализу факторов, составляющих конкурентоспособность фирмы и методов её оценки, посвящено множество работ как зарубежных, так и российских ученых, среди них: Д. Рикардо, И. Крависа, Дж. Ванека, М. Портера, М. Познера, К. Эрроу, Т. Левитта, В. Премьера, X. Джонсона, Д. Даннинга, М. Перлитца, Г. Л. Азоева, А. П. Челенкова, В. Г. Юданова, П. И. Голубкова и т.д. В своих научных трудах они разрабатывали теоретические и методологические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий.

Объектом дипломного проекта является туристическая фирма «Вояж-тур».

Предметом - исследование конкурентоспособности  туристической фирмы «Вояж-тур» и предложение мероприятий по ее повышению.

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристической фирмы "Вояж-тур " в условиях кризиса.

Поставленная цель предполагает  решение следующих задач:

- изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия туристского комплекса;

- оценка конкурентоспособности  туристского предприятия на примере турфирмы «Вояж-тур» (г. Альметьевск);

- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности туристского предприятия  «Вояж-тур».

В ходе работы изучались отечественная и зарубежная специальная литературы по менеджменту и маркетингу, материалы специальных журналов, собственный сайт туристической фирмы «Вояж-тур».

 

1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

1.1. Понятие конкурентоспособности предприятия сферы туризма

В силу многоаспектности применения данной категории в различных  отраслях знаний в научной литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

Так, в учебнике по маркетингу под  редакцией Романова А.Н. предлагается следующее определение конкурентоспособности: "под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик предприятия, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого  предприятия над другими".

Данное Горбашко Е.А., определение, а именно: "конкурентоспособность  означает способность предприятия (потенциальную и/или реальную) выдержать  конкуренцию", - более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта  способность.

В целом конкурентоспособность  предприятия это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия  характеризует возможности и  динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность товаров  предприятия на внешнем и внутреннем  рынках;

- вид производимого товара;

- емкость рынка (количество ежегодных  продаж);

- легкость доступа на рынок;

- однородность рынка;

- конкурентные позиции предприятий,  уже работающих на данном рынке;

- конкурентоспособность отрасли;

- возможность технических новшеств  в отрасли;

- конкурентоспособность региона  и страны.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение  этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий  этого положения.

1. Конкурентоспособность включает  три основные составляющие. Первая  жестко связана с изделием  как таковым и в значительной  мере сводится к качеству. Вторая  связана как с экономикой создания  сбыта и сервиса товара, так  и с экономическими возможностями  и ограничениями потребителя.  Наконец, третья отражает все  то, что может быть приятно  или неприятно потребителю как  покупателю, как человеку, как члену  той или иной социальной группы  и т.д.

2. Покупатель - главный оценщик  товара. А это приводит к очень  важной в рыночных условиях  истине: все элементы конкурентоспособности  товара должны быть настолько  очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть  малейшего сомнения или иного  толкования в отношении любого  из них. Когда мы формируем  "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать  особенности психологического воспитания  и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного  характера. Интересный факт: почти  все зарубежные пособия по  рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной  или интеллектуально неразвитой  аудитории.

3. Как известно, каждый рынок  характеризуется "своим" покупателем.  Поэтому изначально неправомерна  идея о некой абсолютной, не  связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Для ученых конкурентоспособность  стала просто удобным, концентрирующим  внимание и мысль термином, за которым  выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов  менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность  – это философия работы в условиях рынка, ориентированная на:

- понимание нужд потребителя  и тенденции их развития;

- знание поведения и возможностей  конкурентов;

- знание состояния и тенденций  развития рынка;

- знание окружающей среды и  ее тенденций;

- умение создать такой товар  и так довести его до потребителя,  чтобы потребитель предпочел  его товару конкурента.

Конкурентоспособность турфирмы - решающий фактор ее коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке.

Это многоаспектное понятие, означающее соответствие деятельности турфирмы условиям рынка, конкретным требованиям клиентов не только по своим качественным характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям. Более того, важной составной частью конкурентоспособности турфирмы является уровень затрат.

Обобщая изложенное, можно определить, что конкурентоспособность –  это комплекс потребительских и  стоимостных (ценовых) характеристик  фирмы, определяющих ее успех на рынке, т.е. преимущество одной фирмы над  другой в условиях широкого предложения  конкурирующих турфирм.

Для предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостеприимства в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Степень  развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями  конкурентной среды туристского  предприятия. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые  характеристики: объем и условия  продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, через  призму взаимоотношений между конкурентами наиболее четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как соперничество является основным двигателем рыночных процессов.

На силу конкурентной борьбы в сфере  туризма оказывают влияние многие факторы и условия. Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Усиление конкурентной борьбы  происходит при увеличении числа  фирм, сравнимых с точки зрения  размеров и возможностей, так  как конкуренция идет на равных  основаниях.

2. Конкурентная борьба усиливается,  когда спрос на продукт растет  медленно, так как туристские  предприятия начинают усиленно  бороться за рыночную долю.

3. Фактор сезонности туристского  бизнеса усиливает конкуренцию  между туристскими предприятиями,  особенно в секторе ценовой  конкуренции, заставляя их использовать  систему скидок, льгот и уступок  клиентам, чтобы увеличить объем  продаж.

4. Конкурентная борьба усиливается,  если туристские продукты предприятия  не дифференцированы и слабо  позиционированы.

5. Соперничество возрастает в  соответствии с размером отдачи  от успешных стратегических действий  и программ. Отдача зависит от  скорости реакции конкурентов  на стратегические инициативы  фирмы, предприятия. Выигрывают  те, кто обладают объективными  данными о потенциале конкурентов,  они находятся в самой выгодной  позиции, так как предвидят  их действия.

6. Борьба имеет тенденцию к  усилению, когда уход из отрасли  становится дороже, чем продолжение  конкуренции.

7. Конкуренция становится острой  и непредсказуемой, если увеличивается  разрыв между фирмами в области  их стратегии, кадрового состава,  приоритетов, ресурсов.

Рассмотренные факторы свидетельствуют, что конкурентная среда туристского  предприятия является частью маркетинговой  среды, ее изучение и оценка есть насущная необходимость для предприятий  туризма. Однако следует подчеркнуть, что конкурентоспособность услуги или фирмы можно определить, только сравнивая конкурентов между собой.

1.2. Уровни конкурентоспособности предприятий

 

В современной теории управления принято выделять четыре уровня или  стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.

При первом уровне конкурентоспособности  предприятий менеджеры предприятий  или фирм рассматривают фактор управления как внутренне нейтральный. Они считают, что раз уж регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких "сюрпризах" ни для конкурентов, ни для потребителей. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении, по их мнению, — излишества.

Такой  подход может принести компании успех, если она сумеет найти  на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся  на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов  бизнеса может случиться так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция, из далекой и неясной, становится близкой и зримой.

Большинство российских компаний и бывших государственных предприятий  независимо от масштабов бизнеса  находится именно на этом уровне конкурентоспособности. Сюда же "активно опускаются" и  некоторые компании из числа филиалов зарубежных фирм.

 Характерные черты  российских предприятий первого  уровня конкурентоспособности проявляются  в следующем:

- понимание маркетинга  как одной из функций управления  в лучшем случае более важной, чем остальные. Отсюда и вера  в безграничные возможности рекламы  (особенно по телевидению) в продвижении продукта;

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и способы ее повышения