Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:55, дипломная работа
Мировая тенденция развития и насыщения товарных рынков, усиления власти потребителей, обусловила повышение значения торговли. Эффективное согласование спроса и предложения требует наличия торговых посреднических фирм, принимающих на себя важнейшие в настоящее время функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей.
Повышение роли торгового посредничества в организации, доведения товара от производителя до потребителя поставило перед руководителями торговых фирм задачу не только оценки своей деятельности, выявления внутренних резервов совершенствования, но и анализа внешнего окружения, включая изучение конкурентов с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке.
Определение собственной конкурентоспособности с помощью современных методов является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
ВОЛЖСКО-КАМСКИЙ ФИЛИАЛ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
На тему: «Конкурентоспособность организации и пути ее повышения»
Выполнила:
Студентка 51 группы
Забурдаева Е.С.
Проверил:
Проф., д.эк.н. Темный Ю.В.
Оценка: __________
Дата:____________
Набережные Челны
2013 г.
Содержание
Мировая тенденция развития и насыщения товарных рынков, усиления власти потребителей, обусловила повышение значения торговли. Эффективное согласование спроса и предложения требует наличия торговых посреднических фирм, принимающих на себя важнейшие в настоящее время функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей.
Повышение роли торгового посредничества в организации, доведения товара от производителя до потребителя поставило перед руководителями торговых фирм задачу не только оценки своей деятельности, выявления внутренних резервов совершенствования, но и анализа внешнего окружения, включая изучение конкурентов с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке.
Определение собственной
конкурентоспособности с
Оценка конкурентоспособности
необходима для выбора/привлечения
партнера для организации совместного
бизнеса (расширения сфер деятельности);
привлечения средств инвестора;
составления программы выхода фирмы
на новые рынки сбыта и разработки
стратегии дальнейшего
На уровень
Тема по анализу конкурентоспособности организации является очень актуальной сегодня для большинства фирм. Конкурентные преимущества фирмы в той или иной области определяют эффективность ее функционирования во внешней среде и ее потенциал к выживанию и дальнейшему развитию. Анализу факторов, составляющих конкурентоспособность фирмы и методов её оценки, посвящено множество работ как зарубежных, так и российских ученых, среди них: Д. Рикардо, И. Крависа, Дж. Ванека, М. Портера, М. Познера, К. Эрроу, Т. Левитта, В. Премьера, X. Джонсона, Д. Даннинга, М. Перлитца, Г. Л. Азоева, А. П. Челенкова, В. Г. Юданова, П. И. Голубкова и т.д. В своих научных трудах они разрабатывали теоретические и методологические аспекты оценки конкурентоспособности предприятий.
Объектом дипломного проекта является туристическая фирма «Вояж-тур».
Предметом - исследование конкурентоспособности туристической фирмы «Вояж-тур» и предложение мероприятий по ее повышению.
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности туристической фирмы "Вояж-тур " в условиях кризиса.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучение теоретических основ конкурентоспособности предприятия туристского комплекса;
- оценка конкурентоспособности туристского предприятия на примере турфирмы «Вояж-тур» (г. Альметьевск);
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности туристского предприятия «Вояж-тур».
В ходе работы изучались отечественная и зарубежная специальная литературы по менеджменту и маркетингу, материалы специальных журналов, собственный сайт туристической фирмы «Вояж-тур».
В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научной литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.
Так, в учебнике по маркетингу под
редакцией Романова А.Н. предлагается
следующее определение
Данное Горбашко Е.А., определение, а именно: "конкурентоспособность означает способность предприятия (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию", - более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность.
В целом конкурентоспособность предприятия это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
- конкурентоспособность товаров
предприятия на внешнем и
- вид производимого товара;
- емкость рынка (количество
- легкость доступа на рынок;
- однородность рынка;
- конкурентные позиции
- конкурентоспособность отрасли;
- возможность технических
- конкурентоспособность региона и страны.
Как показывает мировая практика рыночных
отношений, взаимосвязанное решение
этих проблем и использование
данных принципов гарантирует
Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.
1. Конкурентоспособность
2. Покупатель - главный оценщик
товара. А это приводит к очень
важной в рыночных условиях
истине: все элементы
3. Как известно, каждый рынок
характеризуется "своим"
Для ученых конкурентоспособность
стала просто удобным, концентрирующим
внимание и мысль термином, за которым
выстраивается все разнообразие
стратегических и тактических приемов
менеджмента в целом и
- понимание нужд потребителя и тенденции их развития;
- знание поведения и
- знание состояния и тенденций развития рынка;
- знание окружающей среды и ее тенденций;
- умение создать такой товар
и так довести его до
Конкурентоспособность турфирмы - решающий фактор ее коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке.
Это многоаспектное понятие, означающее соответствие деятельности турфирмы условиям рынка, конкретным требованиям клиентов не только по своим качественным характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям. Более того, важной составной частью конкурентоспособности турфирмы является уровень затрат.
Обобщая изложенное, можно определить, что конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик фирмы, определяющих ее успех на рынке, т.е. преимущество одной фирмы над другой в условиях широкого предложения конкурирующих турфирм.
Для предпринимательской
На силу конкурентной борьбы в сфере
туризма оказывают влияние
1. Усиление конкурентной борьбы
происходит при увеличении
2. Конкурентная борьба
3. Фактор сезонности туристского
бизнеса усиливает конкуренцию
между туристскими
4. Конкурентная борьба
5. Соперничество возрастает в
соответствии с размером
6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции.
7. Конкуренция становится острой
и непредсказуемой, если
Рассмотренные факторы свидетельствуют, что конкурентная среда туристского предприятия является частью маркетинговой среды, ее изучение и оценка есть насущная необходимость для предприятий туризма. Однако следует подчеркнуть, что конкурентоспособность услуги или фирмы можно определить, только сравнивая конкурентов между собой.
В современной теории управления принято выделять четыре уровня или стадии конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
При первом уровне конкурентоспособности
предприятий менеджеры
Такой подход может принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное от конкуренции. Обычно это характерно для малого предприятия или фирмы, ориентирующейся на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться так, что компания или перерастет эту нишу и вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша рынка станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. Рано или поздно конкуренция, из далекой и неясной, становится близкой и зримой.
Большинство российских компаний и бывших государственных предприятий независимо от масштабов бизнеса находится именно на этом уровне конкурентоспособности. Сюда же "активно опускаются" и некоторые компании из числа филиалов зарубежных фирм.
Характерные черты
российских предприятий
- понимание маркетинга
как одной из функций
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и способы ее повышения