Конкурентоспособность предприятия и способы ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:55, дипломная работа

Описание работы

Мировая тенденция развития и насыщения товарных рынков, усиления власти потребителей, обусловила повышение значения торговли. Эффективное согласование спроса и предложения требует наличия торговых посреднических фирм, принимающих на себя важнейшие в настоящее время функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей.
Повышение роли торгового посредничества в организации, доведения товара от производителя до потребителя поставило перед руководителями торговых фирм задачу не только оценки своей деятельности, выявления внутренних резервов совершенствования, но и анализа внешнего окружения, включая изучение конкурентов с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке.
Определение собственной конкурентоспособности с помощью современных методов является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Файлы: 1 файл

Копия Материал на диплом(на проверку!).docx

— 315.49 Кб (Скачать файл)

- слепая приверженность  примитивной ценовой конкуренции.  Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить — тем лучше) и любые проблемы со сбытом отпадут сами собой;

- чуть ли не органическое  неприятие исследования рынка.  На таких предприятиях маркетинг  воспринимается как чисто сбытовая  работа.

- недостаточное внимание  квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая  текучесть кадров. При необходимости  увеличить объем производства  нанимается дополнительный персонал. О том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности, не задумываются;

Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся  сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.

Такие компании следуют тем  же принципам и подходам в управлении качеством продукции и в контроле за уровнем запасов, и внутрипроизводственных заделов, устанавливают такие же по характеру отношения с работниками на своем производстве.

К особенностям предприятий  второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:

- превращение маркетинга  в главную функцию управления. Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт, изучение рынка для них не пустой звук, а планомерная повседневная аналитическая работа, направленная на определение тех "заветных струн" в душе потенциальных потребителей, которые можно задеть действительно эффективной рекламой;

- стремление стать маркетингово - ориентированными фирмами, в  которых все процессы планирования  и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка,;

- более изощренные формы  и методы конкуренции, где ценовая  конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п. Такие предприятия стремятся "подтягиваться" к основным конкурентам по этим параметрам;

- изменение кадровой политики. Здесь руководители фирм стремятся  пригласить на работу, если понадобится,  управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь на их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства;

Отличительные черты компаний третьего уровня конкурентоспособности  проявляются в следующем:

- в этих компаниях в  центре внимания оказываются  нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;

- такие компании действительно  становятся маркетингом ориентированными;

- производство же в  компаниях, достигнувших третьего  уровня конкурентоспособности, как  бы "поддерживается изнутри". На  его развитие сориентированы  все другие подразделения организации;

- в российском бизнесе  компаний, действительно достигших  этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы. Поэтому главная задача для нашего менеджмента на ближайший период — подняться до третьего уровня конкурентоспособности, т. е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира;

- любые нововведения, изменения  в области производства продукции  (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются  здесь только тогда, когда есть  уверенность в одобрении их  конечными потребителями. 

Успех в конкурентной борьбе зависит не столько от производства, сколько от управления, его качества и эффективности в широком смысле компании третьего уровня конкурентоспособности исповедуют концепцию интегрированного маркетинга, который ориентирован на предвосхищение нужд и запросов потребителей. Другие функции управления и производственные системы совершенствуются постоянно в соответствии с требованиями маркетинга.

Компании, которым удалось  достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов. Все меньше маркетинговой работы сосредотачивается в специализированных подразделениях. Последние обобщают данные, интегрируют и координируют усилия других служб.

Вот такие предприятия  и называются предприятиями с  производством мирового класса, производством постиндустриальной эры.

1.3. Особенности  конкуренции туристических фирм  в РФ

 

Анализ современных тенденций  туризма как сферы предоставления услуг, позволяет сделать вывод  о том, что, во многом условия его  развития зависят от государственной  политики, от применяемых инструментов государственного регулирования.

Тем не менее, основные проблемы его функционирования носят региональный характер. И к ним, в первую очередь, следует отнести:

– отсутствие системного подхода  в развитии регионального туризма;

– рассредоточение информации о различных компонентах туристского  потенциала региона в различных  организациях разной ведомственной  принадлежности;

– ведомственные планы  освоения территорий, как правило, разрабатываются  без учета планировочных ограничений, возникающих в результате деятельности соседних ведомств (в том числе  работающих в рамках ограниченного  доступа к информации - военные  ведомства, геологи);

– отсутствие в области  управления туристским бизнесом квалифицированных  специалистов, владеющих широким  спектром знаний, как в области  туристского бизнеса, так и в  сфере краеведения, экономических проблем региона.

 Проблемам туризма  в научной литературе уделяли  серьёзное внимание многие исследователи,  среди которых: Квартальнов В.А.  Байлик С.И., Уокер Дж.Р., Чудновский  А.Д. и др.

 Важным вопросом при  рассмотрении рынка туристических  услуг, как и рынка вообще  возникает вопрос конкурентной  среды. Для того чтобы систематически  привлекать определённый сегмент  потребителей, необходимо выявить,  найти или изобрести нечто,  что вызывало бы довольно постоянный  интерес у широкого круга научно  ориентированных людей с достаточным  уровнем дохода или у узкого  круга, но с высоким уровнем  дохода.

 В целях разработки  методологических подходов к  изучению спроса на виды туризма  необходимо решение следующих  задач:

– уточнение соответствующей  терминологии;

– обоснование социальной и экономической роли определенного  вида туризма в развитии туризма  в регионе;

– выявление особенностей, состояния, теории и методологии  рыночных преобразований в туристско-рекреационном  комплексе;

– выявление основных проблем  и тенденций в функционировании рынка рекреационно-туристских услуг  в сфере определенного вида туризма;

– исследование экономических  закономерностей формирования спроса на услуги по видам туризма;

– оценка состояния и  эффективности государственного регулирования  в сфере предоставления услуг по каждому виду туризма.

 В последнее время  выбор туристических фирм стал  для потребителя сопряжен с  меньшим риском испортить отпуск  или деловую поездку, потерять, или непонятно как потратить деньги, так как количество непрофессиональных и недобросовестных туристических фирм сократилось значительно.

 Высокая конкуренция  на рынке туристических услуг  заставила туристические фирмы  уйти с легкого пути «зарядки  цен» и сосредоточиться на  мобилизации своих внутренних  ресурсов. Таких, как:

- лучший подбор и обучение  персонала;

- сокращение накладных  расходов;

- более эффективное вложение  средств в рекламу, поиск и  заключение более выгодных контрактов  с гостиницами;

- отладку отношений с  транспортными компаниями.

 Между туристическими  фирмами появились отношения  партнерства и кооперации, основанные  на их дифференциации по географии  отправки и по преимущественным  направлениям работы. В рекламных  объявлениях всё чаще встречаются  слова туроператор и турагент. Зачастую потенциальный турист  не знает, что эти слова означают.

 Туроператор – это  организация, занимающаяся комплектацией  туров, т.е. фирма-туроператор  разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает их услугами гостиниц, транспортных компаний, экскурсионных  бюро, организует рекламу, рассчитывает  и устанавливает цены на туры  по этим маршрутам, затем либо  реализует туры сама, либо отдает  их на реализацию фирме-турагенту. 

Турагент – это организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных туроператором пакетов услуг. Однако, если в теории различия между туроператорами и турагентами представляются достаточно ясными, то на практике туроператоры одновременно выступают также агентами, т.е. занимаются еще и реализацией чужих туров, а турагенты, изначально только продававшие  туры операторов, развивая деятельность, начинают формировать собственные турпакеты.

 Говоря о конкуренции  туристических фирм РФ, не следует забывать, что конкурирующие фирмы, могут стать партнерами, либо вообще объединиться в собственных интересах, ведь объединив усилия, все получается проще.

 Довольно часто российские  туроператоры не занимаются формированием  туристического продукта, а только  добавляют транспортные услуги  к полному пакету услуг, предоставляемому  зарубежным партнером, и, по  существу, являются турагентами  зарубежных туроператоров.

 Что касается цен,  устанавливаемых на турпродукты,  то партнеры стараются цены  приблизить к общему знаменателю  для обеих фирм, конкуренты же, соответственно, стараются цену  понизить в сравнении друг  с другом. Только немногие туроператоры  «накручивают» на стоимость путевки  дополнительные суммы, так как  по законам коммерции турагент  получает комиссионные проценты  от туроператора, и стоимость  услуг для клиентов у них  одинакова. 

1.4. Методология оценки конкурентоспособности предприятия

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия  является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями  конкретной отрасли промышленности, навыкамии капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Инструментарием для разработки и построения модели может служить  применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности  функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать  будущее поведение объекта при  изменении каких-либо параметров. Для  любого экономического субъекта возможность  прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов  или избежание потерь.

При построении экономической  модели для рассматриваемой экономической  категории, «конкурентоспособность предприятия», выделяются структурные элементы, такие  как категория конкурентоспособности  фирмы и конкурентоспособности  товара, соответствующие данной цели, выявляются наиболее важные качественные характеристики этих элементов.

Категории конкурентоспособности  фирмы и конкурентоспособности  товара взаимосвязаны. В качестве основных критериев конкурентоспособности  предприятия можно в обобщенном виде предложить две оценочные категории: «ценность производимых предприятием товаров (услуг)» и «ценность предприятия  как хозяйствующего субъекта».

Быстрые изменения внешней  среды отечественных предприятий  стимулируют появление новых  методов, систем и подходов к управлению конкурентоспособностью. Наиболее распространенными  являются методы оценки возможностей конкурентов посредством специальных  экспертных исследований и косвенных расчетов на основе известных данных. Широко используется на практике для анализа конкурентов и “метод отражения”, заключающийся в выявлении информации об интересующей фирме у клиентов или посредников данной фирмы. Исследование конкурентов должно быть направлено на те же сферы, которые были предметом анализа потенциала собственного предприятия. Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособности, представляющих собой графическое отображение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, изображенным в виде векторов-осей.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и способы ее повышения