Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 09:55, дипломная работа
Мировая тенденция развития и насыщения товарных рынков, усиления власти потребителей, обусловила повышение значения торговли. Эффективное согласование спроса и предложения требует наличия торговых посреднических фирм, принимающих на себя важнейшие в настоящее время функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей.
Повышение роли торгового посредничества в организации, доведения товара от производителя до потребителя поставило перед руководителями торговых фирм задачу не только оценки своей деятельности, выявления внутренних резервов совершенствования, но и анализа внешнего окружения, включая изучение конкурентов с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке.
Определение собственной конкурентоспособности с помощью современных методов является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта.
На основе данных приведенных в таблице 3 можно сделать следующие выводы:
2.2 Анализ конкурентной среды
туристической фирмы ООО «Вояж-
Информация о внутренней
среде фирмы необходима менеджеру,
чтобы определить внутренние возможности,
потенциал, на которые фирма может
рассчитывать в конкурентной борьбе
для достижения поставленных целей.
Анализ внутренней среды позволяет
также лучше уяснить цели и
задачи организации. Важно то, что
помимо производства продукции, оказания
услуг организация обеспечивает
возможность существования
- кадры (их потенциал,
квалификация; подбор, обучение и
продвижение; оценка
- организация управления
(коммуникационные процессы; организационные
структуры; нормы, правила,
- финансы (поддержание
ликвидности, обеспечение
- маркетинг (стратегия
туристского продукта; ценовая стратегия;
сбытовая стратегия;
Рассматривая внутрифирменную
среду организации ООО «Вояж-
Руководство фирмы пытается создать доброжелательную атмосферу, чтобы каждый работник почувствовал свой вклад в общее дело и осознал, что он является частицей фирмы. Данный стиль управления является демократичным. В фирме практикуется прямая связь поощрения работников с их конкретными результатами. Система стратегического планирования организации ООО «Вояж-тур»- глобальное управление финансовыми ресурсами, следование стратегии диверсификации, основная цель - повышение конкурентоспособности фирмы. Цель исследования внутренней среды — выявление сильных и слабых сторон предприятия. В нашем случае туристического предприятия. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять. Объектом самого пристального внимания должны стать слабые стороны. Необходимо постараться, чтобы избавиться от большинства из них. Внутренняя среда определяет возможности эффективного функционирования предприятия.
На данный момент одной из сильных сторон организации ООО «Вояж-тур» это наличие потребности в услугах фирмы на потребительском рынке, так как на население города Альметьевск, Альметьевского района, которое по данным 2012 года составляет 150 тыс. жителей, приходится всего 15 туристических фирм, из который всего 6, включая ООО «Вояж-тур», предлагают услуги по внутреннему туризму. Например, таких как отдых, в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Анапа, Ялта и др.) познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Помимо внутреннего туризма, ООО «Вояж-тур» реализует экскурсионные туры по Европе (Франция, Германия, Испания, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания), отдых на море летом и зимой за рубежом (Болгария, Испания, Хорватия, Турция, Кипр, Греция - о. Крит, Тунис, Италия, Египет, Таиланд, о. Бали, ОАЭ). Тем самым предлагая потребителям широкий ассортимент предлагаемых услуг.
При исследовании внутренней среды турфирмы были выявлены как сильные, изложенные выше, стороны, так и слабые стороны тоже были отмечены. Такие как недостаточная реклама, высокие расходы на телефонные коммуникации, невыгодное расположение (удаленное от центра города).
2.2.2 Анализ внешней среды
Одним из факторов внешней среды, который влияет на деятельность турфирмы ООО «Вояж-тур» являются конкуренты. Компания ООО «Вояж-тур» уделяет большое внимание исследованию конкурентов. Конкуренция, являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирование сбыта и т.д. Кроме того, через отношения между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество – основной двигатель рыночных процессов.
В районе расположения офиса
фирмы действуют следующие
Наиболее сильным конкурентом рассматриваемого предприятия является ООО «Viatourism», доля рынка которого составляет 38%, что на 2% больше, чем у фирмы ООО «Вояж-тур», но при этом, следует учитывать особенности каждого из перечисленных выше предприятий в маркетинговой деятельности турфирмы ООО «Вояж-тур», чтобы не потерять принадлежащую ему долю рынка.
Таблица 4
Доля рынка основных конкурентов
туристической фирмы ООО «Вояж-
Наименование фирмы |
Доля рынка,% |
ООО «Роза ветров» |
8,5 |
ООО «Вояж-тур» |
36 |
ООО «Круиз” |
7,3 |
ООО “Отдых” |
10,2 |
ООО “Viatourism” |
38 |
Для аналитического исследования в качестве основного конкурента ООО «Вояж-тур» была выбрана туристическая фирма ООО «Viatourism», которая работает с тем же сегментом рынка, что и ООО «Вояж-тур». В тоже время турагентства предлагают вполне конкурентоспособные цены на туристические услуги.
Таким образом, по данным таблицы 5 выявлено, что наиболее слабыми сторонами в деятельности туристической фирмы ООО «Вояж-тур» по с равнению с ее конкурентом – туристической фирмой ООО «Viatourism» является реклама. А также в турфирме «Вояж-тур» недостаточно налажены связь и коммуникации. Именно этим направлениям следует уделять особое внимание в будущей деятельности фирмы.
Таблица 5
Аналитическое исследование основного конкурента
Характеристики |
Фирмы | |
ООО «Вояж-тур» |
ООО «Viatourism» | |
Организационная структура |
Линейная |
Линейная |
Репутация фирмы |
Положительная |
Известная |
Численность персонала |
7 |
14 |
Доля рынка |
36 |
38 |
Квалификация сотрудников |
Высокая |
Высокая |
Текучесть кадров |
Практически отсутствует |
Низкая |
Перечень основных видов услуг |
Внутренний и зарубежный туризм, продажа авиа- и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, транспортные услуги |
Внутренний и зарубежный туризм, продажа авиа- и железнодорожных билетов, бронирование гостиниц, транспортные услуги |
Каналы сбыта |
Работа с индивидуальными и корпоративными клиентами, туроператорами, турагентами. |
Работа с индивидуальными и корпоративными клиентами, туроператорами, турагентами |
Реклама |
Недостаточная |
Активная реклама |
Связь и коммуникации |
Недостаточно налажены |
Налажены |
Контроль качества предоставляемых услуг |
Постоянный |
Время от времени |
Наличие филиальной Х |
Да |
Да |
В системе рыночной экономики
направления деятельности фирмы
«Вояж-тур» определяет потребитель, который
приобретает туристический
Главный ограничитель на туристическом
рынке – покупательная
Туристическая поездка занимает
в основном 10-14 дней. При этом, чем
выше доход семьи, тем продолжительнее
оказываются такие выезды, и наоборот.
Однако частота поездок
По данным социологического опроса реальных покупателей туристических услуг по международному туризму в 2011 году были выявлены следующие показатели:
- пляжный туризм (40%)
- экскурсионный туризм (28%)
- оздоровительные курорты (12%)
- спортивный туризм (7%)
- шоппинг (5%)
- отдых в городе (2%)
- ночная жизнь (2%)
Общеизвестно, спрос рождает предложение. Следовательно, компания «Вояж-тур» разрабатывает и реализует пакеты услуг по вышеперечисленным направлениям.
Самый популярный вид туризма у клиентов - отдых на море. Пляжному отдыху отдают предпочтения 40% туристов. Активные экскурсионные программы привлекают 28% клиентов (рис 7).
Выбирая то или иное туристическое агентство для покупки путевок, клиенты доверяют, прежде всего, неформальным источникам информации: более трети респондентов при выборе агентства полагаются на рекомендации друзей и знакомых. Примерно столько же людей, участвующих в опросе, говорят о том, что в первую очередь они постараются обратиться в то агентство, услугами которого они уже пользовались и остались довольны.
Рис.7. Предпочтительный тип зарубежного туризма, в %
Таким образом, перспективными направлениями деятельности компании «Вояж-тур» является разработка и реализация туров, ориентированных на отдых (пляжный туризм), экскурсионных туров, удовлетворение нужд в спортивном и оздоровительном туризме. Туристическая фирма «Вояж-тур» постоянно работает над новыми предложениями, среди которых отдых в Австралии, ЮАР и Японии. Но так как, в основном, российский турист - представитель среднего класса, то эти направления не пользуются повышенным спросом в силу их высокой себестоимости. Основными потребителями являются люди среднего возраста от 26 до 44 лет, которые отдыхают, как правило, с детьми (рис.8)
Рис. 8. Основные категории клиентов (по возрастам)
2.2.3 SWOT – анализ турфирмы ООО «Вояж-тур»
В 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес политики профессор K. Andrews впервые публично озвучил акроним SWOT.
С 60 - х годов и по сей день SWOT анализ широко применяется в процессе стратегического планирования.
С появлением SWOT модели аналитики получили инструмент для своей интеллектуальной работы. Известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентном окружении SWOT анализ позволил сформулировать аналитикам в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил, слабостей, возможностей и угроз.
SWOT – анализ – это
оперативный диагностический
SWOT – анализ, проведенный
в турфирме ООО «Вояж-тур»
Таблица 6
SWOT анализ
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1.Наличие потребности
в услугах фирмы на 2. Широкий ассортимент предлагаемых услуг 3. Высокая квалификация работников, их профессионализм |
1.недостаточная реклама
2. Высокие расходы на телефонные коммуникации 3. Невыгодное месторасположение (удаленное от центра города) |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
1. Увеличение темпов роста рынка 2.Выход на новый рынок |
1.Неблагоприятные изменения в темпах роста в курсах валют 2. Спад в экономике 3.Измерения во вкусах потребителей 4.Изменение политической обстановки в мире |
На основании слабых сторон SWOT анализа можно разработать проект мероприятий по повышению конкурентоспособности турфирмы ООО «Вояж-тур».
2.3 Направления
повышения
Основной рабочий инструмент в реализации целевой функции предприятия - это его рыночная стратегия, в рамках которой реализуются конкурентные преимущества предприятия. Существуют разные названия конкурентных стратегий, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что, по существу, речь идет о четырех типах, которые удачно определены М.И. Кнышем как виолентные («силовые») стратегии, патиентные (нишевые) стратегии, коммутантные («приспособительные») стратегии и эксплерентные («пионерные») стратегии.
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и способы ее повышения