Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа
В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;
Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии
27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35
35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства
48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг
61
61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке
76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии
119
119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга
178
178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения
Но существуют проблемы, которые могут быть решены и в более оперативном порядке.
Одна из них - острый дефицит современных автобусов туристского класса. С одной стороны, многолетние попытки наладить их производство в России успехом так и не увенчались, а с другой - исключительно высокие таможенные пошлины на импорт соответствующих автобусов препятствуют закупке их турфирмами, гостиницами и автотранспортными хозяйствами за рубежом. Проблема может быть решена как вследствие совершенно обоснованного снижения таможенных пошлин в установленном порядке, так и путем единовременного приобретения большой партии автобусов участниками рынка под гарантии государства или крупных финансовых структур.
Другой острой проблемой является ужесточение условий бронирования турфирмами пассажироперевозок, например, железнодорожных. Речь идет, например, о решении ОАО "Российские железные дороги", согласно которому групповое бронирование железнодорожных билетов должно осуществляться за 45 дней до отправки с выкупом билетов за 35 дней на индивидуальных бланках для каждого туриста, тогда как их группы, с точки зрения сложившейся на рынке глубины продаж, формируются за 10 - 15 дней, а в России - за несколько дней до выезда.
В последние годы туристскими администрациями России и регионов и Российским Союзом Туриндустрии (РСТ) проделано немало работы по активизации рекламы туристских возможностей страны. Однако в условиях ограниченности финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели, необходимы новые подходы к решению этой задачи, органично вписывающиеся в общую концепцию улучшения имиджа России за рубежом как демократического, гостеприимного и инвестиционно привлекательного государства.
С учетом ресурсных ограничений в ближайшей перспективе акцент должен быть сделан не столько на широкомасштабные и, соответственно, дорогостоящие рекламные акции за рубежом, сколько на обеспечение иностранных и российских граждан максимально полной информацией о возможностях путешествий по России.
Главная роль здесь должна отводиться такому относительно дешевому и весьма эффективному инструменту как Интернет, роль которого на рынке информации и туристских продаж последнее время возрастает. Нужно продолжить работу над созданием национального туристского портала, постоянно обновляя размещаемую на нем информацию, которая должна публиковаться на различных языках. Кроме того, в бюджете необходимо предусмотреть средства на продвижение данного портала в международных поисковых системах и на специализированных туристских сайтах.
До последнего времени на федеральном и региональном уровнях рекламировались в основном города и регионы страны, и без того уже популярные в высокий сезон. А в перспективе акцент должен быть сделан на рекламу новых регионов и турпродуктов, которые Россия хочет продвинуть на мировом рынке, чтобы смягчить сезонные колебания спроса, повысить загрузку гостиниц и расширить географию турпотоков.
Россия как туристская дестинация не может полноценно конкурировать на мировом туристском рынке до тех пор, пока не будут решены многочисленные проблемы визовых и иных туристских формальностей, связанных с посещением страны в целом и отдельных ее регионов. Прежде всего, речь идет о стоимости и порядке получения туристских и деловых виз для посещения России иностранными гражданами. Созданный в свое время механизм финансирования российских консульств за счет доходов от консульского обслуживания иностранных и российских граждан за рубежом по существу привел к неформальной коммерциализации визовой политики Российской Федерации, что представляет реальную угрозу ее экономическим, политическим интересам, а, в известном смысле, и безопасности страны.
Экономическим - потому что стоимость российских виз во многих странах сопоставима со стоимостью недельной туристской поездки, например, в Турцию, а сроки оформления и сроки, на которые выдаются российские визы, также не способствуют желанию иностранных граждан их получать. Причем, сплошь и рядом используется механизм срочного оформления виз, например, в течение суток и даже меньше, на условиях их значительно более высокой оплаты. Положение осложняется тем, что в ряде случаев посредниками при получении виз выступает одна или несколько туристических компаний, что также не способствует удешевлению стоимости всей процедуры для конечного потребителя[62].
Урон политическим интересам заключается в том, что по большинству стран фактически условия консульского обслуживания российских и иностранных граждан не носят паритетного характера, в связи с чем трудно влиять на иностранные государства в плане облегчения визового режима для российских граждан. Не говоря уже об ущербе общему имиджу страны, с властями которой туристы и турфирмы впервые сталкиваются именно в консульских отделах российских посольств за рубежом.
С точки зрения безопасности данная практика представляет угрозу как в плане чрезмерного увлечения выдачей срочных виз, которые, при условии высокой оплаты, могут оформляться в течение нескольких часов, так и в плане излишне либерального, но финансово выгодного режима оформления виз гражданам ряда развивающихся стран, которые представляют реальную угрозу с точки зрения нелегальной миграции, терроризма, контрабанды и использования туристских каналов в других незаконных целях.
В сложившейся ситуации необходимо предпринять следующие шаги.
На политическом уровне решить вопрос по приведению условий выдачи виз иностранным гражданам в консульских службах России за рубежом к реальному паритету с условиями выдачи виз российским гражданам консульскими отделами посольств иностранных государств в России. Задача это непростая и наверняка потребует дополнительного финансирования МИДа России из средств федерального бюджета. Но без ее решения или, по крайней мере, серьезного продвижения в этом направлении говорить об улучшении имиджа страны с точки зрения туризма и деловых поездок не приходится.
Необходим более дифференцированный подход к условиям выдачи виз гражданам экономически развитых стран и стран развивающихся, в том числе, политически нестабильных, как это делается во многих государствах, включая страны СНГ, например, Киргизии и Украине. В качестве первого шага в этом направлении полезно продолжить эксперимент по введению упрощенного порядка въезда на территорию России, причем на срок не 72, а 150 часов, для граждан стран - участников Шенгенских соглашений, Великобритании, США, Японии, Южной Кореи и ряда других, при котором визы по заранее оформленным документам могут выдаваться непосредственно в аэропортах и портах таких городов, как Санкт Петербург, Москва, Калининград, Псков, Владивосток, Находка, Хабаровск, Южно- Сахалинск и т.д.
Целесообразно, на наш взгляд, разработать новые специальные инструкции МИД России по организации работы российских консульских служб за рубежом с туроператорами, направляющими туристов в Российскую Федерацию, исключающие практику получения турфирмами монопольно высокой комиссии за услуги по содействию в оформлении российских виз.
Необходимо провести переоформление списков референс - номеров в Департаменте консульской службы РФ для туроператоров, имеющих право приглашения иностранных туристов, с тем, чтобы список этот включал только турфирмы, реально работающие на прием иностранных туристов в России. Такой список должен быть сформирован на основе объективных рыночных критериев, таких, как количество турпакетов, реализуемых за рубежом, издание фирмой каталогов российских туров на иностранных языках, наличие соответствующих сайтов Интернет и т.д.
Необходимо принять срочные меры по более оперативному оформлению подтверждений для туристов, желающих посетить Россию с деловыми целями, по линии МВД РФ и рассмотреть вопрос о возможности введения многократных туристских виз по аналогии с тем, как это сделано в консульствах таких стран, как Великобритания, США, Франция.
Целесообразно рассмотреть вопрос о ликвидации или упрощении процедуры регистрации после въезда в Россию граждан экономически развитых стран, прибывших с туристскими и деловыми целями, но не проживающих в гостиницах. Эта проблема актуальна и для спортивных туристов, ночующих на маршруте в палатках, которых местные органы внутренних дел часто пытаются незаконно зарегистрировать на вокзалах с взиманием соответствующих поборов, с задержанием и т.д.
Важной задачей является введение единой туристской визы для граждан экономически развитых стран, желающих посетить в ходе поездки несколько государств СНГ, например, входящих в единое экономическое пространство, то есть, Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан. Такой шаг, с одной стороны, будет способствовать сокращению расходов на получение виз туристами, а с другой- восстановлению таких популярных маршрутов, как Москва-Киев, и появлению новых маршрутов, пользующихся спросом. Существует еще немало других проблем, требующих своего оперативного решения с точки зрения упорядочения и облегчения туристских формальностей для российских и иностранных туристов. Это, например, очереди на паспортно- визовом контроле в аэропортах, пунктах пропуска автотуристов и автобусных групп, оборудование таможенных и пограничных пунктов пропуска в портах, в частности, Дальнего Востока, перспективных для захода морских круизных судов; предупреждение случаев оформления виз российскими консульствами по фальшивым подтверждениям, якобы, направленным от имени известных российских туроператоров, в странах, с которыми они практически не работают, и так далее. Но решать их эффективнее не локально, а в комплексе, на базе разработки соответствующей подпрограммы по упрощению и упорядочению туристских формальностей в рамках новой концепции развития туризма в Российской Федерации или федеральной целевой программы.
Тема налогообложения туристической деятельности в равной степени сложная и актуальная. Как уже отмечалось, доля теневого оборота в сфере туризма исключительно высока. В турбизнесе, по опубликованным оценкам, она достигает 60 % оборота и приходится в основном на мелкие и средние фирмы. Проблема эта, с одной стороны, связана с неадекватно высокими налогами, которые после отмены льгот по НДС на туристские и экскурсионные путевки устанавливались без учета отраслевых особенностей: сезонного характера функционирования предприятий туриндустрии, экспортного - в части предпринимательской деятельности по приему иностранных туристов, специфики туроператорской и турагентской деятельности и т.д. А с другой- со снижением нормы прибыли предприятий турбизнеса, связанной с удорожанием услуг, входящих в турпакет, и снижением агентских комиссий. Оперативно эту проблему навряд ли удастся.
Целый ряд предложений по совершенствованию системы налогообложения лежит, как говорится, на поверхности. Например, с учетом исключительно высокой доли расходов на рекламу в турбизнесе необходимо для предприятий туриндустрии повысить норматив соответствующих отчислений на счет себестоимости продукции. Необходимо распространить льготы по НДС на санаторно-курортные путевки, на услуги, связанные с их реализацией турфирмами, по аналогии с тем, как этот вопрос решен в сфере торговли фармацевтическими препаратами[63]. Но речь идет не только об облегчении налогового бремени на турбизнес или гостиничное хозяйство, которое значительно выше, чем в большинстве экономически развитых стран.
Например, многие иностранные компании или даже частные лица - граждане КНР, Южной Кореи, Вьетнама и многих других стран - занимаются в России приемом туристов из числа своих соотечественников, полностью уходя от уплаты налогов, а зачастую и без лицензий. Не менее остро проблема стоит в отношении так называемого частного сектора средств размещения. Массовое строительство малых гостиниц и гостевых домов, особенно на юге России, - явление само по себе позитивное, свидетельствующее о том, что малый и средний бизнес поверил в ликвидность инвестиций в развитие туристской инфраструктуры. Но большинство таких средств размещения, которые могут располагать несколькими гостиничными номерами или даже койко-местами, а могут и представлять собой полноценную гостиницу на несколько десятков номеров, в качестве гостиничных предприятий официально не регистрируется и функционирует в режиме сдачи частного жилья в поднаем отдыхающим, пользуясь при этом льготными коммунальными тарифами и уходя от налогообложения как юридические лица.
Повышению эффективности государственного регулирования туристской деятельности и самой предпринимательской деятельности в сфере туризма во многом препятствует несовершенство исторически сложившейся в ней системы статистического учета и отчетности. Несмотря на активизацию в этом направлении работы со стороны Госкомстата России (ныне - Федеральная служба государственной статистики), действующая система отраслевой статистики не позволяет адекватно оценивать результаты финансово хозяйственной деятельности туристской индустрии и ее вклада в развитие экономики страны, будь то налоговые поступления, ВВП, платежный баланс и т.д.
Во - первых, в силу несовершенства самих систем статистических показателей и методов сбора информации. Во - вторых, в силу низкого уровня собираемости данных, обусловленного в значительной степени высоким уровнем теневого оборота в отрасли. В - третьих, принимая во внимание межотраслевой характер туристской индустрии, результаты ее функционирования во всем мире оцениваются с учетом мультипликативного эффекта, то есть реализации товаров и услуг туристам в смежных отраслях экономики: на транспорте, в учреждениях культуры, предприятия ми народных промыслов, в общественном питании и т.д. Для этого используются специальные методики, которые в России пока не нашли своего применения.
Поэтому учет народнохозяйственного эффекта туриндустрии оценивается исключительно по налоговым поступлениям от турбизнеса, то есть, ориентировочно, с 10% агентской маржи, и от предприятий гостиничного хозяйства, включая санаторно-курортные учреждения, что приводит к занижению реального вклада туризма как межотраслевого народно хозяйственного комплекса страны как минимум вдвое.
Решение этой проблемы предполагает необходимость разработки специального подраздела по совершенствованию статистики туризма в программе совершенствования национальной статистики и ассигнований, выделяемых на эти цели Федеральной службе государственной статистики. В ходе этой работы с участием Российского Союза Туриндустрии (РСТ) и других заинтересованных организаций должны быть уточнены соответствующие формы статистической отчетности, методика учета мультипликативного экономического эффекта функционирования туриндустрии и повышена эффективность проводимых выборочных обследований в сфере туризма[64].
Услуги по подготовке туристских кадров сегодня пользуются большим спросом. В результате эти кадры готовит множество вузов в различных регионах страны. При этом, во - первых, качество подготовки специалистов находится на низком уровне и значительная часть выпускников вузов остается невостребованной предприятиями отрасли. А, во - вторых, серьезная диспропорция наблюдается в самой структуре подготовки кадров.
Достаточно сказать, что, по данным Госкомстата России, за 2003 г. в высших учебных заведениях по специальности "Социально - культурный сервис и туризм" обучались 32,0 тыс. студентов, а по специальности "Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах" в средних специальных учебных заведениях - всего 7,3 тыс. студентов. Тогда как туриндустрия, в особенности гостиничное хозяйство, испытывает сегодня острый дефицит квалифицированных кадров обслуживающего персонала именно со специальным средним образованием. В свете сказанного необходимо продолжить начатую Минобразования РФ и Минэкономразвития РФ работу по введению в порядке эксперимента нового профессионального стандарта по специальности "Туризм", более адекватного с точки зрения требований, предъявляемых сегодня к профессиональной деятельности на туристском рынке; стимулировать подготовку кадров для отрасли в системе среднего специального образования; наладить работу по переподготовке и повышению квалификации работников туриндустрии с учетом того, что большинство из них не имеет специального туристского образования; включить в образовательные стандарты медицинских высших и средних специальных учебных заведений в качестве обязательного предмета курс основ санаторно-курортного лечения, разработать и утвердить соответствующую учебную специальность, а также включить данный курс в систему обязательного повышения квалификации медицинских работников, которые в подавляющем своем большинстве практически не имеют профессиональных знаний в области санаторно-курортного лечения и не могут, соответственно, выполнять консультативные функции по данному вопросу в отношении своих пациентов.
Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития