Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ

8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии

27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства

48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг

61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке

76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии

119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ


157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга

178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

mono2.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

ГЛАВА 4

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ

ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

Вышеизложенные аспекты конкурентоспособности страны на мировом туристическом рынке необходимо учитывать при разработке и реализации российских отраслевых программ и конкретных мер по повышению конкурентоспособности страны, ее интеграции в мировые туристические потоки. Исходные конкурентные позиции России на мировом туристическом рынке, с одной стороны неблагоприятны из-за низкого уровня развития этой сферы, с другой наша страна обладает определенным потенциалом и способна занять достойную позицию как среди стран – генераторов туристических потоков, так и среди ведущих туристических направлений.

Данные пограничной статистики свидетельствуют о росте въездных турпотоков в Россию. Общее число прибытий иностранных граждан на территорию Российской Федерации за период с 1995 по 2003 гг. более чем удвоилось, составив около 22,5 млн. человек[55]. Но произошло это, в первую очередь, за счет увеличения прибытий из стран СНГ, которое частично может объясняться улучшением пограничного контроля в условиях относительной "прозрачности" границ. Кроме того, рост прибытий из СНГ произошел, в основном, за счет увеличения частных поездок (в 3,7 раза), среди которых велика доля нелегальной трудовой миграции. Поэтому с точки зрения анализа въезда в страну с туристскими целями целесообразнее принимать во внимание, прежде всего, данные прибытий из стран дальнего зарубежья.

Число прибытий из этих стран растет значительно медленнее. За последние 8 лет оно увеличилось на 65%, в том числе количество въездов с целью туризма выросло всего в 1,6 раза. Причем, даже если считать общее число иностранных граждан, посетивших Россию, на долю нашей страны приходится менее 1% мировых турпотоков. И это несмотря на то, что, по оценкам туроператоров, спрос на турпоездки в высокий сезон по наиболее популярным маршрутам значительно превышает предложение. Например, в летний сезон по Золотому кольцу заявки на прием туристских групп от иностранных операторов удовлетворяются всего на 70 - 75%, хронически не хватает гостиниц для приема туристов в период белых ночей в Санкт Петербурге, недостает судов для удовлетворения спроса на речные круизы.

Необходимо, однако, учитывать, что, во - первых, высокий туристский сезон в России по причине климатических условий и отчасти в силу сложившейся маркетинговой модели формирования и продвижения отечественного турпродукта короткий, от 1,5 до 3 месяцев в зависимости от региона. А, во - вторых, на мировом туристском рынке относительной известностью и популярностью пользуется лишь очень ограниченное число городов и регионов страны. Еще с советских времен это традиционно Москва, Санкт Петербург, Золотое кольцо, Байкал, из более поздних - Камчатка, Горный Алтай, Карелия, Кольский полуостров, Соловецкие острова, дельта Волги, Калининградская, Псковская область и др.

На внутреннем рынке таких популярных дестинаций больше. К упомянутым выше можно прибавить Подмосковье, курортный район Санкт Петербурга, Черноморское побережье, Кавказские Минеральные Воды, ряд курортов Сибири, Урала, Дальнего Востока и др. В целом, по данным региональной статистики туризма, количество прибытий увеличивается в большинстве регионов страны. Но лишь немногие из них принимают действительно значительные турпотоки как, например, Краснодарский край, где в 2003 г. отдохнули 6,1 млн. человек, или Кавказские Минеральные Воды, где в санаториях и гостиницах в 2003 г. останавливалось 485 тыс. человек.

Главная причина недостаточного использования туристского потенциала страны заключается в непоследовательности государственной политики в этой области. На словах декларируются вполне общепринятые принципы государственного регулирования туристской деятельности. Ст. 3 принятого в 1996 г. федерального Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гласит: "Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благо приятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений"[56].

"Концепцией реорганизации и развития туризма в Российской Федерации", утвержденной соответствующим указом Президента РФ от 22.12.1995 г., предусматривалось "включение туризма в перечень основных направлений структур ной перестройки экономики". Эти же положения, конкретизированные по формам господдержки, проходили рефреном в утвержденной Постановлением правительства РФ от 26.02.1996 г. N 177 федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации" и "Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г.". Однако на практике государственная поддержка развития туризма с момента принятия упомянутых нормативных актов реально ограничилась выделением нескольких миллионов долларов на рекламу туристских возможностей России за рубежом и участие в международных туристских выставках государственных органов управления туризмом.

И за тот же период времени были отменены льготы по НДС на туристско-экскурсионные путевки, фактически ликвидирована сеть загранпредставительств федерального органа исполнительной власти по туризму, тогда как в Москве таких представительств национальных туристских администраций зарубежных стран открылось уже более тридцати. Прекращено финансирование федеральной целевой программы развития туризма в Российской Федерации. Прекратилось финансирование санаторно-курортного лечения работников и членов их семей за счет средств социального страхования. На уровне Правительства Российской Федерации в рамках подготовки поправок в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" принято решение об отмене лицензирования туроператорской и турагентской деятельности, против которого категорически выступала туриндустрия. Перечень этот можно продолжить, но важнее рассмотреть конкретные первоочередные проблемы, препятствующие развитию въездного и внутреннего туризма, снижающие конкурентоспособность России на мировом туристическом рынке[57].

Среди первоочередных проблем, существенно снижающих конкурентоспособность национального туристического продукта можно выделить:

- перманентный рост стоимости въездного и внутреннего туристического продукта, вызываемый не ростом качества туристического обслуживания, а усиливающейся сезонностью, узостью туристического предложения, концентрацией внутренних и въездных туристических потоков на единичных туристических центрах и курортах;

- неконкурентоспособное качество предлагаемых туристам услуг, прежде всего, гостиничных и транспортных;

- неэффективные меры (в том числе и осуществляемые со стороны государства) по продвижению национального туристического продукта на зарубежных и внутреннем рынках; актуальность наличия барьеров распространению  информации о туристических возможностях России;

- архаичная и не отвечающая требованиям современного туристического рынка система туристских формальностей, заимствованная из советского прошлого;

- несовершенная система налогообложения предпринимательской деятельности в сфере туризма, ограничивающая рост предложения на туристическом рынке и снижающая инвестиционную привлекательность сферы туризма;

- отсутствие в стране единых стандартов и показателей статистического учета в сфере туризма;

- острая нехватка квалифицированных работников сферы туристического обслуживания;

- неэффективные инструменты государственного регулирования туристического рынка.

Если не удастся стимулировать развитие туристской инфраструктуры и стабилизировать рост издержек, связанных с формированием самого национального турпродукта, тем самым снизив его рыночную стоимость, в перспективе возможно полностью потерять колоссальный отложенный (по причинам политического и идеологического характера) спрос на российский туристический продукт со стороны жителей западных стран, и более того, окончательно ориентировать российский туризм на выезд.   

По данным государственной статистики, в сфере зарубежного туризма цены в 2001 г. выросли на 9 %, в 2002 г. - на 8 %, а в 2003 г. - всего на 5 %, тогда как стоимость внутреннего условного турпакета в 2001 г. увеличилась почти на треть, в 2002 г. - на 22 % и в 2003 г. - на 19 %[58]. Опережающий рост стоимости отечественного турпродукта происходит, прежде всего, за счет увеличения цен на проезд внутри страны, услуги средств размещения, общественного питания и учреждений культуры. Наличие неудовлетворенного спроса на гостиничные услуги в высокий сезон само по себе ведет к росту цен на них, снижению качества сервиса и, как следствие, антирекламе отечественной индустрии гостеприимства. В остальном, тон в эскалации цен задают, фактически, естественные монополисты: железные дороги, музеи федерального значения, авиакомпании, где также сравнительно высока доля госкапитала.

Руководство музеев ссылается на то, что иностранные туристы составляют сравнительно незначительную долю от общего числа посетителей. Но только 5 ведущих московских туроператоров в прошлом году обеспечили реализацию услуг того же музея заповедника "Московский Кремль" на сумму, эквивалентную более чем 1,5 млн. долларов США. Аналогичным образом руководство железных дорог ссылается на то, что доля групповых туристских поездок составляет около 3,5 % всего пассажирооборота. Однако при сложившихся условиях бронирования групповых железнодорожных пассажироперевозок и такой динамике стоимости проезда эта доля не может увеличиться. Налицо все признаки монопольного ценообразования, которое в конечном счете ведет к превышению цен на услуги, входящие в национальный турпакет, над уровнем мировых цен.

При такой динамике цен спрос на поездки в Россию сохраняется главным образом благодаря действительно уникальному природному и культурному наследию, а также снижению туроператорской маржи, неизбежной в условиях роста себестоимости турпродукта и острой ценовой конкуренции на мировом туристском рынке.

В итоге можно констатировать, что если не произойдет снижения темпов роста цен на российский турпродукт, страну ждет кризис въездного и внутреннего туризма, который реально может начаться уже в ближайшие годы. Противопоставить этому можно только активную позицию по вопросу регулирования цен на входящие в турпакет услуги естественных и государственных монополистов со стороны Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам при поддержке других заинтересованных органов власти и предпринимательских объединений.

Кроме того, необходимо добиться, чтобы при пересмотре цен на соответствующие услуги учитывались технологические особенности формирования и реализации турпродукта, включая сложившуюся на мировом рынке глубину продаж (сроки, за которые потребителями выкупаются туры и происходит формирование туристских групп). Это означает, что цены на предстоящий год на услуги транспорта, музеев, гостиниц и др. должны устанавливаться не позднее сентября - октября текущего года, поскольку именно в это время происходит заключение договоров с иностранными туроператорами и соответствующий турпродукт выставляется на международные туристские выставки, публикуются каталоги, рекламные буклеты и т.д. В противном случае за более поздние изменения цен на услуги, входящие в турпакет, в сторону их повышения расплачиваться приходится тем же российским туроператорам за счет снижения их собствен ной прибыли[59].

Второй основной проблемой, препятствующей увеличению въездных и внутренних турпотоков, является дефицит средств размещения, отвечающих современным стандартам гостиничного сервиса. По данным Госкомстата РФ на конец 2002 г. в России насчитывалось 3873 гостиницы, в общей сложности на 178 тыс. номеров и 344 тыс. мест. За год они обеспечили 45,9 млн. ночевок, при этом номерной фонд был использован только на 37 %, что соответствует уровню загрузки в 1995 г. Последнее обстоятельство объясняется как сезонными колебаниями спроса, так и низким уровнем комфортности большинства гостиничных предприятий и ограниченностью ассортимента предлагаемых ими услуг. Нельзя не отметить определенных положительных сдвигов в развитии гостиничного хозяйства. Если до начала экономических реформ в России всего несколько гостиниц в Москве и Санкт- Петербурге могли быть сертифицированы на уровне 4-х звезд, то за прошедшие годы в стране были по строены и реконструированы около сотни объектов гостиничного хозяйства, отвечающих стандартам 4-х и даже 5 звезд. На российский рынок вышли международные управляющие гостиничные компании с такими известными брендами, как "Шератон", "Хайат", "Редиссон", "Холидэй-инн", "Мариотт", "Кемпински", "Рамада", "Новотель" и др. Большинство крупных российских городов, в частности, столиц субъектов Российской Федерации располагает сегодня гостиничным фондом, позволяющим принимать иностранцев, приезжающих с туристскими и деловыми целями, хотя, как правило, номерной фонд таких гостиниц в провинциальных городах очень невелик.

Успешно реализуется ряд проектов по созданию российских горнолыжных курортов на Черноморском побережье, в Приэльбрусье, Подмосковье, Ленинградской, Кировской областях, на Урале, в Прибайкалье, Хакасии и других районах страны. Но главная проблема заключается в сохранении острейшего дефицита, особенно в высокий сезон, современных гостиниц туристского класса, то есть уровня 2 3 звезд.

Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации год назад вносил в Правительство РФ предложение о полном или частичном освобождении от налогов вновь возводимых гостиниц на фиксированный период, корреспондирующий со сроками окупаемости инвестиций. Однако это предложение не прошло и вряд ли будет принято в нынешней ситуации, чтобы не создавать прецедента для других отраслей. В случае же прохождения инициативы гостиничное строительство существенно активизировалось бы, очевидно, по мере насыщения рынка жилья, офисных и торговых помещений, где сроки окупаемости капитальных вложений меньше в 2-3 раза.

Повышение загрузки существующих гостиниц помимо собственно проблемы повышения качества обслуживания, расширения ассортимента услуг и обновления основных фондов требует новых маркетинговых подходов к формированию турпродукта с учетом сезонных колебаний спроса на услуги различных типов средств размещения, в частности, туристских гостиниц и отелей бизнес- класса. Речь идет о развитии инсентив -туризма, конгресс туризма и предложении привлекательного межсезонного турпродукта: зимнего, каникулярного - на дни весенних и осенних каникул, событийного, связанного с проведением популярных культурно массовых и спортивных мероприятий. Создание такого продукта - в первую очередь дело самих участников рынка и региональных органов управления, но без государственной, в том числе федеральной поддержки новые продукты на рынок продвинуть будет трудно. Возможно это лишь при условии разработки и реализации более эффективной системы рекламно- информационного обеспечения развития внутреннего и въездного туризма.

Исключительно актуальной проблемой развития въездного туризма в Российскую Федерацию является улучшение транспортного обслуживания. Как показал проведенный в 2003 г. Госкомстатом России опрос иностранных туристов в московском аэропорту "Шереметьево 2", больше всего претензий в плане организации путешествий по России высказывается именно в отношении услуг транспорта[60]. Последнее в значительной степени связано с высоким физическим и моральным износом основных фондов пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры. И в ряде случаев оперативно эти проблемы, скажем, повышение качества автодорог, обновление авиапарка, автобусного парка, круизного флота и т.д. трудно разрешить. Например, для полного удовлетворения спроса на железнодорожные пере возки ОАО "Российские железные дороги" должны получать более тысячи новых пассажирских вагонов в год, тог да как в общей сложности в этом году будет закуплено и введено в эксплуатацию после капитального ремонта не более 500 вагонов[61].

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития