Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ

8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии

27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства

48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг

61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке

76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии

119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ


157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга

178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

mono2.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Краткое, но достаточно емкое определение роли государства в экономике западного общества дает А.А. Пороховский «Можно выделить по меньшей мере два аспекта роли государства: 1) поддержание и защита рыночной системы, прежде всего, рынка и конкуренции как таковых; 2) восполнение ограниченности рынка в тех сферах общественной жизнедеятельности, где рыночные принципы не могли прижиться как противоречащие интересам общества в целом. Отсюда следует, что государство по характеру своей экономической деятельности становится одновременно и элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общественного развития вообще, ибо оно берет на себя все неподвластные рынку функции»[74].

В перечисленных определениях представлен довольно широкий спектр направлений деятельности государства по отношению к экономике. Исходя из особенностей государства как специфической общественной подсистемы, особенностей самоорганизации туристического рынка, можно определить основные направления действий государства в сфере туризма.

В качестве представителя всех своих граждан, государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной властей, создавая соответствующие институты структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп, в том числе и в сфере туристического производства, поддерживая порядок внутри государства и регламентируя взаимоотношения с другими странами от имени и в интересах своих граждан. Государство формирует правовые рамки функционирования туристического рынка, гарантирует исполнение принятых законов и нормативов[75].

Государство создает и поддерживает средства коммуникаций и обеспечивает доступ к информации, касающейся туристического производства, по возможности, всем экономическим агентам, что снижает неопределенности и непредсказуемость  многих экономических процессов.

В современных условиях особое значение для функционирования туристической индустрии приобретает деятельность государства по обеспечению мобильности факторов туристического производства (капитала, труда, технологий), организация служб занятости, информационных центров, лизинга транспортной техники и т.д. Причем государство либо само осуществляет работы по созданию средств коммуникации, либо организует, координирует, стимулирует и контролирует работу частного сектора по выполнению этих функций[76].

Таким образом, государство должно брать на себя обязанности формирования институциональной структуры туристического производства, определения и оформления принципов поведения экономических субъектов, а также системы мер контроля за их деятельностью. Фактически государство обозначает границы и создает информационные каналы прохождения прямых и обратных связей, задавая направленность экономическим процессам. Отсутствие институциональной среды:

во-первых, делает практически невозможным включение механизмов рыночной самоорганизации, формирования эффективно действующей туристической индустрии за счет коммерческих интересов субъектов хозяйствования;

во–вторых, лишает государство в дальнейшем проводить какую бы то ни было политику в отношении туристического производства;

в–третьих, определяет предпосылки для заполнения институциональной среды неформальными отношениями (традициями ведения бизнеса, общепринятыми правилами делового поведения) и нерыночными структурами (криминал, уход от налогов)[77].

Второе направление функционирования государства на туристическом рынке отражает господствующее положение экономики в общественной системе. Государство поддерживает сложившиеся экономические отношения и рынок как основную форму связи между экономическими агентами в современном мире, а также главный механизм рынка – конкуренцию. На практике защита конкуренции означает обеспечение формально свободного доступа на рынки и правовое ограничение крайних проявлений монопольной власти, снижающих эффективность использования ресурсов и наносящих вред как потребителям, так и производителям.

В целом государство стремится поддержать конкурентные процессы – свободу входа на рынок, определенную степень соперничества между фирмами, - ограничить недобросовестную конкуренцию и крайние проявления монопольной власти. На данном этапе эволюции экономических систем во многих случаях именно конкурентная среда позволяет фирмам самостоятельно выбрать оптимальное поведение и способствует эффективному использованию ресурсов.

Поддерживая конкуренцию, государство с ее помощью организовывает выполнение экономикой своей основной задачи – производства необходимых благ и услуг для удовлетворения потребностей населения.

В ходе конкуренции в рыночной экономике складывается производственная структура, позволяющая наиболее эффективно реализовывать основную задачу экономической системы – удовлетворение материальных потребностей при минимальных затратах ресурсов. В конкурентной экономике, как отмечал Й. Шумпетер, «новые комбинации прокладывают себе путь, побеждая в конкуренции со старыми»[78].

Поддерживая рыночную форму связей, государство должно учитывать и компенсировать внешние эффекты туристического рынка. Туристическая деятельность имеет побочные эффекты, получившие название «экстерналий». Они представляют собой связанные с экономическими сделками издержки (или выгоды), которые несут (или получают) не продавцы или покупатели, а лица, непосредственно в сделках не участвующие. Сами участники сделок не учитывают эти побочные эффекты при решении вопроса, что и сколько производить и потреблять.

Являясь многофакторным явлением, сильно зависящим от внешней среды, туризм особенно подвержен воздействию экстерналий. Экстерналии в туристическом производстве могут носить как глобальный (войны, экономический спад, загрязнения окружающей среды), так и местный (сооружение промышленного предприятия в курортной местности) характер.

Важная функция государства состоит в управлении такими внешними издержками и выгодами с целью как поддержания рыночных стимулов у экономических агентов, так и обеспечения общественных интересов.

Поддержка государством туристического рынка не ограничивается защитой рынка, конкуренции, а также коррекцией его внешних эффектов. Государство с помощью имеющихся у него институтов, прежде всего, судебно-правовых, защищает сложившуюся структуру отношений собственности, лежащую в основе функционирования экономики.

При отсутствии четкого правового обеспечения отношений собственности, а также при неспособности государства принуждать к выполнению установленных правил, невозможно эффективное функционирования никакого рыночного производства. И наоборот, длительная стагнация в условиях неразвитых рыночных отношений не способствует экономической реализации зафиксированных законом прав собственности[79].

Третье направление деятельности государства на туристическом рынке во многом пересекается с первыми двумя – функциями государства как представителя всех членов общества и его функциями по поддержке экономической системы и ее рыночной формы[80].

Для нормальной жизнедеятельности общества в целом необходимо устойчивое, по возможности бесконфликтное, согласованное развитие всех его подсистем, каждая из которых выполняет свои функции. Экономика как господствующая подсистема предлагает рыночную форму связей в качестве основной и для других сфер общественной жизни. Но на практике оказывается, что рыночная организация деятельности таких отраслей как здравоохранение, образование, наука, культура не всегда обеспечивает их прибыльное функционирование, а значит, и интерес к ним частного сектора. Государство, заинтересованное в нормальном развитии всех сторон жизнедеятельности общества, либо стимулирует частный сектор к организации бизнеса в этих отраслях таким образом, чтобы их услуги были доступны потребителям в необходимом качестве.

Необходимость поддержания баланса в развитии различных сторон общественной жизни требует от государства таких действий, которые бы предотвращали или «амортизировали» возникающие противоречия или конфликты между поведением людей как субъектов рыночных отношений и их поведением как субъектов социальных отношений.

 

 

 

 

 

5.2. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

 

В западной научной литературе подход к определению функций государства имеет в своей основе критерий «провалов», изъянов рынка.

«Провалами рынка» называют действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения[81]. Иными словами «провалы» рынка – это такие ситуации, когда рыночные механизмы направляют усилия производителей и продавцов в русло, которое субъективно выгодно для них, но не оптимально или нежелательно с точки зрения всего общества. Важно подчеркнуть, что эти нежелательные решения являются не следствием ошибок субъектов рынка или действия каких-либо посторонних причин, а результатом функционирования именно самого туристического рынка, как части общего рынка.

«Провалы» рынка вообще и туристического рынка в частности не являются проблемой только лишь отечественной экономики. Любая экономическая система наделена ими и правительство любого государства (даже обладающего весьма развитой экономикой) вынуждено с ними бороться.

Анализ показывает, что в современных экономических системах можно выделить следующие проблемы туристического рынка:

Тенденции к установлению монополии. В виду неустойчивости рыночной системы, каждый производитель туристических услуг стремится в целях получения максимальной прибыли, подавить конкурентов. Возможностей монополизации туристического рынка гораздо больше, чем, например, рынка товаров народного потребления, поскольку, только обладающие большими объемами продаж туристические фирмы посредством распространенных рисковых форм их сотрудничества с поставщиками туристических услуг, способны приобретать необходимые ценовые преимущества. Новоиспеченному туроператору, к тому же не имеющему крупных финансовых источников своей деятельности, чрезвычайно сложно конкурировать в цене с известными и крупными игроками туристического рынка. В связи с тем, что ценовой фактор даже в развитых туристических экономиках является важнейшим на особо прибыльных, массовых направлениях как международного, так и внутреннего туризма, вновь выходящий на рынок субъект хозяйствования не получит дисконтов и льготных форм сотрудничества с поставщиками туристических услуг (особенно, с гостиничной индустрией и перевозчиками), предоставляемых только имеющим большой объем отправлений и высокую репутацию турфирмам.

Возможности «ноу-хау» или стремительного роста конкурентоспособности за счет сокращения издержек деятельности в туризме весьма ограничены вследствие своей высокой стоимости, длительности срока окупаемости и многофакторности самого туризма, как вида человеческой активности. Это только подстегивает процесс монополизации как работы на географических направлениях путешествий, так  даже «около-туристического» производства, делая очевидным процесс превращения крупных туроператоров в холдинги, помимо турпродукта предлагающих транспортные или экскурсионные услуги, владеющих собственными гостиничными цепями, глобальными системами бронирования и даже предприятиями, производящими туристические товары.

Как показывает опыт зарубежных туристических индустрий, эволюция сектора туроперейтинга на рынке туристических услуг состоит из следующих фаз: стихийной, отличающейся присутствием на рынке сотен и тысяч мелких туроператоров, предлагающих собственный, порой уникальный турпродукт (как например, туристический рынок России 1990-1995 годов); фазы укрупнения, на которой из массы туроператоров происходит выделение нескольких десятков – безусловных лидеров на конкретных направлениях туризма (монопрофильные игроки), обладающих самыми большими объемами продаж и максимальной известностью как среди потребителей, так и туристического  истеблишмента (рынок России 1995-2000 гг.); фазы диверсификации, которая характеризуется, прежде всего превращением выделившихся лидеров в многопрофильных туроператоров, стратегия деятельности которых заключается в распространении своих рыночных и финансовых возможностей, а также собственного брэнда на организацию туров на принципиально новых направлениях работы (современные процессы туристического рынка России).

С каждой фазой количество основных игроков, обладающих возможностью установления рыночных цен, туроператорского сектора сокращается, бывшие туроператоры, не выдержав ценовой конкуренции, уходят в агентский сектор, либо покидают рынок вообще. «Венцом» такой эволюции становится образование весьма ограниченного количества (например, в Германии 90% туристического рынка контролируют 3 холдинга) туроператоров, поделивших между собой весь потребительский рынок страны или региона.

Несмотря на очевидную предпочтительность мелкого бизнеса в агентском секторе туристического рынка, процессы монополизации здесь также закономерны. Агенты в попытках защищать собственные интересы (в первую очередь, коммерческие) от олигополистических туроператоров вынуждены укрупняться. Только в отличие от туроператоров укрупнение происходит не посредством слияния бизнеса, а скорее, через профессиональные объединения с общей торговой маркой, ценовой политикой, рыночной стратегией. Это приводит к появлению крупных агентских сетей, доля которых в розничных продажах с каждым сезоном только возрастает. Монополизация агентского сектора туристического рынка налицо уже в современной России, и это еще раз доказывает особую склонность туристического рынка к укрупнению его игроков и выдавливанию с рынка мелких производителей и продавцов турпродукта.

Неравномерность распространения информации в рыночной среде. Туризм был и остается видом деятельности, в которой любая информация (как идущая от потребителей, так и от поставщиков и розничных продавцов) имеет первоочередное значение. Владение и активное пользование информацией в современных условиях помогает субъектам туристического рынка принимать адекватные состоянию конъюнктуры решения.

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития