Персонал как фактор обеспечения качества отельных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Трудно себе представить рациональное или эффективное управление субъектами, которые предоставляют туристические услуги по принципу интуитивных действий или только профессионального опыта. Необходимы основательные, глубокие знания, владение современными информационными системами.
Цель курсовой работы - определить роль сотрудников туристических предприятий в деятельности фирмы. Раскрыть особенности характера работника, показать инструменты воздействия руководителя на персонал.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Сущность и цели управления человеческими ресурсами
1.1. Роль персонала в сфере предоставления туристических услуг 4
1.2. Цели управления человеческими ресурсами. 7
РАЗДЕЛ 2. Особенности труда в туризме
2.1. Роль психологического климата 12
2.2. Специфика работы в туристическом предприятии 15
РАЗДЕЛ 3. Управление персоналом туристского предприятия
3.1. Кадровая политика в сфере туристических услуг 18
3.2. Влияние корпоративной культуры на качество 37
туристических услуг
РАЗДЕЛ 4. Персонал как фактор обеспечения качества отельных услуг
4.1.Место работника в маркетинговых целях туристического 44
предприятия
4.2.Персонал как фактор обеспечения качества туристических услуг 47
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Файлы: 1 файл

курсовая кадры.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Расходы на оплату труда  составляют одну из важнейших позиций  в структуре общих затрат туристических  предприятий. Например, доля расходов в гостиничных объектах на оплату труда, основных и вспомогательных работников в общих расходах, составляет примерно 30%. Обоснованным является утверждение, что при рациональном использовании трудовых ресурсов нецелесообразно искать способы и возможности ограничения этой части затрат при одновременном осознании факта, что в деятельности по предоставлению услуг нужно беспокоиться об их высоком качестве. Однако можно предположить, что на определенном рынке будут функционировать туристические предприятия (например, гостиничные объекты), имеющие сходные или одинаковые размеры и производственную структуру, но получать разные результаты.

Наблюдение туристического рынка и предприятий, которые  функционируют на нем, показывает, что  повсеместно осознается важность проблематики формирования и развития человеческого фактора. Необходимость приспосабливаться предприятиям к внешним изменениям, создания системы эффективной коммуникации внутри предприятия и между предприятием и его окружением, а также совершенствование способов совместной деятельности положены в основу обоснования постепенного перехода от традиционного управления персоналом (человеческими ресурсами) к управлению человеческим капиталом, который охватывает компетенцию и умения работников. Этот капитал интегрирован с человеком (работником), его знаниями, опытом, желанием и возможностями работать на предприятии и может подлежать лишь «арендованию».

Отток работников с предприятия (увольнение персонала) может обусловить явление потери памяти организации. Одновременно с уходом работника безвозвратно теряются умения, опыт, связанный с владением определенных механизмов и технологий, неформальных отношений с клиентами, поставщиками или другими работниками. В свою очередь привлечение новых, способных кандидатов и создания ими соответствующих условий для развития, увеличивает человеческий капитал. Он проявляется в совокупной компетенции туристического предприятия, принятии лучших решений благодаря знаниям и опыту работников. В поиске конкурентных преимуществ,  предприятия признают работников важнейшим элементом своей деятельности, а умелое управление ими - залог успеха на рынке.

Одним из основных последствий  управления человеческим капиталом  является выявление у работников предприятия лучших черт. Этого можно  достичь, обеспечивая персоналу  удовольствие от выполняемой работы, оплаты и условий труда, ощущение реализации в рамках выполняемых задач и обязанностей, благодаря получению от подчиненных признания за достижения, активность и реальную поддержку с их стороны. Владельцы и менеджеры туристических предприятий должны опережать ожидания своих работников, предлагая им комплекс ценностей, которые связаны с:

- самореализацией (новые  вызовы, реализация новых замыслов, свобода деятельности и т.д.);

- постоянным самообразованием, развитием (повышение квалификации, тренинги, карьерный рост и т.д.);

- признанием и вознаграждением  (наблюдение за усилиями работников, оценка активности членами трудового  коллектива, оплата труда, доплаты  за стаж, награды, социальная деятельность);

- формированием организационной культуры, эффективных каналов коммуникации и менеджерского лидерства, которое обеспечит реализацию приведенных выше тезисов

Процесс создания человеческого капитала в туристическом предприятии  имеет исключительное значение. Учитывая специфику своей деятельности и потребность коммуникации не только с предложением (продуктом), ценой, но так же качеством услуг и маркой, туристические предприятия должны осуществлять деятельность в сфере управления человеческими ресурсами, которая способствует созданию упомянутого капитала . В этом процессе можно выделить следующие элементы:

- формирование стратегии создания  человеческого капитала как составляющей  стратегии деятельности предприятия;

- оценка потребностей в кадрах, характеристика личностных признаков,  компетенции и умений, необходимых для выполнения должностных задач;

- мониторинг процесса отбора  потенциальных работников и их  отношение к функционированию  предприятия (способом, который обеспечит  создание позитивных связей работников  с местом работы);

- использование индивидуального интеллектуального капитала работников, формирование чувства принадлежности к предприятию, что обеспечивает не только желаемый (высокий) уровень выполнения заданий, а также нас следом развития индивидуального капитала (умение, сноровки, уровня знаний, черт характера, опыта)

- забота о постоянное обучение  работников, повышение их квалификации, связь работников с положениями  стратегии предприятия (единство  целей работника и предприятия);

- обеспечение работнику свободы  выбора, участия в принятии управленческих решений;

- потерь по освобождению как  в финансовом (доплаты, премии, дополнительные  услуги), так и в нематериальном (общественные связи, доверие,  информационная открытость) измерениях;

- забота о скором предоставления  работникам необходимой информации, обмен знаниями (создание на предприятии внутреннего рынка знаний)

До сих пор, в проблематике формирования человеческих средств туристических  предприятий,  акцентировалось на качественном аспекте.

 Человеческий капитал способствует  обмену знаниями между отдельными участниками туристического рынка, что обуславливает рост инновационности и конкурентоспособности предприятия. Можно утверждать, что рыночное преимущество будет на стороне тех туристических предприятий, которые будут поощрять лучших работников. Когда речь идет о лучших, то имеем в виду не только их квалификацию, а также их личностные качества: способность сотрудничать в коллективе, их самостоятельность и креативность. В этом контексте можно согласиться с тезисом, что «добрые фирмы от плохих отличаются качеством персонала», разница зависит от эффективного управления человеческими ресурсами. Такой подход к управлению человеческими ресурсами сосредоточивается на стратегическом аспекте, так как охватывает длительную деятельность по подбору персонала, и имеет принципиальное значение для функционирования туристического предприятия.

Важным элементом стратегического  подхода к управлению человеческими  ресурсами в туристическом предприятии  есть планирование потребности в персонале. Оно заключается в определении количества в потребности работников соответствующей квалификации по прошлым периодам

Общие этапы планирования кадров предприятия  любой сферы деятельности такие:

- определение ожидаемого  количества работников на начало  планового периода;

- расчет потребности  в работниках для выполнения  планового объема работ;

- обоснование (прогнозирование)  выбытия работников в плановом  периоде;

- расчет пополнения  работников для обеспечения плановых  объемов деятельности

Исходным пунктом процесса планирования персонала должен быть анализ и оценка фактического количественного и качественного состояния работников относительно объема и структуры реализуемых задач и ситуации в окружении туристического предприятия, прежде всего на рынке рабочей силы. Если в результате такого анализа окажется, что имеем дело с уменьшением продаж (например услуг размещения, питание) при постоянной численности работников, то это может означать снижение эффективности персональных расходов на предприятии. Планируя потребность в кадрах, необходимо одновременно учитывать ее на перспективу, изменения в организации труда, деятельности, касаться популяризации и дистрибуции предложения и возможности повышения производительности труда.

В процессе планирования количества и структуры персонала в туристическом предприятии можно воспользоваться методом статистических показателей. Он заключается в дополнении персонала при плановом показателе. Увеличение количества задач или уменьшения (редукции) персонала в случае ограничения деятельности (например, в гостиничном объекте случаются ситуации, когда ликвидируются некоторые рабочие места или организационные отделы, а выполнение определенных услуг берут на себя внешние фирмы, это может касаться услуг пригостинечной стоянки, поручения уборки номеров и т.д.).

Туристические предприятия  пользуются также методом штатного расписания, основанного на существующей организационной структуре предприятия (охватывает определенные виды должностей и взаимосвязи между ними). Это  требует точного определения  сферы должностных полномочий и обязанностей, а с другой стороны, в туристических предприятиях (среди них преобладают малые субъекты хозяйствования), как показывает практика, наблюдается объединение должностей и предоставление работнику права выполнения нескольких функций.

Приведенная выше проблематика сосредоточила внимание только на одном  аспекте планирования кадрового  состава предприятия, а именно на его количественной характеристике. Для эффективного функционирования туристического предприятия, реализации его миссии и целей принципиальное значение имеет уровень квалификации персонала который должен быть трудоустроен В связи с этим в процессе управления человеческими ресурсами не менее важную роль играет операционный аспект. Речь идет о неотложных действиях и решениях в области кадровой политики, касающейся методов отбора работников, модификации системы мотивации, оценки работников и дальнейшего их развития.

Необходимо также обратить внимание на проблему участия работников в управлении предприятием в условиях обострения конкурентной борьбы на туристическом рынке. Важное значение для формирования позиции и участия работников в управлении имеет организационная культура предприятия. Ее можно определить как некую совокупность ценностей, которая позволяет работникам понять, какие действия на предприятии являются желанными, а какие – нежелательными. К основным факторам организационной культуры относятся: принципы, корпоративные нормы, поведенческие стереотипы, морально-психологический климат и т.п.

Организационная культура предприятия выражается в поведении и действиях отдельных работников, групп, в их позиции, способе решения новых проблем, организации работы и т.д. Она для каждого работника как неотъемлемая составляющая отношений между людьми, а ее познание дает возможность выявить и обосновать мотивы поведения людей и определить методы ее формирования. Учитывая организационную культуру, в процессе управления человеческими ресурсами можно подобрать работников с определенными признаками и тем самым определить способ реализации ожидаемых результатов, обусловленный не только целями туристического предприятия, но и потребностями работников.

Важным элементом управления человеческими ресурсами туристического предприятия является набор и  отбор работников.  Под этой деятельностью  понимают поиск кандидатов на замещение вакантной должности, оценку деловых и личных качеств с целью избрания наилучшего кандидата. Процедура подбора кадров предусматривает такие операции:

- определение количества  вакантных должностей;

- формирование требований  к кандидатам;

- сбор информации о  кандидатах;

- сравнение деловых и личностных  качеств кандидатов для избрания  наилучшего;

- заключение трудового договора

Традиционно внешние и внутренние источники формируют человеческие ресурсы в туристических предприятиях, которые со временем становятся более современными как по содержанию, так и по форме.

Существует много методов отбора: тестирование и занятия в группах. Тестирование применяется как для определения уровня профессиональных знаний, так и для выявления моральных качеств  претендентов. Преимущество этого метода первичного отбора состоит в том, что оценивается настоящая, сегодняшняя компетенция кандидата с учетом особенностей деятельности туристического предприятия и будущей должности. Его недостаток - высокие затраты, потребность в посторонней помощи в составлении и обрабатывании тестов, не дают полного представления о кандидатах.

Последнее время тестирования все  больше распространяется среди менеджеров по персоналу крупных туристических  предприятий.

Каждому предприятию необходимо выбирать такие методы, которые ему больше подходят, и использовать потенциал будущих работников по требованиям определенной должности и организационной культуры субъекта  хозяйствования. Принципиальное значение для набора работников имеют источники информации, на которых размещены правила приема, среди которых выделяют внутренний и внешний рынок труда. Внутренний рынок труда как информационный источник набора, непосредственно влияет на работников и их моральное состояние. Благодаря существующей информации, о кандидате и известных ему условиях труда, сокращается время на адаптацию работников, что снижает показатель текучести кадров. Среди недостатков этого источника информации - проблемы с реализацией новых замыслов и идей, учитывая существующие навыки и связи, а также нарушение порядка взаимных отношениях (зависть).

В свою очередь внешний рынок труда способствует получению новых работников с высоким потенциалом, не вовлеченных в неформальные отношения. Среди недостатков этого подхода к набору работников - сложность определения квалификации кандидата, больший риск ошибки при наборе, опасность конфликта с работниками, особенно с внутренними кандидатами на соответствующую должность.

Принимая решение относительно способов набора персонала, нужно учесть тип рабочего места, на которое осуществляется поиск сотрудников. Наиболее трудоемким процессом является поиск работников на руководящие и узкоспециализированные должности. В свою очередь легче найти работников для административно-офисной работы. Тип рабочего места непосредственно влияет на радиус изучения рынка, т.е. на то, будет набор широким или узким.

Информация о работе Персонал как фактор обеспечения качества отельных услуг