Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 20:40, курсовая работа
Трудно себе представить рациональное или эффективное управление субъектами, которые предоставляют туристические услуги по принципу интуитивных действий или только профессионального опыта. Необходимы основательные, глубокие знания, владение современными информационными системами.
Цель курсовой работы - определить роль сотрудников туристических предприятий в деятельности фирмы. Раскрыть особенности характера работника, показать инструменты воздействия руководителя на персонал.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. Сущность и цели управления человеческими ресурсами
1.1. Роль персонала в сфере предоставления туристических услуг 4
1.2. Цели управления человеческими ресурсами. 7
РАЗДЕЛ 2. Особенности труда в туризме
2.1. Роль психологического климата 12
2.2. Специфика работы в туристическом предприятии 15
РАЗДЕЛ 3. Управление персоналом туристского предприятия
3.1. Кадровая политика в сфере туристических услуг 18
3.2. Влияние корпоративной культуры на качество 37
туристических услуг
РАЗДЕЛ 4. Персонал как фактор обеспечения качества отельных услуг
4.1.Место работника в маркетинговых целях туристического 44
предприятия
4.2.Персонал как фактор обеспечения качества туристических услуг 47
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
- амбициозное установление целей для каждого работника;
- организация труда - работник должен реализовывать задачи согласно своей квалификации и опыта, а также иметь все необходимые средства для этой реализации, например, информационные материалы
Ко второй группе мотивационных факторов можно отнести:
- надежда - когда работник предполагает, что предлагаемая работа принесет ожидаемые результаты, тогда он работает лучше;
- чувство справедливости - чаще всего касается вознаграждения за труд, если она оценивается адекватно за выполненные обязанности, то это может повлиять на лучшее решение реализуемых задач;
- чувство успешности - когда работник замечает, что он хорошо наладил контакт с клиентом, то рост положительных результатов может мобилизовать его к еще лучшей работы.
Результаты исследования ряда туристических организаций, в процессе которого опрошенных попросили указать факторы, важные для них при выборе работы, показали, что одним из основных является интерес к работе. Этот фактор опередил по значимости такие факторы, как заработная плата, признание профессионального и личного достоинства, психологический климат в коллективе, безопасность (табл. 1):
Таблица 1 Перечень факторов, важных для персонала при выборе работы
Критерий мотивации |
Доля работников, выбрали определенный критерий,% |
Интерес к работе |
52 |
Организация труда |
51 |
Зарплата |
80 |
Признание профессионального достоинства |
46 |
Справедливая оценка труда |
38 |
Психологический климат в коллективе |
33 |
Возможность профессионального роста |
29 |
Самореализация |
32 |
Надежды |
22 |
Безопасность |
7 |
По всем работниками необходимо осуществлять контроль, периодически оценивать результаты труда персонала, поскольку это способствует лучшему выполнению служебных обязанностей. Оценка работников основывается на регулярно получаемой информации из отчетов продажи, личных наблюдениях, письмах и жалобах клиентов и анкетах, собранных среди клиентов. К основным методам оценки и принадлежат:
- формальная оценка результатов, основанная на составлении отчетов работы персонала по продажам;
- сравнение результатов конкретных работников на аналогичных рабочих местах;
- сравнение текущей продажи с продажей прошлых лет
Оценка работников имеет важное значение в управлении трудовыми ресурсами, поскольку на ее основе планируются индивидуальные карьеры, пути совершенствования, виды курсов и развитие работника. По результатам и оценки можно сделать вывод о пригодности работников для фирмы, указать направления учений и профессионального совершенствования персонала, премировать лиц, которые проявляют инициативу и изобретательность, а также выявить причины недовольства отдельных лиц или коллектива. К наиболее распространенным ошибкам, которых допускается при маркетинговом управлении туристический персонал, можно отнести:
- синдром случайного работника (трудоустроены случайные лица, трудно удержать специалистов, сложно избавиться некомпетентных работников);
- нечеткие критерии мотивации (вознаграждения назначается тенденциозно, премии не мобилизуют к работе, создаются интриги);
- низкую дисциплину и низкие моральные качества работников (работники не реагируют на аргументы высшего работника);
- синдром отсутствия подходящих людей на конкретных рабочих местах (отсутствие ориентации в собственном человеческом потенциале, квалифицированные работники работают не по специальности);
- синдром дирижера (руководитель должен сам во всем справляться, загружен работой и ни на что нет времени)
Хорошо подготовленный персонал в маркетинговом понимании должен следовать к превращению покупателя (внешнего и независимого клиента) в постоянного клиента (лояльного, ценя напарника). Построение продолжительных связей с потребителем - это новая форма борьбы с конкуренцией, а также реакция на незначительную роль массовой объявлений.
Правильная кадровая политика способствует формированию профессионального и стабильного персонала фирмы, который характеризуют следующие признаки:
- компетентность - работники обладают соответствующими качественными признаками;
- вежливость - работники относятся к клиенту тактично и с уважением;
- надежность - работники выполняют работу добросовестно, в соответствии с поставленными требованиями;
- ответственность - работники заслуживают доверия;
- скорость реагирования - работники реагируют на проблемы и просьбы клиентов;
- коммуникабельность - работник старается внимательно выслушать клиента и предоставить ему самую полную информацию
Эффектом хорошего ведения кадровой политики есть преданные и заинтересованные работники, которые чувствуют ответственность за свои действия, охотно участвуют во всех процессах фирмы.
Интерес работников должно заключаться в понимании важности их вклада и роли в организации, распознании пределов своей компетенции и деятельности и понимании ответственности за решение проблем, оценке своей деятельности, активном поиске возможностей увеличения знаний и опыта, в непринужденной и бескорыстно передачи знаний и опыта.
Маркетинговая кадровая политика меняет взаимоотношения между персоналом фирмы и покупателями, создает связи, основанные на взаимодействие, лояльности, доверии и дружбе предприятия с клиентом.
3.2. Влияние
корпоративной культуры на
Анализ экономических исследований в сфере предоставления туристических услуг показывает, что когда речь идет о совершенствовании управления туристической организацией, то особое внимание уделяется вопросам спроса услуг, конкурентам, клиентам и т.д., однако основные усилия управления в индустрии туризма должны быть направлены на ее персонал. Персонал туристических предприятий является важнейшей составляющей конечного продукта, одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, следовательно, качество обслуживания в туристических организациях зависит от мастерства и сознания работников. Таким образом, эффективное управление людьми превращается в одну из важнейших функций предприятия по предоставлению туристических услуг - функцию управления персоналом. Важной особенностью туристского продукта, отличающей его от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Человеческий фактор имеет сильное влияние на его неоднородность и качество. Для поддержания качества обслуживания в туристических организаций разрабатывают стандарты обслуживания - комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания туристов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества для всех операции. Стандарт определяет критерии, по которым оценивают уровень обслуживания клиентов и деятельность персонала организации. К таким критериям, например, в гостиницах, относятся: время ответа на звонок о получения информации или бронирования (15, 20, 30 секунд), время оформления в службе размещения (очередей не должно быть), затраченное время на оказание конкретной услуги (например, стирка и чистка вещей гостя должны занимать не более чем сутки), внешний вид и наличие униформы, знание иностранных языков персоналом и т.п. Однако стандартизация не решает всех вопросов качественного обслуживания клиента, поскольку качество туристических услуг - это свойство, предназначена для формирования у потребителя чувства удовлетворенности, восприятие им обслуживания в соответствии с его ожиданиями. Качество обслуживания в туристических организациях зависит от умения персонала:
- распознать и оценить требования каждого клиента;
оценить восприятие каждым клиентом услуг, которые ему предоставляются;
- в случае необходимости оперативно корректировать процесс обслуживания, добиваясь удовлетворенности каждого клиента уровнем обслуживания.
Для квалифицированной работы в сфере предоставления туристических услуг, помимо технологической подготовки, знаний туристического бизнеса, также необходима соответствующая психологическая подготовка, владение вопросами межличностного общения. Все большее значение приобретают личные качества работника, его интуиция, опыт, способности и умение всесторонне оценивать ситуацию, в том числе и с точки зрения своих клиентов, возможность творческого и нестандартного подхода к принятию решений (табл. 2).
Персонал фирмы должен обслужить потребителя так, чтобы последний превратился в постоянного клиента. От этого понимания зависит доход организации - чем больше постоянных клиентов, тем больше доход. Далеко не каждый человек может управлять ситуацией и за короткий период общения с клиентом, создать у него благоприятное впечатление о туристической фирме в целом. Менеджеры должны удостовериться, что служащие компетентные и с энтузиазмом относятся к своей фирме и к услугам, которые они реализуют, иначе невозможно заинтересовать клиентов и превратить их в постоянных.
Таблица 2 "Идеальный" менеджер по продаже туристических услуг
Требования к персоналу туристических организаций |
Рейтинг требований (1 - наименьший, 5 - наибольший) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Знание | |||||
Высшее (неполное высшее) туристическое образование |
|||||
Знание иностранных языков |
|||||
Минимальный стаж (практика работы в туризме) |
|||||
Умения и навыки | |||||
Навыки продаж, презентаций |
|||||
Работа на персональном компьютере с различными информационными системами |
|||||
Личные и деловые качества | |||||
Коммуникабельность |
|||||
Ориентация на достижение результата |
|||||
Забота о клиенте |
|||||
Ответственность |
|||||
Самообразование |
|||||
Способность планировать работу, организованность |
|||||
Устойчивость к стрессовым ситуациям |
|||||
Умение работать в команде |
|||||
Аккуратность |
|||||
Внимательность |
|||||
Лояльность к компании |
Управление персоналом по содержанию гораздо шире, чем простое решение кадровых проблем. Оно ориентируется на определение будущих потребностей и развитие потенциала работника, а также на осознание каждым работником собственных задач, создание благоприятного трудового климата, мотивирует персонал к достижению поставленных целей. Цель управления персоналом в туризме состоит в том, чтобы мотивировать служащих на предоставление клиентам качественного обслуживания, которое удовлетворяет их потребности. А это невозможно без соответствующей координации действий персонала, мотивации и формирования корпоративной культуры, что повышает лояльность потребителей к туристической фирме. Уровень корпоративной культуры непосредственно отражает кодекс поведения, поскольку в нем содержатся правила и нормы поведения, основанные на принципах общечеловеческой морали. Чтобы эти принципы работали, мало их разработать и зафиксировать в организационных документах - их необходимо довести до сознания каждого сотрудника. Переориентация корпоративной культуры на человеческую индивидуальность, уважительное отношение к каждой личности и органичное сочетание собственных интересов с системой коллективных - важный аргумент в конкурентной борьбе. Уровень корпоративной культуры отражает уровень организационного решения политики коллектива (наличие команды в организации - высокий уровень развития коллектива). В такой системе человек рассматривается не как функционер, а как личность в широком смысле этого слова. Объединение людей происходит на основе общих ценностей и норм, при этом отсутствуют какие-либо распоряжения сверху, кроме общечеловеческих норм и требований. Создаются благоприятные условия для развития инициативы и творческой активности работника, не отрицаются элементы расчета и выгоды, что позволяет говорить о важнейшем: командный принцип - оптимальное сочетание личных и корпоративных интересов. Культура служебных отношений выступает как основной параметр корпоративной культуры. В каждой компании формируются свои особенности деловых взаимоотношений, обязательств и норм поведения. Конкретизация норм и правил поведения диктуется необходимостью изменения отношения человека к объекту труда. Профессиональный долг работника в любой сфере деятельности должен заключаться в том, чтобы соответствовать требованиям надлежащего отношения к работе, а именно: он должен любить свою работу и учиться работать, постоянно повышать свою квалификацию, уважать себя и своих коллег. Общие элементы корпоративной культуры могут касаться таких вопросов существования организации:
Информация о работе Персонал как фактор обеспечения качества отельных услуг