Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выпускной работы обусловлена тем, что в условиях растущей глобализации мировая туристическая индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. В рамках программы Комплексной основы развития туризм признан одним из приоритетных направлений экономики. Туризм способствует снижению уровня бедности, стимулирует предпринимательские инициативы граждан и имеет огромный потенциал для решения экономических и социальных задач государства.
Ритм современной жизни большинства государств сопровождается увеличением объема производства, урбанизацией, ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, ростом объема информации и т.д

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА……………………11
1.1 Особенности развития стран с переходной экономикой……………………………….11
1.2 Значение международного туризма я стран с переходной экономикой ……...……….21
1.3 Основные методы оценки потенциала развития туристической отрасли……………..31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………...40
2.1 Анализ успешного развития туризма в Российской Федерации……………………….40
2.2 Потенциальные возможности развития туризма в Кыргызской Республике…………50
2.3 Анализ развития туристической индустрии в Кыргызской Республике………………61
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ…………………………………………70
3.1 Возможности развития туризма в Российской Федерации……………………….…….70
3.2 Совершенствование развития туристической отрасли в Кыргызской Республике…..81
3.3 Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»…………………………………………92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………104
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………

Файлы: 1 файл

Туризим в Кыргызстане.docx

— 163.11 Кб (Скачать файл)

 Объем платных услуг  гостиниц и аналогичных средств  размещения *(млн.руб) | 60098 | 74711 | 88900 | 107560 | 130140 | 157460 | 190520 | 224800 | 370000 |

 Экспорт туристских  услуг**(млрд.руб.) | 564,0 | 604,4 | 679,6 | 796,3 | 913,0 | 1029,7 | 1146,0 | 1262,7 | 1613 |

 Инвестиции в основной  капитал **(млрд.руб.) | 532,6 | 599,0 | 709,7 | 983,3 | 1257,0 | 1531,0 | 1804,6 | 2278,2 | 2898,5 |

 

*На базе данных Росстата

**На базе данных прогноза  Всемирного  Совета по туризму  и путешествиям  (WTTC)

 

3.2 Проблемы развития туризма  в Кыргызской Республике

К  сожалению,  сегодня  туристский  потенциал  Кыргызстана  задействован  не  в полную меру. За последние три года ежегодные  доходы от международного туризма составили  всего  лишь 70-75  млн.  долларов  США.  Для  сравнения,  в 2005  году  по такому  показателю,  как  доля  туризма  в  экономике  государств  со  средним  уровнем развития  первое место  занимала Испания-41,7%,  в  Греции-40,4%,  в Австрии- 32%, второе  и  третьи  места  в  высокоразвитых  странах:  Португалии- 22%, Швейцарии-10%,  Италии-9,8%,  Дании-8,7%,  Франции- 8,5%. При  наличии  соответствующих  условий,  Кыргызская  Республика  от международного туризма могла  бы получать ежегодно, по самым скромным оценкам, до 400-500 млн. долларов в год, принимая порядка 2 млн. иностранных  турист Слабая  материальная  база  туризма  является  одним  из  основных  факторов, сдерживающих  развитие  этой  отрасли. Другими  факторами  являются:  усложненная  процедура визового оформления, регистрация  туристов, отдаленность республики от европейских,  северо-американских  рынков,  ограниченное  количество  прямых воздушных  рейсов,  высокая  стоимость  проезда  в Кыргызстан,  отсутствие широкой рекламы о  Кыргызской Республике.

Перед Кыргызской Республикой  стоит первоочередная задача достижения к 2010 устойчивого экономического роста  как основы благосостояния народа. В рамках программы Комплексной  основы развития туризм признан одним  из приоритетных направлений экономики.

В условиях растущей глобализации мировая туристическая индустрия  представляет приоритетный интерес  и большие перспективы для  республики. Используя уникальный потенциал  природы и культурного наследия Кыргызстана, необходимо гармонично интегрироваться  в туристическую отрасль мировой  экономики и достичь интенсивного развития туризма в республике, обеспечив  устойчивый рост занятости и доходов  населения, стимулирование развития смежных  с туризмом отраслей и увеличения притока иностранных инвестиций в экономику.

 

Оценивая потенциал отрасли, следует обратить внимание на актуальные проблемы отрасли, среди которых  выделяют следующие:

   1) Политическая нестабильность

   2) Нормативно-правовая  база 

   3) Пограничные зоны  республики

   4) Доступ Доступность  Кыргызстана

   5) Известность Кыргызстана

   6) Кадры.

   7) Материальная инфраструктура

   8) Отношение государства  к частному предпринимательству  в области туризма

   9) Региональное сотрудничество  в Центральной Азии.

 

Политическая нестабильность. Под политической нестабильностью  обычно имеется в виду реальная и  потенциальная угроза финансовых потерь в результате политических решений, действий или событий, которые могут  представлять угрозу экономическим  интересам инвесторов. С этой точки  зрения, события в Кыргызстане  в первую очередь беспокоят Казахстан, у которого в этой стране есть определенные инвестиционные интересы. Так, по данным некоторых экспертов, если в 2005 году объем казахстанских инвестиций составил 19% от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2009-м  он вырос почти до 50%. В свою очередь, реальная угроза экономического коллапса в Кыргызстане спровоцирует новые  миграционные потоки в Казахстан, где  собственный рынок труда еще  не восстановился в условиях кризиса. Кроме этого, для многих зарубежных инвесторов, которые намеревались прийти в Казахстан, дестабилизация обстановки в соседнем Кыргызстане может  экстраполироваться и на оценку инвестиционного  климата у нас, ведь многие бизнесмены рассматривают наш регион как  единое целое.

Среди факторов, повлиявших на решение об отказе от поездки  на озеро Иссык-Куль, превалирующее  число респондентов назвали низкую информированность о текущей  ситуации в Кыргызстане (19,8 %). На этом фоне ограниченная ответственность  туроператоров (14,2 %) перед клиентами  и наличие материалов критического характера в средствах массовой информации в отношении текущей  общественно-политической и социально-экономической  ситуации в стране (13,7 %) в совокупности влияют на выбор места отдыха жителей  г. Алматы.

Вместе с тем, по мнению, большей части респондентов, в  целях развития отрасли туризма  в Иссык-Кульской области прежде всего в качестве первоочередной задачи стоит повышение уровня предлагаемого  сервиса путем обучения обслуживающего персонала. Привлечение иностранных, в том числе казахстанских  инвестиций, создание системы бронирования путевок через Интернет в режиме on-line, способных оптимизировать отрасль  туризма в Кыргызстане в целом. К причинам, препятствующим развитию предпринимательства в отрасли  туризма для исследуемого региона  относятся, по мнению респондентов,  недостаточное регулирование отношений со стороны государства (37,5%), нестабильность по устоявшемуся мнению респондентов социально-политической ситуации в стране (31,3%).

Слабыми сторонами являются - неспокойная социально-политическая обстановка, недостаточная информированность  о возможностях туризма, приходящая в упадок транспортная система, туристические  базы и другая инфраструктура, недостаток средств у правительства для  развития туризма, недостаточная информированность  туристов и туристических фирм о  шагах кыргызской стороны по развитию туризма, культурные вопросы, такие  как: недостаточная подготовленность персонала, слабая система образования, коррупция в органах регулирования  туристического сектора.

Выявлены следующие угрозы: региональная и внутренняя политическая нестабильность; наличие обстоятельств  при которых агентства не учитывают  рекламный аспект при обслуживании алматинских групп (отсутствие рекламы  на ТВ, радио, гибких систем скидок…), нестабильные государственные нормы и предписания, отсутствие страхования на случай катастроф, а также ответственности кыргызстанских пансионатов за предоставляемый  уровень сервиса и заявленный; наличие в туристических агентствах КР и пансионатах советского менталитета  обслуживания; отсутствие механизмов влияния со стороны казахстанских  туристов на улучшение качества обслуживания; потеря большей части туристического сезона вследствие политических событий.

В последние годы туризм в области стал приобретать более  тусклый оттенок, хотя Иссык-Кульская область со своими природными запасами, историческим и культурным наследием  имеет огромный туристический потенциал. Она является крупнейшей курортной  зоной в Кыргызской Республике, приносящей наибольший доход в бюджет государства, нежели другие курортные зоны, находящиеся  в других регионах Республики. Однако, в сфере туризма Иссык-Кульской области существует много проблем, которые мешают более активно  развивать эту отрасль. И чтобы  как-то выяснить и устранить недостатки развития ОО «Союз предпринимателей г. Каракол» в рамках проекта «Развитие  сотрудничества бизнес сектора и  местных органов власти в процессе регулирования туристической отрасли  и экотуризма» при поддержке  Фонда «Евразия», за счет средств USAID, с 16 мая по 16 июня 2005г провел социологическое  исследование в г. Алматы, исполнителем которого стал ОО ЕВРАЗИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. 

Республика Казахстан - ближайший  сосед нашей Республики и, согласно информации Госкомитета по туризму, спорту и молодежной политике, в  прошлом году на Иссык-Куле отдохнуло  более 1 миллиона туристов, из них 70% - составили  граждане Казахстана.

Цель исследования -  выявление существующих проблем и трудностей, с которыми сталкиваются турагентства, туроператоры и туристы из Казахстана, посещая Кыргызстан и Иссык-кульскую область, В ходе исследования были опрошены туроператоры, турагенства и турфирмы:  всего 32 юридических лица, работающих в г. Алматы (далее  турфирмы), а также жители южной столицы, которые посетили озеро Иссык-Куль в прошлом году  - 200 человек (далее -  респонденты).

Анализ полученных данных показал, что представители алматинских  турфирм в целом весьма высоко оценивают конкурентоспособность  отдыха на озере Иссык-Куль на алматинском  рынке данных услуг. Более 65 % опрошенных экспертов оценивают этот уровень  как высокий.

Выбор алмаатинцами Иссык-Кульского  побережья в качестве места своего отдыха в основном

Однако, если рассматривать  причинные связи упоминаний проблем  в ответах алмаатинцев, то на первое место выходит фактор незнания алмаатинцами и большинством представителей турфирм  о последних изменениях в правовой базе в КР (в частности о снятии постов ГАИ с трассы на Иссык-Куль). Что косвенно подтверждается слабой PR кампанией на ТВ и радио со стороны  кыргызских туроператоров. Второй проблемой  по упоминанию является несоответствие стоимости путевки уровню сервиса. Кроме того людей волнует проблема низкого уровня организации порядка и безопасности в местах отдыха.

 

Нормативно-правовая база. Несовершенство существующего законодательства, в  частности, по вопросам приватизации, инвестирования и налогообложения, отдельные подзаконные акты, несоответствующие  законам, неспособность государства  в полной мере обеспечивать благоприятные  условия для развития туризма  приводят к возрастанию коммерческого  риска в туристической области  республики. Эти факторы являются одними из главных препятствий для  увеличения притока туристов и привлечения  частных инвестиций в сектор туризма.

Существующая на настоящий  момент инфраструктура в республике, не отвечает сегодняшним потребностям активно развивающегося туризма, однако может служить основой для  создания более современной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и  учитывающей экологические требования.

Существенную роль в развитии туризма в республике играет широко развитая сеть авиалиний и современные  аэропорты. Крайне неудобная, требующая  много времени и ненужных формальностей  процедура регистрации и оформления багажа, ограниченное число прямых авиарейсов к основным туристическим  рынкам, а также крайне невыгодная для Кыргызстана система  международных  воздушных коридоров являются серьезными проблемами, которые затрудняют дальнейшее увеличение числа туристов, посещающих Кыргызстан.

          Несовершенство системы виз и  разрешений, слабая правовая защищенность  туристов, недостаток информационных  услуг, а также неблагоприятная  внешняя политика соседних государств  по визовым вопросам также  ограничивают приток туристов.

Проблемы с получением туристических виз – давно  назрел вопрос о введении безвизового  режима для туристов из стран дальнего зарубежья, хотя бы на период туристического сезона. Кроме того, не во всех странах  есть наши дипломатические и консульские  учреждения. Так, например, испанский  турист не станет ехать в Брюссель (Бельгия), чтобы получить визу в  Кыргызстан. Положительным примером может стань Украина, которая  отменила визовый режим для граждан  Евросоюза, что  повысило туда приток иностранных граждан в несколько  раз.

Несовершенство законодательной  базы. Закон Кыргызской Республики «О туризме», который уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Назрела  необходимость принятия ряда законов  и подзаконных актов, направленных на создание благоприятных условий  для развития внутреннего и выездного  туризма, предпринимательства в  данной сфере и др. Кроме того неэффективность налоговой системы  порождает теневой сектор экономики, не приносящий доходов государственный  бюджет, а также ставит в неравные конкурентные условия честным налогоплательщиков и «теневиков».

Ключевым туристическим  продуктом является историко – культурное наследие и традиции кочевых народов, расположенных на Великом Шелковом Пути (ВШП). По данным ВТО и ЮНЕСКО ВШП до 2020 года превратиться в самый  привлекательный маршрут для  туристов, готовый принять треть  путешественников всего мира. Туризм ВШП невозможен без региональной кооперации со странами – звеньями исторического маршрута ВШП: особенно Китаем и Узбекистаном. Они являются как потенциальными партнерами (как  звеньями ВШП), так и основными  конкурентами Кыргызстану на рынке  туров по ВШП (вследствие ограниченной длительность туров).

Главные проблемы, сдерживающие развитие туризма по Великому Шелковому  Пути являются:

   * Высокие издержки  организации  тура по сравнению  с ближайшими конкурентами (Китаем  и Узбекистаном);

   * Отсутствие соглашений  о транзитной визовой поддержке  между странами ВШП (КНР, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан);

   * Неразвитая транспортная  инфраструктура и отсутствие  комфортабельных наземных транспортных  средств;

   * Неразвитый гостиничный  сервис и средств размещения  на маршрутах ВШП;

   * Отсутствие монументальных  архитектурных комплексов;

   * Неразвитое музейное  и экскурсионное дело;

   * Отсутствие поведенческой  культуры гостеприимства у должностных  лиц, встречающих туристов.

 

Доступ в пограничные  зоны республики. Некоторые важные туристические объекты Кыргызстана  находятся в пограничных зонах. В настоящее время для доступа  в эти зоны, помимо пропуска, нужно  еще и специальное разрешение Пограничных отрядов, которым подконтрольны  эти зоны. Такой распорядок понятен  для южных районов Кыргызстана - наличие террористов, наркопути  и пр. Но совершенно непонятны такие  правила для такого района как  Центральный Тянь-Шань, где граница  проходит по неприступным хребтам, и, попав  куда, практически невозможно перейти  в соседний Китай. Логика подсказывает, что для районов Центрального Тянь-Шаня необходима процедура упрощенного  доступа.

Информация о работе Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»