Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:08, дипломная работа
Актуальность выпускной работы обусловлена тем, что в условиях растущей глобализации мировая туристическая индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. В рамках программы Комплексной основы развития туризм признан одним из приоритетных направлений экономики. Туризм способствует снижению уровня бедности, стимулирует предпринимательские инициативы граждан и имеет огромный потенциал для решения экономических и социальных задач государства.
Ритм современной жизни большинства государств сопровождается увеличением объема производства, урбанизацией, ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, ростом объема информации и т.д
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА……………………11
1.1 Особенности развития стран с переходной экономикой……………………………….11
1.2 Значение международного туризма я стран с переходной экономикой ……...……….21
1.3 Основные методы оценки потенциала развития туристической отрасли……………..31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………...40
2.1 Анализ успешного развития туризма в Российской Федерации……………………….40
2.2 Потенциальные возможности развития туризма в Кыргызской Республике…………50
2.3 Анализ развития туристической индустрии в Кыргызской Республике………………61
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ…………………………………………70
3.1 Возможности развития туризма в Российской Федерации……………………….…….70
3.2 Совершенствование развития туристической отрасли в Кыргызской Республике…..81
3.3 Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»…………………………………………92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………104
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………
Расширение сферы курортно-
1) Число хозяйствующие субъекты сферы туризма
Таблица 2
Зарегистрированные
(на 1 января, единиц)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Всего | 4601 | 4787 | 5036 | 5321 | 5424 |
Гостиницы | 383 | 406 | 472 | 515 | 536 |
Предприятия отдыха и туризма | 478 | 492 | 527 | 563 | 579 |
Рестораны | 1959 | 1926 | 1888 | 1894 | 1877 |
Туристические агентства | 1667 | 1852 | 2039 | 2234 | 2320 |
Санаторно-курортные учреждения | 97 | 93 | 92 | 98 | 92 |
Природные парки и заповедники | 17 | 18 | 18 | 17 | 17 |
Согласно данным, представленным в Таблице 2, число зарегистрированные хозяйствующих субъектов сферы туризма по видам оказываемых услуг в области рекреации и отдыха возросло на 1,17 % в течение 5 лет и достигло 5424. Что несомненно благоприятно сказывается на экономике страны.
2) Труд и заработная
плата в сфере туризма,
Таблица 3
Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций сферы туризма
(сом)
| 2006 | 2007 | 2008 |
Всего | 2773 | 3563 | 4411 |
Гостиницы | 6822 | 8832 | 9700 |
Предприятия отдыха и туризма | 1990 | 3078 | 4477 |
Рестораны | 1368 | 1540 | 2547 |
Туристические агентства | 2050 | 2665 | 3106 |
Санаторно-курортные учреждения | 2056 | 2680 | 3593 |
Природные парки и заповедники | 2284 | 3041 | 3701 |
С каждым годом увеличивается тенденция развития туристической отрасли вместе с ним и привлекается большое число трудовых ресурсов в туристическую сферу. Что обусловлено ростом заработной платы. Из данной таблицы мы видим, что самые наибольшие доходы у сотрудников гостиничного комплекса.
Таблица 4
3) Подготовка специалистов
с высшим образованием по
«Социально-курортный сервис и туризм» в 2008/2009 учебном году
(человек)
| Всего |
Принято студентов | 401 |
Численность обучавшихся | 1643 |
Выпущено специалистов | 235 |
В 2008 – 2009 году на специальность по направлению «Туризм» в высшие учебные заведения поступило - 401 учащихся, общее количество обучавшихся составило – 1643 студента, дипломированных специалистов – 235 человек.
3) Международные туристские потоки
Таблица 5
Экспорт и импорт туристских услуг (поездки)
(миллионов долларов США)
| 2006 | 2007 | 2008 |
Экспорт | 164,6 | 342,2 | 509,2 |
в том числе: | | | |
страны СНГ | 136,5 | 308,3 | 468,2 |
страны вне СНГ | 28,1 | 33,9 | 41,0 |
Импорт | 91,6 | 112,4 | 304,4 |
в том числе: | | | |
страны СНГ | 80,9 | 100,7 | 273,8 |
страны вне СНГ | 10,7 | 11,7 | 30,6 |
Рис.2 Удельный вес стран СНГ и вне СНГ в общем объеме экспорта туристических услуг
(в процентах к итогу)
Рис. 3 Удельный вес стран СНГ и вне СНГ в общем объеме импорта туристических услуг
4.Туристические перевозки
Таблица 6
Доходы, полученные от перевозок туристов
(миллионов сомов)
| 2006 | 2007 | 2008 |
Все доходы | 1474,9 | 2159,5 | 3615,4 |
в том числе полученные от перевозок | | | |
воздушным транспортом | 1044,5 | 1512,1 | 2692,7 |
железнодорожным транспортом | 329,9 | 430,1 | 612,3 |
автомобильным транспортом | 100,5 | 217,3 | 310,4 |
Туристические перевозки
одна из динамично развивающихся
отраслей, доходы от перевозок в 2008
году составили – 3615,4. Самая большая
доля перевозок приходится на долю
воздушного транспорта – 2692,7, за тем
следует железнодорожные
5) Цены на туристические услуги
Таблица 7
Индексы потребительских цен (тарифов) на отдельные виды товаров и услуг
(в процентах в декабрю предыдущего году)
| 2006 | 2007 | 2008 |
Услуги гостиниц | 105,4 | 104,5 | 116,7 |
Туристические поездки | 96,6 | 94,1 | 108,2 |
Санатории, дома отдыха | 100,8 | 109,6 | 120,4 |
Воздушный транспорт | 97,0 | 95,6 | 130,9 |
Железнодорожный транспорт | 128,1 | 115,8 | 104,8 |
Городской пассажирский транспорт | 98,7 | 100,0 | 155,2 |
Бензин автомобильный | 94,0 | 114,7 | 90,6 |
Междугородная телефонная связь | 100,0 | 94,6 | 131,3 |
Обед в столовой | 102,9 | 122,4 | 114,4 |
Обед в ресторане | 102,7 | 147,4 | 151,7 |
Услуги фотографа | 103,3 | 107,5 | 84,9 |
Данные таблицы 8 показывают, что индексы потребительских цен в среднем за период увеличилось на 12 % на все оказываемые услуги.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В
3.1 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Ресурсные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз.
В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов России.
Несомненными конкурентными преимуществами России являются политическая стабильность и повышение уровня безопасности в стране, рост доходов граждан на душу населения, стабильность национальной валюты.
Вместе с тем следует
отметить, что уникальные природные
ресурсы и культурное наследие, которыми
обладает наша страна, не могут рассматриваться
в качестве единственного и достаточного
условия для обеспечения
К конкурентным слабостям
можно отнести такие до сих
пор сохраняющиеся и
- недостаточно развитая
туристская инфраструктура в
большинстве регионов страны, малое
количество гостиничных
- высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
- препятствия для привлечения
инвестиций в туристскую
- в целом сохраняющийся
дефицит квалифицированных
- сохранение негативных
стереотипов восприятия образа
России, создаваемого отдельными
зарубежными средствами
- остаются нерешенными
вопросы упрощения порядка
выдачи российских виз
Таким образом, системная
проблема состоит в том, что при
сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности
России на мировом туристском рынке
возможности развития отечественного
туристского рынка будут
На основании изложенного целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.
Для достижения сформулированной
цели необходимо обеспечение стимулов
для успешного развития въездного
и внутреннего туризма в
- совершенствование
- развитие и совершенствование
туристской инфраструктуры, в том
числе сопутствующей (
* создание новых приоритетных туристских центров;
* рекламно-информационное имиджевое продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
* повышение качества туристских и сопутствующих услуг;
* совершенствование визовой политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;
- обеспечение условий
для личной безопасности
Федеральные целевые программы
Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 года осуществляется: в рамках действующих федеральных целевых программ:
«Юг России» (2008-2012
гг.), раздел «Развитие туристско-
Предлагается осуществлять в рамках следующих действующих, разрабатываемых и планируемых к разработке федеральных целевых программ:
- «Социальное развитие села до 2010 года»,
- «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 2000-2008 годы и до 2013 года»,
- «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)»;
- «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)»;
«Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010-2015 гг.».
1. Федеральная целевая
программа «Юг России» (2008-
Целью раздела является
реализация мер государственной
поддержки развития перспективных
территорий и проектов в сфере
туризма, создание дополнительных условий
для привлечения инвестиций в
туристическую индустрию
Это определило задачи раздела
по созданию новой туристских комплексов,
способных повысить инвестиционную
привлекательность таких
В связи со стремительным
развитием горнолыжных
Общий объем финансирования
из федерального бюджета по разделу
«Развитие туристско-
По экспертным оценкам развитие туристско-рекреационного комплекса в результате реализации программы позволит создать около 13 тыс. рабочих мест, снизить уровень безработицы на 25 %, увеличить количество туристов более чем в 2,5 раза.