Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:08, дипломная работа
Актуальность выпускной работы обусловлена тем, что в условиях растущей глобализации мировая туристическая индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. В рамках программы Комплексной основы развития туризм признан одним из приоритетных направлений экономики. Туризм способствует снижению уровня бедности, стимулирует предпринимательские инициативы граждан и имеет огромный потенциал для решения экономических и социальных задач государства.
Ритм современной жизни большинства государств сопровождается увеличением объема производства, урбанизацией, ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, ростом объема информации и т.д
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА……………………11
1.1 Особенности развития стран с переходной экономикой……………………………….11
1.2 Значение международного туризма я стран с переходной экономикой ……...……….21
1.3 Основные методы оценки потенциала развития туристической отрасли……………..31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………...40
2.1 Анализ успешного развития туризма в Российской Федерации……………………….40
2.2 Потенциальные возможности развития туризма в Кыргызской Республике…………50
2.3 Анализ развития туристической индустрии в Кыргызской Республике………………61
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ…………………………………………70
3.1 Возможности развития туризма в Российской Федерации……………………….…….70
3.2 Совершенствование развития туристической отрасли в Кыргызской Республике…..81
3.3 Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»…………………………………………92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………104
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………
Специфика туризма в малых исторических городах России
В начале, как нам кажется,
следует сказать, что в России
сложилась особая система территориальной
организации внутреннего
В настоящий момент, как
нам известно, все исторические города
России разделяются на четыре категории
по ценности их архитектурно-
Категория Й — исторические
города международного (мирового) значения,
наследие которых имеет признанный
международным сообществом
Категория ЙЙ — исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.
Категория ЙЙЙ — исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.
Категория ЙV — прочие исторические города.
В качестве примера были взяты города III и IV категорий, поскольку, как мы видим, они менее привлекательны для государства и, как следствие, происходит их некоторая экономическая дискриминация.
В соответствии с российским законодательством:
«Историческим поселением является
городское или сельское поселение,
в границах территории которого расположены
объекты культурного наследия: памятники,
ансамбли, достопримечательные места,
а также иные культурные ценности,
созданные в прошлом, представляющие
собой археологическую, историческую,
архитектурную, градостроительную, эстетическую,
научную или социально-
В историческом поселении
государственной охране подлежат все
исторически ценные градоформирующие
объекты: планировка, застройка, композиция,
природный ландшафт, археологический
слой, соотношение между различными
городскими пространствами (свободными,
застроенными, озеленёнными), объёмно
— пространственная структура, фрагментарное
и руинированное
Малые исторические города, как мы знаем, составляют особую ценность для РФ. Существует ряд определений малого исторического города. Однако точное определение малого исторического города и его принципиальные отличие очень удачно, на наш взгляд определены Н.Ю. Лысовой, доктораном кафедры культурологии Мордовского государственного университета, которая пишет, что «Малые города — самая многочисленная группа городских поселений во всем мире. Это устойчивая категория, являющаяся также необходимым элементом отечественного «городского каркаса». Специфика малого города в том, что он «малый». Данное определение подразумевает, прежде всего, численность проживающих и незначительную площадь, занимаемую им. Установлено, что к категории «малый город» на рубеже XX—XXI вв. относятся территории с населением от 12 до 50 тыс. человек. Параметры пространства малых городов относительны. В настоящее время площадь большинства из них незначительна, однако они неравнозначны между собой. Протяженность города напрямую зависит от роли, которую тот или иной населенный пункт рассматриваемого типа играл в прошлом. Современный малый город мог быть уездным, заштатным поселением или большим культовым центром, со временем утратившим свое значение.
Большинство малых городов
имеют статус исторических. В отличие
от сравнительно недавно образованных
малых городов (промышленных, курортных,
научных центров и т. п.), малый
исторический город — это особый
тип сообщества, в котором в
значительной мере сохранился отечественный
историко-культурный потенциал, способный
актуализироваться в
Все перечисленные особенности
визуализируются в
Еще одной важной особенностью
туризма в малых исторических
городах мы можем назвать географически-
Анализ туристического рынка
в секторах въездного и внутреннего
туризма
Эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости – одно рабочее место в туризме приводит к появлению четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристического продукта.
Как показывают исследования, к сожалению, доля России в мировых показателях ничтожна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, она не может обеспечить подобные результаты. В России всего три из каждых 100 новых рабочих мест появляются благодаря туризму, против десяти в тех странах. Разрыв между странами – лидерами туристического рынка и Россией увеличивается.
Очевидно, что Россия, несмотря
на высокий туристический
Потенциал возможного развития туризма в России большой, и она, по прогнозам ЮНВТО (Ibid.), к 2020 г. войдет в первую десятку стран как по приему туристов , так и по выезду туристов за границу государства. Практика показывает, что положение с туризмом (особенно въездным) сейчас далеко не так благополучно, как предсказывают специалисты.
Неблагополучное положение туризма в России объясняется тем, что туристический потенциал государства далеко не востребован, качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм в нашей стране ассоциируется со спортом и укрепления здоровья (лечебно – оздоровительный спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.
Однако, как показали данные 2008 года, внутренний туристический поток вырос на 6% и составил 30,3 миллиона человек, в то время как динамика спроса на выездной туризм в прошлом году была разнонаправленной, сообщил глава Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Анатолий Ярочкин. «Рост выездного туризма за девять месяцев 2008 года вырос на 24%. Однако конец (прошлого) года дал значительное сокращение из-за кризиса», - сказал он. По словам главы Ростуризма, за четвертый квартал 2008 года турпоток из РФ, в основном, сократился в Египет и ОАЭ. По разным оценкам, спад на этих направлениях составил 29-35%. «Среди дальних направлений в числе лидеров по снижению спроса оказался Таиланд - по предварительным оценкам, россиян в эту страну съездило (в 2008 году) на 20% меньше, чем в 2007 году. Среди причин падения спроса на этом направлении - не только экономический кризис, но и политические события, развернувшиеся в Таиланде в начале декабря», - отметил Ярочкин.
Одна из особенностей современного российского туризма – его ориентация преимущественно на выездной туризм. Значительное количество действующих в России туристических фирм предпочитает заниматься отправкой своих сограждан за границу, и только не большая их часть занимается привлечением зарубежных гостей в Россию. Таки образом, основная доля капиталов от туристического бизнеса уходит за границу. Социальный туризм испытывает в настоящий период кризис, хотя такой вид как шоптуры, находится, наоборот, на подъеме.
Въездной туризм в России
переживает сегодня не лучшие времена,
прежде всего вследствие мировой
антирекламы страны. Под этим мы
подразумеваем длительное наследие
внешней политики Советского союза,
а так же западных политических тенденций
последней предвыборной кампании в
США. В результате количество иностранных
гостей невелико. В этих условиях большинство
отечественных туристических
В процессе перехода экономики России на рыночные основы и её интеграции в мировое хозяйство сфера услуг сыграла активную роль. Как и в других странах, российский сервисный сектор претерпел не только процесс становления за этот период, но и ряд технических, структурных и организационных изменений. В 2006 году на долю услуг приходилось порядка 10% ВВП, что в 4-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, но, безусловно, это гораздо выше показателя 1990 года – 5,75%. Однако следует отметить, что этот рост вызван скорее негативными факторами, чем положительными сдвигами в структуре экономики. Во-первых, рост услуг отмечался на фоне глубокого падения материального производства. Во-вторых, более высокий реальный доход как результат бума в энергосекторе ведет к сверхрасходам на неторгуемые товары (услуги), что повышает их стоимость. Если структурировать современную сервисную сферу, то получается следующее разделение (по данным за 2006 год): 33,5% - коммунальные и бытовые услуги, 21,2% – транспорт, 18,6% – связь, 13,3% - социальные услуги, 3,8% - культурно-рекреационные услуги.
Выделяя проблематику современного функционирования и тенденции развития международного туристического рынка в России, логика разделения исследуемых вопросов в рамках тех или иных границ рынка выглядит наиболее обосновано. Потому что подобное рассмотрение позволяет максимально полно учесть все аспекты деятельности отрасли и отобразить их в логически стройной форме, пригодной для последующей разработки рекомендаций по совершенствованию деятельности в сфере международного туризма. Проблемы выделены в соответствии с существующими видами границ рынка: продуктовыми, временными и локальными (см. таблицу 1).
Таблица 1
Проблемы международного туризма в России в соответствии с типами рыночных границ
| Типы рыночных границ |
Проблемы
| - Создание нового туристического продукта, модификация уже имеющихся и их продвижение на российском рынке международного туризма. - Дифференциация отечественного туристического продукта.- Недостаточная известность и раскрученность туристического брэнда «Россия» за рубежом. - Низкий квалификационный уровень работников российской индустрии международного туризма. | - Сезонная зависимость туристов и туроператоров.- Пассивность туроператоров перед проблемой «сезонности».- Наличие сложной процедуры въезда для иностранных туристов. | - Уровень развития курортов, их инфраструктурная оснащенность.- Низкая адаптированность местного населения к содействию развития въездного туризма.- Локализация выездного туризма. |