Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:08, дипломная работа

Описание работы

Актуальность выпускной работы обусловлена тем, что в условиях растущей глобализации мировая туристическая индустрия представляет приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. В рамках программы Комплексной основы развития туризм признан одним из приоритетных направлений экономики. Туризм способствует снижению уровня бедности, стимулирует предпринимательские инициативы граждан и имеет огромный потенциал для решения экономических и социальных задач государства.
Ритм современной жизни большинства государств сопровождается увеличением объема производства, урбанизацией, ухудшением экологической обстановки, изоляцией горожан от природы, ростом объема информации и т.д

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА……………………11
1.1 Особенности развития стран с переходной экономикой……………………………….11
1.2 Значение международного туризма я стран с переходной экономикой ……...……….21
1.3 Основные методы оценки потенциала развития туристической отрасли……………..31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ………………………...40
2.1 Анализ успешного развития туризма в Российской Федерации……………………….40
2.2 Потенциальные возможности развития туризма в Кыргызской Республике…………50
2.3 Анализ развития туристической индустрии в Кыргызской Республике………………61
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ…………………………………………70
3.1 Возможности развития туризма в Российской Федерации……………………….…….70
3.2 Совершенствование развития туристической отрасли в Кыргызской Республике…..81
3.3 Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»…………………………………………92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………104
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………

Файлы: 1 файл

Туризим в Кыргызстане.docx

— 163.11 Кб (Скачать файл)

Специфика туризма в малых  исторических городах России

В начале, как нам кажется, следует сказать, что в России сложилась особая система территориальной  организации внутреннего туризма. Внутренний туризм и потенциал его  развития оценивается как по отдельным  административным единицам, так и  по туристическим районам. За последнюю  четверть века сетка рекреационного и туристического районирования  неоднократно менялась. Наиболее известны: районирование В.С.Преображенского  и Б.Н.Лиханова, Ю.С. Прутикова и  В.В. Свешникова, И.В.Зорина, а так  же коллектива ученых РМАТ.

В настоящий момент, как  нам известно, все исторические города России разделяются на четыре категории  по ценности их архитектурно-градостроительного наследия:

Категория Й — исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.

Категория ЙЙ — исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет  выдающийся характер и для его  сохранения требуется разработка комплексных  программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению  исторической среды.

Категория ЙЙЙ — исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение  из общего списка и нуждается в  сохранении и использовании его  как градостроительного наследия.

Категория ЙV — прочие исторические города.

В качестве примера были взяты города III и IV категорий, поскольку, как мы видим, они менее привлекательны для государства и, как следствие, происходит их некоторая экономическая  дискриминация.

В соответствии с российским законодательством:

«Историческим поселением является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены  объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

В историческом поселении  государственной охране подлежат все  исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический  слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно  — пространственная структура, фрагментарное  и руинированное градостроительное  наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и  созданным человеком окружением, различные функции исторического  поселения, приобретённые им в процессе развития, а также другие ценные объекты.

Малые исторические города, как мы знаем, составляют особую ценность для РФ. Существует ряд определений  малого исторического города. Однако точное определение малого исторического  города и его принципиальные отличие  очень удачно, на наш взгляд определены Н.Ю. Лысовой, доктораном кафедры культурологии  Мордовского государственного университета, которая пишет, что «Малые города — самая многочисленная группа городских  поселений во всем мире. Это устойчивая категория, являющаяся также необходимым  элементом отечественного «городского  каркаса». Специфика малого города в том, что он «малый». Данное определение  подразумевает, прежде всего, численность  проживающих и незначительную площадь, занимаемую им. Установлено, что к  категории «малый город» на рубеже XX—XXI вв. относятся территории с  населением от 12 до 50 тыс. человек. Параметры  пространства малых городов относительны. В настоящее время площадь  большинства из них незначительна, однако они неравнозначны между  собой. Протяженность города напрямую зависит от роли, которую тот или  иной населенный пункт рассматриваемого типа играл в прошлом. Современный  малый город мог быть уездным, заштатным поселением или большим  культовым центром, со временем утратившим свое значение.

Большинство малых городов  имеют статус исторических. В отличие  от сравнительно недавно образованных малых городов (промышленных, курортных, научных центров и т. п.), малый  исторический город — это особый тип сообщества, в котором в  значительной мере сохранился отечественный  историко-культурный потенциал, способный  актуализироваться в современности. Во-первых, малые города являются своеобразной переходной ступенью от городской культуры с ее значительной профессиональной составляющей к традиционной сельской. Небольшой город ценен прежде всего тем, что он крепкими узами  связан с сельской периферией, окружающей территорией, окрестными селами и деревнями, являясь своего рода «столицей» сельского  района. Во-вторых, важнейшая особенность  небольшого центра — взаимодействие с живой природой, первозданным ландшафтом в отличие от практически полностью  искусственной среды большого города. В-третьих, социальная организация  жизни в малом городе характеризуется  такими параметрами культурного  хронотопа, как неспешность и  размеренность повседневности, близкое  знакомство жителей друг с другом, более проникнутые чувством, нежели рассудочностью, взаимоотношения горожан. В связи с этим социальная информация, оседающая на протяжении многих лет  в среде малого города (традиции, обычаи, мифы, фольклор и т. д.), сохраняется дольше и всегда востребована.

Все перечисленные особенности  визуализируются в архитектурном  облике малого города. В образе малого исторического поселения сильна «архитектура земли». Главные параметры  архитектурного пространства малого города ориентированы на сомасштабность с  человеком». Как мы видим, из этого  определения вытекает специфика  туризма в малых исторических городах России, которая должна быть направлена, прежде всего, на знакомство с культурой малого исторического  города как представителя культуры Старой России (под «Старой Россией» мы имеем в виду Россию до технократической эпохи). А во-вторых, подробное знакомство с историей страны, что может быть осуществлено как в рамках внутреннего, так и в рамках въездного туризма.

Еще одной важной особенностью туризма в малых исторических городах мы можем назвать географически-климатический  разброс этих городов. Если взглянуть  на географическую карту России, мы увидим это разнообразие. Каждый малый  исторический город уникален и требует  особого подхода при выработке  стратегий. На наш взгляд именно в  этом кроется проблема выработки  единой стратегии развития всех малых  исторических городов в России.

Анализ туристического рынка  в секторах въездного и внутреннего  туризма                         (по сравнению с выездным).

Эта отрасль обладает высоким  инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит четыре рубля  суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент  и в занятости – одно рабочее  место в туризме приводит к  появлению четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристического продукта.

Как показывают исследования, к сожалению, доля России в мировых  показателях ничтожна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, она не может обеспечить подобные результаты. В России всего три  из каждых 100 новых рабочих мест появляются благодаря туризму, против десяти в  тех странах. Разрыв между странами – лидерами туристического рынка  и Россией увеличивается.

Очевидно, что Россия, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает на сегодняшний день весьма скромное место на мировом туристическом  рынке. На ее долю приходится чуть более 1% мирового туристического потока. Если доля туризма в ВНП большей  части развитых государств составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах  достигает 50%, то в современной России этот показатель равняется примерно 0,01%. Тем не менее, этот крупный межотраслевой  комплекс за последние годы интенсивно формируется и, следовательно, со временем должен внести большой вклад в  процесс вывода экономики России из кризиса.

Потенциал возможного развития туризма в России большой, и она, по прогнозам ЮНВТО (Ibid.), к 2020 г. войдет в первую десятку стран как  по приему туристов , так и по выезду туристов за границу государства. Практика показывает, что положение с туризмом (особенно въездным) сейчас далеко не так благополучно, как предсказывают специалисты.

Неблагополучное положение  туризма в России объясняется  тем, что туристический потенциал  государства далеко не востребован, качество обслуживания приезжающих  не во всех случаях соответствует  международным стандартам. До последнего времени туризм в нашей стране ассоциируется со спортом и укрепления здоровья (лечебно – оздоровительный  спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой  валюте.

Однако, как показали данные 2008 года, внутренний туристический  поток вырос на 6% и составил 30,3 миллиона человек, в то время как  динамика спроса на выездной туризм в  прошлом году была разнонаправленной, сообщил глава Федерального агентства  по туризму (Ростуризм) Анатолий Ярочкин. «Рост выездного туризма за девять месяцев 2008 года вырос на 24%. Однако конец (прошлого) года дал значительное сокращение из-за кризиса», - сказал он. По словам главы Ростуризма, за четвертый  квартал 2008 года турпоток из РФ, в основном, сократился в Египет и ОАЭ. По разным оценкам, спад на этих направлениях составил 29-35%. «Среди дальних направлений  в числе лидеров по снижению спроса оказался Таиланд - по предварительным  оценкам, россиян в эту страну съездило (в 2008 году) на 20% меньше, чем  в 2007 году. Среди причин падения спроса на этом направлении - не только экономический  кризис, но и политические события, развернувшиеся в Таиланде в начале декабря», - отметил Ярочкин.

Одна из особенностей современного российского туризма – его  ориентация преимущественно на выездной туризм. Значительное количество действующих  в России туристических фирм предпочитает заниматься отправкой своих сограждан  за границу, и только не большая их часть занимается привлечением зарубежных гостей в Россию. Таки образом, основная доля капиталов от туристического бизнеса  уходит за границу. Социальный туризм испытывает в настоящий период кризис, хотя такой вид как шоптуры, находится, наоборот, на подъеме.

Въездной туризм в России переживает сегодня не лучшие времена, прежде всего вследствие мировой  антирекламы страны. Под этим мы подразумеваем длительное наследие внешней политики Советского союза, а так же западных политических тенденций  последней предвыборной кампании в  США. В результате количество иностранных  гостей невелико. В этих условиях большинство  отечественных туристических фирм предпочитают заниматься выездным туризмом, который для них оказывается  более выгодным и менее проблематичным. Хотя в последнее время наметились положительные сдвиги в развитии внутреннего туризма и привлечении  иностранных гостей.

В процессе перехода экономики  России на рыночные основы и её интеграции в мировое хозяйство сфера  услуг сыграла активную роль. Как  и в других странах, российский сервисный  сектор претерпел не только процесс  становления за этот период, но и  ряд технических, структурных и  организационных изменений. В 2006 году на долю услуг приходилось порядка 10% ВВП, что в 4-5 раз ниже, чем в  странах с развитой рыночной экономикой,  но, безусловно, это гораздо выше показателя 1990 года – 5,75%. Однако следует отметить, что этот рост вызван скорее негативными факторами, чем положительными сдвигами в структуре экономики. Во-первых, рост услуг отмечался на фоне глубокого падения материального производства. Во-вторых, более высокий реальный доход как результат бума в энергосекторе ведет к сверхрасходам на неторгуемые товары (услуги), что повышает их стоимость. Если структурировать современную сервисную сферу, то получается следующее разделение (по данным за 2006 год): 33,5% - коммунальные и бытовые услуги, 21,2% – транспорт, 18,6% – связь, 13,3% - социальные услуги, 3,8% - культурно-рекреационные услуги.

Выделяя проблематику современного функционирования и тенденции развития международного туристического рынка  в России, логика разделения исследуемых  вопросов  в рамках тех или  иных границ рынка выглядит наиболее обосновано. Потому что подобное рассмотрение позволяет максимально полно  учесть все аспекты деятельности отрасли и отобразить их в логически  стройной форме, пригодной для последующей  разработки рекомендаций по совершенствованию  деятельности в сфере международного туризма. Проблемы выделены в соответствии с существующими видами границ рынка: продуктовыми, временными и локальными (см. таблицу 1).

Таблица 1

Проблемы международного туризма в России в соответствии с типами рыночных границ

 

  | Типы рыночных границ |

 Проблемы международноготуризма  в России | ПРОДУКТОВЫЕ | ВРЕМЕННЫЕ | ЛОКАЛЬНЫЕ |

  | - Создание нового туристического продукта, модификация уже имеющихся и их продвижение на российском рынке международного туризма. - Дифференциация отечественного туристического продукта.- Недостаточная известность и раскрученность туристического брэнда «Россия» за рубежом. - Низкий квалификационный уровень работников российской индустрии международного туризма.  | - Сезонная зависимость туристов и туроператоров.- Пассивность туроператоров перед проблемой «сезонности».- Наличие сложной процедуры въезда для иностранных туристов. | - Уровень развития курортов, их инфраструктурная оснащенность.- Низкая адаптированность местного населения к содействию развития въездного туризма.- Локализация выездного туризма.  |

Информация о работе Перспективы развития туризма в Кыргызской Республике на примере деятельности туристического агентства «KYRGYZ CONCEPT»